Главные вкладки

    Методическая разработка по физкультуре на тему:
    "Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста в образовательном учреждении"

    «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста в образовательном учреждении».

    В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено,  прежде всего,  наличием большого числа дошкольников (84,9%) с различными отклонениями в состоянии здоровья. В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической и коррекционной направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    tvorcheskaya_rabota_nadezhdy.doc156 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, ДЕТСКИЙ САД

    ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ВТОРОЙ КАТЕГОРИИ № 52 г.БАТАЙСКА

    Тема: «Профилактика плоскостопия и укрепление мышц спины у детей дошкольного возраста»

    Выполнила: Скороходова Надежда

    Анатольевна

    г. Батайск

    Содержание

    Введение                                                                                                                   3

    I Глава. Теоретический аспект данной проблемы                                                5

    1.1. Причины возникновения плоскостопия и нарушений осанки                     5

    1.2. Современные взгляды на профилактику и коррекцию плоскостопия        7

    II Глава. Основные методы и приемы профилактики и коррекции плоскостопия и нарушений осанки                                                                      10

    2.1.  Условия                                                                                                           10

    2.2. Основные приемы и средства профилактики плоскостопия и

     нарушений осанки                                                                                                12

    2.3. Рекомендации педагогам и родителям                                                         16

    Заключение                                                                                                             18

    Литература                                                                                                             20

    Приложение                                                                                                           21

    Введение

    В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено,  прежде всего,  наличием большого числа дошкольников (84,9%) с различными отклонениями в состоянии здоровья. В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической и коррекционной направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.         

    Однако, по мнению Р.Б. Стеркиной и Ю.В. Коркиной (1997), в настоящее время система реабилитации детей в условиях ДОУ практически не сформирована. Отмечается разобщенность деятельности медицинского и педагогического персонала в оказании коррекционной помощи детям, наблюдается явно недостаточная осведомленность педагогов и родителей в коррекционно-профилактических вопросах развития, воспитания и обучения детей.

    В процессе организации работы профилактической и коррекционной направленности в условиях ДОУ особое внимание необходимо уделять профилактике и коррекции нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата (дефектов осанки, плоскостопия), поскольку среди функциональных отклонений они имеют наибольший удельный вес. В частности, исследованиями Г.А. Шорина  (1994) установлено, что 67,3% детей старшего дошкольного возраста имеют плоскостопие.

    Плоскостопие рассматривается как нарушение функций стопы, которое внешне проявляется в опущении сводов стопы, это вызвано ослаблением мышц и растяжением ее связок. Что в дальнейшем способствует и является одной из причин скалиотических нарушений осанки.

    Таким образом, целью моего исследования является разработка методов профилактики плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста  на занятиях по физическому воспитанию.

    В соответствии с целью исследования в своей работе я поставила следующие задачи:

    1. Разработать методику профилактики деформации стопы и укрепления мышц спины у детей дошкольного возраста;
    2. Реализовать методику профилактики деформации стопы и нарушений осанки;
    3.  Провести среди родителей и педагогов детского сада  мастер-класс по профилактике плоскостопия и нарушений осанки.

    I Глава. Теоретические аспекты данной проблемы

    1.1. Причины возникновения плоскостопия и нарушений осанки.

    Причин плоскостопия очень много: это и наследственная предрасположенность (скорее к определенному образу жизни), парез или паралич подошвенных мышц стопы или голени, травмы костей стопы и лодыжек. Наиболее частая причина - общая слабость костно-мышечной системы в результате перенесенного рахита, частых или длительных заболеваний. Особенно опасна на фоне слабости мышечно-связочного аппарата перегрузка стоп: длительное стояние, долгая непрерывная ходьба, избыточный вес ребенка. Крайне неблагоприятно на состоянии стоп сказывается ношение плохо подобранной обуви.

    Особенно часто плоскостопие развивается у детей с так называемой плосковальгусной установкой стоп, которая формируется в раннем возрасте. Определить правильность положения стоп вполне по силам каждому родителю, достаточно внимательно посмотреть на стоящего босого ребенка со спины. В норме - пятка расположена соответственно продольной оси голени, в случае плоско-вальгусных стоп - пятка заметно отклонена кнаружи. Этот дефект, по последним данным, свидетельствует о врожденной аномалии нервной системы (энцефалопатии) и влечет за собой нарушения развития всего скелета.

    Практически у всех детей плоскостопие сопровождается теми или иными дефектами опорно-двигательного аппарата, особенно часто - различными нарушениями осанки.

    По анатомическому признаку плоскостопие делится на  продольное, поперечное и смешенное. У детей чаще всего встречается продольная или смешанная формы. В детском возрасте плоскостопие чаще всего сочетается с отклонением пяток кнаружи, такие стопы называют плоско-вальгусными. Лечение и профилактика этого дефекта практически такие же, как и обычного плоскостопия (Олонцева Г.Н., 1985 г.).    

     О вальгусном (Х-образом) искривлении ног можно говорить тогда, когда расстояние между внутренними лодыжками при плотно сжатых и выпрямленных коленях превышает 4-5 см. Обычно такая деформация голеней сочетается с плоско-вальгусными стопами. Вопреки распространенному мнению, это не врожденный порок, не подследственное качество, а приобретенный дефект. Искривление ног появляется чаще всего через некоторое время после того, как ребенок встал на ноги и начал ходить. Особенно часто это происходит, если малыш встал на ноги раньше времени, если он много стоял (например, в манеже), если он не ползал. Это объясняется слабостью, недоразвитостью его мышечно-связочного аппарата и чрезмерной нагрузкой на нижние конечности.   Одной из наиболее вероятных причин искривления ног является рахит, перенесенный в младенческом возрасте, особенно его малосимптомная и не леченая форма. К более редким причинам относятся врожденный вывих или дисплазия тазобедренного сустава, некоторые дефекты стоп, болезни и травмы коленных суставов.                      

