Организация и проведение утренней гимнастики
консультация по физкультуре на тему

Примак Светлана Петровна

Консультация для начинающих воспитателей по организации и проведению утренней гимнастики в дошкольных группах детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для начинающих воспитателей

Тема. Организация и проведение

утренней гимнастики

Воспитатель

Примак С.П.

      Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, её организация должна быть направлена на решение оздоровительных задач, поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Несложный комплекс физических упражнений, выполняемых ежедневно, оказывает положительное влияние на деятельность всех органов и систем ребёнка (сердечно-сосудистую, дыхательную, опорно-двигательный аппарат), способствует нормальному обмену веществ, благоприятно сказывается на развитии важных двигательных умений, формировании правильной осанки и предупреждении плоскостопия, воспитывает привычку и потребность заниматься физкультурой каждый день.

      Посредством утренней гимнастики решаются совершенно особенные задачи, а именно: «разбудить» организм ребёнка, настроить его на действенный лад. Кроме того, она обеспечивает организованное начало дня в детском саду, даёт возможность переключить внимание воспитанников на совместные формы деятельности.

      В процессе утренней гимнастики решаются в той или иной степени задачи всестороннего развития детей.

      Выполнение детьми физических упражнений на свежем воздухе или в чистом помещении с открытыми фрамугами, окнами  в сочетании с водными процедурами даёт наибольший оздоровительный эффект, у детей вырабатывается иммунитет к простудным заболеваниям, возникает ощущение свежести, лёгкости, радости.

      Утренняя гимнастика включается в режим с первой младшей группы и проводится ежедневно, до завтрака, в течение определённого для каждой возрастной группы времени, на воздухе или в помещении (в зависимости от условий).

            В дошкольных учреждениях могут быть использованы:

  • традиционные комплексы утренней гимнастики
  • утренняя гимнастика игрового характера
  • утренняя гимнастика с использованием полосы препятствий
  • утренняя гимнастика с включением оздоровительных пробежек
  • утренняя гимнастика с использованием простейших тренажёров.

      Содержание традиционного комплекса утренней гимнастики составляют:

  • Строевые упражнения  (построение, перестроение, повороты, размыкания и смыкания).

      В начале года детей 1 младшей группы перед выполнением упражнений не строят: они ходят и бегают стайкой, врассыпную. В дальнейшем и в этой группе утренняя гимнастика начинается с построения в колонну по одному или в одну шеренгу. Повороты чаще используются в старших группах.

  • Непродолжительная ходьба разного вида в чередовании с бегом в умеренном

темпе.

      В начале утренней гимнастики можно давать ходьбу на месте (обычная, с высоким подниманием колен), это помогает организовать детей, сосредоточить их внимание. Целесообразно в начале и в конце утренней гимнастики давать разные виды ходьбы для предупреждения плоскостопия (на носках, на пятках, краях стоп), полезно менять скорость ходьбы (с ускорением и замедлением). Бег на утренней гимнастике в младших группах проводится стайкой, врассыпную, а потом детей приучают бегать в колонне  друг за другом, как на месте, так и с продвижением в разных направлениях. При проведении ходьбы и бега используются образы, имитации («цапли», «медвежата», «торопимся на автобус» и т.п.). Нужно следить, чтобы при ходьбе и беге дети не шаркали ногами, держали голову прямо, ритмично размахивали руками, бегали на носках, поднимая выше колени, дышали через нос. Воспитатель соответствующими указаниями предупреждает ошибки, а если они возникают, исправляет их, не прекращая движения.

  • Разные построения для выполнения общеразвивающих упражнений.

      Детей младшего возраста строят врассыпную, в круг с использованием зрительных ориентиров. Со средней группы обычно перестраивают в три, четыре звена, колонны  за направляющим. При таком перестроении воспитателю легче наблюдать за качеством выполнения упражнений всеми детьми, обращать внимание на правильную осанку, осуществлять индивидуальную работу.  Желательно, чтобы перестроения во всех возрастных группах проводились по зрительным ориентирам.

  • Общеразвивающие упражнения  (ОРУ).

Упражнения в комплексах для детей дошкольного возраста целесообразно располагать в следующем порядке:

  1. Упражнения для шеи.
  2. Упражнения для рук и плечевого пояса (при отсутствии специальных дыхательных упражнений по возможности надо фиксировать вдох и выдох).
  3. Упражнения для прямых мышц туловища (наклоны вперёд, упражнения для брюшного пресса из исходного положения лёжа на спине, сидя и т.п.).
  4. Упражнения для косых мышц туловища (повороты туловища, наклоны в стороны).
  5. Упражнения для ног.
  6. Прыжки в чередовании с ходьбой.
  7. Дыхательные упражнения по необходимости.
  8. Упражнения на координацию движений.

