Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей 5-7 лет
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Программа дополнительного образования «Страна сложения» является модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению дошкольников основам искусства оригами и адаптирована для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pr._dop._ob-iya_strana_slozheniya_2013.doc199 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 77»

Энгельсского муниципального района  Саратовской области

Согласовано:

УМЦ

__________________

от  «____» ___________  200__ г.

Утверждаю:

Заведующая МБДОУ № 77

Минасонова В.В.

________________

Программа

дополнительного образования

 по развитию  творческих  способностей

детей 5 – 7  лет

Рассмотрено и принято

на заседании Совета педагогов

от 31.05.2010 г. Протокол № 6

Автор- составитель:

Абитова Елена Анатольевна                                                    

Воспитатель  МБДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 77»

Энгельсского муниципального района  Саратовской области

Пояснительная записка

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Занятия художественно-творческой деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми. Кроме того, художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включение в педагогический процесс занятий художественно-творческой направленности.

    Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для его творческого роста и поддержать стремление узнать мир во всех его проявлениях?

    Именно эти вопросы помогут решить бумагопластика и оригами — одни из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Ребенку дают возможность открыть для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в облака, снег, радугу, животных и т.п., постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций, различных форм, величин.

   Значение: конструирование и моделирование из бумаги влияет на развитие речи детей; моторики рук детей; познавательных процессов – память, внимание, мышление; учит детей анализу и синтезу; развивает творческое воображение; навыки самоорганизации; умение планировать свою деятельность.

Программа дополнительного образования «Страна сложения» является модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению дошкольников основам искусства оригами и адаптирована для детей старшего дошкольного возраста. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы  используются аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений.

Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы, т.е те школьно-значимые функции, которые необходимы для успешного обучения в школе.

 При выборе данного направления работы :

  1. объективной потребности в обновлении деятельности ДОУ в целом;
  2. социального заказа, определяемого в результате анкетирования родителей;
  3. реальных возможностей и условий дошкольного учреждения

Студия оригами «Страна Сложения» планирует принимать участие в оформлении детского сада, выставках, театрализованных представлениях, родительских собраниях.

  Цель программы - всесторонне развивать личность ребенка. Побуждать детей к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации; развивать творческую индивидуальность в процессе конструктивной и художественной деятельности; формировать навыки самостоятельности и самоорганизации; развивать мелкую моторику рук.

                    Задачами программы  являются:

  1. научить детей операциям с бумагой: сгибать бумагу в разных направлениях  в стиле оригами (по диагонали квадрата, прямоугольника; по средней линии треугольника);
  2. хорошо заглаживать сгибы;
  3. научить  детей  делать  бумажные  объемные формы (транспорт, елочные украшения и др.);
  4. закрепить навык работы с бумагой разной фактуры;
  5. развивать внимание, память, глазомер, мелкую моторику рук;
  6. воспитывать аккуратность и старание в работе, умение   работать   в   коллективе,   дружеские отношения между детьми.

    Учебная программа рассчитана на 36 часов.

    Программа предполагает проведение одного занятия в неделю с сентября по май.  Продолжительность каждого занятия 20 мин. Общее количество учебных занятий в год 36. На каждом занятии предполагается освоение детьми теоретических знаний (5—10 мин) и практических навыков работы для выполнения поделки (10—15 мин).

  1. При изучении курса прослеживается тесная связь:
  1. физического движения с общим психическим развитием;
  2. точного (мелкого) движения с развитием речемыслительных центров;
  3. целенаправленного психического развития ребенка с личностным ростом    

Распределение часов:

36 часов в год - 1 час в неделю:

  1. оригами - 26 часов;
  2. модельное оригами - 6 часов;
  3. работа с бумагой разной фактуры - 2 часа;
  4. драматизация сказки - 2 часа;

Содержание программы

I   Оригами

     Искусство складывания бумаги зародилось в Японии приблизительно в восьмом веке, и на протяжении нескольких столетий развивалось только в этой стране. «Ори»  означает «сложенный», а «ками» - «бумага» и «бог» одновременно. Постепенно искусство складывания из бумаги стало проникать в светскую жизнь японцев, нашло отражение в театральных костюмах, при украшении мебели. Оригами стало важной частью японского фольклора, искусства упаковки подарков. Особая роль складывания из бумаги отводится системе образования старших дошкольников и младших школьников.

