ООД по художественно-эстетическому развитию (лепке) "Нарядные матрешки"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Качкан Елена Владимировна

ООД по художественно-эстетическому развитию (лепке) "Нарядные матрешки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

конспект организованной образовательной деятельности для педагогов

по художественно-эстетическому развитию (лепке)

«Нарядные матрешки»

с детьми старшей группы

  http://dunadolls.ru/images/katalog/big/0314.gif

подготовила:

воспитатель МАДОУ "Детский сад №5"

 Качкан  Елена Владимировна.

г. Гусев

24 мая 2017 г.

Задачи.

Образовательные: Формировать представления об истории возникновения русской матрёшки, с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семёнова, Полховского Майдана, развивать умение отличать различные виды росписи друг от друга, расширять кругозор детей и их логическое мышление.

Расширять словарный запас детей, активизировать умение детей отвечать на вопросы, совершенствовать лексико-грамматический строй речи. Обогащать словарный запас словами «мастера», «ремесло», «роспись».

 Развивающие. Развивать творческие способностей детей при выполнении аппликации (в технике пластилинография, учить детей украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами, развивать творческую фантазию, самостоятельность в придумывании узора для сарафана матрёшки. Формировать эстетическое отношение к произведениям русского декоративно-прикладного искусства.

Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к народной игрушке. 

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением матрешек разных видов, рассматривание деревянных матрешек, игры с ними.

Материалы и оборудование:

Презентация " История русской матрешки", платки для девочек, трафареты матрешек из картона, набор пластилина, стеки, доски для лепки, влажные салфетки.

Ход.

 (Дети входят в группу вместе с воспитателем.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас в группе сегодня гости.

Здравствуйте, гости дорогие, званные и желанные!

Гости на пороге- хозяевам радость!

Приветствуем сегодня всех  гостей!

Мы говорим вам дружно: «Добрый день! »

Пусть теплота улыбок наших

Наполнит радостью ваш день!

Ребята, а вы любите ходить в гости? (Ответы детей). Сегодня мы тоже отправимся в гости, а к кому, вы узнаете, когда отгадаете загадку. Подходите все ко мне, слушайте внимательно:

Деревянные подружки

Любят прятаться друг в дружке,
            Носят яркие одёжки,
            Называются- (
матрёшки.) (Слайд 2)

Воспитатель. Посмотрите на экран. Кто это? (Матрешка). Проходите, садитесь на стульчики, мы рассмотрим ее поближе.

Ребята, а чем отличается матрешка от обычной куклы? (Внутри матрешки много кукол).

Сегодня я вам расскажу увлекательную историю о создании Матрешки. (Слайд3 )

Давным-давно, более 120 лет назад, русские купцы привезли из далекой Японии нам в Россию фигурку добродушного лысого старичка. Изображал она старичка Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Эта фигурка оказалась разъемной и внутри была спрятана фигурка поменьше, в ней ещё меньше и ещё... Таких фигурок оказалось ровно пять.

Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. И решили они сделать похожую игрушку (Слайд 4): изменили её внешний вид, переодели в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек и назвали её старинным русским именем-Матрёшей. (Слайд 5) И вкладывались в нее не уменьшенные копии, а просто девчонки и мальчишки, очевидно, братья и сестры, последняя куколка - младенец.

Матрёшки изготавливают из древесины, чаще всего из липы. Обычно первой вытачивают самую маленькую фигурку, которая не открывается, а потом уже все остальные. Мастерят матрешки в разных уголках нашей большой страны.

(Слайд 6) В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название – Семёновская матрёшка. Фартук этой матрёшки украшают цветы, здесь всегда присутствуют чистые теплые тона – какие?  ( Жёлтый, лимонный, зелёный). А вот платок  всегда расписан горохом.

(Слайд 7) Сергиевскию матрешку, которую создают в городе Сергеев Пасад, можно распознать по цветастому платку, а также нарядному сарафану и блузе с мелкими узорами.

