Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности в процессе конструирования из бумаги.
методическая разработка по конструированию, ручному труду по теме

Вопросы развития детского творчества всегда были актуальными для дошкольного образования. Педагоги ищут наиболее эффективные способы реализации детской креативности, начиная с самого раннего возраста. Развивая творческие способности в процессе конструирования из бумаги, ребёнок активно включается в продуктивную деятельность, получает знания, умения и навыки, которые станут достоянием его на всю жизнь. Дошкольник приобретает опыт, который впоследствии станет фундаментом, на который будет опираться объём его новых представлений, умений, приобретаемых в учёбе, в труде, в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_aleskerova.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

Алескерова Ирина Михайловна

воспитатель

МБДОУ ДС КВ «Олененок»

г. Новый Уренгой

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности в процессе конструирования из бумаги.

   

“Детское сердце чутко к призыву творить красоту... важно только, чтобы за призывами следовал труд”.

В.А. Сухомлинский        

     

     Самоделка. Какое хорошее слово!

     Сам сделал своими руками! Смастерил игрушку, поделку, вещь, в которую вложил свой труд, фантазию, выдумку - такая работа дорогого стоит.

     Это ли не радость, если ваш ребёнок встаёт в позицию созидателя, ощущает удовольствие и гордость от результатов своего труда, если он всё больше утверждается в своих возможностях, увереннее берётся за изготовление новой поделки.

Вопросы развития детского творчества всегда были актуальными для дошкольного образования. Педагоги ищут наиболее эффективные способы реализации детской креативности, начиная с самого раннего возраста. Игнорирование или формальный подход к решению этой проблемы в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы.

     Развивая творческие способности в процессе конструирования из бумаги, ребёнок активно включается в продуктивную деятельность, получает знания, умения и навыки, которые станут достоянием его на всю жизнь. Дошкольник приобретает опыт, который впоследствии станет фундаментом, на который будет опираться объём его новых представлений, умений, приобретаемых в учёбе, в труде, в жизни. Эта работа, как никакая другая, удовлетворяет познавательную активность ребёнка, способствует развитию технического мышления. Ребёнок познает основы графической грамоты, учится производить разметку и измерение, пользуется чертежами, эскизами, техническими рисунками. Ребенок начинает анализировать свою деятельность (сравнивает, выделяет, обобщает). Активно развивается его пространственное, математическое мышление, способность к экспериментированию и изобретательству. Он получает представления о множестве разновидностей бумаги (газетная, упаковочная, калька, картон, бархатная, писчая, санитарная и т.д.).

     С помощью такой работы, доступной ребенку-дошкольнику, можно научить его прогнозировать, предвидеть, представлять, как изменится  поделка, если ее переделать по другому, добавить новые элементы оформления, изменить размеры, применить другой материал и т.д.

     Маленький дизайнер творит по законам красоты и гармонии. Он старается сделать свою поделку красивой, прочной, аккуратной, выразительной. При этом развиваются его творческие умения, фантазия, художественный вкус. Он учится подбирать цветовые сочетания и формы, выстраивает композиции. Ребенок приобщается к красоте природы и мира, созданного руками людей, учится понимать и ценить прекрасное, при этом сам активно стремится к созиданию.

     Труд детей должен воспитывать, наполнять содержанием их умственные и творческие интересы, возвышая эстетическую красоту. А если учесть, что дошкольник в творческом труде обнаруживает высокую заинтересованность и сознательное стремление научиться, то заниматься этим видом деятельности ребенку, как говорят в народе: «Сам бог велел».

     Взрослые должны не только передать ребенку определенные знания и сформировать ручные умения, но и научить его учиться, максимально используя собственную познавательную активность, способность к самообучению; умение организовывать свою поисковую деятельность, находить новые знания и усваивать их.

     И воспитателям и родителям следует проявлять терпение, разъяснять непонятное, давать советы, своевременно хвалить, а порой и активно помогать ребенку в работе. А главное - радоваться каждому успеху малыша, поддерживать его убежденность в том, что у него все хорошо получается, что он скоро научится мастерить лучше, что его творческие способности растут и развиваются  в процессе конструирования из бумаги.

