Русская народная подвижная игра - средство повышения эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
статья по физкультуре (старшая группа) на тему

Серебренникова Лариса Николаевна

Физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Физическое воспитание18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Русская народная подвижная игра-

средство повышения эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

     В России игры всегда были популярны, их называли забавами, развлечениями, потехами. Русская народная культура издавна богата играми, в которых сочетается веселье, удаль, выдумка и искренность. Игра- неотъемлема часть народных праздников и гуляний. Народные игры, забавы всегда соотносились с природой (плелись венки, украшали березы, ели),  с определенными этапами жизни человека.

    Характерные особенности народных игр - комплектность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка : в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

     Структуру подвижной народной игры составляет сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия. Правила - обязательные требования для участников игры. Они обуславливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключается проявление творческой активности, а также инициатива играющих в рамках правил игры.

В детском саду используются  элементарные подвижные народные игры.

     Подвижные народные игры,  проводимые с дошкольниками классифицируются по следующим признакам:

- по возрасту (для детей младшего, среднего, и старшего возраста).

- по содержанию (от самых простых до сложных;  с правилами и с элементами спортивных игр).

- по преобладающему виду движений (игры с бегом «Ловишки в кругу» «У медведя во бору», прыжками «  Воробушек и кот», «Поймай комара», лазаньем и ползаньем «Наседка и цыплята», «Перелет птиц», бросанием и ловлей «Летучий мяч», «Кто самый ловкий», метанием «Охотники и утки»).

- по физическим качествам (игры для развития ловкости «Кот и мыши», быстроты «Быстро возьми, быстро положи», силы , выносливости, гибкости).

-  по сюжету (сюжетные « Гуси – лебеди» и бессюжетные «Пятнашки с мячом»).

- по организационной форме (для занятий физкультурой, активного отдыха, физкультурно- оздоровительной работы)

- по подвижности (малой, средней и большой подвижности- интенсивности).

- по сезону (летние и зимние).

- по месту занятий (для спортивного зала, для местности, группы).

- по способу организации играющих (командные и некомандные)

        Развитие самостоятельности и творчества в подвижных народных играх предопределяется их творческий характер. Начальный этап формирования творчества начинается с подражания. Двигательному творчеству ребенка помогает воображение, приподнятое эмоциональное состояние, проявление двигательной самостоятельности, придумывание сначала совместно с педагогом, а затем самостоятельно новых вариантов игр. Наивысший уровень самостоятельности и творчества появляется в умении ребенка самостоятельно организовать и проводить знакомые ему подвижные народные игры.

     Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазании и др.),  проявляются физические качества - быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, выносливости, гибкости, координации движений,  навыки пространственной ориентации.  Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом много раз, одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.

        Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Доказано что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения для равновесия и т.д. в результате применения подвижных народных игр повышается уровень физического развития дошкольников.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация "русские народные подвижные игры-средство повышения эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Необходимо подбирать игры и упражнения таким образом, чтобы они соответствовали возрастным и психофизическим особенностям дошкольников....

Методическая разработка: консультация для родителей. Тема: Русские народные подвижные игры - средство повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста

В. Н. Сорока- Росинский: « Без игры ребенок не может нормально расти и развиваться так же, как и нормальный взрослый человек не может существовать без труда. Игра для ребенка не забава, а естественное...

Пути повышения оздоровительной эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Главные "киты" здоровьяНаправление системы физического воспитанияПонятие "тренировка"Цели...

Консультация для воспитателей "«Русская народная сказка, как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

В консультации  раскрыты приёмы работы со сказками, представлен алгоритм работы со сказкой в ходе  непосредственно образовательной деятельности....

Мастер-класс «народные подвижные игры – средство повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста»

Мастер-класс «народные подвижные игры – средство повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста»...