Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных занятиях в соответствии с требованиями ФГТ
план-конспект занятия по физкультуре (средняя группа) по теме

Хочу представить материал по теме:"Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных занятиях в соответствии с требованиями ФГТ". Здесь статья на эту тему, занятия в средней и старшей группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ интегрированного физкультурного занятия в средней группе  «Озорные медвежата».

Задачи:

  1. Закрепить умение детей ходить змейкой между предметами, сохраняя равновесие.
  2. Упражнять в подлезании под дугу, не касаясь руками пола; в ходьбе по ребристой доске; в прыжках на двух ногах.  
  3. Развивать ловкость, ориентировку в пространстве, координацию движений, творчество, физиологическое дыхание, умение регулировать мышечный тонус.
  4. Познакомить детей с подвижной игрой «Медведь», способствовать проявлению волевых качеств, сообразительности и умения двигаться в соответствии с правилами игры.  
  5. Воспитывать устойчивый интерес к занятиям физкультуры, к здоровому образу жизни, целеустремленность.
  6. учить детей ориентироваться в масштабном плане, развить образное и пространственное мышление;
  7. закрепить знание геометрических фигур и цвета;
  8. развить внимание, фантазию детей, помочь детям мыслить без стереотипов, учить детей переносить свойства с частного на общее и наоборот;
  9. обучать пониманию себя и умению «быть  в мире с собой», сопереживанию другим людям;

Оборудование: 2 дуги,   ребристая доска, мягкие модули, маска медведя, маленькие массажные мячи по количеству детей, 6 обручей, игрушки: волк, лиса, конверты с деталями геометрических фигур.

  Здоровьесберегающие технологии:

  1. дыхательная гимнастика – А.Н. Стрельниковой;
  2. точечный массаж и дыхательная гимнастика – В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров;                                                                                                          
  3. профилактика плоскостопия и нарушения осанки - В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров;                                                                                                                                                                              
  4. массаж с массажными мячиками – К.К. Утробина.                                                                                                                          

                                                    Ход  занятия:

 

I. Вводная часть.

Дети заходят в спортивный зал под веселую музыку врассыпную.

Инструктор.  Здравствуйте, ребята! Ребята,  отгадайте, пожалуйста, загадку:

Летом ходит без дороги между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос!

Дети: Медведь.

Инструктор: Молодцы, ребята! Это медведь. Смотрите, какой мишка пришёл к нам в гости! Настоящий спортсмен.

А вы хотите превратиться в медвежат?

Дети: Да.

 Тогда я  говорю вол шебные слова, и мы превращаемся в маленьких медвежат:                                       1-2-3! Абракадабра, бри! Теперь вы не ребята, а озорные медвежата. Друзья нашего Мишки – спортсмена. Построились в колонну по-одному и за мной шагом марш!

Мы весёлые ребята                                        Ходьба в колонне по одному                                        Наше имя – медвежата.                                

Любим лазать, пролезать                                       Ходьба на носках, руки в стороны                                                                                                                                                                                                                                                                             Любим прыгать и играть,                                        

Мишки по лесу пошли                                Ходьба на пятках, руки на пояс                              По тропинке вдаль зашли.                                                                                                                                          Лапы выше поднимают                                               Ходьба с высоким подниманием ног                                                                                                                         По тропинке вдаль шагают.

Мишки быстро побежали,                                        Легкий бег друг за другом.                                                                 На малинный след напали.                                                                                                                         Чтобы Мишкам не хворать                                                                                                                                                Надо шкуру согревать.

Дыхательное упражнение:                                                                                                                                          (Упражнения выполняются в соответствии с текстом)                                                                         Подуем на плечо, подуем на другое,                                                                                                               Подуем на живот, как трубка станет рот,                                                                                                             А потом на облака и остановимся пока!                                                                                                  Быстро потянулись,                                                                                                                                                          И мне улыбнулись,                                                                                                                                               Теперь к гостям подойдем,                                                                                                                                     И им подмигнем!

Мишки шли, шли, шли,                                Ходьба обычная.                                                                                 На лужайку пришли.                                                                                                                                             Все в колонки встали,                                                                                                              Разминаться стали.                                                 Перестроение в две колонны.                  

2. Основная часть.

Точечный массаж и дыхательная  гимнастика

1. Соединить ладони и потереть ими одна о другую до нагрева. Это упражнение оказывает положительное воздействие на внутренние органы.

2. Слегка подергать кончик носа.

3. Указательными пальцами массиро вать ноздри.

4. Сделать вдох, на выдохе произносить звук «М-м-м-м»,  постукивая пальцами по крыльям носа.

5. Вдох через нос, выдох через рот на ладонь — «сдуваем сне жинку с ладони».

Общеразвивающие упражнения без предметов

  1. Медвежата в чаще жили                         И.п. ноги на ширине стопы, руки на поясе                                                                                                          Головой своей крутили                            1-4 -  повороты головы в стороны                                                                                                                   Вот так, вот, так.                                                                   По 3 раза в каждую сторону                                                                               Головой своей крутили.

