Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия семьи и ДОУ
методическая разработка по физкультуре на тему

Горбатенко Жанна Михайловна

Большинство родителей в настоящей социальной ситуации, не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребенком. Соответственно, и культура семейного общения постепенно сужается, что не может не сказываться на качестве взаимоотношений родителей и детей и соответственно    на полоролевом развитии ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gorbatenko.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия семьи и  ДОУ

Горбатенко Ж.М. инструктор по физической культуре

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад «Аленка»

       Введение:

     «Годы чудес» - так называют ученые первые пять лет жизни ребенка. Формирующиеся в это время эмоциональное отношение к жизни, к людям, к себе, как к личности определенного пола, оставляют неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Именно поэтому ранняя психопрофилактическая помощь ребенку и его семье в вопросе гендерного воспитания представляется мне наиболее актуальной.     

     Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Дошкольный возраст является сензитивным для становления полоролевой, гендерной идентичности, влияющей в будущем на эффективность и благополучие отношений в личной и профессиональной жизни. О важности такой работы с семьей свидетельствует тот факт, что большинство родителей в настоящей социальной ситуации, не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребенком. Соответственно, и культура семейного общения постепенно сужается, что не может не сказываться на качестве взаимоотношений родителей и детей и соответственно    на полоролевом развитии ребенка.

     Осмысление ребенком своего «я» начинается  с осознания своей половой принадлежности. Пол – категория не только биологическая, но и социальная, для формирования которой немаловажное значение имеет влияние окружения, социально одобряемых эталонов мужественности и женственности (в разные исторические времена у разных народов эти эталоны различны). Поэтому процесс воспитания ребенка правильнее рассматривать, как процесс воспитания личности определенного пола, включающий подготовку к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей.

     К.Д.Ушинский писал: «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в первые годы, - ложится прочно, становится второй натурой человека… Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное  в детские годы».

     В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений, и результаты полученного в этот период опыта в немалой степени зависит от  родителей ребенка и воспитателя детского сада. Полоролевое развитие – непрерывный процесс количественных изменений и качественных преобразований феминных (женских) и маскулинных (мужских) свойств личности ребенка, способов полоролевого поведения, эмоционально-ценностного отношения к своей половой роли и взаимодействию с людьми разного пола.

Сущностная характеристика новации:

     Основные цели работы:

- способствовать благоприятному протеканию полоролевой социализации мальчиков и девочек, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.

- Создание условий для становления полоролевой, гендерной идентичности ребенка в семье и ДОУ.

- Повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания.

- Своевременная (соответствующая возрастным и половым особенностям детей), полоролевая социализация дошкольников.

Для обеспечения психического и психологического здоровья детей ставятся задачи:

- обратить особое внимание на создание в группе развивающей среды, благоприятствующей полноценному становлению личности определенного пола на всех возрастных этапах;

- разработка, апробация и внедрение своего опыта работы в ДОУ по обеспечению такого развития;

- использование инновационных программ и технологий;

- создание условий для становления полоролевой идентичности ребенка в семье;

- повышение компетентности родителей в вопросе гендерного воспитания дошкольника;

- просветительская работа среди педагогов ДОУ.

Работа с семьей включает следующие методы:

- наблюдение за характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями;

-  плановые беседы с родителями по обсуждению и рекомендациям индивидуального развития ребенка;

-  просмотр  родителями различных видов деятельности (занятия, прогулки, беседы, развлечения, экскурсии);

-  вовлечение родителей в детскую деятельность, как равных по общению партнеров (совместные поделки, спортивные игры-соревнования, игры-драматизации и прочее);

-  привлечение к знакомству с результатами продуктивных видов деятельности и творчества детей (рисунки, аппликация, лепка, работа в индивидуальных тетрадях и прочее);

- проведение опросов, анкетирование, экспресс-тестов, с целью изучения их ожиданий от детского сада, отношения к различным проблемам семейного и общественного воспитания детей.

Основные направления организации работы с семьей

1.Диагностическая работа по изучению семей:

- Социальный портрет родителей;

- Анкетирование на выявление особенностей воспитания мальчиков и

   девочек в семье.

2.Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной,

   групповой и индивидуальной работе с семьей.

3.Организация психолого-педагогического просвещения родителей, оказание помощи семье в воспитании повышения компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания. Культурно-просветительская работа.

4.Организация мероприятий с родителями; работа по организации совместной общественно-значимой деятельности и досуга родителей и детей. Вовлечение семьи в образовательный процесс.

5.Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.

6.Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики.

7.Использование различных форм сотрудничества с отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую деятельность, социально-значимую, направленную на повышение их авторитета.

8.Оказание конкретной помощи семьям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений.

9.Тематические уголки по работе с семьей.

10. Создание условий для реализации личностного развития ребенка определенного пола в семье и ДОУ.

     Работа с родителями ведется систематически, их активно приобщают к педагогическому процессу; подготавливаются информационные материалы, выставки детского творчества, выставки семейных работ, проектов, игр и многое другое. Вся работа строится на добровольном сотрудничестве и расширении поля позитивного общения в семье, реализуются планы по организации совместных дел для родителей и детей.

 Взаимосвязь детско-родительских отношений проявляется через:

- расширение знаний о развитии ребенка;

- возможность понимания своего ребенка;

-совместную деятельность родителей и ребенка.

     Главная цель всех мероприятий совместной деятельности – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами гендерного воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.

