Обучение детей старшего дошкольного возраста подвижным играм на мордовском языке.
материал по физкультуре (подготовительная группа) по теме

Гагина Раиля Гайяровна

Консультация для воспитателей по обучению детей дошкольного возраста мордовским подвижным играм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение детей старшего дошкольного возраста подвижным играм на мордовском языке.

(Гагина Раиля Гайяровна, инструктор по физической культуре,

МАДОУ «Детский сад №94»)

В какие игры играют современные подростки? Где играют? Не праздные вопросы. В редком дворе увидишь увлеченно играющих мальчишек и девчонок. Почему так происходит? А никакой особенной загадки не существует. Дети не знают ни игр, ни правил

 Мордовия является поликультурным регионом, на территории которого проживают представители многих национальностей. Общность условий  делает необходимым ознакомление детей разных национальностей с культурой и традициями родного мордовского края, который является для них малой родиной. Например, мордовская подвижная игра несет символическую информацию о прошлом, передает традиции, свойственные менталитету народа, соответствует детской природе, удовлетворяет потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности, развивает воображение и творческие наклонности.

Испокон веков в них ярко отражался образ жизни мордвы, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

       Дети младшего возраста только знакомятся с мордовскими подвижными играми, и у них формируется выразительность движений, умений передавать простейшие действия некоторых персонажей, а одним из условий успешного внедрения мордовских подвижных игр в жизнь детей дошкольного возраста является глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром. Интереснее работать в данном направлении с детьми старшего возраста. У них уже имеются обширные знания о мордовских народных подвижных играх, сами могут придумывать варианты игр, стремятся  самостоятельно организовать игру.  Дошкольники используют порядковый счет до 10 (вейке, кавто…) и количественный счет до 2 (васенце, омбоце),  употребляют в своей речи вопрос – эрз. зяро?(сколько).

     Особое значение, для хорошего результата, имеют профессиональная подготовка педагога, его наблюдательность и предвидение. Бывают случаи, когда педагоги не умеют правильно организовать игры с детьми, подбирать их в правильной последовательности, обеспечивающей равномерную нагрузку. Подбор предлагаемых игр бывает малоинтересным, однообразным, проводятся без пособий и атрибутов. При проведении любых подвижных организованных очень важна роль педагога, которому важна не только знать правила игры, но и умело руководить ее процессом, чтобы осуществить цели, поставленные в игре. Очень важно уметь пользоваться так называемыми «сигнальными словами, диктующими то или иное действие. Их надо произносить четко, требовательно, несколько громче остальных и выделять предварительно паузой. Коротенькие стишки в играх хорошо определяют время для активных движений. Произнося их с сознательным ударением и выразительностью, педагог всегда сможет хорошо организовать детский коллектив. В связи с этим желательно, чтобы слова – «сигналы» произносил педагог – ведущий, а не дети, которые обычно однообразно их скандируют и не договаривают до конца. Детям можно поручить произносить эти слова тогда, когда они хорошо их запомнят и научатся говорить так же выразительно, как это делает педагог. Вначале роль ведущего следует дать наиболее способному ребенку, а затем и остальным, в порядке очередности. Это заставляет детей быть более внимательными, лучше запоминать правила игры. С особым вниманием надо относится к роли «ловящего», которая имеется в большинстве мордовских народных подвижных игр.

Если условия игры знакомы, то педагог может напомнить лишь основные ее правила. Главная его задача – следить за их соблюдением. Если есть помощники из самих ребят, то они могут проводить игры со своими товарищами по возрастной группе. Но педагог всегда должен присутствовать

 потому что возможны ситуации, которые могут быть разрешены лишь авторитетом взрослого. Хорошим приемом является активное вмешательство педагога, его умение вовремя и незаметно для детей дать игре новое направление.  И начинается новый вариант этой же игры, но более спокойного характера.

Правильно организовать игры, сделать их более интересными для детей должны помогать различные пособия – мелкие и крупные.