  1. Медвежата мёд искали,                             И.п. ноги на ширине стопы, руки внизу,                                                                                                                Дружно дерево качали                               1-2 – поднять руки вверх, помахать ими                                                                                            Вот, так, вот так,                                         3-4 – и.п.                                                                                  Дружно дерево качали.                                                                                           5-6 раз

  1. Ну-ка мишка повернись,                             И.п.стоя на коленях, руки на поясе                                                                                        Ну-ка мишка покажись,                               1- поворот туловища в правую сторону, руки                                                                                    

                                                                              в стороны;

   Вот так, вот так,                                                  2- и.п.                                                                                          Ну-ка, мишка, покажись                                3- поворот туловища в левую сторону, руки в                                                                                    

                                                                 стороны;

                                                                 4- и.п.                  по 3 раза в каждую сторону

  1. Вперевалочку ходили,                                  И.п. ноги врозь, руки на поясе                                                                                                                                                                      Из речки воду пили                                      1 - наклон вниз,  руками дотронуться до пола                                                                                      Вот так, вот так,                                            2- и.п.                                             5-6 раз                                              Из речки воду пили.        

  1. Хлопай мишка,                                               И.п.- ноги  на ширине  ступни, руки на поясе                                                                                   Топай мишка,                                                  1-присесть, руки вперед                                                                              Приседай со мной братишка                             2- и.п.                                          5-6 раз 

  1. А потом они плясали,                                    И.п. ноги вместе, руки вверх                                                   Выше лапы  поднимали?                             Прыжки на двух ногах на месте                    

                                                                               Чередовать с ходьбой 2 раза.

Молодцы, а теперь мы с вами пройдём по извилистой тропинке, перепрыгнем с кочки на кочку - и попадём на полянку.

Основные виды движений:

1. Ходьба змейкой вокруг цветных модулей              Ты по тропинки иди,

                                                                                 Руки в стороны держи.

Резво Мишка прыгай в болото не попади           Руки на поясе прыжки из обруча в обруч

Пришли на полянку.

Ребята, кто-то сидит под ёлкой. Как вы думаете кто это?

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет,

Ходит - бродит он молчком,

Уши серые торчком.

Кто это, ребята?

Дети: Волк!

А сейчас по дорожке пойдем, к новому приключению придем!

2. Ходьба по ребристой доске                                        По дорожке шагай.

3. Подлезание под дугу.                                                 Под елочкой подлезай

                                                                                          И, чтоб ручки не запачкать,

                                                                                         На коленки убирай.

Смотрите, кто нас здесь встречает:

Рыжая плутовка,

Хитрая, ловкая,

Хвост пушистый,

Мех золотистый.

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт.

Дети: Лиса!

Молодцы! Правильно ответили! Все знаете! Ребята, смотрите,  лиса вам приготовила задание. Лиса хитрая, перепутала все фигуры, давайте их соберём.

Детям раздают разрезные картинки, из которых они должны составить целое изображение – из  геометрических фигур – лесную поляну (ёлки из треугольников, солнце, грибы).

Молодцы, все с заданием справились. А сейчас поиграем.

Подвижная игра «Медведь»                                                                                                                     Играющие становятся в круг. Выбирается  водящий - «медведь». Он стоит  в центре круга, изображая, что спит. Дети, взявшись за руки, хором произносят слова и выполняют движения в соответствии с текстом.

Текст                                                                                           Движения

Как-то мы в лесу гуляли                                  Ходьба по кругу, взявшись за руки

И  медведя повстречали.                                                                                                                                            Он под елкою лежит,                                                                                                                                   Растянулся и храпит.                                        Остановится, послушать..                                                                                                                                   Мы вокруг него ходили                                   Ходьба в другую сторону, на носочках.

Косолапого будили:                                         Погрозить указательным пальцем, сказать:

«Ну-ка, Мишенька, вставай                           «Ну-ка, Мишенька, вставай,                                                                                                    И быстрей нас догоняй».                                И быстрей нас догоняй!».

                                                                                                                                                                                  Дети разбегаются по залу, медведь догоняет их, до кого дотронется, тот выбывает из игры.

На стульчики не садимся – это нарушение правил.

3. Заключительная часть.

Молодцы, медвежата, вы справились с заданиями.

 А сейчас я опять скажу волшебные слова, и вы превратитесь в ребят!

«1-2-3 - Абракадабра, бри». Ну, вот вы опять ребята.  

Дети, вы тренировались, играли, немного устали, садитесь скорее в кружок, давайте сделаем небольшой массаж.

Дети берут массажные мячи и садятся на пол по кругу. Фоном звучит тихая музыка.

1. Массаж кистей рук:

Ребята в кружок собираются, А ёжики в ручки забираются. Ёжик, ёжик, ты колючий, Покатайся между ручек. Мячик катается, ладошка улыбается. Детки стараются, ёжик медленно катается. Вдруг он быстро побежал, побежал, побежал. На ладошку нажал. Посмотри-ка, ямки стали, А ладошки не устали.