(Слайд 8) Полховская матрешка родом из Поволжья. Она отличается своей формой. Роспись полховских матрешек сочетает в себе  малиново - красный, зеленый и черный цвет. Украшают этих матрешек  при помощи отдельных мазков, "тычков" и точек.

А сейчас я предлагаю вам немного поиграть.

Ну, ребятки не зевайте,
И в кружок скорей  вставайте.
Хотите поиграть немножко?
Нарядитесь вы матрёшкой.

Игра " Матрешки" Из детей выбирают 2-3 матрёшек. Им на головах завязывают платочки. Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрёшка» на мотив русской народной песни «Колпачок»:

Ах,  матрёшечка, матрёшка
Аленький платочек
Сарафан в цветочек.
Мы с тобой играли,
Мы тебя собрали.
На ноги поставили
Танцевать заставили.
(говорком) Танцуй сколько хочешь,
Выбирай кого захочешь.( Игра повторяется 2-3 раза)

Русская матрёшка - желанная гостья в каждом доме. Её охотно дарят друзьям на добрую память. Предлагаю и нам с вами сегодня своими руками создать красивых,  неповторимых матрёшек и подарить их своим родным и друзьям.

 

Предлагаю вам, ребята, в мастерскую к нам пройти.

Всё для вас уже готово, сможете здесь всё найти.

Мастера, скорей за дело: украшать матрёшек смело!

Выберем любой узор, чтоб порадовал наш взор!

 

Посмотрите, на столах у каждого приготовлен пластилин, доски для пластилина, стеки.

Но чтоб матрёшек украшать, надо пальчики размять:

Пальчиковая гимнастика

Мы — красавицы матрешки,         (Разжимают кулачки, шевелим                                                                        пальчиками)

Разноцветные одежки.

Раз — Матрена, два — Милаша,       (Загибают поочередно пальцы на

Мила - три, четыре — Маша,              правой руке, начиная с                                                                                                         большого).

Маргарита — это пять.

Нас нетрудно сосчитать.                       Разжимают кулачки 2 раза.

Воспитатель. А сейчас мы будем раскрашивать пластилином. Как эта техника называется? (Пластилинография) Сначала мы выбираем, каким цветом у наших матрешек будет платочек и сарафан. И заполняем наряды пластилином, не выходя за контуры. Отщипываем от большого куска маленький кусочек, слегка размягчаем его в руках и намазываем пальчиками на фигуру.

        Когда наряд матрешки закрасили, можно приступать к его украшению. Каким узором можно украсить наряд? (Горошинами, цветами) Как сделать горошины, цветы?(Скатать шарик, приложить и приплюснуть. Скатать жгут из пластилина, и придать ему форму цветка.)Так же для украшения наряда можно использовать стек.

Готовые матрешки выкладываются на стол.

Воспитатель. Посмотрите, какие замечательные матрешки у нас получились. Как вы считаете, какая матрешка самая веселая? Самая яркая? Самая румяная? Ребята, а что вы узнали сегодня нового? ( Ответы детей)

Пришло время расставанья, гостям скажем: "До свидания!"



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 6

Семёновская матрёшка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...

Художественно-эстетическое развитие лепка "Нарядные снеговики"

1. Образовательное: научить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Пояснить связь между пластической формой и способом лепки, закрепить умение детей передавать в лепке пр...

Конспект НОД. Художественно - эстетическое развитие. Лепка. "Нарядные лошадки"

ОО "Художественно - эстетическое развитие" Лепка по теме "нарядные лошадки" ( по мотивам дымковских игрушек)...

конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом

Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...

Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования» детей старшего дошкольного возраста

Актуальность. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» На современном этапе развития...

Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»

Проект  по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»...

Конспект НОД на конкурс «Воспитатель года 2020» по художественной литературе в средней группе Художественно – эстетическая линия развития «Волшебный сундучок»

Конспект нод по художественной литературе Интегрированные образовательные линии развития: познавательное, физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое.Цель: фор...