Адаптивная образовательная программа по физической культуре для детей с нарушением зрения
методическая разработка по физкультуре на тему

Витвицкая Лиана Евгеньевна

Адаптивная образовательная программа по физической культуре  для детей с нарушением зрения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение детский сад №5  «Незабудка» комбинированного вида, г. Павловский Посад.

Адаптивная образовательная программа по физической  культуре для детей с нарушением зрения.

Автор: инструктор физкультуры

 Пономарева Лиана Евгеньевна 

Адаптивная образовательная программа по физической  культуре для детей с нарушением зрения.

Автор: Пономарева Лиана Евгеньевна,  инструктор физкультуры муниципального  дошкольного образовательного учреждения детский сад №5  «Незабудка» комбинированного вида, г. Павловский Посад.

Целевой раздел программы.

Пояснительная записка.

 

Адаптивная образовательная программа по физической  культуре с детьми с нарушением зрения, направлена на формирование у воспитанников комплекса специальных знаний, жизненно необходимых двигательных умений и навыков; на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем ребёнка, на более полную реализацию его генетической программы. Основная задача программы состоит в формировании у детей осознанного отношения к своим силам, твёрдой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, в осуществлении здорового образа жизни в соответствии с рекомендациями валеологии. Программа рассчитана на физическое развитие детей дошкольного возраста и имеет лечебно-оздоровительную направленность. В этом возрасте у детей формируется ценностное отношение к движениям, как способу существования всего живого. Именно на раннем этапе развития ребёнка можно привить ему любовь к движению.

В содержание  программы включено также содержание основной образовательной  программы по физическому развитию дошкольников, включающей информационный компонент деятельности (знания), мотивационно-процессуальный компонент деятельности (физическое совершенствование) и операционный компонент деятельности (способы деятельности). Вследствие трудностей зрительно-двигательной ориентации у детей с нарушением зрения наблюдается гиподинамия, нарушение осанки, плоскостопие, снижение функциональной деятельности дыхания и сердечнососудистой системы. Адаптивная физическая культура имеет большое значение для работы всех органов грудной и брюшной полости, для исправления неправильной осанки, для улучшения вентиляции лёгких и усиления притока кислорода к крови, нормализует целостную реакцию детского организма на физические упражнения, создаёт наилучшие условия для повышения физической работоспособности. Адаптивная физическая культура нормализует целостную реакцию детского организма на физические упражнения, создает наилучшие условия для повышения физической работоспособности.

Программа построена на важнейшем дидактическом принципе доступности. Занятия носят индивидуально-подгрупповой характер. В подгруппы дети объединяются по клиническим характеристикам с учётом уровня развития их двигательной сферы и состояния зрения. При планировании и проведении занятий учитываются особенности организма детей, их пониженные функциональные возможности, замедленность адаптации к физическим нагрузкам. В зависимости от вида и глубины заболевания предполагается применение физических упражнений в разной последовательности и дозировке.

 Актуальность программы заключается в том, что главным средством развивающее-оздоровительно-коррекционной работы является фитбол-гимнастика – занятия на больших упругих мячах. Основное преимущество фитбол-гимастики в том, что все упражнения выполняются сидя или лёжа на фитнес-мяче, при этом ударная нагрузка на суставы ног гораздо меньше, чем при аэробных тренировках стоя. Сердечнососудистая система работает в щадящем режиме. Во время выполнения динамических упражнений на мяче осевая нагрузка на позвоночник практически отсутствует, так как мяч создаёт хорошую амортизацию всего тела. Упругая неустойчивая среда необходима для формирования вестибулярного аппарата, чувства равновесия, ритма движений. Вестибулярная тренировка жизненно необходима для развития и нормального функционирования центров регуляции сердечнососудистой системы. Мяч – это игрушка и партнёр, он красив и главное, подвижен, это нестабильная опора, постоянно вынуждающая ребёнка в целях сохранения равновесия включать в работу те специфические группы мышц, так называемые, глубокие мышцы, которые не задействуются при выполнении других видов упражнений.