     При вальгусной деформации но, основные изменения происходят в коленом суставе. Если посмотреть на такого ребенка сбоку, то заметно переразгибание ног в коленных суставах. Общая слабость мышечно-связочного аппарата проявляется во всех суставах, стопы постепенно деформируются и приобретают устойчивое плоско-вальгусное положение (пятки отклонены кнаружи), развивается плоскостопие (Красикова И.С., 2002 г.).

    Процесс формирования осанки начинается с возраста от 6 до 8 лет и продолжается до возраста от 17 лет до 21 года, по мере созревания нервной системы и формирования устойчивого двигательного стереотипа. В этот период окончательно формируются изгибы позвоночника, своды стопы, выравниваются нижние конечности.

           У маленьких детей осанки как таковой ещё нет, физиологические изгибы позвоночника отсутствуют, вертикальная поза неустойчива. В процессе роста ребенка формируется двигательный стереотип, и уже в младшем школьном возрасте появляются первые элементы сегментального выравнивания. Однако у детей 6-9 лет осанка неустойчива, мы видим избыточный прогиб поясничного отдела позвоночника, выступающий живот, торчащие лопатки — это норма для 6-9 летних детей. Устойчивая осанка формируется в среднем и старшем школьном возрасте. Окончательно формирование осанки происходит с прекращением роста скелета.         Нарушения осанки встречаются во всех возрастных группах, достигая 30 и более процентов, что является следствием нерационального соблюдения  режима, условий быта, труда, слабое физическое развитие.

    В дошкольном возрасте опорно-двигательный аппарат  находится в стадии интенсивного развития, его формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Вместе с тем в этом возрастном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия и нарушений осанки,  исправить их путем укрепления мышц и связок стопы, спины.

       

    1.2. Современные взгляды на профилактику и коррекцию плоскостопия.

    Плоскостопие - заболевание прогрессирующее поэтому, чем раньше начато лечение, тем лучшие результаты оно приносит. И наоборот, запущенные случаи лечатся гораздо труднее. Лечение плоскостопия должно быть комплексным и направленным на укрепление всего организма. Лечебная гимнастика, самомассаж, ортопедические стельки или обувь - мер для исправления стоп достаточно. Важно, чтобы процесс коррекции был регулярным и продолжался до полного выздоровления.

     Первостепенное внимание следует уделить обуви, она должна быть «рациональной», то есть устойчивой, и плотно охватывать стопу, не мешая при этом движению. Небольшой каблучок, тонкая подошва и материал, позволяющий стопам «дышать», так же являются необходимыми качествами хорошей детской обуви. Детям дошкольного возраста лучше носить ботиночки или туфли, хорошо фиксирующие голеностопные суставы. Детям с плоскостопием, а особенно с плоско-вальгусными стопами нельзя носить мягкую обувь, например, валенки, резиновые сапоги, мягкие тапочки, чешки, сандалии без задника. Но часто одной рациональной обуви для исправления плоскостопия недостаточно. Тогда применяют ортопедические стельки или ортопедическую обувь. Эти средства лечения достаточно эффективны, так как облегчают ходьбу, берут на себя часть нагрузки, предотвращают дальнейшее развитие заболевания. Однако без назначения врача заказывать, а тем более покупать готовые ортопедические стельки нельзя. Такие стельки могут нанести стопе ребенка больше вреда, чем пользы. Специальная обувь и стельки не исправляют деформацию, а только предотвращают ее дальнейшее развитие. Эти своеобразные «костыли» стоит использовать во время длительного пребывания ребенка на ногах. Пользоваться ими постоянно не рекомендуется, так как мышцы стопы слабеют еще больше. При отсутствии эффекта от коррекции с помощью ортопедической обуви используют этапные гипсовые повязки для того, чтобы нормализовать соотношение костей суставов стопы. Во время сна применяют лонгеты. При тяжелых формах плоскостопия с сильными постоянными болями показано оперативное лечение. Ортопедическая коррекция стоп проводится обязательно в сочетании и на фоне других методов лечения: физиотерапии, массажа и лечебной гимнастики. Исключение составляют тепловые процедуры, которые можно проводить дома. Тепловые процедуры дают максимальный эффект, если сразу же после них проводить лечебную гимнастику. В домашних условиях можно применять контрастные кожные ванны. Для этого нужны два тазика с водой: один - с теплой (40-450), другой - с прохладной (16-200). Ребенок погружает ноги попеременно то в теплую, то в прохладную воду на несколько секунд. Процедура длится 5-10 минут и провидится ежедневно или через день в течение двух-трех недель. Ванны не только укрепляют мышцы и тренируют суставы стоп, но обладают замечательным закаливающим эффектом. Массаж - необходимая часть комплексного лечения плоскостопия. Он позволяет нормализовать тонус мышц стопы и голени: укрепить ослабленные, растянутые мышцы и расслабить напряженные, а это очень важно для восстановления их согласованной работы. Кроме того, улучшая кровообращение и иннервацию, массаж способствует улучшению питания мышц, связок и костей стопы. Приносит облегчение в случаи боли в стопах и восстанавливает нормальные условия.  Для развития и роста нижних конечностей.  

    Так же успешная профилактика и коррекция плоскостопия и нарушений осанки возможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.

    Таким образом, все эти обстоятельства учитывались мной при выборе методов профилактики плоскостопия и нарушений осанки.

    II Глава.    Основные методы и приемы профилактики и коррекции плоскостопия и нарушений осанки

    2.1. Условия развивающей физкультурно-оздоровительной среды.