    Творческая деятельность – одна из содержательных форм психической активности человека, в нашем случае – детей. Поэтому я выбрала именно творческое развитие детей в процессе конструирования из бумаги приоритетным направлением своей работы. Своей целью я поставила – развитие умений детей творчески применять навыки и знания, полученные на занятиях по конструированию из бумаги, формирование общественных мотивов, воспитание инициативы, творческого подхода к делу. Исходя из цели, передо мной встали следующие задачи:

– научить детей работе с бумагой, особенностям использования ее при конструировании, о способах крепления с другими материалами;

– дать представления о свойствах этого материала и его особенностях;

– заинтересовать детей данным видом деятельности, вызвать желание заняться этой работой в свободное время;

– создать ближайшую перспективу, раскрывая, где, когда и какие вещи можно сделать из бумаги.

   Кроме того, шестой-седьмой год жизни - время подготовки руки ребенка к письму. Для решения этой задачи необходимы соответствующая коррекция умения ребенка ориентироваться в пространственных отношениях и развитие мелкой моторики руки. Для осуществления этой задачи, особое значение я придавала такому виду деятельности, который позволяет совершать двигательные упражнения кистями рук, а именно: творческое конструирование из бумаги. Главными требованиями к организации этого вида занятий являются: положительное эмоциональное отношение к ним ребенка и индивидуализация занятий в соответствии с его интересами и склонностями.

     Часто бытует неверное мнение, что для детей художественное конструирование  из бумаги – это игра, забава. Однако без применения трудового усилия, целенаправленных действий, умения доводить начатое дело до конца, преодолевая трудности, ребенок не может получить изображение, которое доставило бы ему радость и понравилось окружающим.

     Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если  в начале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Такой вид деятельности является продуктивным видом деятельности, дающим зримый и осязаемый результат. Полученный продукт можно увидеть, потрогать. Его можно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя созидателем и испытывает удовлетворение и гордость по поводу своих достижений.

     Для того чтобы дошкольники чувствовали себя более раскрепощенными, свободно мыслили на занятиях по конструированию, более плодотворно и результативно были изготовлены их самостоятельные работы, необходимо создать условия для конструктивной деятельности детей, и прежде всего предметно-развивающую среду. Непременным условием построения развивающей среды является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между участниками воспитательно-образовательного процесса – ребенком и взрослым, ребенком и ребенком.

Опираясь на принципы построения предметно – развивающей среды, в группе создано все необходимое для творческой деятельности детей. Специально отведен уголок для работы с бумагой.

Создание такого уголка просто необходимо для развития творческих способностей у детей. Подталкивая их к самостоятельности, расширяется и предметно-пространственная среда группы. Дети, получая знания, применяют их и в собственной жизни, проводят опыты под моим наблюдением, интегрированные занятия вызывают более высокую заинтересованность детей.

 Руководствуясь гуманистическими принципами, я работаю в режиме педагогической поддержки творческого развития ребенка, имею возможность для реализации принципа дифференциации и индивидуализации детей, принципа вариативности, что помогает детям в процессе обучения менять род своей деятельности от познавательных процессов до творческой самореализации.

Не принуждая прямо воспитанников к деятельности, использую приемы, способствующие к проявлению положительной мотивации и развитию интереса к творческому процессу.

Определенные действия, “провоцирующие к творческой деятельности”:

  1. “забываю” как складывается бумажная игрушка;
  2. “ошибаюсь” при составлении силуэта из набора геометрических фигур;
  3. “сомневаюсь”, размышляя вслух о том, как лучше поступить, советуясь с детьми.

В работе с дошколятами для усвоения материала использую элементы игровой технологии Е.С. Кострюковой, где все условные обозначения в оригами имеют свои простые названия:

  1. сторона квадрата – “сестра”,
  2. угол – “брат”,
  3. диагонали и сгибы – “дорожки” и “тропинки” и т.д.