 Кроме специфического воздействия на опорно-двигательную систему и вестибулярный аппарат ребёнка, немаловажную роль играет эмоциональный фактор. Фитбол- гимнастика не только полезное, но и весёлое занятие. Прыжки, подскоки, скольжения на мяче – это не только энергичная разминка всего тела, но и забавная, увлекательная игра, развлечение. Все занятия проходят под музыкальное сопровождение. Использование музыки на занятиях содействует созданию правильных представлений о характере движений, вырабатывает выразительность, точность и индивидуальность в манере выполнения упражнений. Воздействие музыки положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, концентрирует внимание, память, восприятие, поддерживает работоспособность. Яркая игровая психо-эмоциональная окраска и индивидуальное разнообразие физических упражнений с применением фитнес-мячей повышают интерес детей к занятиям физкультурой, их активность заметно возрастает, они легко справляются даже со сложными заданиями. Это соответствует главной идее данного рекреационного направления физической культуры - «оздоровление через удовольствие». Расслабляясь психологически, ребята много смеются, с удовольствием играют, легко идут на контакт с педагогом, что позволяет выполнять основное требование организации занятий по адаптивной физической культуре – соблюдение индивидуально-дифференцированного подхода к детям. Такой подход обеспечивает самопроявление ребёнка в движении сообразно его возможностям и позволяет более эффективно влиять на имеющиеся отклонения. На всех занятиях уделяется большое внимание упражнению и активизации зрения, укреплению мышечного аппарата глаз с помощью специальных общеукрепляющих корригирующих упражнений. Новизной программы являются элементы массаж, самомассаж, аутотренинг, упражнения на расслабление и укрепление нервной системы (релаксация). Занятия подчинены единой цели – вызвать усиленное действие физиологических функций организма ребёнка, содействовать развитию физических качеств и двигательной культуры,

 Цель программы:

 - Развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья. Задачи программы:

 - Обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма ребёнка через оптимальные физические нагрузки

 - Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков

-Содействие воспитанию нравственно-волевых качеств, развитию коммуникативной и познавательной деятельности

 -Воспитание бережного отношения к своему здоровью, формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.

Содержательный раздел программы.

 Срок реализации программы 3 года.

Программа ориентирована на детей среднего и старшего дошкольного возраста. Общее количество часов -106,5.

 Занятия проводятся малыми группами по 8-10 детей.

Занятия проводятся:

1-ый год обучения - дети 5-го года жизни, 2 раза в неделю, продолжительностью 20 минут, общее количество -24 часа в год.

 2-ой год обучения - дети 6-го года жизни, 2 раза в неделю, продолжительностью 25 минут, общее количество-28,5 часов в год.

3-й год обучения-дети 7-го года жизни, 3 раза в неделю, продолжительностью 30 минут, общее количество-54 часа в год.

Форма подведения итогов: для определения динамики эффективности АФК и уровня физического развития воспитанников необходимо использовать мониторинговые исследования, а, именно, методы педагогического наблюдения, тестирование, медицинский контроль. При педагогических наблюдениях, которые осуществляются в течение всего курса, отмечаются основные знания, умения, навыки и личностные качества, приобретённые ребятами в период обучения. При повторении и закреплении материала используются следующие формы контроля: устные ответы, показ упражнений, беседы с родителями, осуществление самоконтроля и взаимного контроля. Динамику развития физических качеств ребёнка позволяют оценить контрольные тесты, проводимые два раза в год. Эффективность оздоровления, уровень состояния здоровья занимающихся помогает определить медицинский контроль, который осуществляет врач два раза в год, он же даёт рекомендации преподавателю и родителям ребёнка.

Учебно-тематический план 1-й год обучения (дети 5-го года жизни)

Наименование разделов тем

Количество часов

Общее количество часов

Теорет.

Практич.

1

Формирующие виды двигательной деятельности

0,1

1,9

2

2

Общая физическая подготовка

0,1

1,9

2

3

Развитие двигательных качеств

1

4

5

4

Обучение правильному дыханию

0,1

0,9

1

5

Гимнастика на фитболах

2

6

8

6

Игры

1

5

6

Итого:

4,3

19,7

24

Учебно-тематический план 2-й год обучения(дети 6-го года жизни)

Наименование разделов тем

Количество часов

Общее количество часов

Теорет.

