РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка по информатике (старшая группа) на тему

Яшникова Елена Владимировна

о применении мультимедийных электронных образовательных ресурсов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _statya.docx15.28 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время идет интенсивный процесс внедрения в образование электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Наибольший интерес вызывают мультимедийные ЭОР, позволяющие осуществлять полисенсорное воздействие, используя как зрительный канал (текст, фото, видео, анимацию), так и слуховой (аудио записи). К их числу можно отнести компьютерные презентации.

Последнее время появляются отдельные публикации, посвященные использованию  компьютерных презентаций на логопедических занятиях в школе и детском саду. Применение  презентаций на логопедических занятиях вызывает интерес у  большинства детей и, что также важно, у самого педагога.

Как показывает изучение компьютерных презентаций, представленных в Интернете, иногда их использование сводится к простому переносу информации с доски  на экран монитора. При этом вместо интенсификации учебного процесса получаем неоправданное увеличение затрат времени и сил педагога, возрастание негативной нагрузки на ребенка. Для того чтобы разработка и применение компьютерных презентаций не становились самоцелью и приносили реальную пользу, необходимо уточнить требования к ЭОР, применяемым на логопедических занятиях в дошкольном учреждении.

Прежде всего, необходимо определить область использования  компьютерных презентаций. В соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями не допускается занятие за одним компьютером более одного ребенка. Следовательно, применение компьютерных презентаций на подгрупповых и фронтальных занятиях, как воспитателя, так и учителя-логопеда возможно лишь при наличии специального оборудования (мультимедийного проектора, достаточно большого экрана и пр.) При отсутствии такого оборудования занятия проводятся только индивидуально. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю, длительность непрерывного занятия на компьютере не должна превышать 10-15 минут, после занятия необходимо провести гимнастику для глаз (целесообразнее это делать в группе с воспитателем).

Таким образом, хотя компьютер может использоваться на любых занятия, исходя из санитарных норм и технического оснащения дошкольных учреждений, наиболее вероятным представляется использование компьютерных презентаций на индивидуальных занятиях. Здесь его включение в образовательный процесс оправдано с целью повышения интереса ребенка к занятию, внесения новизны, интенсификации учебного процесса, ускорения формирования навыков самоконтроля за собственной речью.

Перед началом работы необходимо заручиться согласием родителей на использование компьютера в работе с их ребенком, выяснить, нет ли у него противопоказаний для занятий на компьютере, согласовать режим занятий на компьютере дома.

В течение недели традиционные занятия сочетаются с занятиями на компьютере. Новый материал сначала отрабатывается без использования компьютера, затем с использованием презентаций, содержащих аналогичный материал.

Создавая презентации необходимо учитывать особенности зрительного восприятия и внимания детей с нарушениями речи. Фон презентаций лучше выбирать однотонный,  не отвлекающий внимание от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Наименьшее утомление глаз вызывают желтый, желто-зеленый, зеленый и светлые ахроматические цвета. Не стоит перегружать презентацию спецэффектами. Умеренное их использование помогает удерживать внимание ребенка на экране компьютера, повышает интерес, создает положительный эмоциональный настрой, однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту: занятие затягивается, у детей  быстро наступает пресыщение и утомление. Кроме того некоторые эффекты некомфортны для восприятия и утомляют зрение.

При разработке презентаций следует придерживаться общедидактических и специальных принципов:

- принцип научности – ребенок должен получать достоверные сведения об окружающем мире;

- принцип доступности – задания подбираются в соответствии с возрастом ребенка с учетом зоны его актуального и ближайшего развития. Лексический материал должен быть доступен по семантике и слоговой структуре;

- принцип последовательности и систематичности – при создании презентации задания выстраиваются от простого к сложному. Одни и те же типы заданий повторяются в разных презентациях, но на более сложном материале. Занятия с использование компьютера проводятся регулярно, однако с частотой, не превышающей санитарных норм;

- принцип наглядности – формат презентаций позволяет пояснить с помощью наглядности значение неизвестных ребенку слов, задания на семантизацию необходимо включать в каждую презентацию. Иллюстрации должны быть крупными и реалистичными, не перегруженные лишними деталями. Недопустимо использовать слишком мелкие, нерезкие фотографии или фотографии, способные вызвать у ребенка негативные чувства;

- принцип индивидуального подхода – презентации достаточно мобильны, их содержание можно быстро менять в соответствии с уровнем развития детей. Рекомендуется предусмотреть в алгоритме возможность выбора с помощью гиперссылок и кнопок перехода заданий, соответствующих уровню развития ребенка;

- принцип системного подхода к обучению и воспитанию. Презентации должны включать как упражнения на развитие  устной речи, так и на профилактику нарушений письменной речи и развитие неречевых процессов. Помимо коррекционно-развивающей, упражнения должны иметь и воспитательную направленность.

Учитывая ведущую деятельность возраста, каждая презентация строится из нескольких игр, которые кроме основных целей способствуют развитию мотивации достижения, созданию ситуации успешности. Как показывает опыт разработки презентаций, такие игры не должны быть  слишком длинными. Лучше использовать две короткие игры на одну и ту же тему, чем одну длинную.

Нелинейный алгоритм презентации, осуществляемый с помощью гиперссылок и кнопок перехода, позволяет выбирать индивидуальную программу для конкретного ребенка в рамках данной презентации.

В алгоритме презентации должна присутствовать также обратная связь, т.е. реакция, как на правильные, так и на неправильные ответы ребенка. Причем в последнем случае реакция должна быть максимально дружелюбной по отношению к ребенку и оказывать организующую помощь. Посредством обратной связи у ребенка формируется самоконтроль за собственной речью.

Таким образом, проблема создания и использования компьютерных презентаций на логопедических занятиях с детьми требует дальнейшей разработки и широкого обсуждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронные образовательные ресурсы, используемые в работе с детьми

Даный материал поможет воспитателя сориентироваться в массе порталов для работы с дошкольниками....

Электронные образовательные ресурсы, используемые в работе с детьми.

Уважаемые педагоги,предлагаю вашему вниманию электронные образовательные ресурсы и медиатеку, которые я попыталась собрать вместе....

Электронные образовательные ресурсы, используемые в работе с детьми.

Перечень используемых интернет – ресурсов (полезные ссылки – электронные адреса сайтов)...

Электронный образовательный ресурс для индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений

Электронный образовательный ресурс для индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений....

«Применение электронных методических пособий по автоматизации звуков в слогах, словах и связной речи в логопедической работе с детьми дошкольного возраста».

      С целью повышения качества коррекционного процесса для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, роста мотивации, заинтересованности детей в занятиях мною...

«Использование электронных образовательных ресурсов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ» Консультация для педагогов.

Использование ОЭР в дошкольном учреждении позволяет сделать образовательный процесс простым и интересным для детей, а так же способствует повышению его эффективности. Применение информационных к...