При подведении итогов отмечают внимательных детей, тех, кто не нарушал

Правил, кто оказался более сильным, быстрым, ловким, то есть победителем.

Педагог, творчески используя мордовскую подвижную игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. При этом педагог должен замечать и выделять существенные факторы в развитии детей, в их поведении, определять реальные изменения в знаниях, умениях и навыках. Важно помочь ребенку закрепить положительные качества и постепенно преодолевать отрицательные.

      Педагогическая наблюдательность позволяет вдумчиво выбирать методы руководства игровой деятельностью, корректировать поведение детей и свое собственное, добиваться достижения общей цели, создавать радостную, доброжелательную атмосферу.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведения детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли,  то есть они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества.

      В содержании сюжетных мордовских подвижных игр заключен большой познавательный материал, способствующий расширению кругозора ребенка, уточнению его представлений, развитию воображения. Тематика этих игр очень разнообразна: эпизоды из жизни мордовского народа («В редьку», «Тканье полотна», «В базар» и другие), подражание повадкам животных и птиц («В зайчиков», «В волков», «В журавлей», «В голубей» и другие). Сюжет игры обуславливает действия детей. Некоторые игры сопровождаются текстом («В ворону», «В голубей», «Тканье полотна» и др.).

Бессюжетные мордовские подвижные игры содержат интересные для детей игровые задания, ведущие к достижению цели («Салки», «Круговой», «В котел», «В ямки» и другие).

    Мордовские спортивные игры направлены на овладение определенной техникой движений, требующей быстроты двигательной реакции. Условия проведения игр требуют специально подготовленного места, разметки площадки, соответствующего оборудования, инвентаря («Чиж», «Клёк», «Шлыган»,  «Кока»).

     Используя ту или иную игру, педагог учитывает условия работы с детьми каждой возрастной группы: общий уровень физического и умственного развития, развитие их двигательных умений; состояние здоровья каждого ребенка и индивидуально-типологические особенности; время года, особенности режима, место проведения игры, а также интересы детей.

      Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности малой родине.

       По содержанию все мордовские народные подвижные игры лаконичны, выразительны и доступны каждому ребенку. У дошкольника игра вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствует психические процессы, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития.

    Следует помнить, что главная задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решения и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, то есть дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

      Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

В результате воспитательной работы, проведенной в предыдущих группах, движения детей становятся более координированными. В играх, рекомендованных для детей среднего дошкольного возраста, увеличивается расстояние для бега, подобран ряд игр, упражняющих в ловкости, смелости, выдержке, ориентировке в пространстве.

Детей пяти лет уже интересует результат проведенных действий, затраченных усилий. Они стремятся обязательно убежать от водящего. В то же время они по-прежнему любят сюжетные мордовские подвижные игры, с удовольствием выполняют те или иные роли. Разнообразие сюжетов мордовских подвижных игр связано с растущими представлениями и знаниями детей о широком круге явлений окружающей среды. Усложняется взаимодействие детей в игре. Начинают применяться игры с ловлей и увертыванием. В некоторых играх результаты зависят от согласованности  действий  детей.   Таким   образом,   в   подвижных   играх возникают ситуации, способствующие проявлению детьми элементов коллективной ответственности за выполнение правил, за исход игры.

Большинство игр имеют развернутые сюжеты, определяющие содержание движений. Во многих играх есть роль ведущего. Как правило, ее исполняет один человек. Правда, изредка ведущих может быть два.

В средней группе выполнение взятой на себя роли становится основным содержанием игрового поведения ребенка. В начале года воспитатель сам назначает водящего. При этом он учитывает степень активности детей, умение быстро бегать, прыгать, лазать. Роль водящего вначале следует поручать детям, которые заведомо с ней справятся, иначе ребенок может потерять веру в свои силы и его трудно будет привлечь к активному действию. В течение года воспитатель приучает воспитанников быть ведущими. Во второй половине года при распределении ролей следует использовать считалку. Считалка дает возможность всем детям побывать в разных ролях, исключает проявления несправедливости и других отрицательных качеств.

