Консультация для родителей "Развиваем речь, играя
консультация по информатике (старшая группа) на тему

Шадрина Ольга Николаевна

Важное место в совместной деятельности детей и родителей занимает развитие речи ребёнка. Предлагаемые в консультации игры на развитие основных сторон речи можно и нужно проводить с детьми дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_rech_igraya.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

 

        МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад комбинированного вида № 103»

Консультация для родителей:

«Развиваем речь, играя»

Шадрина О.Н.

Воспитатель  

В настоящее время официально признано, что первыми педагогами детей являются их родители. Данный факт обусловливает необходимость создания условий для взаимодействия с родителями на основе сотрудничества.

         Довольно часто мамы отдают своего ребенка в детский сад, потому что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, и для мамы так важно играть вместе! Родителям дорого ощущение любви и близости и то особенное понимание ребенка, которое можно обрести только в игре с ним. Для малыша игра с мамой – самый радостный и комфортный способ познать мир.

         Один из основных разделов домашнего обучения -  развитие речи.

Родители детей, особенно с речевыми нарушениями должны обращать внимание на правильное и полноценное формирование всех сторон речевого развития – фонематическую, лексическую и грамматическую. Предлагаем Вашему вниманию игры на развитие основных сторон речи.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Фонетические игры

Игра «Отгадай, что звучит»

Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребёнку отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы малыш мог их угадать, сидя спиной к взрослому (если нет ширмы).

Игра «Угадай, что делать»

Ребёнку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребёнок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо – держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более 4 раз.

Игра «Где позвонили?»

Ребёнок закрывает глаза, а взрослый тихо встаёт слева, справа, позади малыша и звонит в колокольчик. Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребёнок ошибся, то отгадывает ещё раз. Игру повторяют 4-5 раз.

Игра «Угадай, кто сказал»

Ребёнка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя».

 Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михаилу Ивановичу. Ребёнок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, имеющуюся в сказке.

Игра «Хлопни в ладоши…»

Взрослый называет слова и предлагает ребёнку хлопнуть в ладоши над головой, если будет названо живое и маленькое.

Варианты слов: муравей, птица, слон, бегемот, булавка, комната, капля, божья коровка, дом, гусеница, муха, ванна, бассейн, пчела, монета, компьютер, кухня, мел, ластик, иголка, шкаф, пуговица, жук, конфета, дверь, кнопка, таракан, озеро, изюм, море.

Игра «Повтори слова»

Взрослый предлагает ребёнку послушать названия четырёх предметов, а затем повторить их в другом порядке: от самого маленького к самому большому.

Варианты слов: слон – волк – жук – кот; утка – лебедь – ворона – воробей; вишня – слива – ананас – арбуз; кит – дельфин – щука – ёрш; океан – пруд – море – лужа; трасса – дорога – тропинка – шоссе.

Игра «То, что можно есть»

Взрослый предлагает ребёнку послушать три близких по звучанию слова и назвать то, что можно есть.

Варианты слов: картошка, ложка, окрошка; апельсин, блин, мандарин; конфета, котлета, ракета; миска, сосиска, ириска; банан, диван, барабан; пироги, сапоги, утюги; лимон, вагон, бульон; мёд, компот, плот; виноград, мармелад, фотоаппарат; кабачок, крючок, значок и т.п.

Игра «Отгадай плоды»

Ребёнку предлагается послушать, какие плоды растут в сказочном королевстве и объяснить – из каких знакомых слов составлены их названия.

Варианты слов: огурбузы (огурцы и арбузы), помидыни (помидоры и дыни), баклачок (баклажан и кабачок), укрушка (укроп и петрушка), грумидоры (груши и помидоры), чеслук (чеснок и лук), слижовник (слива и крыжовник), моркофель (морковь и картофель), вишбрикос (вишня и абрикос).

Формирование лексико-грамматического строя речи – это длительный и трудоёмкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, правильно подобрать игры, то можно добиться значительных результатов.