    Работа по профилактике и коррекции плоскостопия и нарушений осанки у детей в условиях ДОУ мной осуществляться систематически. Она включает ежегодную диагностику состояния сводов стопы у детей, создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды, обеспечение рекомендуемого двигательного режима, соблюдение гигиенических условий, а также правильную организацию физического воспитания и валеологического образования.

    Ежегодная диагностика состояния сводов стопы у детей дошкольного возраста осуществляется мной на основе медицинских показателей. После изучения результатов диагностики я формирую рекомендации по использованию средств физического воспитания в целях профилактики и коррекции деформации стоп и нарушений осанки. С детьми, у которых выявлена функциональная недостаточность стоп, или плоскостопие, я провожу индивидуальную работу.

    Для того чтобы коррекционно-профилактическая работа была успешной, мной была создана полноценная развивающая физкультурно-оздоровительная среда, которая предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующих укреплению мышц спины, стопы и голени.

    Ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты, велосипеды, педали которых имеют конусообразный валик, предназначенный для формирования свода стопы, специальные тренажеры – все это необходимые средства профилактики и коррекции,  используемые мной в работе.

               Наличие гладкой стены,  позволяет ребенку, встав к стене, принять правильную осанку, имея 5 точек соприкосновения: затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы, пятки; ощутить правильное положение собственного тела в пространстве, вырабатывая проприоцептивное мышечное чувство, которое при постоянном повторении передается и закрепляется в ЦНС - за счет импульсов, поступающих с рецепторов мышц. Впоследствии навык правильной осанки закрепляется не только в статическом (исходном) положении, но и при ходьбе, при выполнении упражнений.

     В зале для занятий имеются большие зеркала, чтобы ребенок мог видеть себя в полный рост, формируя и закрепляя зрительный образ правильной осанки, давая при этом описание правильной осанки на основе образов героев сказок, животных, постепенно переходя к описанию собственной осанки, осанки друзей.

    Мною была проведена работа по изготовлению нестандартного оборудования, где принимали участие не только педагоги ДОУ, но и родители воспитанников. Нестандартное физкультурное оборудование со стихотворным сопровождением к каждому пособию, направленное на физкультурно-оздоровительную работу с детьми,  способствует:

    1. возникновению и длительному удержанию интереса к этим физкультурным игрушкам;
    2. удовлетворению потребности детей в движениях;
    3. расширению физических возможностей детей;
    4. развитию двигательного воображения детей;
    5. укреплению здоровья детей;
    6. привлечению семьи к работе ДОУ по оздоровлению детей

    Кроме этого, это оборудование многофункционально и может быть использовано в разных направлениях развития детей – физическое развитие, математика, развитие речи, творческие игры и т. д. (см. Приложение № 1)

    Использование мной нестандартного оборудования в оздоровительной работе с детьми, очень эффективно, т.к. новые игрушки для детей всегда радость, тем более что эти игрушки может ребёнок сделать вместе с мамой и папой.

     Привлекая к физкультурно-оздоровительной работе всю семью, тем самым я решаю  одну из задач физического воспитания.

    Кроме того, в теплое время года,  я обеспечиваю возможность систематического использования природно-оздоровительных факторов, например оборудование на групповых участках - естественные грунтовые дорожки (из песка, гальки, мелкой щебенки и т.п.).

    1. Основные приемы и средства профилактики плоскостопия и нарушений осанки.

    В сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения я особое место отвожу так же  валеологическому образованию детей. Одна из его задач - формирование необходимых знаний, умений и навыков по использованию средств физического воспитания, и в частности гигиенических факторов, естественных сил природы, физических упражнений в целях профилактики различных заболеваний и функциональных отклонений. В связи с этим, я включаю  в процесс профилактики занятия по валеологии, где уделяю  внимание изучению темы "Строение и функции стопы. Профилактика и коррекция плоскостопия".

            Основными средствами для профилактики плоскостопия и нарушений осанки в моей работе являются: закаливание, специальные физические упражнения, коррегирующая гимнастика, самомассаж.

            Закаливание.

      Наибольший эффект достигается тогда, когда упражнения выполняются без обуви. Поэтому дети занимаются на занятиях по физическому воспитанию в носках, а на занятиях корригирующей гимнастики босиком, в хорошо проветренном зале, что также способствует  закаливанию организма.

            Самомассаж.

         Для повышения интереса и активности детей я использую тренажеры и нестандартное оборудование. Упражнения на них укрепляют связочно-мышечный аппарат, улучшается крово- и лимфо-обращение.

    Для самомассажа я использую массажный коврик или массажный ролик. Так как резиновые изделия имеют следующие преимущества перед пластмассовыми: 1) они более мягко воздействуют на ткани ребенка;

    2) составляющие их массажные элементы можно захватывать пальцами ног. Продолжительность аппаратного самомассажа 2 - 5 минут, в зависимости от возраста и подготовленности детей, общей продолжительности занятия.        Самомассаж я так же провожу как отдельную процедуру, или включаю в занятие лечебной гимнастикой в качестве вводной или заключительной части. Сила, с которой стопы давят на массажный коврик (ролик), определяется чувствительностью ребенка. В процессе проведения самомассажа дети не должны испытывать болевых ощущений. Первые процедуры проводят сидя. В последующем вводная и основная части проводятся сидя, а заключительная - стоя. После массажа,  дети ложаться на несколько минут с приподнятыми над горизонтальной поверхностью ногами.

         Пособия для профилактики плоскостопия применяемые мной для самомассажа:

    а)  Дорожка из обручей  - состоит из нескольких обручей, соединенных между собой тонким шнуром. Дорожка закрепляется за крючки на противоположных сторонах зала. Высота регулируется в зависимости от упражнений и возраста детей. Дорожка используется для упражнений в разных видах ходьбы, бега, прыжков.