На первый взгляд, кажется, что сложить фигурку из листа бумаги просто, однако это занятие требует некоторого творческого потенциала.

 Увлечение оригами помогает развить наблюдательность у детей. Ведь для того чтобы сделать животное или птичку, необходимо знать их форму, движения, повадки, иначе собачка не будет похожа на собачку, а воробей на воробья. Кроме того, важно чувствовать и видеть объект, иначе работа не даст удовлетворения и останется чисто механическим повторением.

II  Работа с бумагой разной фактуры

   Изготовление красочных поделок из бумаги  увлекательное и полезное занятие для детей-дошкольников.

   Игрушки-самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом.

   Для изготовления поделок не понадобятся трудоемкие действия, дорогие или труднодоступные материалы. Практически всю работу ребенок сможет сделать сам при минимальной помощи и поддержке взрослого. Однако результат деятельности будет эстетически и эмоционально привлекательным для ребенка, ведь эту милую игрушку он сделает сам.

   Для изготовления игрушек используется обычная бумага. Это, пожалуй, самый доступный материал. Иногда могут понадобиться ножницы и клей, карандаши или фломастеры, чтобы вырезать и приклеить или дорисовать какую-нибудь мелкую деталь.

   Особенно привлекает дошкольников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении уголка, участка детского сада или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям.

    При организации работы с бумагой важно соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач при ведущей роли последних.

    Почему это не только интересное для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие?

   Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики.

   Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве, существует прямая связь.

I I I  Драматизация

Готовые поделки дошкольники используют при драматизации сказок, потешек, знакомых рассказов, создают сюжет по своему замыслу.

У детей совершенствуется  диалогическая и монологическая формы речи.

Формируется  умение вести координированный диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; быть доброжелательными и корректными собеседниками; содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.

Способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

I V  Особенности организации

 процесса восприятия и практической деятельности детей

Программа знакомит дошкольников с японским искусством оригами, страной Япония, ее историей и  культурой, народом и его традициями. Используются книги, иллюстрации, тематические беседы. Дети очень любят работать с бумагой, и когда при них педагог показывает, как из простого квадратика бумаги получаются разнообразные фигурки, то им сами хочется стать такими же умелыми волшебниками.

Из поделок оригами дети создают дидактические игры «Кто больше (толще, выше и др.)», устраиваются соревнования «Чей самолет дальше пролетит, лягушка дальше прыгнет»,  игры-драматизации с участием выполненных поделок, оформляются работы на тематические  выставки, участие в конкурсах на уровне детского сада.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ

В результате изучения программы  «СТРАНА СЛОЖЕНИЯ»

дошкольник должен знать:

  1. термины, принятые в оригами;
  2. условные знаки оригами;
  3. базовые формы оригами;
  4. русские народные сказки.


Кроме того, дошкольник должен уметь:

  1. сгибать бумагу в разных направлениях;
  2. делать бумажные объемные формы;
  3. использовать различные цвета и оттенки;
  4. драматизировать небольшие литературные произведения;
  5. планировать свою работу;
  6. осуществлять необходимые операции при работе с бумагой.

   В конце года выявляем уровень творческой индивидуальной подготовки детей старшего возраста по следующим параметрам:

  1. умение принять цель;
  2. умение выбрать материал,
  3. организовать рабочее место;
  4. сформированность  умений и навыков в художественной деятельности;
  5. творческий характер деятельности;
  6. результативность и самостоятельность в достижении результата.