Существенное значение имеет объяснение игры. Для создания интереса к игре можно использовать небольшое стихотворение, песенку, загадку, внести игрушку и так далее. Затем воспитатель сообщает название игры, излагает содержание, знакомит с правилами, он подчеркивает смысл действий каждого персонажа. Объяснить игру можно и с помощью небольшого рассказа.

Важно убедиться, что дети правильно поняли правила игры, поэтому необходимо их уточнить. Правила в подвижных играх для среднего дошкольного возраста несколько усложняются. Вводятся ограничения движений: ловить, только прикоснувшись, пойманным отходить в сторону и т. п. Воспитатель добивается обязательного и более точного выполнения правил.

В процессе игры воспитатель следит за действиями играющих. При необходимости делает указания, иногда подсказывает ребенку, как целесообразнее выполнить движение,  отмечает успехи детей, вселяет чувство уверенности.

Педагог использует подвижную игру и для воспитания у детей доброжелательности, взаимопомощи и других моральных качеств.

В средней группе подводятся итоги игры: отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, соблюдал правила, выручал товарищей. Он анализирует, как удалось достичь успеха в игре. Подведение итогов должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызывать желание в следующий раз добиться ещё лучших результатов.

Старшие дошкольники более самостоятельны в организации подвижных игр. Им известно большое количество игр, их содержание и правила; они представляют себе и возможную двигательную и эмоциональную их насыщенность. Это позволяет детям выбирать игры в соответствии со своими интересами и желанием поупражняться в том или ином виде движения. Содержание игр усложняется в связи с расширением кругозора детей. В этом возрасте используются игры на развитие силовых качеств: «Раю-раю», «Наша горка»; на ориентировку в пространстве: «В карусель», «В лапти» и другие.

Все дети пяти-семи лет, за исключением лишь некоторых, владеют основными движениями. Поэтому внимание воспитателя должно быть направлено на качество выполнения движений, чтобы они стали легкими, красивыми, уверенными, чтобы дети быстро ориентировались в пространстве, проявляли выдержку, смелость и находчивость. Рекомендуемые мордовские народные игры направлены на решение этих задач.

В старших и подготовительных группах еще много игр с сюжетом, с текстом, словесной завязкой, которая исполняет играет роль сигнала к действию. Основное же место в этих группах занимают бессюжетные игры.

Как и раньше, воспитатель организует игры со всей группой детей и с небольшими группами. Со всеми детьми проводятся игры во время занятий, на прогулке. Большинство же составляют игры, в которые дети играют в разное время дня небольшими группками. Это и любимые сюжетные игры: «В ключи», «В платки», «В голубей», «В курочек»; а также бессюжетные — «Мяч об узкую стенку», «Кока», «В чиж» и другие.

Воспитатель учит строго соблюдать правила, договариваться о последовательности действий, чтобы в дальнейшем они могли играть самостоятельно и в детском саду, и дома, а затем, став школьниками, и в кругу сверстников. Игры, проводимые самими детьми, благотворно влияют на их поведение,   способствуют  воспитанию  организованности.

Воспитатель продолжает учить детей пользоваться считалкой и другими средствами организации игры. С помощью считалки выбирают водящего, а иногда и двоих, например, в игре «В волков».

Вместо считалки дети могут конаться. Это делается разными способами, например, играющие берут палку и перехватывают ее по очереди рукой. Кто последним перехватил палку, тот и водящий.

«Конаться можно» и по-другому: играющие берут палочки, среди которых одна длиннее остальных. Затем зажимают в руке так, чтобы не было видно, какая длиннее, и по очереди вытягивают их. Тот, кто вытянул длинную, будет водящим.