    б)  Дорожка – лесенка, которая представляет собой полосы из поролона длиной до 50 см и шириной 18 – 20см. Способ соединения и крепления такой же, как и у дорожки из обруча. Использую для формирования правильной осанки, профилактики плоскостопия, бега.

    в)  Коврик массажерный из пуговиц.

    г)  Поролоновые палочки и трубочки.

    д)  Мешочки с песком и камешками.

    е)  Массажеры роликовые.

    ж) Мягкие мячи (для ОРУ).

    з)  Диск «Здоровья», улучшающий функции голеностопного, коленного и тазобедренного сустава.  Для увеличения эффекта сделала на диск съемный массажерный коврик.

             Все эти пособия для  профилактики плоскостопия применяю для индивидуальной работы с детьми и для самостоятельных упражнений. В вводной части занятия предлагаю детям пройтись по массажерам, расположенным одиночно или дорожкой в одну или две параллельные линии. При выполнении основных движений поточным или групповым способом эти упражнения использую как промежуточные.

           В заключительной части занятия в течение 3 – 5 минут применяю самомассаж, который помогает хорошо расслабить мышцы ног после нагрузки. Он выполняется в следующей последовательности: вначале растирают пальцы, затем поглаживанием и растиранием массируют подошвенную и тыльную часть стопы, пятки, аххилово сухожилие, голенстопный сустав и голень. (см. Приложение № 2)

            Корригирующая гимнастика

                По результатам анкетирования и медицинской диагностики, мной отобрана специальная группа детей с плоскостопием. Эти дети занимаются корригирующей гимнастикой  после дневного сна 2 раза в неделю по 20-30 мин. Занятия провожу групповым способом под музыкальное сопровождение. Проведение таких занятий позволяет своевременно и эффективно устранять формирования нарушений свода стопы у детей. На первых занятиях дети знакомятся с предлагаемыми упражнениями и осваивают их правильное выполнение, адаптируются к возрастающим физическим нагрузкам. Далее физическая нагрузка на занятиях возрастает и сохраняется на достигнутом уровне. В конце года делается диагностика на основе медицинского осмотра.

        При проведении элементов занятий корригирующей гимнастикой мной соблюдаются следующие принципы:

    1. индивидуализации в методике и дозировке физических упражнений в зависимости от особенностей заболевания и общего состояния ребенка;
    2. системности воздействия с обеспечением определенного подбора упражнений и последовательности их применения;
    3. регулярности воздействия, которое обеспечивает развитие и восстановление функциональных возможностей организма;
    4. длительности применения физических упражнений, поскольку восстановление нарушенных функций возможно лишь при условии длительного и упорного повторения упражнений;
    5. постепенного нарастания физической нагрузки: в первые 7 – 10 дней нагрузка постепенно нарастает, затем выходит на определенное плато и в последние 7 дней плавно снижается;
    6. разнообразия и новизны в подборе и применении физических упражнений: целесообразно через каждые 2 – 3  недели обновлять      20 – 30% упражнений;
    7. умеренности воздействия физических упражнений: продолжительность занятий 20-30 минут в сочетании с дробной физической нагрузкой;
    8. соблюдения цикличности при  выполнении физической нагрузки в соответствии с показаниями: чередование упражнений с отдыхом, упражнения на расслабление;
    9. всестороннего воздействия на организм ребенка с целью совершенствования механизмов регуляции и адаптации к физическим нагрузкам;

            Специальные физические упражнения

    К специальным упражнениям при плоскостопии, я отношу так же упражнения, способствующие укреплению передней большеберцовой, длинного разгибателя пальцев, длинного разгибателя 1 пальца, коротких мышц стоп, увеличению длины трехглавой мышцы голени, формированию свода стопы. Эффективны упражнения с захватом и перекладыванием мелких и крупных предметов, перекатыванием предметов, ходьба по палке, обручу, ребристой доске, следовой дорожке, ходьба на носках, на пятках, на наружной стороне стопы. (см. Приложение № 3 )

    Учитывая высокий процент ортопедической патологии, в частности деформаций стоп у детей, я решила, что  необходимо увеличить  объем целенаправленной двигательной активности с использованием традиционных и нетрадиционных форм физической культуры в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду. Рациональное распределение регламентированной по формам и интенсивности физической нагрузки позволило мне полностью удовлетворить биологическую потребность детей в движениях, соответствующую функциональным возможностям растущего организма, одновременно укрепив мускулатуру и сумочно-связочный аппарат нижних конечностей.

    1. Рекомендации педагогам и родителям.

    Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания я осуществляю на основе совместной деятельности педагогического коллектива образовательных учреждений и родителей. Для привлечения родителей к активному участию в работе профилактической и коррекционной направленности я  использую различные формы общения с семьей: родительские собрания, тематические консультации, педагогические беседы, дни открытых дверей, открытые занятия по физической культуре, стенды (уголки) для родителей, папки-передвижки и т.п. Это позволяет обеспечить преемственность в развитии и обучении ребенка в условиях ДОУ и семьи, а также повысить осведомленность родителей в коррекционно-профилактических вопросах воспитания детей.

    В конце каждого триместра родителям выдается комплекс специальных упражнений, которые ребенок должен выполнять дома. Домашние задания проводятся за 1,5 – 2 часа до сна, заканчиваются водными процедурами.   (см. Приложение № 4)

           Кроме того, воспитателям рекомендовано на своих занятиях во время проведения физкультминуток применять специальные упражнения для профилактики плоскостопия в положении сидя за столом и стоя.                 (см. Приложение № 5)

        При комплексном применении всех средств физического воспитания достигается наибольший результат коррекции плоскостопия, т.к. каждое из них по-разному влияет на организм ребенка.