Пояснения по ходу выполнения той или иной фигурки превращается в сказку. “Пошел один брат другому по дорожке, а младшие братики тоже захотели сходить…”

Придерживаюсь таких правил, поддерживающих творческое начало:

  1. Поощряю ребенка за самостоятельные мысли и действия, если они не причиняют особого вреда окружающим (развитие собственного “я”);
  2. Не мешаю желанию ребенка сделать что-то по-своему;
  3. Уважаю точку зрения воспитанника, как творца, как художника, какой бы она ни была – не подавляю ее собственным мнением, т.к. мое мнение будет порождать страх сделать что-то “не так”, сказать “не так” (боязнь ошибиться);
  4. Творю и играю вместе с детьми в качестве рядового воспитанника, иногда меняемся ролями;
  5. Не навязываю свою идею, наоборот пытаюсь понять логику творческого воображения ребенка;
  6. Вношу разнообразие в занятия, используя методические разработки, рекомендации, информационные материалы, составленные мною.

Польза конструирования из бумаги очевидна. По моему мнению, эта деятельность является одним из лучших средств развития творческих способностей, наблюдательности, памяти, мышления, воображения, развития мелкой моторики. А это, в свою очередь, способствует более высокому уровню подготовки детей к школе.


Перспективный план

Месяц

Тема

Виды деятельности

Содержание работы

Литература

Работа с родителями

Октябрь

От начала до наших дней.

Развитие представлений о человеке в истории и культуре

Ознакомление с окружающим миром

Экспериментальная деятельность

Аппликация

«Как все начиналось?»- познакомить детей с историей возникновения бумаги. Доказать необходимость ее создания и значимость в жизни человека.

«Какая она бывает?»- показать детям разновидности бумаги,  объяснить ее необходимость в современном мире.

Эксперименты из бумажных цилиндров- ребенок дополняет цилиндрическую бумажную основу деталями и элементами из бумажных полосок. Тема- домашние животные (большой цилиндр) и их детеныши (маленький цилиндр)

«Дачный домик осенью»-учить детей располагать элементы «кирпичики» в шахматном порядке.

«Дерево» - дать возможность детям самостоятельно подобрать цвета для листьев

Осени и наклеить.

Н. Докучаева «Мастерим бумажный мир»

О. Щеглова,  А. Щеглова  «Все об оригами».

Стр.10.

Л.В. Пантелеева «Детское рукоделие»

Стр.82.

А.Н. Малышева

Н.В. Ермолаева «Аппликация в детском саду».

Н.М. Конышева «Наш рукотворный мир»

Предложить родителям литературу об истории возникновения бумаги.

Донести до родителей то, что их помощь в организации процесса по ознакомлению с бумагой необходима, как первоначальный этап в развитии творческих способностей в процессе конструирования из бумаги.

 

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Знакомство с бумагой.

Ознакомление с окружающим миром

Игровая деятельность

Театрализованная деятельность

Экспериментальная деятельность

Аппликация

«Бумага - какая она?» Дать почувствовать детям кончиками пальцев свойства каждого вида бумаги, объяснить её значимость в нашей жизни.

Сюжетно-ролевая игра «Погода испортилась». Необходимо выбрать бумагу для верхней одежды куклы Тани во время дождя (н-р фольга или калька).

Играем в кукольный театр созданный своими руками  «Варежка». Развивать театрализованную деятельность при помощи самостоятельной трудовой деятельности.

«Вертолет из открытки и соломинки»-показать, что по мере падения вертолет вращается, потому, что края его отогнуты в одну сторону и воздух при столкновении с лопастями вращает вертолет.

«Маринуем грибы, варим варенье» -учить вырезать по образцу грибы, ягоды в соответствии с цветом, наклеивать на листе бумаги в форме банки

«Птица-говорун»-пригласительная открытка. Вырезание способом симметрии, тренировка делать мелкие надрезы и загибы.

