Танцевально-игровая гимнастика "СА - ФИ - ДАНСЕ" как средство развития творческих способностей дошкольников
статья по физкультуре (подготовительная группа) по теме

Статья посвящена проблемам развития творческих способностей на занятиях физической культуры в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

ТАНЦЕВАЛЬНО-ИГРОВАЯ ГИМНАСТИКА «СА – ФИ - ДАНСЕ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ  У ДОШКОЛЬНИКОВ

                                                            Миронова А.В., учитель физической культуры

                                                                   ГБОУ СОШ № 290 Красносельского р-на, г. СПб

                                 Сайкина Е. Г., д.п.н., профессор

                      РГПУ имени А.И. Герцена,

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. По мнению исследователей именно этот возраст является значимым этапом становления способностей человека – двигательных, творческих, познавательных.

Творческие способности помогают будущим первоклассникам адаптироваться к школьной жизни.

Они далеко не новый предмет исследования. Вопросы, их развития раскрываются в работах многих выдающихся исследователей.

Однако на физкультурных занятиях в ДОУ развитию творческих способностей уделяется не достаточное внимание. В основном программы по физической культуре решают задачи по развитию двигательных способностей, формированию двигательных умений и навыков, но в то же время появляются инновационные технологии, оздоровительные программы, которые решают задачи по развитию, как двигательных способностей, так и  творческих. Например: «Игровой стретчинг» (А.Г. Назарова, 1995), «Танцевально-игровая гимнастика» (Ж.Е. Фирилёва, Е.Г. Сайкина, 2001), «Ритмическая мозаика» (А.И. Буренина, 2000).  

На наш взгляд из появляющихся программ танцевально-игровая гимнастика «СА – ФИ – ДАНСЕ»  (Ж.Е. Фирилёва, Е.Г. Сайкина, 2001), пользуется наибольшей популярностью у специалистов физической культуры и наиболее полно решает задачи, как двигательных способностей, так и творческих.  

Целью нашего исследования явилось определение эффективности занятий танцевально-игровой гимнастики как  средства развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Для решения цели использовались следующие  методы исследования:

- теоретический анализ и обобщение литературных и научно-методических материалов по исследуемой проблеме;

- анализ программ  и педагогических технологий дополнительного образования;

-опрос (анкетирование);

- педагогическое тестирование;

- педагогический эксперимент;

-метод математической обработки материалов исследования

 Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы позволил выявить основные компоненты творческих способностей в старшем дошкольном возрасте такие как: воображение и творческое мышление. Также были выявлены условия, которые позволяют наилучшим образом повлиять на  развитие творческих способностей. Всего выделено шесть  основных условий: раннее физическое развитие ребёнка; создание благоприятной обстановки; максимальное напряжение сил; предоставление ребёнку большой свободы в выборе деятельности; превращать помощь в подсказку; создание тёплой, дружелюбной атмосферы в коллективе.

В результате выявлены компоненты творческих способностей, условия их развития, а также определены ведущие виды деятельности  дошкольника, в которых эффективно развиваются творческие способности. К ним относятся: игра, музыка, танец.

Сравнительный анализ программ проводился с целью определения средств, методов и форм, которые наиболее эффективно способствуют  решению поставленных задач.

В результате сравнительного анализа программ и педагогических технологий дополнительного образования по физическому воспитанию, направленных на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста были выявлены следующие методы, приёмы и средства: игровой метод; сюжетно – игровые упражнения; импровизация, подражание, образные сравнения; нетрадиционная атрибутика. Среди всех программ особое внимание развитию творческих способностей уделяет программа по танцевально-игровой гимнастике «СА – ФИ – ДАНСЕ» авторов Е.Г. Сайкиной и Ж.Е. Фирилёвой (2001).

Опрос руководителей физического воспитания показал, что при занятиях физической культурой с детьми в дошкольном учреждении необходимо вместе с базовой программой использовать дополнительные программы по физическому воспитанию. Так как они представляют собой идею конкретного физического совершенствования отдельных сторон личности ребёнка и предполагают использование ограниченного круга средств и методов.