      В младших группах почти все они носят имитационный характер и проводятся в игровой форме. В конце гимнастики, после интенсивного бега или прыжков в сочетании с ходьбой, могут выполняться упражнения для плечевого пояса и рук, которые помогают успокоить организм (снимают нагрузки и регулируют дыхание). Упражнения для крупных мышц сочетают с движениями для мышц шеи, кистей, пальцев рук и стопы (особенно в старшем возрасте). Например, при поднимании рук вверх рекомендуется одновременно сжимать и разжимать пальцы.

      Количество и дозировка ОРУ увеличиваются с возрастом детей, по мере улучшения физического развития и физической подготовленности (см. Приложение 2).

      Общеразвивающие упражнения выполняются из разных исходных положений (стоя, сидя,  лёжа, на коленях), с различными положениями рук и ног. Исходные положения сидя, лёжа выгодны тем, что снимают давление массы тела на позвоночник и неокрепший свод стоп, позволяют увеличить напряжение отдельных мышц. Поэтому на утренней гимнастике рекомендуется пользоваться стульями, гимнастическими скамейками для выполнения упражнений из исходных положений сидя.

      В младших группах воспитатель выполняет ОРУ вместе с детьми, постоянно привлекая внимание детей к образцу, показывая и поясняя упражнение, правильные способы движения.  В средней группе он сначала называет упражнение, кратко объясняет или показывает его, а затем подаёт команду для исходного положения и выполнения. Внимание детей фиксируется на наиболее трудных элементах упражнения. Воспитатель постепенно приучает детей действовать одновременно, в общем для всех темпе. Начиная со средней группы педагог приучает детей к правильному положению корпуса во время выполнения упражнений. В старшем возрасте дети могут выполнять упражнения по названию. Объяснение должно быть чётким и кратким. К показу воспитатель широко привлекает детей, хорошо владеющих данными движениями. Это даёт педагогу возможность ходить между рядами воспитанников, оказывать индивидуальную помощь. На протяжении всей гимнастики педагог привлекает внимание детей к их осанке, выправке, напоминает о правильном дыхании. Во всех возрастных группах педагог наблюдает за детьми,  делает необходимые указания по ходу движений за соблюдением исходного положения, качеством выполнения, осуществляет индивидуальную работу.

      При выполнении упражнений воспитатель закрепляет у детей навыки правильного дыхания, напоминает, когда нужно совершать вдох и выдох, следит, чтобы дети не задерживали дыхание во время ходьбы, бега и подскоков.

      При выполнении общеразвивающих упражнений во всех возрастных группах используется имитация. Для малышей комплексы могут быть построены в сюжетной форме и на одном образе. Во второй младшей группе дети подражают разным образам в одном комплексе. В средней группе имитация используется при выполнении некоторых упражнений, а в старшем возрасте – для выполнения отдельных элементов упражнения.

  • Прыжки или интенсивный бег на месте.

      Именно эти упражнения оказывают наибольшую функциональную и эмоциональную нагрузку на организм ребёнка. Выполняемые ежедневно в небольших дозах, они ведут к положительному тренировочному эффекту. В утреннюю гимнастику включаются самые разные виды прыжков: прыжки на одной и двух ногах на месте и с продвижением в разных направлениях; перепрыгивание через предметы, впрыгивание в обруч и выпрыгивание из него и т.д. (см. Приложение 2). В младших группах при прыжках применяется имитация («зайчики», «волчок»). Количество прыжков, их разнообразие и сложность зависят от возраста и уровня физического развития детей. Прыжки целесообразно проводить в чередовании с ходьбой на месте.

  • Медленный бег в сочетании с непродолжительной спокойной ходьбой с дыхательными упражнениями для снижения общего возбуждения организма.

      Хорошо, если в заключение утренней гимнастики дети прочитают стихи (речёвки), в которых подчёркивается её значение (см. Приложение 3).

     Комплекс утренней гимнастики дети выполняют две недели. Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы. Комплексы для утренней гимнастики составляют из упражнений, освоенных детьми на физкультурных занятиях: знакомые упражнения выполняются более правильно и это повышает эффективность их влияния на детский организм; кроме того, сокращается время на объяснения и показ упражнений.