2. Массаж правой и левой руки:

Катаем мячик вверх и вниз сначала по одной руке, затем по другой, слегка надавливая на   мяч (от кисти к плечу и обратно).

3. Массаж груди:

Мячик катаем ладошкой по кругу на груди.

4. Массаж ног:

Делают массаж сначала правой ноги, затем левой.

Дети убирают мячи.

А теперь пришла пора, в группу вам идти пора.

Использованная  литература

  1. А.С. Галанов «Игры, которые лечат» - для детей  от 3 до 5 лет. – М.: Педагогическое общество России, 2005.- 96 с.
  2. Б.Б. Егоров, В.Г. Кудрявцев  «Развивающая педагогика оздоровления».

 3. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина «Детские народные подвижные игры»               М.»Просвещение»; Владос,1995. – 224 с.: илл. - ISBN 5-09-005876-8.

       4.  Л.И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного    возраста 3-7 лет» - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 128 с. ISBN 5-691-00651-7.

        5.  К.К. Утробина «Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5 лет» - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 104с.

      6. М.Н.Щетинин «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» - М.:      Айрис-пресс, 2007. – 112 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).



Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие с элементами развлечения в старшей логопедической группе.

"Путешествие в страну Играй - Математику"

Задачи:

  1. закрепить знание правой и левой стороны на листе бумаги и в пространстве относительно себя и объекта, учить детей ориентироваться в масштабном плане, развить образное и пространственное мышление;
  2. закрепить знание геометрических фигур и цвета;
  3. закрепить знания детей о последовательности чисел натурального ряда;
  4. конкретизировать знания детей о линиях - прямой, кривой, ломаной;
  5.  упражнять в умении, последовательно называть дни недели;
  6. развить внимание, фантазию детей, помочь детям мыслить без стереотипов, учить детей переносить свойства с частного на общее и наоборот;
  7. обучать пониманию себя и умению «быть  в мире с собой», сопереживанию другим людям;
  8. формировать навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой), средствами человеческого общения;
  9.  развивать произвольное внимание, слуховое восприятие, творческое мышление, речь;
  10. повышать уверенность в себе, активность и самостоятельность в процессе коммуникативной деятельности;
  11.  воспитывать чувство единства, сплоченности, положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;
  12. воспитывать интерес к занятиям математикой.

Материалы: аудиозапись звуков леса, комплект мягких модулей для спортивных игр, две дуги высотой 40см, 5 конвертов разных цветов с заданиями, план – схема задания, тарелочки с природным материалом (орехи, семечки), мягкие игрушки: медведь и белочка, картинка с изображением друзей, полоски с красным значком и простые карандаши по количеству детей, фигурки семи гномов с цифрами, подносы с материалами для ручного труда по количеству детей, макет солнца и 10 ленточек – лучиков с порядковыми номерами, свиток с правилами поведения и общения.

Методы и приемы: упражнения имитационного и творческого характера, этюды, игры, элементы пальчиковой и психогимнастики, тренинг поведения в обществе, самостоятельное творчество детей, релаксация.

Ход занятия:

Дети входят в зал (группу) под веселую, бодрую музыку и становятся в круг.

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада вас снова видеть. А вы рады нашей встрече?

Дети: Да.

Воспитатель: Посмотрите, у нас на занятии присутствуют гости. Хотели бы вы с ними познакомиться?

Дети: Да!

Воспитатель: А наши гости готовы к общению с ребятами? Тогда я предлагаю и гостям и ребятам поприветствовать друг друга.

                Доброе утро, кто улыбнулся.

                Глазки откройте и посмотрите:

                Мы вас любим, и вы нас любите!

С другом всегда приятно разделить радость и грусть, отдать ему частичку своей души. Поэтому давайте возьмемся за руки и по цепочке, через рукопожатие, передадим наше хорошее отношение друг к другу, заботу, внимание, улыбку.

        Дети выполняют упражнение «Цепочка доброты» (Проводит педагог-психолог).

Почувствовали как сразу стало уютней и теплее в зале(группе) от наших улыбок и добрых слов?

Дети: Да!

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам присесть на коврике, а нашим гостям на стулья. Всем удобно? Мне хотелось бы узнать, любите ли вы путешествовать? А в игры играть?

        Дети называют свои любимые игры.

А в какие игры любили играть наши гости, когда были маленькими?

        Гости отвечают.

Спросила я не случайно. Сегодня утром я получила письмо от своего друга Цифроежки, который живет в волшебной стране Играй-Математике. Жители этой страны очень любят науку Математику, а еще играть, петь, танцевать и веселиться. Самая веселая среди них королева Математика. Но в последнее время она загрустила, ни с кем не играет, только плачет. Жители всей страны расстроились из-за этого и тоже загрустили. Мой друг просит нас помочь развеселить королеву и вернуть в эту замечательную страну смех и радость. Но смогут это сделать только дружные, смелые добрые дети. Как вы думаете, справитесь ли вы с этой задачей?