    Заключение

     Учитывая актуальность проблемы, я считаю, что физическое развитие детей, направленное на коррекцию и профилактику плоскостопия и нарушения осанки у дошкольников, сегодня как никогда востребовано именно в ДОУ.

              Применение общеукрепляющих и корригирующих упражнений в период формирования опорно-двигательного аппарата в процессе роста имеет особенно важное значение, так как в силу больших пластических возможностей детского организма исправление недостаточности доступнее, а эффективность корригирования большая. Поэтому в практике ортопедических упражнений одно из ведущих мест должна занимать физическая культура, особенно в профилактике и  физической реабилитации нарушений осанки и плоскостопия.

         Систематические занятия физической культурой вообще и специальными физическими упражнениями в частности способствуют укреплению и развитию мышц, связок, суставов, участвующих в образовании и нормальной деятельности свода стопы.

    Так как, результаты медицинского осмотра  детей, посещающих МДОУ  «Голубой вагон» за период 2009-2010 гг. показали, что из 115 детей -  нормальные стопы у 77 (детей), у 35 уплощенные и у 3 детей плоские стопы. На период 2010-2011 гг. из 115 детей у 87 нормальные стопы, у 25 детей уплощенные стопы, у 2 детей стопы плоские. Результаты обследования свидетельствуют о том, что использованные в системе комплексы  коррекционно-профилактических упражнений на занятиях ФК являются эффективными.

    Сравнительный анализ изменений оппорно-двигательного аппарата дошкольников

    Состояние опорно-двигательного аппарата

    2009 год

    2010 год

    2011 год

    ИЗМЕНЕНИЕ ОСАНКИ

     

     

     

    Значительные отклонения (сколиоз)

    0%

    0%

    0%

    Незначительные отклонения

    20%

    19%

    11%

    Норма

    80%

    81%

    89%

    ИЗМЕНЕНИЕ СВОДА СТОПЫ

     

     

     

    Плоскостопие

    20%

    11%

    3%

    Уплощение

    53%

    49%

    30%

    Норма

    27%

    40%

    67%

            Из приведенной выше таблицы видно что, начиная с 2009 года по 2011 годы, у выпускников нашего детского сада нормализуется состояние опорно– двигательного аппарата. В 2011 году по сравнению с 2009 годом на 9 %  уменьшилось количество детей с незначительными нарушениями осанки. Улучшилось состояние свода стопы: на 17 % стало реже встречаться плоскостопие, уплощение стопы на 23 %.

    Литература

    1. Бондин В.И. Концептуальные основы валеологического образования //Валеология. 1997, № 1, с. 7-8.

    2. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека: Учебник для студентов биол. спец. вузов. - М.: Высшая школа, 1989. - 544 с.

    3. Селиверстов В.И. Современные приоритетные направления развития коррекционно-педагогической работы в дошкольном образовании //Дошкольное воспитание. 1997, № 12, с. 2-6.

    4. Сергеев И. Профилактика плоскостопия //Дошкольное воспитание. 1985, № 6, с. 58-60.

    5. Стеркина Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения //Дошкольное воспитание. 1996, № 6, с. 2-14.

    6. Стеркина P.Б., Коркина Ю.В. Итоги первого заседания Научно-методического совета по коррекционно-педагогическим проблемам дошкольного образования МОПО РФ //Дошкольное воспитание. 1997, № 10, с. 2-5.

    7. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. - М.: Новая школа, 1994. - 288 с.

    8. Фонарев М.И., Фонарева Т.А. Ортопедические болезни //Справочник по детской лечебной физкультуре /Под ред. М.И. Фонарева. - Л.: Медицина, 1983, с. 319-321.

    9. Шарманова С.Б., Федоров А.И. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания: Учебн. пос. - Челябинск: УралГАФК, 1999. - 112 с.

    10. Шорин Г.А., Мутовкина Т.Г., Тарасова Т.А. Пути совершенствования оздоровительной работы в детских дошкольных учреждениях //Проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в ИФК: Матер. научн.-метод. конф. - Челябинск: ЧГИФК, 1994, с. 85-87.

    Приложение № 1

    Способ изготовления и использование нестандартного оборудования, направленность.

    1. Рюкзачки

    Материал: ткань, широкая резинка, песок или соль 400гр.

    Использование: для формирования правильной осанки, игр - соревнований, для сюжетного занятия, как сюрпризный и игровой момент занятия, для ОРУ, и т.д.

    Развитие: мышцы спины, плечевого пояса, брюшного пресса, выносливости, силы, коррекции осанки во время ходьбы, бега.

    2. Чудесная дорожка

    Материал: Клеёнка, поролон, липучки. На липучках плюшевые игрушки небольшого размера и плоские различные фигуры и предметы из дерматина крепятся.

    Использование: для ходьбы, бега, прыжков, упражнений в равновесии, как ориентир, для построения в шеренгу, для профилактики плоскостопия, игр, ползания, прокатывания мячей ит.д.

    Развитие: Мышц ног, ориентировки в направлении движения, равновесия, глазомера, мелкой моторики рук, координации и т.д.

    3. Осьминожка

    Материал: ткань, поролон, липучка на ножках и голове.

    Использование: Для ОРУ, игр - соревнований, для ходьбы, бега, прыжков, для упражнений в равновесии, как ориентир, как сюрпризный и игровой момент в сюжетном занятии.

    Развитие: Укрепление мышц рук, спины, плечевого пояса, ног, брюшного пресса. Также равновесия, ориентировки в пространстве, сенсорики, ЭМП и творческих способностей.

