"Опыт использования музейной педагогики в младшей группе ДОУ"
статья по аппликации, лепке (младшая группа) по теме

Дорофеева Полина Николаевна

Опыт использования музейной педагогики по теме: деревянная игрушка «Матрешка»

Сущность опыта состоит в реализация направления «Музейная педагогика» в детском саду, разработка занятия с использованием экспонатов музея.
Практическая значимость опыта заключается в возможности применения его в повседневной практике любого образовательного учреждения.

В младшей группе ОДОД создан мини – музей «Красна – изба». Целью проекта является Приобщение детей к истокам народной русской культуры, посредством создания предметно-развивающей среды.

 Занятия, проводимые в мини-музее, закладывают основы гуманизма, предоставляют дошкольникам возможность прикоснуться к истории народных промыслов, оказывают помощь в процессе формирования уважительного отношения между родителями и детьми, способствуют сближению детского сада и семьи.

В рамках работы в мини - музее "Красна - изба" представленно интегрированное занятие по двум областям развития Познавательная и Художественно-эстетическая область. Занятие "Ах, какие крошечки - в тереме матрешечки!" включает в себя историю возникновения деревянной игрушки матрешки, упражнение на координацию и мелкую моторику, декоративное оформление аппликации бумажными комочками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного занятия непосредственно – образовательной деятельности

по освоению Познавательной и Художественно – эстетической области развития

Вторая младшая группа «Теремок»

Воспитатель Редькина Полина Николаевна

Тема: «Ах, какие крошки – в тереме матрешки»

Цель: формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке.

Задачи:

 Образовательные:

  • Познакомить с  историей создания русской матрешки.

Развивающие:

  • Развивать у детей познавательный интерес к матрешке, как к сувениру, символу страны.
  • Продолжать развивать речь, мышление, воображение.
  • Развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении игрушки – матрешки.

Воспитательная:

  •  Воспитывать любовь к народному искусству.

               

Предварительная работа: Знакомство с русским народным костюмом, традициями и обычаями русского народа, изучение и изготовление тряпичных игрушек и элементов русского национального костюма.

Этап,

его продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы, формы, приемы

Результат

Психологический настрой – 1 мин.

Приветствие, установление зрительного, слухового контакта

Эмоциональная поддержка детей

Участие в приветствии

Вводно – организационное слово воспитателя

Психологическая готовность

Вводно – организационный –  1-2 мин.

Концентрация внимания на русский народный костюм. Формирование умения вести диалог

Постановка вопросов

Ответы

Беседа,

Привличение внимания

Мотивационно – побудительный – 1-2 мин.

Формирование представлений о предстоящей деятельности

Постановка вопроса. Загадывание загадки

Ответ на вопрос

Соревновательный момент

Стремление участвовать в диалоге, эмоциональный отклик на беседу

Актуализация, 3 мин

Актуализация имеющихся знаний, представлений.

Постановка вопросов с направлением деятельности

Участие в диалоге, отвечают на вопросы

Использование игровых приемов

Воспроизведение новой информации

Восприятие и усвоение нового,  5-8 мин.

Расширение знаний и представлений и свойствах и качествах объекта.

Последовательный рассказ об истории возникновения объекта

Наблюдение, рассматривание объекта, сравнение.

Рассказ воспитателя с наглядной демонстрацией

Овладение способами познавательной деятельности.

Динамическая пауза 1 – 2 мин.

Предупреждение утомляемости детей.

Совместная деятельность с детьми

Совместная деятельность с воспитателем

Танец «Мы матрешки…»

Снятие физического напряжения

Практическая работа, 5-10 мин.

Применение знаний, навыков и умений.

Выстраивание алгоритма практической работы.  Взаимодействие с детьми в достижении результата.

Выполнение практической работы. Индивидуальная работа. Взаимодействие с педагогом.

Индивидуальная форма работы конструктивного и творческого характера. Выполнение Аппликации

Овладение умениями работать по правилам по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Рефлексивно - корригирующий  3 мин.

Формирование элементарных навыков самоконтроля. Корректирование при необходимости деятельности и результата в соответствии с поставленной задачей.

Индивидуальная проверка итогового результата, исправление ошибок.

Самопроверка по образцу, исправление ошибок.

Индивидуальная работа

Формирование элементарных навыков самоконторя и овладение универсальными предпосылками учебной деятельности.

Заключительный этап. Рефлексия 3 мин.

Подведение итогов. Формирование элементарных навыков самооценки.

Постановка вопросов с разных точек зрения: качества выполненной работы, эмоционального состояния и качества усвоения новой информации

Участие в диалоге, высказываются по поводу полученной информации, выполненной аппликации и эмоционального состояния во время занятия.

Беседа. Фронтальная работа.

Осознание себя как участника позновательного, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки.

                                                                                                                     

                                                                                                                       Ход НОД

-Здравствуйте Ребята, низкий вам поклон.(приветствие детей)

- Посмотрите как я сегодня одета? Как называется мой костюм?

(ответы детей)

- А посмотрите сюда, что у меня на голове? Как это называется? Что у меня на ногах?

(ответы детей)

- Ребята а вы знаете кто еще из игрушек носит такой наряд?

(ответы детей)

Загадка:

Деревянные подружки

Любят прятаться друг в дружке,

Носят яркие одёжки,

Называются — …

- Да, правильно это Матрешки.