Дети: Да!

Воспитатель: Почему вы так считаете?

Дети: Мы веселые и любим заниматься математикой и играть.

Воспитатель: Тогда можно отправляться в путь! Я знаю дорогу и поведу вас. К сожалению, в страну Играй-Математику могут попасть только дети, поэтому мы вынуждены попрощаться с нашими гостями, они будут ждать нашего возвращения в детском саду. Итак, я надеваю волшебный бант и превращаюсь в ребенка. Ну вот, я готова.

                Нас солнца луч смешит и дразнит,

                Нам нынче весело с утра.

                Отправимся в страну друзья мы,

                В которой главный гость – Математика!

Проводится физкультразминка.

                Отправляемся в поход.

                Много нас открытий ждет.

                Мы шагаем друг за другом

                Лесом и зеленым лугом. (ходьба в колонне по одному)

                Крылья пестрые мелькают,

                В поле бабочки летают.

                Раз, два, три, четыре –

                Полетели, закружились. (легкий бег, вращения вокруг своей оси)

                Мостик в стороны качался,

                А под ним ручей смеялся,

                На носочках мы пойдем

                На тот берег попадем. (ходьба на носка по кочкам)

                Дальше – глубже в лес зашли,

                И к болоту подошли.

                Перейдем преграду вмиг

                И по кочкам прыг, прыг, прыг. (прыжки с продвижением вперед)

                Прыгать дружно мы умеем,         

                Прыгать будем мы дружнее:

                Раз, два, раз, два,

                Позади уже вода. (прыжки с продвижением вперед)

                Под кустом пролезть не страшно

                И под елкой не опасно.

                Друг за другом успевайте,

                Только ветки не сломайте (подлезание под дугу высотой 40см)

                Вдруг мы видим:

                У куста выпал птенчик из гнезда.

                Тихо птенчика берем

                И в гнездо назад кладем (наклоны с имитацией руками движений по тексту)

                Дальше по лесу шагаем

                И медведя мы встречаем.

Посмотрите, ребята, медведь спит, разлегся посреди дорожки. Как же нам пройти мимо него и не разбудить?

Дети: Тихо, на носочках, друг за другом.

Воспитатель I: Смотрите перед ним поднос с ключами. Наверное, это ключи от двери в волшебную страну.

Воспитатель II:  Давайте найдем нужный ключ. Какое отверстие в замке? (ответы детей). Значит, ключ, какой формы мы возьмем с собой? (дети находят ключ). Будьте внимательны, возьмите ключ правильной формы и того же цвета.

Воспитатель I: Ух, прошли, и замок открылся. А теперь бегом от медведя на полянку. Устали? Давайте отдохнем. Посидим на травке, послушаем голоса леса, позагораем. Как приятно пригревает солнышко (Звучит аудиозапись звуков леса).Д/И «У оленя».

Воспитатель I: Ребята, смотрите, что я нашла! Это же письма королевы Математики. Наверное, она отправила их нам, а почтальон потерял? Ей срочно нужна наша помощь.

Воспитатель II:   Посмотрите внимательно и скажите, сколько писем написала королева?

Правильно, 5 писем и все они разного цвета. Давайте сядем за столы и откроем первое письмо. Какого оно цвета? (красное).

Воспитатель II:   Королева Математика пишет нам в своем письме о том, что ждет нас к себе в гости, но путь туда долог и труден, и нам надо будет выполнить немало разных заданий. Вот первое из них. Королева прислала нам фотографии своих друзей. Давайте узнаем кого, как зовут. Просмотр фото семьи Пальчиковая гимнастика: «Семья»

Воспитатель I:  Молодцы, справились с этим заданием. Следующее задание в письме, которое расположено, между синим и белым конвертами. Какой это конверт? (желтый).

Что здесь изображено? (Мяч) В этом задание нам предлагают поиграть с мячом и показать как много мы уже знаем.

Д/И с мячом «Вопрос – ответ»

- Какое сейчас время года?

- Перечисли все осенние (зимние) месяцы?

- Сейчас утро или вечер?

- Какие еще части суток вы знаете?

- Кто стоит справа от тебя?

- Кто стоит сзади?

- Чем измеряют время?

- Чем измеряют температуру?

- Чем можно измерить длину или высоту?

- Чем измеряют вес?

- Какие арифметические знаки вы знаете?

- Молодцы, много вы уже знаете?

Воспитатель II: Молодцы, ребята, правильно выполнили задания. Следующее задание в письме, которое расположено правее других конвертов. Какой это конверт? (зеленый).

Здесь нарисована схема, по которой мы найдем тропинку к замку королевы Математики. Отправляемся в дорогу! Давайте  выложим тропинку из сенсорного материала (задача детей выложить тропинку по словесной инструкции). Сначала тропинка была похожа на кривую линию, потом на прямую линию, а потом на ломаную.