Практич.

1

Формирующие виды двигательной деятельности

1,5

4

5,5

2

Общая физическая подготовка

2

3,5

5,5

3

Развитие двигательных качеств

2,5

5,5

8

4

Обучение правильному дыханию

1

3

4

5

Гимнастика на фитболах

2,5

8,5

11

6

Игры

2

8

10

7

Релаксация, элементы самомассажа

1,5

3

4,5

Итого:

5,3

21,07

27

Учебно-тематический план3-й год обучение(дети 7-го года жизни)

Наименование разделов тем

Количество часов

Общее количество часов

Теорет.

Практич.

1

Формирующие виды двигательной деятельности

1,5

4

5,5

2

Общая физическая подготовка

2

3,5

5,5

3

Развитие двигательных качеств

2,5

5,5

8

4

Обучение правильному дыханию

1

3

4

5

Гимнастика на фитболах

2,5

8,5

11

6

Игры

2

8

10

7

Релаксация, элементы самомассажа

1,5

3

4,5

Итого:

13

37,5

47,5

Содержание адаптивной образовательной программы 1-й год обучения (дети 5-го года жизни).

Задачи:

 вырабатывать навыки правильной осанки и координации движений;

 обучать технике выполнения упражнений с учетом двигательной подготовленности; создавать комфортный психологический настрой ребенка на активное участие в оздоровлении;

 воспитывать волевые качества, стимулировать стремление ребенка к своему личному совершенствованию.

Тема

Основные виды деятельности

Используемые материалы

Формирующие виды двигательной деятельности

Упражнения на осанку, профилактику плоскостопия, создания «мышечного корсета» туловища, упражнения для развития зрительно-двигательной ориентировки

Гимнастические палки, коврики, мешочки с песком, ребристая доска, коврики с шипами, скамейка, яркие ориентиры, различные мелкие предметы для захвата пальцами ног

Общая физическая подготовка

Упражнения для укрепления мышц рук, ног, спины,  брюшного пресса.

Мячи, обручи, гимнастические  палки, коврики, гантели, детский эспандер

Развитие двигательных качеств:

   

-гибкость        

 -ловкость и координация

Упражнения на развитие пассивной и активной гибкости позвоночника и подвижности в суставах.  

 Упражнения для формирования способности оценивать пространственные, динамические и временные характеристики движений, для развития координированных движений рук, ног, туловища, упражнения в равновесии.

Гимнастические палки, ролики, скамейки, коврики, обручи, маты большие и малые    

  Диск "Здоровье", дорожка-балансир, батут детский, дуги большие и малые, качалка-мостик, лестница верёвочная, лестница деревянная с зацепами, скакалки

Обучение правильному дыханию

Брюшной и грудной тип дыхания. Упражнения для тренировки дыхательных мышц, упражнения для восстановления дыхания после физических нагрузок.

Трубочка для коктейля, мячи-шары надувные, мельницы-вертушки

Гимнастика на фитболах

Упражнения на больших упругих мячах в различных исходных положениях: сидя на мяче, стоя, лёжа на мяче  (на спине и животе), лёжа на коврике.

Фитболы по количеству детей, коврики. Е. Железнова "Аэробика для малышей", ритмичная музыка (CD диски)

Игры

Подвижные игры:

 - общего характера;    

 

-специального характера;  

 

-игры с фитболом.

  "Ловишка, бери ленту",

 "Удочка",

 "Бездомный заяц"

 "Делай так, делай эдак",

 "Не урони мешочек"

 "Паровозик",

"Гусеница",

"Быстрый и ловкий",

 "Охотники и утки

Прогнозируемые результаты по окончании 1-го года обучения дети должны знать:

 -что такое здоровье и как надо его беречь,

-правила техники безопасности при выполнении упражнений;

уметь:

 ходить с предметом на голове, выполняя различные задания,

 выполнять упражнения на фитбол- мячах в исходном положении сидя,

выполнять упражнения для развития гибкости,

играть в игры общего и специального характера;

навыки:

соблюдение порядка, дисциплины, правил гигиены на занятии.