О. Щеглова, А. Щеглова. «Все об оригами»

Н.В. Дубровская «Игрушки из ладошки»

Стивен У. Мойе «Занимательные опыты с бумагой»

А.Н.Малышева

Н.В. Ермалаева «Аппликация в детском саду»

А.Н. Малышева

Н.В. Ермалаева «Аппликация в детском саду»

Предложить родителям помочь собрать различные виды бумаги в папку для показа и экспериментирования с детьми как в группе, так и дома .

Объяснить родителям, какие эксперименты можно проводить на первоначальном этапе в работе с бумагой.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Виды работы с бумагой - аппликация

Развитие представлений об истории и культуре цивилизации

ФЭМП

Игровая деятельность

Аппликация

«Ёлочка-зелёная иголочка.» Объяснить детям о том, что в Новый год ёлочку наряжают с давних времён, как символ благополучия в семье. Выслушать рассказы детей о том как они дома с родителями украшают хозяйку леса.

«Забавный зайчонок» - из цветных треугольников сложить фигурку зайчика(лисенка, волчонка) и наклеить на лист.(Тема - геометрические фигуры)

Беседа «Самая большая елка» - украсить зеленую елочку на плакате, вырезая и наклеивая украшения в виде бус, фонариков, гирлянд

«Чайный сервиз»- аппликация по типу отрывание от большей части., воспитание культурно-гигиенических навыков, учимся принимать гостей

Новогодняя открытка-«С новым годом»-подготовить поздравительную открытку для родителей используя технику работы с бумагой аппликация

С. Соколова «Сказка аппликации»

А.А. Анистратова, Н.И. Гришина «Поделки из бумаги»

А.Н. Малышева

Н.В. Ермалаева «Аппликация в детском саду»

Предложить родителям подобрать описание елочки из разных произведений, для полного представления детей о том, как встречают Новый Год дети разных регионов нашей родины.

Украшение новогодней елки и группы совместно с родителями и детьми.

Конкурс для родителей и детей «Елочка-зеленая иголочка» (изготовление поделок)

Я

Н

В

А

Р

Ь

Виды работы с бумагой  - бумага+творчество= оригами.

Развитие представлений об истории и культуре цивилизации.

Ознакомление с окружающим миром

ОБЖ

ФЭМП

Аппликация

Оригами - что это за новое слово? Расширять кругозор детей, увеличивать словарный запас, заинтересовывать новым видом деятельности.

«Животные севера» - дидактическая игра, цель которой выбрать из многообразия животных именно тех, которые обитают в северных районах нашей Родины. Изготовить по образцу «Тюленя» по типу «оригами».

Дидактическая игра «одеваем куклу Машу на прогулку». Используя самоклеющуюся бумагу сделать аппликацию - таким образом «одевая» Машу в теплую одежду. Закрепить знания о временах года, сохранении здоровья.

«Эти забавные животные» - ориентировка на листе бумаги, закрепление геометрических фигур: треугольник, трапеция, прямоугольник, круг, полукруг (составить фигуру бабочки, цыпленка, лягушонка, гусеницы.)

Г.И. Долженко

«Сто оригами»

А.А.Вахрушев

«Я познаю мир»

Шорыгина

А.А. Анистратова, Н.И. Гришина «Поделки из бумаги»

Консультация для родителей «Актуальность развития творческих способностей детей в процессе конструирования из бумаги».

Предложить родителям подобрать иллюстрации о животных севера.

Организация выставки совместной деятельности детей и родителей в технике оригами «Животные холодных стран».

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Виды работы с бумагой - папье-маше

Развитие представлений об истории и культуре цивилизации

Ознакомление с художественной литературой

Социально-нравственное развитие(ОБЖ)

Ознакомление с окружающим миром

Аппликация и папье–маше.

История возникновения нового вида деятельности из бумаги – папье-маше Кто его придумал, и для чего это нужно?