    4. Лесенка - Чудесенка

    Материал: Разноцветные дощечки с двумя отверстиями на концах, две длинные (шляпные) резинки или верёвки.

    Использование: для упражнений на равновесие, профилактики плоскостопия, для игр, ползания, подлезания, перепрыгивания, как ориентир.

    Развитие: для равновесия, координации, ориентировки, укрепления мышц ног, также сенсорики, ЭМП.

    5. Черепашки

    Материал: клеёнка, синтепон или поролон, цветная верёвка и палочка.

    Использование: для закручивания, игр - соревнований, как ориентир при ходьбе, беге или построениях, как сюрпризный и игровой момент, для упражнений в равновесии.

    Развитие: мелкой моторики рук, равновесия, развития речи, сенсорики, ориентировки, терпения и воли, а также для профилактики плоскостопия.

    6. Гном

    Материал: ткань, детское ведёрко, теннисные мячи (величина игрушки зависит от размера ведёрка)

    Использование: для метания, как ориентир, как сюрпризный и игровой момент, как препятствие для бега, ходьбы, прыжков

    Развитие: Мышц рук, плечевого пояса, глазомера, координации, ловкости.

    7. Ходули

    Материал: Разноцветные гимнастические палки, башмачки от «гусеницы» (Альма)

    Использование: Для игр - соревнований, упражнений на равновесие и координацию. профилактика плоскостопия.

    Развитие: равновесия, координации, ловкости, мышц рук и плечевого пояса, мышц свода стопы и голени.

    8. Карусель

    Материал: ткань, поролон, ленты разноцветные

    Использование: для ходьбы, бега, ОРУ, прыжков, как ориентир, для игр - соревнований, для закручивания.

    Развитие: мелкой моторики рук, координации, синхронности, ловкости, равновесия, мышц рук, плечевого пояса, спины, ног и т.д., а также сенсорики, ЭМП.

    9. Лабиринт

    Материал: ткань, клеёнка, поролон, дерматин цветной

    Использование: для упражнений в равновесии, для прокатывания мяча, ползания, прыжков, игр, профилактики плоскостопия, для построений в круг, как ориентир.

    Развитие: равновесия ориентировки, координации, мелкой моторики рук, мышц ног Развитие правильной остановки стоп при ходьбе, внимательности, ЭМП и сенсорики.

    Приложение № 2

    Самомассаж стоп.

    Комплекс № 1

    И.П. сидя на стуле.

    1. Продольное растирание стоп, продвигая их вперед и назад вдоль коврика одновременно и поочередно.

    2. Круговое растирание стоп, продвигая их по кругу, перемещая нагрузку от пятки к пальцам вдоль внешнего свода одновременно и поочередно.

    3. Поперечное растирание стоп, продвигая их в стороны и к центру. Выполняется одновременно обеими ногами.

    4. Захват ворсин коврика пальцами ног с удержанием в течение нескольких секунд.

    5. Захват ворсин коврика пальцами ног и попытка супинации стоп, не выпуская ворсин.

    6. Захват ворсин коврика пальцами ног и попытка раздвинуть стопы (разорвать коврик), не выпуская ворсин.

    Комплекс № 2

    И.П. стоя.

    1. Продольное растирание стоп, поочередно продвигая их вперед и назад вдоль коврика.

    2. Продольное растирание стоп с акцентом на наружные края.

    3. Перекаты с пятки на носок и обратно, стоя на коврике.

    4. Разведение и сведение пяток, стоя на коврике.

    5. Разведение и сведение передних отделов стоп, стоя на коврике.

    6. Поочередный подъем ног с захватом ворсин коврика пальцами поднимаемой стопы.

    Приложение №  3

    Примерный перечень специальных физкультурных упражнений.

    Комплекс №1

    И.П. лежа на спине.

    1. Подошвенное и тыльное сгибание стоп с удержанием в каждом положении по 4-6 секунд.

    2. Круговые движения ногами «велосипед» с акцентом на движения стопами.

    3. Одновременное сжимание пальцев рук и ног в кулаки с последующим растопыриванием пальцев.

    4. Круговые движения стопами внутрь и наружу медленно с максимальной амплитудой.

    5. Захват стопами крупного предмета (мяча, мешка с песком), перекладывание за голову с последующим возвращением в И.П.

    6. Поочередное и одновременное потягивание пятками по 4-6 секунд.

    7. И.П. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных (КС), тазобедренных (ТБС) суставах, подошвы стоят на полу. Разведение и сведение пяток.

    8. И.П. как в 5. Поочередный и одновременный отрыв пяток от пола с удержанием в течение 4-6секунд.

    9. И.П. как в 5. Разведение ног с постановкой на носки, сведение с постановкой на пятки.

    Комплекс №2

    И.П. сидя на полу. Руки в упоре сзади. Ноги прямые.

    1. Поочередный подъем прямых ног с одновременным тыльным сгибанием

    2. стоп и удержанием в течение 4-6 секунд.

    3. Подъем прямой ноги, тыльное сгибание стопы. Сгибание ноги в КС одновременно с подошвенным сгибанием стопы. Разгибание в КС, подошвенное сгибание стопы, принятие И.П.

    4. И.П. сидя на полу. Руки в упоре сзади. Ноги согнуты в КС,ТБС, стопы стоят на полу. Разведение и сведение пяток.

    5. И.П. как в 3. Захват мелких предметов перед собой, перекладывание по обе стороны от себя с последующим возвращением на место.

    6. И.П. как в 3. Захват стопами крупного предмета, выпрямление ног в КС, возвращение в И.П.

    7. И.П. как в 3. Гофрирование стопами коврика.

    8. И.П. как в 3. Катание каждой стопой малого мяча.

    9. И.П. как в 3 Катание стопами палки.