- Посмотрите ребята у вас на столах стоят заготовки матрешек. Из какого материала они сделаны?Возьмите их в ручки и потрогайте, какие они?А еще какие?(ответы детей)

- А теперь потрясите их, там что-то есть?Давайте откроем и посмотрим что же там внутри.

-Доставайте матрешечек и поставьте их рядышком. Посмотрите чем же они отличаются?1 матрешка какая? А следующая какая? А последняя какая? Действительно последняя такая маленькая как младенец и поэтому не разымается.

Ростом разные подружки

Но похожи друг на дружку,

Все они седят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

- Теперь немного истории : матрешке около 100 лет. Первую матрешку выточил токарь из города Подольск Василий Звездочкин, а расписал художник Сергей Малютин. Матрешка стала символом русской народной культуры. С тех пор много разных матрешек появилось  родом из разных городов, среди них есть и авторские матрешки.

Я Матрёшка-сувенир
В расписных сапожках.
Прогремела на весь мир
Русская Матрёшка.
Мастер выточил меня
Из куска берёзы.
До чего румяна я,
Щёки, словно розы.

- Ребята посмотрите, а в нашем мини-музее есть матрешки? Достаньте их пожалуйста.

- Давайте рассмотрим костюм матрешки, что на ней надето? Что у нее на голове? А каких цветов ее наряд? Какие узоры на ее сарафане? (ответы детей)

- А теперь сравните нашу заготовку с расписной матрешкой.

- Ребятки, а вы хотите немножко побыть матрешками? Давайте тогда немножко нарядимся и попляшем.

Танец мы матрешки

Мы – матрешки, (ручки «полочкой») покачиваясь

Мы матрешки,

Вот такие крошки! Присесть – показать малый рост.

Как у на, как у нас,

Чистые ладошки. Показать ладошки.

Мы – матрешки, (ручки «полочкой») покачиваясь

Мы матрешки,

Вот такие крошки! Присесть – показать малый рост

Как у нас, как у нас

Новые сапожки. Выставить поочередно ножку на пяточку.

Мы – матрешки, (ручки «полочкой») покачиваясь

Мы матрешки,

Вот такие крошки! Присесть – показать малый рост

Мы хотим, мы хотим поплясать немножко. Кружаться.

Мы – матрешки, (ручки «полочкой») покачиваясь

Мы матрешки,

Вот такие крошки! Присесть – показать малый рост

Ох устали, ох устали,

Ох устали ножки! Погладить ножки.

Устали матрешки,

-да

сядьте на пол крошки!Сложить ладошки у щечки и заснуть

Отдохнули крошки?

-да

Вставайте на ножки! Встать и станцевать 3 куплет

- Молодцы садитесь за столы. У нас с вами есть задача и чтоб ее решить нам потребуются наши пальчики давайте их немножко разомнем.

Упражнение на мелкую моторику

Дуйте  в дудки (играют на дудке)

Бейте в ложки, (хлопают в ладоши)

В гости к нам пришли матрешки. (шагают пальчиками по столу)

Ложки деревянные (складывают ручки в ковшики)

Матрешечки румяные (качают головой ручки на щеках)

- У меня в руках находится матрешка, посмотрите чего ей не хватает?

(ответ детей)

-Давайте мы с вами украсим ее сарафанчик, а делать мы это будем с помощью вот таких вот бумажных шариков и клея. Для начала мы возьмем нашу матрешку выберем цвет украшения и место где оно будет размещаться, кисточкой промазывает место и приклеиваем шарик, проделываем все то же самое пока не заполним весь сарафанчик. И в итоге у нас получится вот такая вот красавица!(итоговый результат)

- Запомнили? Тогда начинаем!

Аппликация «Матрешки»

(индивидуальная работа детей)

- Итак, у всех получилась матрешка? Теперь она стала какая?(ответы детей)

- Что вам сегодня больше всего понравилось? А что не понравилось?(ответы детей)

- Вы бы хотели больше узнать о русском народном ремесле? В следующий раз мы познакомимся с вами с разными видами росписи. И узнаем какими же видами росписи расписаны наши матрешки , которые живут в нашем мини-музее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ

Музейная педагогика –одно из направлений работы ДОУ. Приобщать детей к музейной культуре, развивать их эстетическое восприятие и...

Использование музейной педагогики в образовательной и коррекционной деятельности с группами комбинированной направленности для детей с тяжелым нарушениями речи в возрасте от 4 до 5 лет

В государственном проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» обозначено: «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократическог...

Конспект НОД по музейной педагогике в младшей группе «Матрёшка — русская народная игрушка»

Конспект НОД по музейной педагогике в младшей группе«Матрёшка — русская народная игрушка»Цель: Знакомство с национальной культуры России.Задачи: Познакомить с народной игрушкой – матрёш...

Опыт работы Музейная педагогика. Мини-музей «В стране сказок»

Музейная педагогика в дошкольном образовательном учреждении...

Из опыта работы воспитателя подготовительной группы по использованию музейной педагогики в образовательном процессе

В.В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия....

Опыт работы "Музейная педагогика как форма взаимодействия с семьями воспитанников в коррекционно-логопедической работе"

Внедрение в коррекционно-образовательный процесс музейной технологии    способствует формированию и развитию гармоничной личности  дошкольника. Это эффективное средство коррекции р...

Консультация для педагогов «Использование музейной педагогики в практике разновозрастной группы»

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающей условия погружения личности в специально организованную предметно-пространств...