Чтение сказки «Лиса, заяц и петух» дать описательные характеристики, сравнение характеров героев в других сказках. При помощи бумажного театра «Варежка».

«Транспорт»-по трафарету вырезать легковой автомобиль и склеить. Закрепить виды транспорта.

«Дом  в котором я живу» - закрепление знаний об кухонной утвари, практическое использование предметов быта.

Изготовление посуды способом «Папье-маше» (по выбору детей - столовая или чайная посуда).

«День защитника Отечества»-изготовление подарка для папы. Конструирование военной техники - танк.

Галина Чаянова

«Папье-маше для начинающих»

Русские народные сказки.

АСТ –СТАЛКЕР

«Бумажный город».

АСТ-СТАЛКЕР

«Бумажный город: дом».

Г. Чаянова

«Папье-маше»

Заготовка материалов для изготовления поделок в технике папье-маше: газеты, салфетки, клейстер, спичечные коробки, цветная бумага.

Консультация для родителей по изготовлению поделок техникой «папье-маше»

Выставка творческих работ в технике папье-маше «Театральная маска».

М

А

Р

Т

Интеграция конструирования из бумаги в другие виды детской деятельности

Взаимосвязь конструирования из бумаги и ФЭМП

Взаимосвязь конструирования из бумаги и ознакомления с окружающим миром

ОБЖ

Аппликация в оригами

«Волшебный дворец»-используя разнообразные геометрические фигуры сложить домик и наклеить на лист. Закрепить форму фигур.

«Ранняя весна»-коллективная творческая деятельность. Изготовление плаката «Сережки распускаются».

Развивать чувство прекрасного, творчества, чувства ответственности, радости от достигнутых результатов.

«Родной город»-изготовление макета главной улицы города при помощи коробок для спичек. Беседа-«Почему спички и полезны и опасны». Правила поведения со спичками.

Изготовление подарка для любимой мамы-«Бусы своими руками».

Поздравительная открытка для мамы и бабушки.

А.А. Анистратова, Н.И. Гришина «Поделки из бумаги».

Н.М. Конышева «Чудесная мастерская»

АСТ СТАЛКЕР «Бумажный город»

Н.Г. Пищикова «Работа с бумагой в нетрадиционной технике» Н.Г. Пищикова «Работа с бумагой в нетрадиционной технике»

Заготовка материала для изготовления макета «Мой город»: спичечные коробки, клейстер, цветную бумагу (Цвет обсудить родителям с детьми)

Изготовление подарка для дочки своими руками. Организовать мини-выставку

А

П

Р

Е

Л

Ь

Я познаю МИР

Ознакомление с окружающим миром

Опыты и эксперементирование

Ознакомление с художественной литературой

Аппликация и нетрадиционные формы работы с бумагой

«Животные жарких стран»-расширение знаний по данной теме. Изготовление поделки по типу «Оригами»-«Жираф». Развитие творческой фантазии.

«Соревнование листа бумаги с книжкой»- книга отталкивает воздух с пути листа бумаги.

«Животный мир морей и океанов». Чтение рассказа ненецкого народа «Нерпа». По описанию найти именно это животное из всего разнообразия сложенных по образцу «Оригами».

В технике оригами, по образцу изготовить «Нерпу»

Бумагопластика «Аквариум»

О. Щеглова, А. Щеглова. «Все об оригами»

Стивен У. Мойе «Занимательные опыты с бумагой»

Рассказ ненецкого народа «Нерпа»

О. Щеглова, А. Щеглова. «Все об оригами»

Н.Г. Пищикова «Работа с бумагой»

Мини – выставка работ родителе совместно с детьми поделок сделанных дома в выходные дни.

Консультация для родителей «Опыты в саду и дома».

Подбор родителями художественных произведений коренных народов.

М

А

Й

До свиданья детский сад!!!

Здравствуй школа!!!

Аппликация и нетрадиционные виды работы  с бумагой.

Оформление зала для выпускного вечера.