Лексико-грамматические игры

Игра «Скотный двор»

С помощью этой игры дети знакомятся с понятиями «домашние животные и птицы», узнают названия животных и птиц, их детенышей, какую пользу приносят человеку, где живут, чем питаются.

Вариант 1: У мамы игрушки домашних животных (если есть, то можно и их детенышей), мама закрывает игрушку ширмой, произносит звукоподражание за взрослого животного или за детеныша, малыш угадывает, кто позвал. Можно прятать игрушки в домик или корзинку.

Фантазируйте!

Вариант 2: Мама обращает внимание ребенка на машину, которая привезла гостей, и предлагает следующий рассказ: «Однажды теленок, котенок, щенок и жеребенок убежали из дома и заблудились. Встревоженные мамы поехали на машине их искать. Котенок, он был самым маленьким, споткнулся и замяукал: Как он замяукал? (мяу!). Услышала его кошка и позвала: «Мяу-мяу».

Мама предлагает ребенку взять из кузова машины кошку, найти ее среди других «мам». Вместе с этой игрушкой подойти к столу, на котором лежат картинки с изображениями котенка, жеребенка, теленка, щенка и выбрать детеныша кошки. Аналогично ребенок выполняет и три других задания – на выбор нужной картинки.

Вариант 3: Берем обычный тряпочный мешочек, в который кладём маленькую игрушку. Мама говорит, что сейчас котик (собачка и т.п.) в домике (мешочке), достаем кошку. Теперь она прыгнула на мешочек, потом убежала далеко от мешочка, прибежала и села рядом с мешочком, залезла под мешочек, стала прыгать над мешочком и т.д.

Сначала лучше, чтобы у мамы тоже был мешочек с игрушкой и она демонстрировала куда нужно идти киске.

Вместо мешочка можно самим построить домик для домашнего любимца. Домик любой, на ваше усмотрение, это могут быть кубики, конструктор и т.д. А для любителей прогулок, подойдет вариант с домиком из песка.

Игра «Слово - противник»

Ребёнку предлагается назвать слово с противоположным значением, то есть слово – противник.

Варианты:

Не друг, а … (враг); не рассвет, а …(закат); не холод, а …(жара); не сахар, а …; не подъём, а …; не конец, а …; не вход, а …(выход) и т.п.

При проведении игры можно использовать домино «Противоположности» с изображением картинок, обозначающих противоположные по смыслу слова (антонимы).

Игра «Повар». Ребёнку предлагается стать поваром и ответить, какие блюда у него получаться из предложенных продуктов.

Варианты:

Котлета из капусты – капустная, из моркови – морковная, из свеклы - …, из картофеля - …, суп из гороха - …, салат из огурцов - …, варенье из груш - …, варенье из винограда - …, варенье из слив - …, компот из яблок - …, компот из вишни - … и т.п.

Игра «Чей хвост?»

Скажите ребёнку, что фотограф хотел сфотографировать животных, но они испугались и на фотографиях осталась лишь их часть (хвост, ухо, рога ..). Ребёнку нужно отгадать какому животному принадлежит эта часть и назвать полным предложением.

Варианты:

Чей хвост? (барсучий, фотограф хотел сфотографировать барсука и т.п.)

Сформированная связная речь – важнейшее условие успешности обучения ребёнка в школе, поэтому развивать связную речь, формировать связные высказывания необходимо начинать с дошкольного возраста.

Обучая навыкам связной речи и побуждая к ней ребёнка, приходится искать интересные для дошкольника формы преподнесения и закрепления материала. Это, конечно же, игры.

 

Игры, направленные на развитие связной речи

Игра «Старая сказка на новый лад»

Предложите ребёнку вместе с вами придумать сказку на новый лад, например «Колобок», но так, чтобы лиса не смогла съесть колобка.

Вариант: придумайте сказку, в которой вместо репки вырос гигантский горох.

Игра «Инопланетяне»

Скажите ребёнку, что к нам на землю прилетели инопланетяне, и они ничего не знают об окружающих нас предметах. Заранее приготовьте картинки с изображением различных предметов. И предложите ребёнку рассказать инопланетянам о предметах, изображённых на картинке, - как они называются, из чего сделаны, для чего нужны.