Анкетирование специалистов проводилось с целью определения результативности применения танцевально-игровой гимнастики для развития творческих способностей. В анкетировании участвовали 12 специалистов, стажем работы от 8 до 26 лет, применяющих программу «СА – ФИ – ДАНСЕ» в занятиях с дошкольниками (Таб.1).

Анкетирование специалистов по физической культуре                        Таблица 1

Вопрос анкеты

Результат

1.Считаете ли Вы, что наряду с оздоровительными, воспитательными задачами в детском саду, нужно решать задачи по развитию творческих способностей?

100% руководителей физического воспитания признают, что необходимо решать как оздоровительные, воспитательные задачи, так и по развитию творческих способностей.

2. Решаете ли Вы задачи по развитию творческих способностей?

100% педагогов дали также утвердительный ответ на данный вопрос.

3.Является ли на Ваш взгляд средством развития творческих способностей применение упражнений танцевально-игровой гимнастики?

На этот вопрос 100% руководителей дали положительный ответ.

4. Знакомы ли Вы с программой по танцевально-игровой гимнастике «СА – ФИ – ДАНСЕ»?

100% педагогов по физической культуре в ДОУ знакомы с данной программой.

5. Используете ли Вы в своей работе программу по танцевально-игровой гимнастике?

- парциально;

- отдельные комплексы упражнений;

- целиком.

Однако, только 91,6%  педагогов используют в своей работе программу по танцевально-игровой гимнастики. Причём парциально используют 33,6 %, отдельные комплексы упражнений  33%, целиком 25%.

6. Оцените по 5 – бальной шкале в зависимости от степени значимости, и укажите наиболее эффективные средства,  которые наилучшим образом содействует развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: игры, сюжетные уроки, музыка, танец, импровизация.

Из всех средств 75% педагогов по физической культуре наибольшее значение придают игре; 41% музыке и танцу. Однако 33% отдают предпочтение сюжетным урокам и 16% считают, что это импровизация.

7. Согласны ли Вы с утверждением, что игровой метод является самым эффективным в процессе развития творческих способностей?

91,6% руководителей физического воспитания признают игровой метод наиболее эффективным.

Для определения эффективности разработанной методики по танцевально-игровой гимнастике и определении её влияния на развитие творческих способностей проводился педагогический эксперимент,

Он проходил с сентября 2007г. по май 2008г с участием 20 детей старшего дошкольного возраста на базе ГДОУ детского сада № 9 Красносельского района Санкт - Петербурга. Дети были разделены на контрольную и экспериментальную группы по 10 человек. До педагогического эксперимента группы были однородны. Занятия проводились  2 раза в неделю по 30 минут. Контрольная группа занималась по программе Т.С. Васильевой, экспериментальная группа по экспериментальной методике с применением танцевально-игровой гимнастики. Была разработана экспериментальная методика по развитию творческих способностей детей. Методика включала в себя следующие разделы программы «СА – ФИ - ДАНСЕ»: строевые упражнения, комплексы танцевально-ритмической гимнастики применялись в подготовительной части занятия; музыкально-подвижные игры, подвижные игры применялись в основной части занятия; креативная гимнастика, упражнения на расслабление и развитие гибкости, пальчиковая  гимнастика применялись в заключительной части занятия. Для закрепления изученного материала проводились сюжетные занятия. Также для развития физических качеств в методику были включены основные движения (строевые упражнения, ходьба, бег, прыжки, метание, лазание, упражнения в равновесии), которые изложены в программе воспитания и обучения в детском саду (М.А. Васильева, 1985).

До и после педагогического эксперимента, проводилось тестирование творческих способностей,  по методикам М.В. Ильиной (2004) и Р.С. Немова (2003), двигательных способностей по методике Н.Л. Петренкиной (2006). Достоверность результатов определялась по t – критерию Стьюдента.

В результате проведённого эксперимента выявлено, что средний прирост показателей творческих способностей, как в контрольной, так и в экспериментальной группах достоверно улучшился, но в экспериментальной группе он оказался значительно выше  (Рис. 2).