Проводимая работа дала положительные результаты:

1.Некоторые родители начали проявлять больший интерес к проблемам воспитания своих детей. Если раньше их волновал в основном вопрос взаимоотношения с детьми (не обижают ли его), то теперь они стали интересоваться проблемами гендерного воспитания, физического состояния  и здорового образа жизни ребенка, культуры поведения и приобщения к культурным ценностям -  85% респондентов против 15% пассивных.

2.Изменилось отношение к педагогической литературе – периодические издания, рекомендованную литературу стали читать 80% родителей.

3.В совместной работе с детьми изъявили желание участвовать 80% родителей.

4.Получать информацию по воспитанию и развитию детей хотят 100% родителей в ходе индивидуальных бесед, на родительских собраниях, во время мероприятий с детьми.

5.Родители  проявляют заинтересованность в участии во всех конкурсах и желание получить совместно с ребенком призовое место – 65% .

     У детей работа по гендерному воспитанию показала положительные изменения – дети осознанно относятся к своему гендерному полу и стараются соответствовать стереотипам, принятым в семье и обществе.

Заключение:

     Основная цель всех форм и видов взаимодействия с семье – установление доверительных отношений между детьми, педагогами и родителями; воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

     Опыт работы показал, что теперь родители не зрители и наблюдатели педагогического процесса, а активные участники различных мероприятий и даже инициаторы некоторых из них. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании своих детей. Большинство родителей, начали целенаправленно заниматься проблемами гендерного воспитания дошкольников. Их стали интересовать проблемы нравственного, патриотического, эстетического воспитания мальчиков и девочек, их культура поведения, приобщение детей к культурным ценностям своего народа. (80% родителей).

     Использование нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьей способствуют повышению эффективности работы с родителями по гендерному воспитанию дошкольника.

 Опыт взаимодействия с родителями способствовал повышению компетентности родителей в воспитании детей определенного пола для формирования у них знаний, умений и навыков. Осуществляемая систематическая связь с родителями повысила их педагогическую культуру, заинтересованность и единство воздействия на ребенка  в вопросах гендерного воспитания детей. Многие родители стали создавать дома условия для всестороннего воспитания, полоролевой идентификации. Значительно повысился интерес к работе ДОУ, чаще стали посещать родительские собрания (100% участие), открытые занятия, праздники, развлечения, конкурсы. Родители принимали в них самое активное и неравнодушное участие.

     Вывод: работа проводится  хорошая, необходимо использовать и расширять опыт сотрудничества и распространять для использования.

Список использованной литературы:

1. Взаимодействие  ДОУ и семьи. /  Сост. Бочкарева, О.И. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. – 112 с.

2. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. / Глебова, С.В. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. – 111 с.

3. Инновации в детском саду. / Микляева, Н.В. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 160 с.

4. Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения. /Елжова, Н.В. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 250 с.

5. Настольная книга воспитателя детского сада. / Честнова, Н.Ю. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 3326 с.

6. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. / Зверева, О.Л., Кротова Т.В. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.

7. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. / Москалюк, О.В., Погонцева, Л.В. - Волгоград: Учитель, 2010. – 123 с.

9. Работа с детьми и родителями в ДОУ. / Елжова, Н.В. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 282 с.

10. Родительские собрания в ДОУ. / Зверева, О.Л.,  Кротова, Т.В. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 128 с.

11. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. / Горшенина, В.В., Самошкина, И.В., Черкасова, Н.П. – М.: Глобус; Волгоград:  Панорама, 2009. – 192 с.

12. Справочник дошкольного психолога. /Широкова, Г.А. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 384 с.

     

Библиографический список

1. Взаимодействие  ДОУ и семьи. /  Сост. Бочкарева, О.И. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. – 112 с.

2. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. / Глебова, С.В. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. – 111 с.

3. Инновации в детском саду. / Микляева, Н.В. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 160 с.

4. Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения. /Елжова, Н.В. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 250 с.

5. Настольная книга воспитателя детского сада. / Честнова, Н.Ю. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 3326 с.

6. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. / Зверева, О.Л., Кротова Т.В. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.

7. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. / Москалюк, О.В., Погонцева, Л.В. - Волгоград: Учитель, 2010. – 123 с.

9. Работа с детьми и родителями в ДОУ. / Елжова, Н.В. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 282 с.

10. Родительские собрания в ДОУ. / Зверева, О.Л.,  Кротова, Т.В. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 128 с.

11. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. / Горшенина, В.В., Самошкина, И.В., Черкасова, Н.П. – М.: Глобус; Волгоград:  Панорама, 2009. – 192 с.

12. Справочник дошкольного психолога. /Широкова, Г.А. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 384 с.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия детского сада и семьи»

«Гендерное воспитание дошкольниковпосредством взаимодействия детского сада и семьи»...

«Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия детского сада и семьи»

«Гендерное воспитание дошкольниковпосредством взаимодействия детского сада и семьи»...

Гендерное воспитание дошкольнико посредством взаимодействия семьи и ДОУ

В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений, и результаты полученного в этот период опыта в немалой степени зависит от  родителей ребенка и вос...

Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия детского сада и семьи

Период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения в культуру; развития общения с взрослыми и сверстниками, пробужде...

Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия детского сада и семьи.

Для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка в семье с учетом его гендерных особенностей, родители должны быть компетентными в этом направлении, должны быть образцом для детей, соответствов...

Статья "Гендерное воспитание дошкольника при взаимодействии семьи и детского сада"

В последнее время ученные предлагают обращать внимание не только на возрастные особенности, но и на пол ребенка. Гендер – социальный пол, социально детермированные роли, идентичности и сфер...

«Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия детского сада и семьи».

Период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека.Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения вкультуру; развития общения с взрослыми и сверстниками, проб...