      Чтобы повысить физическую нагрузку и поддержать у детей интерес к утренней гимнастике, через несколько дней допускаются усложнение упражнений, изменение темпа их выполнения, увеличение количества повторов, замена образов, которым дети подражают.

      Для предупреждения нарушений осанки и плоскостопия во всех возрастных группах в комплексы утренней гимнастики включаются корригирующие упражнения (см. Приложение 2).

      На год для каждой возрастной группы составляется примерно 10-12 комплексов утренней гимнастики, в течение года они повторяются.

      Весьма целесообразным является применение на утренней гимнастике предметов, пособий, атрибутов. Они создают у детей интерес, оказывают значительное влияние на развитие движений, освоение сенсорики. Действие с предметами даёт возможность добиться большей отчётливости двигательных представлений, которые основываются на различных ощущениях и восприятиях. В упражнениях с предметами решаются и воспитательные задачи: дети приучаются аккуратно, бережно обращаться с ними, организованно и быстро брать и класть их на место, уступать товарищу предмет, который хотелось бы взять самому, оказывать помощь воспитателю в их подготовке. Педагог должен тщательно продумать приёмы их раздачи и сбора, предусмотреть такое построение группы, чтобы дети не мешали друг другу. Старшие дошкольники, для которых утренняя гимнастика становится привычной, при подготовке к ней оказывают большую помощь воспитателю: готовят необходимый инвентарь, освобождают помещение и т.д.

            Воспитатель должен подготовиться к проведению утренней гимнастики. Для этого следует предварительно выполнить упражнения перед зеркалом, добиться правильных, чётких движений. Важно установить последовательность упражнений, подумать, какие затруднения могут возникнуть у ребёнка с учётом его подготовленности и состояния здоровья. Надо также позаботиться о музыкальном сопровождении. Особенно целесообразны под музыку ходьба, бег, подскоки. Музыкальное сопровождение на утренней гимнастике помогает детям одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнение, определяет темп отдельных элементов движения, вызывает положительные эмоции и создаёт бодрое настроение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать свои движения с её характером, выполнять упражнения чётко, выразительно, плавно. Развитию ритмичности и координированности детей способствуют удары в бубен, барабан, ритмичное звучание погремушки и пр.

      В младшем возрасте важно, чтобы дети с желанием и интересом включались в коллективную двигательную деятельность, получали от неё радость, приучались к организованности и порядку. Воспитанникам средней группы педагог старается привить интерес к утренней гимнастике, донести до понимания детей её значение в укреплении здоровья и закаливании. Детям старшего дошкольного возраста педагог сообщает в доступной форме сведения о разностороннем влиянии утренней гимнастики на организм, стремится к осознанию детьми полезности регулярных занятий, развивает осознанное желание и потребность заниматься утренней гимнастикой ежедневно.

Приложение № 2

Утренняя гимнастика в дошкольных группах

1 младшая

(2-3 года)

2 младшая

(3-4 года)

Средняя

(4-5 лет)

Старшая

(5-6 лет)

Подготовительная

(6-7 лет)

Продолжительность утренней

гимнастики

4-5 мин

5-6 мин

6-8 мин

8-10 мин

10-12 мин

Корригирующие упражнения (КУ)

Количество

1

1-2

2

2-3

2-4

Длительность КУ

5 с по 2 раза

5-10 с по 2 раза

Количество ОРУ

3-4

4-5

4-6

5-7

6-8

Дозировка ОРУ

(повторы)

3-4 раза

4-5 раз

5-6 раз

6-8 раз

8-10 раз

*более трудные упражнения (для мышц живота, спины) могут повторяться 4-6 раз, а более лёгкие (руки, плечевой пояс) – 8-10 раз.

Бег (1 полугодие)

20-30 с

30-40 с

1 мин

1,5-2 мин

2-3 мин

Бег (2 полугодие)

40 с

50-60 с

до 1,5 мин

Прыжки, подскоки, бег на месте (интенсивный)

2 раза по 10-15 с

2 раза по 15-20 с

15-20 подскоков (2-3 раза)

20-30, позже 30-40 подскоков  (2-3 раза)

30-40 прыжков (2-4 повтора)

Построение для ОРУ

стайкой, врассыпную

в круг по зрительным ориентирам

в круг,

в звенья по зрительным ориентирам

в звенья, колонны,

в шахматном

порядке по зрительным

ориентирам

Приложение №1

Схема построения утренней гимнастики

Части

Содержание

Дозировка

Темп

Дыхание

Методические словесные указания

1 часть

Вводная

  • Построение
  • Повороты
  • Ходьба (различные виды в чередовании с обычной ходьбой)
  • Ускоряющаяся ходьба
  • Бег (виды бега)
  • Ускоряющаяся ходьба – обычная ходьба
  • Перестроение для ОРУ

2 часть

Основная

    Общеразвивающие упражнения (с предметами или без предметов).