- Тропинка привела нас к маленькому домику, в котором живут гномы. Синий конверт - (Загадка про гномов)

                Братцев этих ровно семь,

                Вам они известны все.

                Каждую неделю кругом,

                Ходят братцы друг за другом.

Воспитатель II:   Догадались, как зовут гномов?   Имена гномов - это названия дней недели. Ребята, давайте посмотрим задание из синего конверта. Вам нужно  расставить гномов по порядковым номерам на колпачках и назвать каждого гнома по имени. /Дети выполняют задание./

- Ребята, сегодня вторник, а завтра?

- Назовите дни недели, начиная с понедельника.

- Какой твой любимый день недели? Который он по счету?

- А сейчас споем песенку про дни недели....

Воспитатель I: (детям нужно расставить все лучики по порядку от 1 до 10).

Релаксационное упражнение «Солнечный лучик»( Проводит педагог психолог): солнечные лучики ласкают наше лицо, шею, руки, ноги, живот. Все тело расслаблено. Но нам некогда лежать, нам пора уже вставать!

Воспитатель I : Веселы, бодры мы снова, к приключениям готовы!

Мы с вами выполнили все задания! Теперь можно идти к королеве Математике.

(Пройти круг по залу под музыку). А вот и дворец королевы Математики. Давайте поздороваемся с ней.

Дети: Здравствуйте, королева!

        Королева начинает рыдать и стучать ногами об пол.

Королева Математика: Не хочу с вами здороваться, не буду с вами дружить! Все злые, никто меня не любит, не жалеет, никто не хочет со мной играть!

Воспитатель: Ну что ты славная королева! Мы тебя любим и хотим с тобой дружить. Правда, ребята?

Дети: Да!

Воспитатель: Хочешь, мы тебя обнимем и пожалеем?

Королева: Хочу! Хочу!

        Дети обнимают и жалеют королеву.

Воспитатель: Ну вот ты и успокоилась. Математика, ты сказала, что с тобой никто не хочет играть. Что случилось? Может, ты сама что-то не так сделала?

Королева Математика: Нет! Я все всегда делаю правильно. Я лучшая! Я главная! Всегда хочу быть первой!

Воспитатель: Ай-яй-яй! Математика, как не хорошо! Вы слышите, ребята, как часто королева произносит слово «Я»? Так нельзя, надо же думать и о других. Поэтому никто не хочет с тобой дружить. Ребята, что можно посоветовать Математике, чтобы у нее опять появилось много друзей?

        Дети дают советы Математике.

Королева: Ой, ребята! Какие вы молодцы! Я же эти правила поведения и общения когда-то знала, они у меня записаны на волшебном свитке, только я их забыла. Спасибо, что напомнили.

Воспитатель I: Давайте, чтобы ее развеселить, мы же с вами веселые ребята, сделаем ей подарок - много, много маленьких солнышек. Для этого подойдите к столам. У нас на подносах есть разный материал, который нам пригодится, чтобы сделать солнышки.

Работа по ручному труду: на подготовленных формах тыквенными семечками выложить на черный пластилин сердцевину подсолнуха и присоединить желтые листочки-лучики с цифрами по порядку.

Молодцы, замечательные подарки!

Королева: А чтобы никто из вас не забывал, как вести себя с друзьями, я подарю вам свой свиток. Пусть он будет у вас в группе, и если кто-то из ребят начнет забывать эти правила, то вы ему напомните.

Воспитатель: Спасибо, Математика! Нам очень хотелось погостить у тебя, но пора возвращаться в детский сад. Прощай!

Королева: Прощайте, ребята! Спасибо вам за все и счастливого пути! (Музыка)

Воспитатель: Ребята, задержались мы с вами в волшебной стране. А времени у нас осталось очень мало, чтобы вернуться в детский сад вовремя. Предлагаю проделать обратный путь домой с помощью силы мысли. Встаньте в круг, возьмитесь за руки, закройте глаза. Прокрутите в своей памяти весь наш путь от детского сада до дворца королевы Математики шаг за шагом.

        Дети выполняют.

Откройте глаза! Вот мы и вернулись. И гости нас дождались. Волновались за нас, соскучились? А давайте, ребята, расскажем, где мы были, что хорошего сделали.

        Дети делятся впечатлениями о своем путешествии с гостями.

Да, молодцы ребята! Сколько добрых дел сделали, стольким помогли. А теперь пора и нам прощаться. Не забывайте наказ, который вы дали Королеве, будьте дружными и добрыми.

Звучит музыка



Предварительный просмотр:

«Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных занятиях в соответствии с требованиями ФГТ».

МДОУ детский сад комбинированного вида №3 «Радуга»

города Подольска Московской области

старший воспитатель Шмакова Наталья Анатольевна, I категория

Современные требования жизни таковы, что увеличение информационной нагрузки и усложнение образовательных программ, предназначенных для детей дошкольного возраста, вероятно, неизбежны.  В соответствии с требованиями ФГТ наиболее эффективно образовательные задачи можно решить только в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса.

Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах великого дидакта Я.А.Коменского, утверждавшего: что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Таким образом, все, чему учат человека,  должно быть не разрозненным и частичным, но единым и цельным. Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления современного образования. Понятие интеграция так определяется разными учеными:

  1. Процесс и результат создания неразрывно связанного (Н.С.Антонов, М.С.Асимов, А.С.Белкин, Н.К.Чапаев, И.П. Яковлев);
  2. Состояние связанности (слияния) отдельных дифференцированных частей в единое целое, а также сам педагогический процесс, ведущий к этому состоянию (Н.К.Чапаев);
  3. «объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания» (И.Д.Зверев). В более поздней работе, написанной им совместно с В.Н.Максимовой, интеграция характеризуется как процесс и результат создания непрерывно связанного.

Всё это предполагает:

  1. «рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а обширные единства» (Ю. Лотман);
  2. уметь переносить знания с одного вида деятельности на другой,
  3. одну информацию на другую,
  4. находить общее и индивидуальное.

Одна из основных форм осуществления интегративного подхода в ДОУ, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности – интегрированные занятия. На них объединяются различные области знаний, содержание которых педагог отбирает, исходя из определённой темы, диктуемой программой детского сада. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно. Данные формы интеграции и разработанное для них содержание наиболее эффективно используются в период предшкольного образования. Целостно – интегрированный подход к педагогическому процессу позволит дать будущим школьникам целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщенные умения.

Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений, занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.

Педагогу следует целенаправленно организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная двигательная активность во всех видах детской деятельности (не просто ответ на вопрос, а ответ и передача мяча и пр.). Такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.

С другой стороны, в процессе образовательной деятельности по физическому развитию следует обращать внимание на одновременное решение задач других образовательных областей:

  1. Формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании инвентарём («Безопасность»);
  2. Создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников («Социализация»);
  3. Участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования («Труд»);
  4. Активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчёт мячей и пр.), специальные упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых), построение конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования), просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни («Познание»);
  5. Проговаривание действий и название упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной активности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культуры («Коммуникация», «Здоровье»);
  6. Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек («Чтение художественной литературы»);
  7. Привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформление помещения; использование на занятиях физкультурой изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени для метания), рисование мелом разметки для подвижных игр («Художественное творчество»);
  8. Ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, пение; проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера («Музыка»).

Интеграция в образовательном процессе – особо выстроенный структурный процесс, направленный на:

  1. Формирование практических умений и навыков на основе усвоения норм и правил окружающего мира.
  2. Повышение уровня физической подготовленности на основе совершенствования двигательных умений и навыков, а также развития двигательных качеств и способностей.
  3. Воспитание потребности в физическом совершенствовании на основе формирования интересов и мотивов к занятиям физическими упражнениями.

Таким образом, интегрированные занятия:
           1.     Оказывают положительное влияние  на       уровень освоения упражнений дошкольниками.
           2.     Повышают уровень образованности.
           3.     Способствуют не только развитию физического потенциала дошкольников,  но и формированию различных знаний.

Проблема интеграции дошкольного образования очень важна, её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к детскому саду. Интегрированное образование создает новые условия деятельности воспитателей и воспитанников и представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения.

Реализация интеграции на практике будет успешной только при комплексном подходе к решению данной проблемы со стороны всего педагогического коллектива ДОУ, а также родителей воспитанников.

Используемая литература:

1.  Инструктор по физкультуре. 2011 №1.

2.  С.Д.Сажина Технология интегрированного занятия в ДОУ. – ТЦ «Сфера» М.2008.

3. Примерная основная общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы – М. Мозаика-Синтез, 2011г.

4. Физкультурно – оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований - Под общей ред. Микляевой Н.В. – М. УЦ «Перспектива», 2011г.

5. Управление ДОУ. 2011г, №7,8.

КОНСПЕКТ интегрированного физкультурного занятия в средней группе

«Веселые медвежата».

МДОУ детский сад комбинированного вида №3 «Радуга»

города Подольска Московской области

инструктор по физическому воспитанию

Шмакова Наталья Анатольевна, I категория

Задачи:

  1. Закрепить умение детей ходить змейкой между предметами, сохраняя равновесие.
  2. Упражнять в подлезании под дугу, не касаясь руками пола; в ходьбе по ребристой доске; в прыжках на двух ногах.  
  3. Развивать ловкость, ориентировку в пространстве, координацию движений, творчество, физиологическое дыхание, умение регулировать мышечный тонус.
  4. Познакомить детей с подвижной игрой «Медведь», способствовать проявлению волевых качеств, сообразительности и умения двигаться в соответствии с правилами игры.  
  5. Воспитывать устойчивый интерес к занятиям физкультуры, к здоровому образу жизни, целеустремленность.
  6. учить детей ориентироваться в масштабном плане, развить образное и пространственное мышление;
  7. закрепить знание геометрических фигур и цвета;
  8. развить внимание, фантазию детей, помочь детям мыслить без стереотипов, учить детей переносить свойства с частного на общее и наоборот;
  9. обучать пониманию себя и умению «быть  в мире с собой», сопереживанию другим людям;

Оборудование: 2 дуги,   ребристая доска, мягкие модули, маска медведя, маленькие массажные мячи по количеству детей, 6 обручей, игрушки: волк, лиса, конверты с деталями геометрических фигур.