Для определения уровня освоения детьми программы разработаны диагностические карты

Определение уровня овладения детьми навыками и умениями ригами

  1. высокий уровень  - ребенок правильно располагает квадрат бумаги, четко следуя указаниям педагога; аккуратно сгибает квадрат, точно совмещая углы и стороны; линии сгиба четкие, тщательно проглажены; движения ребенка точные, уверенные. Ребенок понимает словесные указания педагога, понимает термины, используемые в оригами, использует их при складывании; знает базовые формы, условные знаки, принятые в оригами.
  2. средний уровень  -  ребенок правильно располагает квадрат бумаги, понимает указания педагога, но нет точности, аккуратности при сгибании квадрата; линии сгиба проглаживает несколько раз, движения замедленные. Ребенок понимает словесные указания педагога, понимает термины, используемые в оригами, но затрудняется в их речевом воспроизведении; знает простые базовые формы оригами.
  3. низкий уровень -  ребенок правильно располагает квадрат бумаги по показу педагога, при складывании пользуется поддержкой взрослого, его советами, вызывает затруднение совмещение углов; линии сгиба проглажены слабо, движения неуверенные; затрудняется при переносе словесных указаний взрослого на практические действия с бумагой;  понимает термины, используемые в оригами, но затрудняется в их речевом воспроизведении; знает простые базовые формы оригами.

   

       

Концепция развития творческих способностей дошкольников

в процессе знакомства с искусством ОРИГАМИ

        

Журнал

учета  работы  педагога

в  системе  дополнительного  образования  детей

Педагог  дополнительного  образования  по  обучению детей технике оригами

Ф.И.О. педагога ____________________________________________________

На 2010-2011 учебный  год

Название  учреждения  Муниципальное  дошкольное  образовательное  учреждение «Детский  сад  комбинированного  вида № 77»

 г.Энгельса  Саратовской  области

Название  объединения_____________________________________________

Должность________________________________________________________

Расписание   занятий:

Дни недели

1 группа

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

15.45 – 16.05

Пятница

Руководитель__________________________________________________________________

Старший  воспитатель_________________________________________________________________

                                                           (Фамилия, имя, отчество педагога)

Список  детей, посещающих  студию оригами «Страна Сложения»

на 20____-20____уч.г.

№ п/п

          Ф.И.ребенка

Год  рождения

Начало  посещений

группа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

        

Табель посещаемости детей  студии оригами «Страна Сложения»

 _______________ 2010 – 2011 учебный год

№ п/п

Фамилия,

имя ребенка

Число/ тема

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

  Руководитель  __________________    

Диагностическая карта определения уровня овладения детьми техническими навыками и умениями оригами

 студии «Страна сложения»


п/п





Фамилия, имя

ребенка



Умение складывать квадрат по диагонали

Умение складывать квадрат пополам

Умение найти центр квадрата, складывая его по диагонали

Умение найти центр квадрата, складывая его пополам

Умение загнуть край листа к середине

Умение загнуть углы квадрата к середине

Умение загнуть углы квадрата к центру

Узнавать понимать, показывать и называть термины, принятые в оригами

Умение понимать условные знаки, принятые в оригами

Называние базовых форм оригами

Общий уровень развития детей

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1 – низкий уровень; 2 – средний уровень; 3 – высокий уровень

Учет работы  педагога  дополнительного образования

Ф.И.О.___________________________________________________________

Название кружка___________________________________________________

Дата

часы

Содержание  занятия

Роспись педагога

Роспись руководи

теля

примечания

 



































Творческие достижения  педагога

Ф.И.О.___________________________________________________________

Должность________________________________________________________

Название кружка, студии____________________________________________

Возраст  детей_____________________________________________________

Дата

В каких конкурсах, смотрах, спектаклях и других мероприятиях  принимал участие

Результаты

Работа, выполненная  педагогом по собственной инициативе или по заказу

Работа в микросоциуме

 