Рисунок 2

Изменение показателей творческих способностей в процессе эксперимента (%) на занятиях физической культуры

1 - тест «Составление изображений объектов»

2 - тест «Придумай рассказ»

3 - тест «Узнай кто это»

4 - тест «Стоп – кадр»

5 - тест «Танец в образе»

6 - тест « Придумай танец»

Так в тесте для определения образного мышления «Составление изображений объектов» в контрольной группе он составил 19%, а в экспериментальной 30%. В тесте «Придумай рассказ» для определения уровня воображения в контрольной группе средний прирост составил 15%, а в экспериментальной 46%. Также в тесте для определения целостного восприятия и воссоздающего воображения «Узнай кто это» в контрольной группе он составил 29%, а в экспериментальной 40%. В тесте «Стоп – Кадр», в котором определялась эмоциональность в контрольной группе средний прирост составил 33%,  а в экспериментальной 38%. В тесте для выявления умения импровизировать под музыку «Танец в образе» в контрольной группе он составил 34%,  а в экспериментальной 32%. В тесте «Придумай танец» для определения двигательного запаса в контрольной группе прирост составил 32%, а в экспериментальной 31%.

В результате педагогического эксперимента были определены и показатели развития двигательных способностей (Рис. 3). Как в контрольной группе, так и в экспериментальной они дали положительный прирост. Однако в экспериментальной группе прирост оказался значительно выше. Так в тесте  для определения координации движений «Челночный бег» средний прирост оказался почти одинаковым и составил в контрольной группе 4,5%, а в экспериментальной 4,6%. Для определения скоростно-силовых способностей в тесте «Прыжок в длину с места» он составил в контрольной группе 3 %,  а в экспериментальной 5 %. В тесте «Подъём туловища в сед из положения, лёжа» средний прирост составил в контрольной группе 8 %, а в экспериментальной 13 %.

Рисунок 3

Изменение показателей двигательных способностей в процессе эксперимента (%) на занятиях физической культуры

                                                                           

1 - тест «Челночный бег»

2 - тест «Прыжок в длину с места»

3 - тест «Поднимание туловища в сед  из положения лёжа»                                                                                                        

До и после педагогического эксперимента нами проводилось анкетирование родителей занимающихся детей, с целью выявления, уровня фантазии ребёнка на основании методики М.В. Ильиной (2004). В результате было определено, что до педагогического эксперимента высокий уровень развития фантазии составил 43%, средний уровень 35%, низкий 22%, а после эксперимента высокий уровень развития фантазии составил 50%; средний уровень – 40% и низкий уровень 10%  (Рис. 4)

Рисунок 4

Изменение уровня развития фантазии детей старшего дошкольного возраста

В результате проведённого исследования было установлено, что экспериментальная методика содействует повышению уровня творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Педагогический эксперимент показал эффективность применения экспериментальной методики, в результате которой улучшились показатели воображения и творческого мышления (p<0,05), воображения (p<0,05), целостного восприятия и воссоздающего воображения (p<0,05), эмоциональности (p<0,05), умения импровизировать под музыку (p<0,05), двигательного запаса и творчества (p<0,51). Занятия с использованием танцевально-игровой гимнастики позволяют охватывать большие группы занимающихся, не требуют специально оборудованных помещений, а также повышают интерес к физкультурным занятиям и содействуют хорошему самочувствию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). -  2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ЛОИРО, 2000. – 220с.

2. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду – М.: Просвещение. 1985.

3. Ильина, М.В. Воображение и творческое мышление. Психодиагностические методики. – М.: Книголюб, 2004. – 56с.

4. Назарова, А.Г. Игровой стретчинг: методика работы с детьми дошкольного возраста.– СПб, - 1995. – 66с.

5. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640с.

6. Петренкина, Н.Л. Определение физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста. Метод. рек. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. – 25 с.

7. Сайкина, Е.Г. Подготовка специалиста по детскому фитнесу (в тестах и тренинговых заданиях): Учебное пособие. СПб.: ГПУ «Нестор», 2004.-60с.

8. Фирилёва, Ж. Е., Сайкина, Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учеб.-метод. пособие для педагогов для дошкольных и школьных учреждений. – СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 352 с.