В отдельных играх, особенно с элементами соревнования, очень важно разделить игроков поровну, чтобы вожак не мог подобрать себе более сильных. Процедура сговора в этом случае сама по себе уже игра и очень интересна для детей. Вожаки каждой партии отходят в сторону, остальные играющие расходятся по двое и сговариваются, кем они себя назовут, например, один — яблоко, другой — груша. Сговорившись, пара игроков подходит к вожакам и спрашивает: «Что выбираешь, яблоко или грушу?». Получив ответ, дети соответственно расходятся один к одному вожаку, другой — к другому. Так постепенно все играющие оказываются разделенными на две партии.

Старшие дошкольники должны  знать  все  эти  способы выбора ведущих, деления на партии, розыгрыша права первого хода и так далее и пользоваться ими самостоятельно.

Объясняя игру, воспитатель добивается, чтобы дети представляли себе весь ее ход, характер и способы действий персонажей,  осознали  правила.

Первичное объяснение сложной игры сопровождается показом наиболее трудных моментов, предварительным проведением элементов игры. При повторной организации игры воспитатель либо сам напоминает детям содержание, правила и ее ход, либо поручает это сделать кому-нибудь из детей.

Некоторые указания воспитатель делает по ходу игры: краткими замечаниями предупреждает нарушение правил, успокаивает чрезмерно активных детей, подбадривает отстающих, приучает действовать с полной отдачей сил, проявляя сообразительность и ловкость. Воспитатель старается довести до сознания детей, что каждый может добиться больших результатов, если будет играть честно, проявляя волю до самого конца, и от личных результатов будет зависеть успех команды.

Важное воспитательное значение имеет подведение итогов и выявление победителей в командных играх. Воспитатель помогает детям осознать важность действий по правилам для достижения положительного результата. Правильная оценка поведения детей в игре важна в воспитательных целях. Воспитатель должен серьезно аргументировать свое отношение к тем или иным поступкам детей. Это предупреждает возможные негативные проявления.

Литература.

1.  Брыжинский, В.С. Мордовские  народные игры / В.С. Бржинский. – Саранск: Мордов. кн. изд.- во, 2009. – 272 с.

2.Выходи  играть во двор. – 2-е изд., доп. – М.: Мол.гвардия, 1989. – 139 с.

 3. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя дет.  сада/ Сост. А.В.Кенеман; Под ред. Т.И.Осокиной. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с.

4. . Мы в Мордовии живем: пример. Регион. Модуль программы дошк. образования  / (О.В. Бурляева и др.). – Саранск: Мордов. кн. изд. – во,2011. – 104 с.

5. 80 игр воспитателю детского сада. Н.Н.Кильпио. – М.: «Просвещение», 1965. - 89с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт проекта. Обучение детей старшего дошкольного возраста театрализованной игре посредством русской народной сказки.

Цель. Расширить представление об устном народном творчестве, сказке. Сформировать навыки и умения в сценическом искусстве через игру....

Доклад на тему: « Обучение детей младшего дошкольного возраста подвижным играм».

Ознакомление детей с подвижными играми. Советы,рекомендации воспитателям младших групп из личного опыта....

Методический сборник "Технология обучения детей старшего дошкольного возраста спортивной игре "Баскетбол"

В сборнике описаны основные технические элементы и последовательность их разучивания....

Игры и упражнения по обучению детей старшего дошкольного возраста элементам игры в хоккей

Игры и упражнения по обучению детей старшего дошкольного возраста элементам игры в хоккейХоккей – командная игра. Хоккей для детей дошкольного возраста существенно отличается от игры в...

Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста "Подвижные игры Народов севера"

Материал поможет обоготить поедставления детей о народах севера России. Даст возможность поиграть в подвижные игры....

КАРТОТЕКА СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ по обучению детей старшего дошкольного возраста элементам игры в футбол.

КАРТОТЕКА СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯпо обучению детей старшего дошкольного возраста элементам игры в футбол....

Комплекс подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста: "Подвижные игры с использованием степ-платформ".

Занятия степ-аэробикой доставляют малышам большое удовольствие.Во-первых, это огромный интерес ребят к занятиям, не иссякающий на протяжении всего учебного года.Во-вторых, у детей формируется устойчив...