Список литературы

  1. Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребенка»
  2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Игрушки из бумаги»
  3. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Оригами. Зоопарк в кармане»
  4. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Оригами. Собаки и коты»
  5. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Цветущий сад оригами»
  6. Коротеев И.А. «Оригами для малышей»
  7. Сержантова Т.Б. «365 моделей оригами»
  8. Соколова С.В. «Сказки из бумаги»
  9. Чернов В.П. «Страна Сложения»
  10.  Чернов В.П. «Оригами»
  11. Журнал «Оригами»
  12. Приложение к журналу  «Оригами». «Русские народные сказки»
  13.  Коротеев И.А. «Как долететь до оригами»
  14.  Танасийчук В.Н. «С мамонтенком по Японии»
  15.  Журнал «Мурзилка» № 8/1994 г.
  16.  Рузина М.С.,  Афонькин С.Ю. «Страна пальчиковых игр»

Содержание программы

 Пояснительная записка

- общие сведения о направлении работы;

- цель, задачи программы;

- отличительные особенности программы;

- особенности процесса восприятия и практической деятельности детей

 Схемы

Система работы студии оригами «Страна сложения»

Концепция развития творческих способностей дошкольников в процессе знакомства с искусством оригами

Работа с родителями студии оригами «Страна Сложения»

Учебно- тематический план занятий в студии оригами

«Страна Сложения»:

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Журнал учета работы педагога дополнительного образования

Список детей, посещающих кружок

Табель посещаемости кружка

Диагностическая карта выявления навыков и умений

Контроль за работой педагога дополнительного образования

Творческие достижения педагога

Перечень литературных источников

Знакомство 

 с  Квадратиком

Япония

страна

Восходящего Солнца

Мастерская Квадратика

Термины, принятые в Оригами

Условные

знаки  

Оригами

Упражнения

по отработке

основных элементов складывания

Сложение

 фигур

 Оригами

Базовые формы Оригами

ЗАДАЧИ

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

наблюдение

тестирование

коррекционная работа

ДИАГНОСТИКА

перспективный план

цикл занятий «Путешествие по Японии»

пальчиковые игры

знакомство со свойствами бумаги

знакомство с международными условными знаками, принятыми в оригами

знакомство с базовыми формами

выполнение поделок в стиле оригами

информационная

индивидуальная

праздники,

развлечения

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ

РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ

Развивать способность работать руками под контролем сознания, совершенствовать мелкую моторику рук

Воспитывать аккуратность и старание в работе, умение работать в коллективе

Развивать внимание, память, конструктивное мышление

Формировать умение  складывать поделки в стиле оригами

Учить складывать лист бумаги в разных направлениях, точно совмещая углы, сто-роны, тщательно прог-лаживая линию сгиба

Воспитывать интерес к искусству Оригами

Развлечение с участием родителей «Как долететь до Оригами»

папка-передвижка «Игры – сказки в обучении детей оригами»

День открытых дверей

показ занятия

«Откроем новую звезду»

выставка детских работ «Волшебный Квадратик»

интеллектуальная игра

«Путешествие по Японии»

консультация

«Страна пальчиковых игр»

консуль-тация

«Из истории оригами»

папка-передвижка «Оригами – это интересно»

Работа с родителями

студии оригами

«Страна Сложения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по развитию творческих способностей детей через обучение технике торцевание «Город мастеров»

Данный материал представляет работу с детьми старшей и подготовительной группыс ииспользованием техники торцевание.....

Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей 5-7 лет "Умелые пальчики"

В программе дополнитеьного образования "Умелые пальчики" представленно планирование работы по развитию творческих способностей 5 - 7 лет....

Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей через обучение технике квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань «Волшебный завиток» подготовительная группа

Данная программа дополнительного образования разработанна для подготовительной к школе группы в детском саду.Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань – это искусство длинные и узкие полоски бумаги...

Рабочая программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей через обучение нетрадиционным техникам рисования Кружок с детьми средней группы «Изостудия Акварелька»

quot;Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, ...

программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей посредством ТРИЗ-РТВ технологий "Юный интеллектуал"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Юный интеллектуал»составлена на основе программ «ТРИЗ в детском саду» для ...


 

Комментарии

Желудкова Лариса Альбертовна

очень актуальный материал "Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей 5-7 лет 2 - большое спасибо.

Ишина Зоя Анатольевна

спасибо за такой замечательный материал. взяла себе на заметку, давно хотела этим занятся со своими детьми.