ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «LEGO-конструирование-первый шаг к приобщению воспитанников к техническому творчеству»
проект по информатике (подготовительная группа) на тему

Якушева Оксана Викторовна

Одним из важнейших свойств природы человека является стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, стремление находиться в активном поиске новых задач. Расширению когнитивного развития ребенка в наибольшей мере способствует предоставление ему возможности исследовать окружающую среду и воздействовать на нее.

Развитие познавательных интересов детей во многом зависит от того, насколько ребенок вовлекается в собственный творческий поиск, открытие новых знаний, в исследовательскую деятельность.

Вашему вниманию представляется инновационный проект «Лего-конструирование – первый шаг в приобщении воспитанников к техническому творчеству».

Девиз проекта: «Сегодня мы сделаем вместе, а завтра ты сможешь сам!»

 «Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта».

Каждый ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивной деятельности. Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием ребенка. В этом виде деятельности своей новизной отличается использование Лего-конструктора, с помощью которого ребенок имеет возможность общаться, исследовать, узнавать новое, играть.

Государство, современное общество испытывают острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. Поэтому столь важно, начиная уже с дошкольного возраста формировать и развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум, формировать качества личности, обозначенные федеральными государственными образовательными стандартами.

На сегодняшний день,  LEGO - конструкторы   активно  используются 

 воспитанниками  в нашем детском саду в игровой деятельности.  Идея сделать LEGO - конструирование  процессом направляемым, расширить   содержание конструкторской  деятельности дошкольников, за счет внедрения

конструкторов нового поколения, а также  привлечь родителей к совместному техническому творчеству  легла в основу нашего инновационного проекта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon LEGO-конструирование56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области основная общеобразовательная школа № 9                                города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск

Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Звонкие голоса»

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

«LEGO-конструирование-первый шаг  к приобщению воспитанников к техническому творчеству»

Подготовила: воспитатель                                                                первой квалификационной категории                                             Якушева О.В.

Новокуйбышевск 2016

Одним из важнейших свойств природы человека является стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, стремление находиться в активном поиске новых задач. Расширению когнитивного развития ребенка в наибольшей мере способствует предоставление ему возможности исследовать окружающую среду и воздействовать на нее.

Развитие познавательных интересов детей во многом зависит от того, насколько ребенок вовлекается в собственный творческий поиск, открытие новых знаний, в исследовательскую деятельность.

Вашему вниманию представляется инновационный проект «Лего-конструирование – первый шаг в приобщении воспитанников к техническому творчеству».

Девиз проекта: «Сегодня мы сделаем вместе, а завтра ты сможешь сам!»

 «Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта».

Каждый ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивной деятельности. Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием ребенка. В этом виде деятельности своей новизной отличается использование Лего-конструктора, с помощью которого ребенок имеет возможность общаться, исследовать, узнавать новое, играть.

Государство, современное общество испытывают острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. Поэтому столь важно, начиная уже с дошкольного возраста формировать и развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум, формировать качества личности, обозначенные федеральными государственными образовательными стандартами.

На сегодняшний день,  LEGO - конструкторы   активно  используются 

 воспитанниками  в нашем детском саду в игровой деятельности.  Идея сделать LEGO - конструирование  процессом направляемым, расширить   содержание конструкторской  деятельности дошкольников, за счет внедрения

конструкторов нового поколения, а также  привлечь родителей к совместному техническому творчеству  легла в основу нашего инновационного проекта.

Цель проекта:  внедрение  LEGO-конструирования в образовательный процесс детского сада.

Задачи проекта: обеспечить целенаправленное применение  LEGO- конструктов в   образовательном процессе детского сада:

  • Организовать целенаправленную работу по применению LEGO- конструкторов начиная со второй младшей группы;
  • Разработать и апробировать   дополнительную образовательную программу  технической направленности «LEGO-конструирование»  с использованием конструкторов LEGO нового поколения для детей  старшего дошкольного возраста;
  • Создать  Legо-центр;
  • Повысить образовательный уровень педагогов за счет обучению LEGO -технологии.
  • Повысить интерес родителей к LEGO-конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.

Новизна проекта  заключается  в адаптации  конструкторов нового поколения:  Lego  DUPLO в образовательный процесс для детей старшего дошкольного возраста.

В реальной практике дошкольных образовательных учреждений остро ощущается необходимость в организации работы по вызыванию интереса к техническому творчеству и первоначальных технических навыков. Однако отсутствие  необходимых условий в детском саду  не позволяет   решить данную проблему в  полной мере. Анализ работы учреждения, позволил выявить противоречия, которые  и были положены в основу данного проекта, в частности противоречия между:

  • Требованиями ФГОС ДО, где указывается на   активное применение конструктивной деятельности с дошкольниками, как деятельности, способствующей развитию  исследовательской и творческой активности  детей и недостаточным оснащением детского сада  конструкторами LEGO, а также   отсутствием организации целенаправленной систематической образовательной деятельности с использованием LEGO  - конструкторов;
  • Необходимостью создания в детском саду инновационной предметно-развивающей среды, в том числе способствующей  формированию  первоначальных технических навыков у дошкольников и отсутствием Программы работы с детьми с конструкторами нового поколения;
  • Возрастающими требованиями к качеству работы педагога и  недостаточным пониманием педагогами влияния LEGO - технологий  на  развитие личности дошкольников;

Выявленные противоречия указывают на необходимость и возможность внедрения LEGO - конструирования  в образовательный процесс детского сада, что  позволит создать благоприятные условия  для приобщения дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков.