 Содержание адаптивной образовательной программы

2-й год обучения

 (дети 6-го года жизни)

Задачи:

 -закреплять навыки правильной осанки и самоконтроля;

 -улучшать функционирование сердечнососудистой и дыхательной систем с помощью физических упражнений;

 -стимулировать развитие анализаторных систем, проприоцептивной чувствительности;

 -способствовать адаптации организма к физическим нагрузкам;

 -учить самостоятельно выполнять упражнения на расслабление.

Тема

Основные виды деятельности

Используемые материалы

Формирующие виды двигательной деятельности

Упражнения на осанку, профилактику плоскостопия, создания «мышечного корсета» туловища, упражнения для развития зрительно-двигательной ориентировки.

Гимнастические палки, коврики, мешочки с песком, ребристая доска, скамейка, яркие ориентиры,  различные мелкие предметы для захвата пальцами ног. 

Общая физическая подготовка

Упражнения для укрепления мышц рук, ног, спины,  брюшного пресса.

Мячи, обручи, гимнастические палки, коврики, гантели

Развитие двигательных качеств:
- сила
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
-гибкость
 
 
 
 
-ловкость и координация

Все виды игр и эстафет, в которых используются активные амплитудные движения с высокой скоростью или частотой движений, специальные упражнения с собственным весом и спортивными снарядами для развития статической и динамической силы основных мышечных групп туловища и конечностей.
 
Упражнения на развитие пассивной и активной гибкости позвоночника и подвижности в суставах.
Упражнения для формирования способности оценивать пространственные, динамические и временные характеристики движений, для развития координированных движений рук, ног, туловища, упражнения в равновесии.

Гимнастический ролик,
гимнастические палки, детские эспандеры, гантели, диск «Здоровье», резиновые кольца, мешочки с грузом большие и малые, мячи утяжелённые
 
 
 
 
 
 
 
Гимнастические палки, ролики, скамейки, коврики, обручи, маты большие и малые
 
Диск «Здоровье», дорожка-балансир, батут детский, дуги большие и малые, качалка-мостик, лестница верёвочная, лестница деревянная с зацепами, скакалки

Обучение правильному дыханию

Брюшной и грудной тип дыхания. Полное дыхание. Упражнения для тренировки дыхательных мышц.

Трубочка для коктейля, мячи-шары надувные, мельницы-вертушки

Гимнастка на фитболах

Упражнения на больших упругих мячах в различных исходных положениях: сидя на мяче, стоя, лёжа на мяче ( на спине и животе), лёжа на коврике.

Фитболы по количеству детей, коврики.
 Е. Железнова «Аэробика для малышей», ритмичная музыка ( в обработке для детей)

Игры

Подвижные игры:
- общего характера;
 


-специального характера;
 
 
 


-игры с фитболом

«Ловишка, бери ленту», «Удочка», «Бездомный заяц», «Ловишка с мячом»
«Делай так, делай эдак», «Не урони мешочек», «Кто больше соберёт предметов с завязанными глазами» «Сделай фигуру»
«Паровозик», «Гусеница», «Быстрый и ловкий» «Охотники и утки»

Релаксация

Упражнения на произвольное  расслабление мышц.

Музыкальное сопровождение «Звуки природы»

Прогнозируемые результаты 

 по окончании 2-го года обучения дети  должны

 знать:

 параметры правильной осанки  и как её проверить,

значение гимнастики в укреплении здоровья,

 принципы правильного дыхания при выполнении упражнений;

 уметь:

 сохранять положение правильной осанки в детском саду и дома с напоминаниями взрослых,

 выполнять упражнения на фитбол мячах в исходном положении сидя, лёжа на животе, выполнять упражнения для развития силы, координации движений, профилактики плоскостопия,

 произвольно расслаблять мышцы;

 навыки:

соблюдать правила безопасности на занятии, проверять осанку у стены.  

 Содержание адаптивной образовательной программы3-й год обучения(дети 7-го года жизни)

 Задачи: 

укреплять мышечный корсет, с целью создания навыка правильной осанки; способствовать нормализации работы нервной системы,

 стимулировать дальнейшее нервно-психическое развитие;

 продолжать обучать принципам правильного дыхания, учить самостоятельно восстанавливать дыхание после физических нагрузок.