    10.И.П. как в 3. Разведение ног с постановкой на пятки, сведение с постановкой на носки.

    Комплекс № 3

    И.П. стоя

    1. Подъем на носки.

    2. Подъем на пятки

    3. Полуприседы на носках.

    4. Подъем на наружные своды стоп.

    5. И.П. стоя, носки вместе, пятки врозь. Полуприседы.

    6. И.П. стоя на гимнастической палке. Приседы.

    7. Ходьба на месте без отрыва пальцев от пола.

    8. Повороты туловища в стороны без отрыва стоп от пола

    9. Разведение пяток, И.П. Разведение носков, И.П.

    Комплекс № 4

    Упражнения в ходьбе

    1. Ходьба на носках.

    2. Ходьба на пятках.

    3. Ходьба на наружном крае стопы

    4. Ходьба на носках в полуприседе.

    5. Ходьба по гимнастической палке, шведской стенке приставным шагом.

    6. Ходьба с высоким подниманием бедра, подошвенным сгибанием стопы.

    7. Ходьба по ребристой доске.

    8. Ходьба по наклонной плоскости

    Приложение № 4

    Мы рекомендуем следующие физические упражнения

    (выполнять их следует босиком):

    1. Стоя прямо за спиной стула, носки и пятки сомкнуть, руками опереться о спинку стула. Медленно подняться на пальцы, сохранить такое положение на некоторое время. Опуститься на всю ступню, перенеся тяжесть тела на внешнюю сторону стопы.
    2. Сидя на стуле, упереться ступнями в пол, ступни параллельно друг другу на ширине плеч. Пальцами ног, захватить какой – нибудь предмет (кусочек ткани, носовой платок, спичечный коробок и т.д.) и, не отрывая пяток от пола, передвигать этот предмет справа налево, пока обе стопы не повернуться пальцами внутрь.
    3. Положить на пол деревянный брусок (толщиной со среднюю книгу). Встать на края бруска так, чтобы пятки упирались в него, а пальцы – в пол. Медленно подниматься на носки и также опускаться в и.п.
    4. Сидя на стуле, поднимать с пола пальцами ноги мячик (для настольного тенниса или меньше).
    5. Походить 1-2 минуты на носочках, перенеся всю тяжесть тела на переднюю часть стопы.
    6. Сидя на стуле, ноги вместе, ступни сомкнуты. Разводить колени в стороны, поднимая пятки от пола и поворачивая подошвы внутрь, сжать ступни.
    7. Стоя, попробуйте развести пальцы как можно шире (растопырить) или попробуйте сыграть гамму. Это сложное, но очень полезное упражнение.
    8. Стоя на наружных сводах стоп, полуприсед (6-8 раз)
    9. Ходьба на наружных сводах стоп, руки на поясе (30-60 с).
    10. Стоя в основной стойке, руки на поясе. Поднять пальцы кверху, вернуться в и.п. (10-15 раз).
    11. Стоя носками внутрь, пятками наружу. Подняться на носки, вернуться в и.п. (10 раз).
    12. Стоя ноги врозь, стопы параллельны, руки в стороны. Выполнить присед, не отрывая ступней от пола. Встать в и.п. (6-8раз).
    13. Стоя, правая (левая) нога впереди носка левой (правой) (след в след). Подняться на носки (8-10 раз).
    14. Стоя на носках, руки на поясе, стопы параллельны. Покачиваться в голеностопных суставах, поднимаясь на носки и опускаясь (8-10 раз).
    15. Стоя на носках, повернуть пятки кнаружи и вернуться в и.п. (8-10 раз).
    16. Стоя, стопы параллельны, на расстоянии ладони. Сгибая пальцы, поднимать внутренний край стопы (8-10 раз).
    17. Стоя, стопы повернуть внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях, вернуться в и.п. (6-8раз)
    18. Упор, стоя на четвереньках. Передвигаться небольшими шагами вперёд (10-15 с). Тоже прыжками “зайчиком”.
    19. Ходьба в полуприседе (30-40 с).
    20. Стоя, поднять левую (правую) ногу. Разгибать и сгибать стопу (оттянуть носок вниз, носок на себя). Упражнение выполняется в быстром темпе. Повторить 10-12 раз каждой ногой.
    21. Стоя, поднять левую (правую) ногу, повернуть стопу кнаружи, затем внутрь. Повторить 4-6 раз.
    22. Стоя, поднять левую (правую) ногу. Круговые движения стопой.
    23. Стоя (под каждой стопой теннисный мяч), подкатывать мяч пальцами ног к пятке, не понимая её.
    24. Ходьба на носках “крадучись” (в полуприседе), носки внутрь.
    25. Ходьба “гусиным” шагом.
    26. Захватив пальцами ног карандаш или палочку, ходить (30-40с).
    27. Лёжа на спине, ноги согнуты в коленях, стопы вместе, упираются в пол. Активно разводить пятки с возвращением в и.п.
    28. Лёжа на спине, поочерёдно оттягивать носки (подошвенное сгибание) с одновременным поворотом стопы внутрь.
    29. И.п. – то же, но оттягивать носки одновременно.
    30. Лёжа на спине, ноги врозь. Скользить стопой правой ноги по голени левой (подошвенной поверхностью стопы пытаться охватить голень, пальцы сгибать).
    31. То же, но другой ногой.
    32. Лёжа на спине, ноги согнуты в коленных суставах и упираются в пол. Поочерёдно отрывать пятки от пола.
    33. То же, но отрывать пятки от пола одновременно (передний отдел стопы касается пола).
    34. Лёжа на правом боку, Нои вытянуты. Сгибать левую ногу в коленном суставе. Оттягивать носок (подошвенное сгибание в голеностопном суставе), усиливать сгибание с помощью руки.
    35. То же, но в положении на левом боку.
    36. Лёжа на животе, руки на полу, носки повёрнуты внутрь. Поднимать голову и туловище (как при упражнениях для мышц спины) с поворотом стоп внутрь.
    37. Лёжа на животе, руки в пол, ноги вместе, носки оттянуты и повёрнуты внутрь. Перейти в упор, лёжа с опорой на тыльную поверхность стоп и наклоном туловища вперёд.
    38. Сидя на полу (без тапочек), колени подтянуты. Захватить пальцами ног скомканную бумажку и переложить её влево, затем вправо.
    39. Сидя на полу, ноги вытянуты, стопы параллельно на ширину ладони. Носки и пальцы ног взять “на себя” и повернуть наружу.