Игра «Вспомни сказку»

Прочитайте ребёнку одну строчку с каждой сказки, а он должен догадаться, какая это сказка.

Пример: «По щучьему велению, по моему хотению…», «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро…», «Дёрни за верёвочку, дверь и откроется…»

Игра «Магазин»

Приготовьте картинки, отображающие предметы одной группы (овощи, фрукты, посуда, мебель и т.п.).

Один из играющих становится покупателем, другой – продавцом. Прилавком может быть стол или магнитная доска. Разложите (прикрепите) четыре картинки. Например: чашка с блюдцем, чайник, сахарница и кастрюля. Покупатель, не называя предмета, описывает его. Например: «Я хочу купить предмет посуды. У него есть крышка, носик, ручка, донышко. В нём кипятят воду». Продавец по описанию отгадывает одну из четырёх картинок. Вместо отгаданной картинки обязательно ставится новая.

Игра  «Что делать по дороге в гости?»

Вы едете в гости к бабушке на праздник. Дорога отнимает, как правило, много времени. Дети скучают. Предлагаем Вам поиграть с ребёнком, если, конечно, этому не будут мешать внешние обстоятельства. Итак, вы вышли из дома и идёте к остановке автобуса.

Беседа

 - Куда мы идём? (к остановке автобуса).

 - Автобус – это какой вид транспорта? (наземный, пассажирский).

 - Что ещё можно отнести к наземному пассажирскому транспорту? (машину, троллейбус, трамвай).

 - Как называется транспорт, который перевозит грузы? (грузовой).

 - Какой грузовой транспорт ты знаешь? И т.д.

 - Чем отличается автобус от троллейбуса?

 - Мы идём в гости, а что такое «гости»?

 - Кто ты бабушке? (я бабушке внук).

 - А кто я бабушке? (ты бабушке дочь).

 - Кем приходится бабушке дедушка? (дедушка – бабушкин муж).

Вопросы нужно задавать в быстром темпе, чтобы ребёнок чувствовал азарт игры.

Варианты игр:

 Назвать предмет и сказать, на какой звук начинается слово.

  - А я вижу машину. Первый звук – М…и т.д.

Назвать всё определённого цвета (формы).

Кстати, это хорошее упражнение, чтобы успокоить возбуждённого  расшалившегося ребёнка.

Можно предложить игру: один говорит слово, другой составляет с ним предложение; один – слово, другой – определение к нему и т.д.

Почаще играйте с ребёнком в различные игры! В игре ребёнок может быть как взрослый! В игре ребёнку «подвластен» весь мир предметов! В игре можно свободно «перемещаться во времени и пространстве»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Речевые игры, способствующие обогащению словаря, формированию грамматического строя речи и развитию связной речи».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №951        ГОРОДА МОСКВЫ, СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ №2 «Солнышко» Консультация для воспитателей:«Речевые и...

Консультация для родителей "Речи игры для дошколят"

Развитие речи у дошкольного возраста идет ускоренными темпами. В этом возрасте дети не только учатся произносить звуки, но и делать это правильно, параллельно пополняя собственный словарный запас....

Консультация для воспитателей "Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."

"Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."...

Консультация для родителей "Что такое ТНР? Основные компоненты речи. Игры для развития связной речи"

       Речь – это сложная функция, присущая только человеку. Для людей речь имеет огромное значение: она позволяет не только общаться друг с другом, но и передавать зн...

Консультация по развитию речи "Пальчиковые игры для развития речи"

Развитие мелкой моторики рук отлично развивает и речь, и интеллект ребёнка, вырабатывают у него внимательность, способность сосредотачиваться и расслабляться. Их польза ещё и в том, что они подготавли...

Консультация для родителей «Речь и веселый мяч» (играя, развиваем речь детей)

Все начинается с детства. Период детства бывает только однажды, и именно в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций.  Дошкольный возраст – э...