№ 1. «…» (название упражнения)

Исходное положение (И.п.):…

Выполнение: 1…

2…

3…

4…

    *Количество упражнений и дозировка зависят от возраста детей и сложности выполнения.

    Планирование ОРУ по схеме:

  • Упражнения для мышц шеи
  • Упражнения для рук и плечевого пояса
  • Упражнения для прямых и косых мышц туловища
  • Упражнения для ног
  • Поскоки или прыжки в чередовании с ходьбой
  • Упражнение на координацию движений

    *Планирование упражнений из разных исходных положений (стоя, сидя, стоя на коленях, лёжа на спине, животе).

Перестроение в колонну по одному.

3 часть

Заключительная

  • Ходьба
  • Ускоренная ходьба
  • Бег (медленный)
  • Ходьба в ускоряющемся темпе – обычная ходьба
  • Ходьба на месте
  • Перестроение в шеренгу
  • Дыхательное упражнение
  • Речёвка

Приложение № 3

Речёвки для утренней гимнастики

1. Воспитатель:

«Как здоровье, ребятки?»

Дети: «Здоровье в порядке,

Спасибо зарядке!»

                                                                                                                   

2. Всё у нас хорошо,

Всё у нас в порядке.

Мы в саду по утрам

Делаем зарядку!

3. Чтоб расти здоровыми,

Сильными и смелыми,

Рано-рано поутру

Мы зарядку сделали!

4. По утрам зарядку делай,

Будешь сильным,

Будешь смелым!

5. Мы зарядку любим очень,

Каждый быть здоровым хочет!

6. Мы зарядкой заниматься

Начинаем по утрам.

Пусть болезни нас боятся,

Пусть они не ходят к нам!

7. Зарядка всем полезна,

Зарядка всем нужна,

От лени и болезней

Спасает нас она.

8. Скажем бодро мы с утра:

- Всем привет! Физкульт – ура!

9. Спорт, ребята, очень нужен,

Мы со спортом крепко дружим!

10. Пусть летят к нам в комнату

Все снежинки белые.

Нам совсем не холодно,

Мы зарядку делаем!

11. Чтоб расти и закаляться,

Прогоните свою лень,

О своём здоровье, дети,

Нужно помнить каждый день!

12. Мы весёлые ребята,

Мы ребята-дошколята,

Бодро бегаем, шагаем,

День с зарядки начинаем.

Литература

  • Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. М., 1990.
  • Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. М., 1986.
  • Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М., 1978.
  • Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М., 1986.
  • Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. М., 2000.
  • Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в детском саду, М., 1984.
  • Шишкина В.А. Движение+движение. М., 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и проведение утренней гимнастики.

Зарядка вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность, тем самым прививается культура здорового образа ж...

Методика организации и проведения утренней гимнастики

Консультация для воспитателей и инструктора по физической культуре. В консультации предоставлена информация о поэтапном проведении утренней гимнастики....

«Организация и проведение утренней гимнастики в ДОУ"

В свете решения приоритетной задачи государства о сохранности здоровья населения. основным направлением работы педагогов ДОУ является сохранность и укрепление здоровья дошкольников. Утренняя гмнастика...

Консультация для воспитателей "Методика организации и проведения утренней гимнастики"

В материале указано содержание и методика работы с детьми в разных возрастных группах....

Карта контроля организации и проведения утренней гимнастики с детьми

Вопрос об оценке деятельности воспитателя был и остается актуальным. Проверяющий, анализируя сводную таблицу, получает информацию о степени проявления каждого критерия по воспитателям, по отдельным ви...

НА ЗАРЯДКУ СТАНОВИСЬ! Организация и проведение утренней гимнастики в ДОУ.

В статье описаны советы по проведению утренней гимнастики, доказана её необходимость в жизни дошкольника...

Статья на тему "Организация и проведение утренней гимнастики и коррекционной гимнастики после сна с детьми старшего дошкольного возраста"

Гимнастика - широкое понятие, определяемое как одно из основных средств и методов всестороннего физического развития. В детском саду, согласно утвержденному режиму дня, проводятся утренняя (гигиеничес...


 

Комментарии