«День Победы»- праздник бабушек и дедушек. Коллективное оформление плаката используя разнообразные формы работы с бумагой (рвание, сминание, резание).

Оформление группы к выпускному утреннику

Н.Г. Пищикова «Работа с бумагой в нетрадиционной технике»

По замыслу родителей.

Заготовка материала для изготовления плаката: открытки, ленты, гвоздики из цветной бумаги.

Коллективное оформление группы и театральной студии шарами, цветами, художественными рисунками.

Таким образом, работа по развитию творческих способностей в процессе конструирования из бумаги способствует процессу разностороннего развития детей в разных видах деятельности. У детей формируются умения устанавливать причинно – следственные связи, учатся понимать назначение предметов, развивается мышление, сообразительность, наблюдательность, любознательность. Кроме того, у детей расширяется кругозор, пополняется словарь, развиваются творческие способности и мелкая моторика рук, особенно ловкость пальцев. Ребята узнают много нового о труде взрослых, учатся уважительному отношению к этому труду. Привлечение родителей к работе по развитию творческих способностей способствует повышению их педагогической компетенции в области воспитания и взаимодействия с детьми.      


Список используемой литературы.

  1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» - М.:

Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. 2005 г.

  1. «Развитие ребенка в конструктивной деятельности» Н.В. Шайдурова. 2008 г.
  2. «Дизайн и дети» Л.А. Лялина. 2006 г.
  3. «Художественный и ручной труд в детском саду» В.М. Кошелев. 2001 г.
  4. «Чудесные поделки из бумаги» З.А. Богатеева. 1992 г.
  5. «Творим и мастерим» Л.В. Куцакова. 2007 г.
  6. «Мастерим бумажный мир» Н.Н. Докучаева. 1997 г.
  7. «Конструирование» З.В. Лиштван. 1981 г.
  8. «Поделки из бумаги» А.А. Анистратова. 2008 г.
  9. «Чудесная мастерская» Н.М. Конышева. 1997 г.
  10. «Обруч» №1,5,6,2003 г.
  11. «Детское рукоделие» Л.В. Пантелеева. 2005 г.
  12. «Формирование мелкой моторики рук» С.Е. Большакова. 2006 г.
  13. «Аппликация» Н.М.Максимова, Т.Г. Колобова. 1998 г.
  14. «Всё об оригами» О.Щеглова, А. Щеглова. 2008 г.
  15. «Оригами для всей семьи» Т.Б. Сержантова
  16. «100 оригами» Г.И. Долженко. 1999 г.
  17. «Сказка оригами» С. Соколова. 2003 г.
  18. «Работа с бумагой в нетрадиционной технике» Н.Г. Пищикова. 2008 г.
  19. «Бумажный город» И.В. Жукова. 2007 г.
  20. «Поделки из мятой бумаги» Л.А. Садилова.2008 г.
  21. «Аппликация в детском саду» А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева. 2006 г.
  22. «Игрушки из ладошки» Н.В. Дубровская. 2004 г.
  23. «Занимательные опыты с бумагой» Стивен У. Мойе. 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности в процессе конструирования из бумаги.

Детское сердце чутко к призыву творить красоту... важно только, чтобы за призывами следовал труд”....

презентация Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности

Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности...

Творческая группа "Речевое развитие детей дошкольного возраста через различные виды детской деятельности" 2016-2017 учебный год

Творческая группа "Речевое развитие детей дошкольного возраста через различные виды детской деятельности" 2016-2017 учебный год...

Творческая группа "Речевое развитие детей дошкольного возраста через различные виды детской деятельности" 2017-2018 учебный год

Творческая группа "Речевое развитие детей дошкольного возраста через различные виды детской деятельности" 2017-2018 учебный год...

Опыт работы по теме: «Речевое развитие детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности»

В современных условиях модернизации системы дошкольного образования, работа по развитию речи детей дошкольного возраста занимает одно из центральных мест в деятельности работы ДОУ....

ПРОГРАММА «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности»

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания. Установка на развитие -...

Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом обще...