План-конспект занятия (аппликация, лепка) на тему:
Мастер-класс: «Руками ребенка». (Лепка из соленого теста)

Игнатьева Ольга Александровна, педагог – психолог

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «детский сад комбинированного вида №8»

Пояснительная записка

“Истоки способностей и дарований детей

 – на кончиках их пальцев.

 От пальцев, образно говоря,

 идут тончайшие ручейки, которые питают

 источник творческой мысли.

                                                                                                                                                                                       В.А. Сухомлинский

Человек от природы – творец. Для этого у него есть все: воображение, мысли, идеи и тело, которое воплощает все это в жизнь. Как же интересно наблюдать свои идеи, выраженные в танце, звуке, красках глине или тесте! Танец пальцев придает материи форму, заданную нашим воображением, а название этому "танцу" рук – ЛЕПКА!

Лепка - связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественными сторонами жизни ребенка, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражения некоторые особенности его интеллекта и характера. Когда ребёнок лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой. Лепка имеет большое значение  для обучения и  воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию  зрительного  восприятия, памяти, образного мышления, привитию  ручных умений и навыков, необходимых для успешного  обучения в школе.

Из всех материалов я выбрала тесто и стала успешно использовать в своей работе с детьми

Почему именно тесто? Тесто – это такой материал, который  для детской руки более удобен – он мягкий и для  ребенка представляет больший интерес, чем  пластилин.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки.  Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.

Программа «Тестопластика» сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности и возможности в декоративно-прикладной деятельности.

Курс занятий  развивает мелкую моторику рук, усидчивость, внимательность, трудолюбие,  что благотворно влияет на развитие и становление личности ребенка. Также она воспитывает упорство, наблюдательность, воображение и хороший вкус. Это и подчеркивает педагогическую целесообразность программы.

Программа «Тестопластика» Режим занятий по программе - 2 раза в неделю, временной отрезок от 15 до 30 минут в зависимости от возраста, (1 год реализации), рассчитана на дошкольников разных возрастов (3-7 лет). Основу программы составляют комбинированные и практические занятия. Формы организации занятий – групповая и индивидуальная. В процессе обучения дошкольники научатся самостоятельно изготавливать различные подарки, сувениры и украшения для себя, родных и близких. Поделки, изготовленные своими руками, позволяют проявить ребенку индивидуальность и фантазию, они обладают особой аурой, хранят частичку души и любви ребенка.

Цели программы:

1)  образовательные:

1. расширение кругозора по декоративно-прикладному искусству.

2) развивающие:

1. раскрытие интеллектуальных и творческих способностей  через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат;

2.  раскрытие  личности ребенка в творческом его развитии

3) воспитательные:

1. коммуникативная компетентность учить детей культуре  речевого общения, выразительной речи, эмоциональному  настроению

2. культурно-социальная компетентность  приобщить  к уважению выполненных  работ  детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке  и самооценке деятельности.

Задачи:

1)      образовательные:

1. Дать дошкольникам сведения о технологии изготовления поделок из соленого теста.

2. Научить воспитанников различным приёмам работы с солёным тестом, экономно расходуя материал.

2)  развивающие:

1. Развить у детей внимание, память, усидчивость и мелкую моторику рук.

2. Способствовать развитию художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

3)  воспитательные:

1.   Воспитывать у детей усидчивость, трудолюбие, аккуратность,  настойчивость в достижении поставленной цели.

2. Воспитывать наблюдательность, воображение и хороший вкус.

Принципы построения программы:

1.От простого к сложному.

2.Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.

3. Научность.

4. Доступность.

5. Системность знаний.

6. Воспитывающая и развивающая направленность.

7. Всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков.

8.  Активность и  самостоятельность.

9.  Учет возрастных и  индивидуальных особенностей.

Методы:

1. Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);

2. Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)

3.  Практический

Преимущества соленого теста:

1. Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;

2.  Легко отмывается и не оставляет следов;

3. Безопасно при попадании в рот, если не добавлять клей, - обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот - невкусно!!!

4.  Если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;

5. Можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе;

6.  Краска пристает любая, а возможности для росписи - практически неограниченные;

7. Поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века...

8.  Сготовым можно играть - без боязни, что оно потеряет форму.

Средства:

1.  соленое тесто

2.  стеки

3. доски

4. кисти

5. краска гуашь

6. шаблоны

Рецепт соленого теста: 2 стакана муки (можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1 1/2 ст. муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол. ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала.

Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных группах, сформированных с учётом возрастных закономерностей и уровнем первоначальных знаний и умений воспитанников. Обучение проводится по подгруппам. 

Ожидаемым результатом обучения является раскрытие и развитие творческих способностей, заложенных в ребенке, сформированное чувство самоценности, положительное эмоциональное самоощущение, позитивное отношение к обучению, познанию окружающего мира, себя. Повышение степени свободы ребенка, вера в свои силы, адаптация в социуме.

 Чаще всего родители бывают пассивными слушателями и зрителями, что совершенно не устраивает меня как педагога- психолога. Попробовала нетрадиционные формы. И пришла к выводу: чем чаще мы ставим родителей в активную позицию, тем выше результат нашей работы.

Я поставила перед собой цель - довести до родителей значение лепки для  детей, способствующей всестороннему развитию ребенка; формировать осознанную психолого-педагогическую компетентность  родителей в процессе взаимодействия: ребенок-ребенок, ребенок-взрослый; реализовать принцип активного участия родителей в данном процессе.

Форма взаимодействия дошкольника с родителями через мастер-класс позволила осуществить индивидуальный подход к формированию важности данной темы, повышению педагогического мастерства, интереса родителей к данной проблеме.