  Здоровьесберегающие технологии:

  1. дыхательная гимнастика – А.Н. Стрельниковой;
  2. точечный массаж и дыхательная гимнастика – В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров;                                                                                                          
  3. профилактика плоскостопия и нарушения осанки - В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров;                                                                                                                                                                              
  4. массаж с массажными мячиками – К.К. Утробина.                                                                                                                          

                                                    Ход  занятия:

 

I. Вводная часть.

Дети заходят в спортивный зал под веселую музыку врассыпную.

Инструктор.  Здравствуйте, ребята! Ребята,  отгадайте, пожалуйста, загадку:

Летом ходит без дороги между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос!

Дети: Медведь.

Инструктор: Молодцы, ребята! Это медведь. Смотрите, какой мишка пришёл к нам в гости! Настоящий спортсмен.

А вы хотите превратиться в медвежат?

Дети: Да.

 Тогда я  говорю вол шебные слова, и мы превращаемся в маленьких медвежат:                                       1-2-3! Абракадабра, бри! Теперь вы не ребята, а озорные медвежата. Друзья нашего Мишки – спортсмена. Построились в колонну по-одному и за мной шагом марш!

Мы весёлые ребята                                        Ходьба в колонне по одному                                        Наше имя – медвежата.                                

Любим лазать, пролезать                                       Ходьба на носках, руки в стороны                                                                                                                                                                                                                                                                             Любим прыгать и играть,                                        

Мишки по лесу пошли                                Ходьба на пятках, руки на пояс                              По тропинке вдаль зашли.                                                                                                                                          Лапы выше поднимают                                               Ходьба с высоким подниманием ног                                                                                                                         По тропинке вдаль шагают.

Мишки быстро побежали,                                        Легкий бег друг за другом.                                                                 На малинный след напали.                                                                                                                         Чтобы Мишкам не хворать                                                                                                                                                Надо шкуру согревать.

Дыхательное упражнение:                                                                                                                                          (Упражнения выполняются в соответствии с текстом)                                                                         Подуем на плечо, подуем на другое,                                                                                                               Подуем на живот, как трубка станет рот,                                                                                                             А потом на облака и остановимся пока!                                                                                                  Быстро потянулись,                                                                                                                                                          И мне улыбнулись,                                                                                                                                               Теперь к гостям подойдем,                                                                                                                                     И им подмигнем!

Мишки шли, шли, шли,                                Ходьба обычная.                                                                                 На лужайку пришли.                                                                                                                                             Все в колонки встали,                                                                                                              Разминаться стали.                                                 Перестроение в две колонны.                  

2. Основная часть.

Точечный массаж и дыхательная  гимнастика

1. Соединить ладони и потереть ими одна о другую до нагрева. Это упражнение оказывает положительное воздействие на внутренние органы.

2. Слегка подергать кончик носа.

3. Указательными пальцами массиро вать ноздри.

4. Сделать вдох, на выдохе произносить звук «М-м-м-м»,  постукивая пальцами по крыльям носа.

5. Вдох через нос, выдох через рот на ладонь — «сдуваем сне жинку с ладони».

Общеразвивающие упражнения без предметов

  1. Медвежата в чаще жили                         И.п. ноги на ширине стопы, руки на поясе                                                                                                          Головой своей крутили                            1-4 -  повороты головы в стороны                                                                                                                   Вот так, вот, так.                                                                   По 3 раза в каждую сторону                                                                               Головой своей крутили.

  1. Медвежата мёд искали,                             И.п. ноги на ширине стопы, руки внизу,                                                                                                                Дружно дерево качали                               1-2 – поднять руки вверх, помахать ими                                                                                            Вот, так, вот так,                                         3-4 – и.п.                                                                                  Дружно дерево качали.                                                                                           5-6 раз

  1. Ну-ка мишка повернись,                             И.п.стоя на коленях, руки на поясе                                                                                        Ну-ка мишка покажись,                               1- поворот туловища в правую сторону, руки                                                                                    

                                                                              в стороны;

   Вот так, вот так,                                                  2- и.п.                                                                                          Ну-ка, мишка, покажись                                3- поворот туловища в левую сторону, руки в                                                                                    

                                                                 стороны;

                                                                 4- и.п.                  по 3 раза в каждую сторону

  1. Вперевалочку ходили,                                  И.п. ноги врозь, руки на поясе                                                                                                                                                                      Из речки воду пили                                      1 - наклон вниз,  руками дотронуться до пола                                                                                      Вот так, вот так,                                            2- и.п.                                             5-6 раз                                              Из речки воду пили.        
  2. Хлопай мишка,                                               И.п.- ноги  на ширине  ступни, руки на поясе                                                                                   Топай мишка,                                                  1-присесть, руки вперед                                                                              Приседай со мной братишка                             2- и.п.                                          5-6 раз 

  1. А потом они плясали,                                    И.п. ноги вместе, руки вверх                                                   Выше лапы  поднимали?                             Прыжки на двух ногах на месте                    

                                                                               Чередовать с ходьбой 2 раза.