.

Тема

Основные виды деятельности

Используемые материалы

Формирующие виды двигательной деятельности

Упражнения на осанку, профилактику плоскостопия, создания «мышечного корсета» туловища, упражнения для развития зрительно-двигательной ориентировки

Гимнастические палки, коврики, мешочки с песком, ребристая доска, скамейка, яркие ориентиры, булавы,  различные мелкие предметы для захвата пальцами ног.

Общая физическая подготовка

Упражнения для укрепления мышц рук, ног, спины,  брюшного пресса.

Мячи, обручи, гимнастичекие палки, коврики, гантели.

Развитие двигательных качеств:
- сила


-гибкость
 
-ловкость и координация
 
-выносливость
 

Все виды игр и эстафет, в которых используются активные амплитудные движения с высокой скоростью или частотой движений, специальные упражнения с собственным весом и спортивными снарядами для развития статической и динамической силы основных мышечных групп туловища и конечностей.
Упражнения на развитие пассивной и активной гибкости позвоночника и подвижности в суставах.
Упражнения для формирования способности оценивать пространственные, динамические и временные характеристики движений, для развития координированных движений рук, ног, туловища, упражнения в равновесии.
 Ходьба, бег в сочетании с ходьбой, бег, подвижные игры общего характера, длительное выполнение различных комплексов упражнений с вовлечением в работу большой мышечной массы.

Гимнастические палки, гантели, эспандеры, резиновые кольца, диск"Здоровье", гимнастический ролик, мешочки с грузом большие и малые, мячи утяжелённые


 Гимнастические палки, ролики, скамейки, коврики, обручи, маты большие и малые

Диск "Здоровье", дорожка-балансир, батут детский, дуги большие и малые, качалка-мостик, лестница верёвочная, лестница деревянная

Скакалки, мячи, маты;

Тренажеры оздоровительной направленности :

«Беговая дорожка», «Велосипед», «Скамья для пресса», «Комби», «Координационные дорожки», «Гимнастический ролик».

Обучение правильному дыханию

Брюшной и грудной тип дыхания. Полное дыхание Упражнения для тренировки дыхательных мышц. Очистительное дыхание.

Трубочка для коктейля, мячи-шары надувные, мельницы-вертушки

Гимнастика на фитболах

Упражнения на больших упругих мячах в различных исходных положениях: сидя на мяче, стоя, лёжа на мяче ( на спине и животе), лёжа на коврике.

Фитболы по количеству занимающихся, коврики.
 Е. Железнова "Аэробика для малышей", ритмичная музыка ( в обработке для детей)

Игры

Подвижные игры:
- общего характера;
 
 
-специального характера;   
 
 
 
 
 
-игры с фитболом

"Ловишка, бери ленту","Удочка', "Бездомный заяц","Успей поймать"
"Делай так, делай эдак", "Не урони мешочек", "Кто больше соберёт предметов с завязанными глазами","Останови лошадку","Сделай фигуру",
  "Попади в круг".
"Паровозик", "Гусеница","Быстрый и ловкий","Охотники и утки

Релаксация, элементы самомассажа

Упражнения на произвольное  расслабление мышц. Элементы аутогенной тренировки и медитации.

Музыкальное сопровождение "Звуки природы", массажные мячи, коврики.

Прогнозируемые результаты 

 по окончании 3-го года обучения дети  должны знать:

 показатели самоконтроля,

правила ортопедического режима;

 уметь:

 выполнять упражнения на фитбол мячах в исходном положении сидя, лёжа на животе, на спине,

выполнять упражнения для растяжения мышц и связок позвоночника,

 выполнять элементы самомассажа;

навыки:

соблюдать правила ортопедического режима в детском саду и дома, выполнять гимнастику дома под контролем взрослых.   

Методическое обеспечение адаптивной образовательной программы.     