    В первые занятия достаточно включить только 3-4 специальных упражнения для различных групп мышц. В дальнейшем можно увеличивать их число до шести. Каждое упражнение следует повторять вначале 4-6 раз, затем число повторений постепенно увеличивается до 10.

    Приложение № 5

    Рекомендательные упражнения для воспитателей.

    Примерный комплекс гимнастики для профилактики плоскостопия детям 4-6 лет, представленный в игровой форме «у царя обезьян»

    1. Пошли в обход по залу. Обычная ходьба.

    2. Какая высокая трава. Пошли на носках, руки подняли вверх. Так я увижу вас, ребята. Ходьба на носках, руки вверх.

    4. Вот и прошли этот участок. Обычная ходьба.

    1. Болото, идти опасно. Идем строго по следовой дорожке. Ходьба по следовой дорожке.

    2. Переходим через ручей. Ходьба приставным шагом по гимнастической палке.

    3. Утята гуляют возле ручья. Ходьба на пятках, руки на плечевых суставах.

    4. Какой-то подозрительный шум в лесу. Идем тихо-тихо. Ходьба в полуприседе на носках.

    5. Это медведь идет. Ходьба на наружной стороне стопы, руки на поясе.

    6. Вот мы и подходим. Уже видны обезьяньи домики. Обычная ходьба, построение вдоль обручей.

    7. Маленькие обезьянки тоже хотят нас увидеть: поднимаются на носки. Подъем на носки, руки вверх. Вдох.

    И.П. выдох.

    1. Обезьянки поворачиваются вправо, смотрят на нас, влево поворачиваются, хотят всех нас увидеть. И.П. основная стойка. Повороты вправо с отведением правой руки вправо - вдох, И.П.- выдох. Повороты влево с отведением левой руки влево - вдох, И.П.- выдох. Выполняется без отрыва стоп.

    2. Обезьянки показывают нам, какие у них мячики. И.П. стоя на обруче, в руках мяч. Полуприсед, мяч подняли - вдох. И.П. - выдох.

    3. Наверное, мячи у обезьянок - любимые игрушки. И.П. то же. Подняли мяч, отставили правую ногу назад на носок - вдох, И.П. - выдох.

    4. Обезьянки решили показать нам все свои игрушки: сели перед своими домиками и ножками достают из домиков мелкие игрушки. И.П. Сидя.

    5. Руки в упоре сзади. Ноги согнуты в КС,ТБС. Захват стопами мелких предметов перед собой и перемещение их вправо и влево.

    6. Теперь обезьянки решили играть большими мячами. И.П. как в 14. Захват стопами большого мяча, выпрямление ног в КС - выдох, И.П. - вдох.

    7. Обезьянки очень гибкие. Они выпрямили ноги и наклонились, потянулись к стопам руками. Наклон к прямым ногам - выдох -4-6 секунд. Стопы в положении тыльного сгибания. И.П. вдох.

    8. Обезьянки собирают свои игрушки в домик. Захват стопами мелких предметов справа и слева и перемещение их по центру перед собой.

    9. Обезьянки пошли на прогулку. Вот они идут по наклонному бревну к высокому дереву. Ходьба по наклонной гимнастической скамейке.

    11. Перебираются с одного дерева на другое. Ходьба приставным шагом по шведской стенке.

    12. Спускаются на землю. Лазание по шведской стенке.

    13. Идут по каменистой гряде. Ходьба по ребристой доске.

    14. И попадают прямо на берег с обилием мелких камушков. Обезьянки массируют стопы. Массаж стоп на роликовых массажерах.

    15. Обезьянки вернулись домой. Легли в свои домики. Свернулись клубочками и сами себя укачивают. Перекаты в группировке.

    16. Обезьянки выпрямились, расслабились, слушают, как у них отдыхают стопы.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты занятий в детском саду (ДОУ)

    Профилактика нарушения осанки

    Описание дифектов осанки. Профилактические мероприятия....

    "Веселые старты"

    Конспект НОД....

    Конспект НОД по ОБЖ в старшей группе «Быть примерным разрешается».

     В ходе НОД дети в игровой форме учаться реагоровать на дорожные ситуации,прогназировать  свое поведение ...

    Проблема возрастосообразности в физическом воспитании.

    Статья для III межрегиональной научно-практической конференции "Воспитание человека: деятельность, общение, смысл" 16-17...

    Методические рекомендации по проведению подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста

     Методические рекомендации по проведению подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста...

    Перспективный план работы с родителями, старшая группа

    Для эффективной работы воспитателя с родителями, каждый год создаётся план работы, который помогает не упустить ничего и...

    « В НАЧАЛЕ ЖИЗНИ ШКОЛУ ПОМНЮ Я…»

    Задачи: 1. Познакомить детей с поэзией А.С. Пушкина.2. Дать знания о Царскосельском лицее и друзьях-лицеистах Пушкина.3....

    Циклограмма

    Распределение рабочего времени педагога-психолога на 0,5 ставки....