Молодцы, а теперь мы с вами пройдём по извилистой тропинке, перепрыгнем с кочки на кочку - и попадём на полянку.

Основные виды движений:

1. Ходьба змейкой вокруг цветных модулей              Ты по тропинки иди,

                                                                                 Руки в стороны держи.

Резво Мишка прыгай в болото не попади           Руки на поясе прыжки из обруча в обруч

Пришли на полянку.

Ребята, кто-то сидит под ёлкой. Как вы думаете кто это?

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет,

Ходит - бродит он молчком,

Уши серые торчком.

Кто это, ребята?

Дети: Волк!

А сейчас по дорожке пойдем, к новому приключению придем!

2. Ходьба по ребристой доске                                        По дорожке шагай.

3. Подлезание под дугу.                                                 Под елочкой подлезай

                                                                                          И, чтоб ручки не запачкать,

                                                                                         На коленки убирай.

Смотрите, кто нас здесь встречает:

Рыжая плутовка,

Хитрая, ловкая,

Хвост пушистый,

Мех золотистый.

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт.

Дети: Лиса!

Молодцы! Правильно ответили! Все знаете! Ребята, смотрите,  лиса вам приготовила задание. Лиса хитрая, перепутала все фигуры, давайте их соберём.

Детям раздают разрезные картинки, из которых они должны составить целое изображение – из  геометрических фигур – лесную поляну (ёлки из треугольников, солнце, грибы).

Молодцы, все с заданием справились. А сейчас поиграем.

Подвижная игра «Медведь»                                                                                                                     Играющие становятся в круг. Выбирается  водящий - «медведь». Он стоит  в центре круга, изображая, что спит. Дети, взявшись за руки, хором произносят слова и выполняют движения в соответствии с текстом.

Текст                                                                                           Движения

Как-то мы в лесу гуляли                                  Ходьба по кругу, взявшись за руки

И  медведя повстречали.                                                                                                                                            Он под елкою лежит,                                                                                                                                   Растянулся и храпит.                                        Остановится, послушать..                                                                                                                                   Мы вокруг него ходили                                   Ходьба в другую сторону, на носочках.

Косолапого будили:                                         Погрозить указательным пальцем, сказать:

«Ну-ка, Мишенька, вставай                           «Ну-ка, Мишенька, вставай,                                                                                                    И быстрей нас догоняй».                                И быстрей нас догоняй!».

                                                                                                                                                                                  Дети разбегаются по залу, медведь догоняет их, до кого дотронется, тот выбывает из игры.

На стульчики не садимся – это нарушение правил.

3. Заключительная часть.

Молодцы, медвежата, вы справились с заданиями.

 А сейчас я опять скажу волшебные слова, и вы превратитесь в ребят!

«1-2-3 - Абракадабра, бри». Ну, вот вы опять ребята.  

Дети, вы тренировались, играли, немного устали, садитесь скорее в кружок, давайте сделаем небольшой массаж.

Дети берут массажные мячи и садятся на пол по кругу. Фоном звучит тихая музыка.

1. Массаж кистей рук:

Ребята в кружок собираются, А ёжики в ручки забираются. Ёжик, ёжик, ты колючий, Покатайся между ручек. Мячик катается, ладошка улыбается. Детки стараются, ёжик медленно катается. Вдруг он быстро побежал, побежал, побежал. На ладошку нажал. Посмотри-ка, ямки стали, А ладошки не устали.

2. Массаж правой и левой руки:

Катаем мячик вверх и вниз сначала по одной руке, затем по другой, слегка надавливая на   мяч (от кисти к плечу и обратно).

3. Массаж груди:

Мячик катаем ладошкой по кругу на груди.

4. Массаж ног:

Делают массаж сначала правой ноги, затем левой.

Дети убирают мячи.

А теперь пришла пора, в группу вам идти пора.

Использованная  литература

  1. А.С. Галанов «Игры, которые лечат» - для детей  от 3 до 5 лет. – М.: Педагогическое общество России, 2005.- 96 с.
  2. Б.Б. Егоров, В.Г. Кудрявцев  «Развивающая педагогика оздоровления».

 3. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина «Детские народные подвижные игры»               М.»Просвещение»; Владос,1995. – 224 с.: илл. - ISBN 5-09-005876-8.

       4.  Л.И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного    возраста 3-7 лет» - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 128 с. ISBN 5-691-00651-7.

        5.  К.К. Утробина «Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5 лет» - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 104с.

      6. М.Н.Щетинин «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» - М.:      Айрис-пресс, 2007. – 112 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).