 Начиная занятия, педагог должен иметь точное представление об индивидуальных особенностях ребенка, уровне его физического развития, о состоянии его двигательных навыков и умений. Особое значение имеют функциональные исследования подвижности позвоночника, силы и выносливости мышц спины и брюшного пресса к статическим нагрузкам.   Программа по адаптивной физической культуре представляет особый комплекс мероприятий, рассчитанных на три года. В основу комплексов подобраны симметричные корригирующие упражнения на укрепление мышечного корсета, общеукрепляющие традиционные и нетрадиционные  оздоровительные методики.

Организационными формами физической культуры в детском саду являются занятия. В зависимости от образовательных задач и содержания, занятия могут быть разного типа: -занятия, в которых основное внимание обращается на разучивание нового материала; -занятия, направленные на совершенствование освоенных ранее навыков и умений (повторение пройденного материала) -занятия смешанного типа (разучивание нового сочетается с повторением) -занятия контрольные, учётного типа (итоги работы за определённый период); проверяются знания ребят в выполнении упражнений, качество выполнения, личностные качества.     

 Занятия адаптивной физической культурой проводятся в  спортзале, педагог использует на занятии: магнитофон, диски, кассеты с музыкой, атрибуты, необходимые для проведения занятий (фитболы  по количеству детей в группе (мяч подбирается с учётом ростовых параметров), коврики, гимнастические палки…)

 Структура занятия (ориентировочный план подбора и распределения упражнений) разработана в соответствии с требованиями физиологии и гигиены физических упражнений. Занятие подразделяется на три части: подготовительную, основную и заключительную. В подготовительной части происходит настрой детей на работу и подготовка организма к основной части тренировки. В основной части происходит максимальная нагрузка на организм, которая должна быть оптимальной для детей. Заключительная часть способствует расслаблению и улучшению восстановительных процессов организма.

 Обучение упражнениям осуществляется в соответствии с принципами педагогики: сознательности и активности; систематичности и последовательности; наглядности, доступности и прочности.

 Физическая нагрузка регулируется в результате изменения: количества упражнений в комплексе; числа повторений каждого упражнения; темпа движений; амплитуды движений; продолжительности отдыха между упражнениями.   

 Способы организации детей на занятии – фронтальный, поточный, индивидуальный. На занятиях с детьми, имеющими нарушения зрения, используются все методы обучения, однако, учитывая особенности восприятия ими учебного материала, есть некоторые различия в приёмах. Они изменяются в зависимости от физических возможностей ребёнка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего  зрительного и двигательного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением.

Литература: 

1.Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования. / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе,

2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида для детей с нарушением зрения. Программы в детском саду./ Под редакцией Л.И.Плаксиной. - М.: Издательство "Экзамен", 2003г.

3. Осокина Т., Тимофеева Е. "Гимнастика в детском саду" - М.,1999,

4. Ж. Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. /Под редакцией Мишина М.А.

Пономарева Лиана Евгеньевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Физическое воспитание  является  одним из основных направлений в развитии дошкольников, с помощью которого у детей формируются не только основные двигательные навыки и физические качес...

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Просвещение, 1997

Одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Конечной цель...

«Оздоровительная направленность образовательного процесса в учреждении для детей с нарушением зрения как условие сохранения физического и психического здоровья»

В статье говорится о том, что приоритетной задачей  учреждения, в котором работает автор, на  сегодняшний день  является создание здоровьесберегающей среды, и внедрение в образовательны...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с нарушением зрения от 2 до 7 лет

АООП ДО для детей с ОВЗ  разработана для детей, имеющих нарушения зрения. Данный материал разрабатывался мною с учетом ФГОС ДО и ООП ДО, в том числе в соответствии с Программы специальных (коррек...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с нарушением зрения

В данном материале представлен фрагмент АООП для детей с нарушениями зрения. Полностью ознакомиться с материалами можно на сайте образовательной организации ГБОУ Школа №1015 в разделе "ресурсная ...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с нарушениями зрения

Представляю для ознакомления, часть АООП для детей с ЗПР, разработанной творческой группой, в состав которой я входила, нашей ОО - ГБОУ Школа №1015.Со всей программой вы можете ознакомится на сайте на...

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения).Под ред.Плаксиной Л.И.-М.:Издательство "Экзамен",2003г.

Коррекционная работа в детском саду. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения).Под редакцией Плаксиной Л.И. Москва.Издательство "Экза...