ОО «Художественно – эстетическое развитие
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Тема: «Комнатные растения» 

Цели занятия:

 1.   Расширять у детей представления о комнатных растениях (кактусе).

 2. Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии (упражнять лепить элементы цветка, моделировать пальцами рук, скатывать шар, сплющивать в диск, вдавливать и сплющивать, вырезать стекой)

3. Дать возможность использовать бросовый материал для придания объекту завершённости и выразительности.

4. Развивать мышление, творческое воображение, чувство формы, мелкую моторику, воспитывать эстетический вкус.

5. Упражнять подбирать  слова – признаки.

6. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином

Материалы и инструменты: картон, пластилин разного цвета, стеки, дощечки для лепки ; демонстрационный материал (кактус в горшочке, картинки разных  цветущих кактусов ), еловая хвоя.

Логика деятельности:

Ребята послушайте загадку:

Воспитатель: На окне растут, людям радость несут!

Дети: Комнатные цветы, растения

В: Правильно, они есть в каждом доме. Но зачем люди выращивают их у себя?

Д: Чтобы был свежий чистый воздух, чтобы было красиво в доме, чтобы любоваться.

В: А вы знаете, что скоро у нас будет праздник 8 марта, - это праздник для всех женщин – мам, бабушек? Как мы можем порадовать своих родных?

Д: Подарить подарки, цветы.

В: Букеты цветов быстро завянут, а какие цветы долго будут радовать мам?

Д: Комнатные

В: Времени до праздника осталось совсем немного и вырастить красивое комнатное растение мы уже не сможем. Что же делать?

Д: Мы можем слепить из пластилина

В: Хорошо. Отгадайте загадку об одном из комнатных растений.

До чего забавный ежик -
Он без ручек и без ножек.
Жил в пустыне он всегда
Где отсутствует вода.
А теперь живет в горшочке
Замечательный цветочек.
Очень медленно растет
Не цветет он каждый год.

Д: Кактус.

В: (показывает кактус в горшочке) Совершенно верно – это кактус. Кактус – выносливое растение, которое раньше росло в пустыне. Людям оно очень понравилось, поэтому стали выращивать его в горшочках на подоконнике. У него много колючек, как у ежика. Какие они?

Д: Тонкие, острые, короткие.

В: Колючки – это видоизмененные листочки. А стебель у кактуса толстый, потому что в нем много влаги. Какой он формы?

Д: Овальной, круглой.

В: Кактус очень редко цветет, поэтому его цветы всегда радуют, удивляют людей (показывает картинки с цветущими растениями)

Какие они по цвету? По форме?

Д: Красные, желтые и т.д.; круглые.

В: Обратите внимание на горшок, в котором он растет? Какой он по форме.

Д: Квадратный, есть и похожий  на трапецию.

В: Вы можете сделать горшочек любой формы. Но сначала давайте поиграем:

На окне в горшочках поднялись цветочки

(сидят на корточках медленно встают)

                             К солнцу потянулись,  солнцу улыбнулись

                       (потянуться на носочках, руки вверх, затем в стороны)

К солнцу лепесточки повернут цветочки

 (ладони развернуть вверх)

Развернут бутоны, в солнышке утонут

(руки соединить над головой, медленно развернут в стороны)

В: Садитесь, дети за стол. Давайте подумаем, какой пластилин нам сегодня понадобится?

Д: Зеленый для кактуса, а для горшочка можно брать любой цвет пластилина. Для колючек коричневый или желтый. Цветок тоже может быть любым.

В:1.

Ø Итак, из пластилина яркого цвета раскатываем прямые тонкие колбаски

Ø Затем выкладываем ими силуэт горшочка на картоне.

Ø Размазываем большим пальцем пластилин внутри силуэта от середины к краям.

Ø Сгладить поверхность горшочка, чтобы она стала ровной, однородной.

 2.

Ø Из зеленого пластилина скатать шарик, круговым движением ладоней.

Ø Слегка прижать к картону над горшочком, так чтобы внешняя сторона осталась округлой.

 3.

Ø Скатать шар из цветного пластилина, сплющить пальцами – это цветок, затем скатать шарик меньшего размера и расплющить, прижать его на середину цветка, стекой надрезать лепестки.

Ø Прилепить его на верхнюю часть кактуса

Ø Еловую хвою воткнуть в кактус

4.

На горшочке можно нанести узор при помощи стеки  или украсить элементами пластилиновыми жгутиками, шариками.

Во время работы провести разминку для рук.

На окне стоят цветы небывалой красоты
(сжимаем разжимаем пальцы в кулачки)

Кактус, фикус, бальзамин
Длинный плющ, фиалка с ним
(загибаем пальцы на обоих руках, начиная с большого пальца)

Мы взрыхлилм, цветы, польем

(пошевеливаем опущенными вниз пальцами)

Пусть подрастают с каждым днем
(обе ладошки соединяют «бутоном» поднимают над головой и раскрывают «цветком»)

Во время занятия воспитатель помогает детям советом, напоминает способы лепки, индивидуальным показом. В конце занятия все поделки выкладываются на общий стол. Воспитатель предлагает рассмотреть кактусы и придумать слова – признаки для них.

Игра «Какой?» «Назови ласково».

 

 

 

Используемая литература:

Давыдова Г.Н. «Детский дизайн. Пластилинография»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Художественно – эстетическое развитие в условия реализации ФГОС ДО» "Использование метода арт-терапия в художественно-эстетическом развитии дошкольников»

Арт-терапия – сочетание психологии и творчества.Это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок. Она подходит для работы с детьми, начиная с самого раннего в...

Система работы по художественно-эстетическому направлению ОО «Художественно-эстетическое развитие»

В данном материале решаются проблемы теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшего средства формирования отношения к действительности, средства нравственного и умственного во...

Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности «Котенок заблудился» (ОО «Художественно-эстетическое развитие» «Чтение литературы» ОО «Художественно-эстетическое развитие» (Лепка)) (подготовительная к школе группа)

Программное содержание.Закреплять умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы.Закреплять знания об особенностях жанра сказки.Закреплять умение эмоционально восп...

Художественно-эстетическое развитие "Особенности инновационной программы дошкольного образования "От рождения до школы" в образовательной области "Художественно- эстетическое развитие"

Консультация "Особенности инновационной программы дошкольного образования "От рождения до школы" в образовательной области "Художественно- эстетическое развитие"...

Сообщение на заседании творческой группы педагогов ДОО по художественно-эстетическому развитию дошкольников " «Направления работы педагогов ДОО для реализации задач в области «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и по...

Формирование художественно-эстетических навыков с помощью игровых методов к курсу “Актуализация требований ФГОС ДО к художественно-эстетическому развитию детей”

Одна из характерных и ярких черт дошкольников - любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них. Если взрослые не могут или не хотят объяснять детям то, что их интересуе...