 Основной целью моей работы я считаю необходимость развивать у родителей представление о лепке, как о способе реализации потенциальных возможностей детей через технологию мастер-класса.

Мастер-класс-это новая форма взаимодействия родителей и ребенка, поэтому особенно привлекательна для родителей. Они с удовольствием являются участниками таких мероприятий.

Мною был проведен мастер-класс на тему «Руками ребенка».

Мастер – класс по тестопластике «Руками ребенка»

Цель: развитие у родителей представление о лепке, как о способе реализации потенциальных возможностей детей через технику работы с соленым тестом.

Задачи:

1. ознакомить родителей и детей с новым видом деятельности и привить интерес к предмету «лепка из соленого теста»;

2. формировать терпимое отношение к собственному ребенку;

3.  способствовать развитию художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

4.  воспитывать у детей усидчивость, трудолюбие, аккуратность,  настойчивость в достижении поставленной цели.

Количество участников: 16 человек (родитель- ребенок).

Продолжительность: час.

Характер: серийный (для разных возрастных групп).

Форма организации: групповая (практическое занятие).

Этапы мастер-класса:

Теоретическая часть:

1. Презентация психолого-педагогического опыта в технике «Тестопластика». Обоснование основной идеи «Тестопластики».

           Организационный момент

2. Игра на знакомство участников мастер-класса «Будем знакомы!».

3. Представление мастер-класса

-определение основных приемов и методов работы;

-определить последовательность изготовления поделки;

-демонстрация образца предстоящей работы;

           Практическая часть:

4.  Моделирование изготовление поделки .  Организация самостоятельной деятельности и управление ходом  изготовления поделки.

5.  Рефлексия дискуссия по результатам совместной деятельности.

Оборудование: ноутбук, проектор, релаксационная музыка, 8 столиков, 16 стульчиков.

Материалы:  готовое цветное соленое тесто (зеленое, красное, белое, коричневое) на подложке, вода, кисти, цветной картон, салфетки, стека по количеству участников, образец изделия.

Проведение мастер-класса.

Ход мастер-класса:

1.                      Теоретическая часть.

Показ презентации: Обоснование основной идеи «Тестопластики», представление психолого-педагогического опыта.

Организационный момент.

Игра на знакомство «Будем знакомы!» Каждый участник говорит о себе в трёх предложениях (свое имя, называет свою пару (ребенок- дочь, сын….-взрослый- мама, папа…), пожелание на сегодняшний день). Начинает игру педагог-психолог.            

 Образец.         Все части изготавливает ребенок, взрослый помогает формировать образ.

2.                      Практическая часть.

Технологическая карта.

Изготовление поделки «Медвежонок с сердечком».

Последовательность выполнения      операций

Инструменты и материалы

 

1

 

Выбрать материал

Соленое тесто. Если тесто подсыхает необходимо кисточкой нанести на него воду.

 

2

 

Взять кусочек белого теста и изготовить 1 шарик диаметром 3см. 2 шарика 5 мм. Из шариков делаем лепешечки, расплющиваем шарики. Изготовить  4 небольшие колбаски 3см.

Соленое тесто, картон, стека, стаканчик с водой, кисть.

 

3

Взять кусочек красного теста, скатать шарик  диаметром 2-3см. сделать из шарика лепешечку, сформировать образ сердца.

  картон, тесто, стека.

 

4

 

 

Взять кусочек зеленого теста и изготовить 3 шарика диаметром 1см. Сделать из шариков лепешечки. Из 2 лепешечек сформировать капельку.

Собрать образ бантика.

  стека, картон

5

 

Взять кусочек коричневого теста и изготовить 3 шарика диаметром 5мм. Сделать из шариков лепешечки.

  картон, тесто

 

 

6

Собрать все части в единый образ по представленному образцу и дополнить необходимыми деталями на ваше усмотрение. Примените фантазию!!!!

 картон, тесто

 

 

7

 

 

Вот и готова наша поделка!!!!

 

картон   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
ignateva_olga_aleksandrovna.docx1.38 МБ
prezentatsiya1.pptx2.93 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

КЛЕЙ ПВА
СОЛЬ
ВОДА
МУКА
Ингредиенты:
Преимущества солёного теста:
Можно быстро приготовить
Легко отмывается
Не оставляет следов
Не липнет к рукам
Окрашивается любой краской
Сушить можно и на воздухе

Можно играть. Не теряет форму
Тестопластика
!
ПРИНЦИПЫ  ПОСТРОЕНИЯ  ПРОГРАММЫ:

По теме:
методические разработки, презентации и конспекты занятий в детском саду (ДОУ)

Лепка из теста "Жираф"

Конспект занятия в подготовительной группе....

Занятие по лепке из соленого теста "Подарок для любимой мамочки".

Разными способами можно порадовать свою любимую маму, можно приготовить ей подарок из соленого теста. что мы и сделали с...

ЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

 ЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ...

Программа кружка по лепке из соленого теста "Мукосолька"

Программа кружка по лепке из соленого теста "Мукосолька"...

Лепка из солёного теста.

Лепка из солёного теста. Фрукты и ягоды.Цель. Учить лепить из соленого теста предметы разных форм.Задачи. Развивать памя...

Лепка из солёного теста

  Николины торги - зимняя ярмаркаА ярмарки на Руси были шумные, пышные, с балаганами да скоморохами, с пляскам...

Лепка из соленого теста

    «Корзинка с пасхальными яйцами»Формировать доброжелательные отношения между детьми. Обогащать зн...

Интегрированное занятие музыка + лепка

1.   Учить детей: §  внимательно слушать аудиозапись, §  различать на слух голоса лесных птиц §...