Основная идея проекта  заключается    реализации   более широкого  и глубокого  содержания   образовательной деятельности  в детском саду с использованием  конструкторов LEGO.

Участниками проекта стали воспитанники детского сада, педагоги и   родители.

Реализация идеи проекта с использованием LEGO - технологии проходит в нескольких направлениях.

         Первое направление «Кадровые условия».

Возникшая проблема побудила нас к созданию временно творческой группы, в которой педагоги поставили перед собой задачи, разработали и утвердили план работы на учебный год. Затем педагоги обучались на курсах повышения квалификации по проектной деятельности. Творческая группа проводила для педагогов мастер-классы, семинары, была организована Творческая лаборатория, где проводился показ разнообразных форм работы с конструкторами LEGO.

Следующей ступенькой работы ВТГ была разработка методических материалов по внедрению LEGO - технологии в образовательный процесс. Набравшись опыта по данной теме, педагоги стали принимать участие в конкурсах профессионального мастерства, творческих конкурсах. Заключительной ступенькой развития кадровых условий послужило распространение опыта в педагогическом сообществе.

Второе направление - открытие  LEGO - центра.  Для обогащения развивающей предметно-пространственной среды были созданы уголки «Технического творчества».

Этапы реализации проекта:

Первый этап (подготовительный) – проводилось изучение  возможностей внедрения LEGO - конструирования в образовательный процесс, а также анализ имеющихся условий. Третьей составляющей была   разработка и защита инновационного проекта. На этом же этапе прошла организация начального материально-технического обеспечения  LEGO – центра.

Второй этап (внедренческий) - практическое осуществление экспериментальной деятельности:

1. Проходила организация работы LEGO – центра.

2. Реализация детско-родительских проектов.

3. Проведение мастер-классов  по работе с детьми, родителями, педагогами.

4. Выявление  и устранение возникающих в процессе работы проблем.

Третий этап (обобщающий) –   распространения опыта в педагогическом сообществе, систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка; осуществление презентация полученных результатов.

Результатом инновационного проекта является:

1.  Создание  в детском саду новых  условий обучения и развития

 дошкольников,  через организацию  целенаправленного  образовательного процесса  с использованием  LEGO - консруирования (начиная со второй младшей группы),   в рамках реализации  основной части  образовательной  программы детского сада.

2. Выраженная активность родителей в совместной образовательной деятельности с детьми по приобщению к техническому творчеству.

3. Повышение уровня педагогов.

В результате обобщения работы над проектом ожидается получить следующие продукты, которые могут быть использованы в работе дошкольного учреждения.

1. Программа дополнительного образования по LEGO - конструированию с использованием конструкторов (с приложениями перспективного тематического планирование по 2 возрастным группам; ряда конспектов  занятий).

2. Модель LEGO - центра (с методическими рекомендациями по организации работы в LEGO - центре: правила работы в LEGO - центре, схема-алгоритм работы с конструкторами LEGO,  технологические карты сборки конструкторских моделей).

3. Совместные детско-родительские проекты, мастер-классы.

4. Каталог игр.

5. Интерактивные схемы-карты.

Реализация проекта значима для развития системы образования, так как способствует:

  • Обеспечению работы в рамках ФГОС ДО;
  • Формированию имиджа детского образовательного учреждения;
  • Удовлетворённости родителей в образовательных услугах детского сада;
  • Повышению профессионального уровня педагогов;
  • Участию педагогов в конкурсах различных уровней;
  • Участию воспитанников детского сада в фестивалях по Лего-конструированию.

Перспективы развития

Решение поставленных в проекте задач позволит организовать в детском саду условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO - конструирования и робототехники в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе дошкольного детства  начальные технические  навыки. В результате, создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе,  активизации  познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки  профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно- технической направленности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«LEGO - конструирование и робототехника в ДОУ - первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству»

Адаптации  конструкторов нового поколения:  Lego  Wedo, программируемых конструкторов RoboKids в образовательный процесс ДОУ для детей старшего дошкольного возраста....

Робототехника в современном ДОУ - первый шаг в приобщении дошкольника к техническому творчеству

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение предается дошкольному воспитанию и образованию, ведь именно в этот период закладываются все...

Робототехника в современном ДОУ — первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение предается дошкольному воспитанию и образованию, ведь именно, в этот период закладывают...

Инновационный проект «LEGO - конструирование в ДОУ – первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству»

Конструктивная деятельность является эффективным средством эстетического воспитания. В педагогике LEGO-технология интересна еще и тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Тема: «LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЕ В ДОУ – ШАГ К ТЕХНИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ»

Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологий захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот...

Проект "Лего - конструирование и робототехника в ДОУ - первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству"

Цель проекта: создание благоприятных условий для развития у детей дошкольного возраста первоначальных навыков и умений по лего - конструированию и образовательной  робототехнике, развитие к...