Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованию «Русская народная игрушка».
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Обобщение знаний о глиняных игрушках - дымковских и филимоновских. Рассказ об истории богородского промысла, о сергиевопосадских деревянных игрушках.  Рассказ о самой популярной народной деревянной иг­рушке – матрешке. Развитие творческой фантазии детей, их самостоятель­ности в придумывании рисунка сарафана для матрешки. Упражнение в рисовании различных цветочных орнаментов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим

миром и рисованию.

Составитель: Воспитатель высшей категории Андреева Наталья Петровна, МБДОУ д/с № 10,

Краснодарский край, г. Апшеронск.

Тема: «Русская народная игрушка».

Цели:

Образовательные. Обобщить знания о глиняных игрушках - дымковских и филимоновских. Рассказать об истории богородского промысла, о сергиевопосадских деревянных игрушках.  Рассказать о самой популярной народной деревянной игрушке – матрешке. Учить различать разные техники росписи матрешек. Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки. Упражнять в рисовании различных цветочных орнаментов.

Воспитательные. Продолжать воспитывать на русских народных традициях, углублять их знания о народном творчестве. Формировать представления о добре и зле. Формировать эстетическое отношение к окружающему миру. Формировать чувство связи между всеми видами народного творчества - народными промыслами, русским фольклором (песнями,  потешками,  прибаутками), русскими легендами и сказками).

Коррекционные. Развивать навыки творческого рассказывания, составления рассказа об игрушке; закреплять навыки связной речи.

Материалы к занятию: выставка игрушек - дымковских, филимоновских, богородских; матрешек - сергиево-посадских, полхов-майданских, семеновских. Силуэты матрешек, вырезанные из белого листа бумаги, кисти, краски – гуашь или акварель, карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель. На Руси издавна создавались прекрасные  игрушки. Их делали из глины и дерева. Самыми популярными среди игрушек были фигурки животных, птиц, людей.

      Фигурки коней и птиц имеют в русской культуре особое значение: им отводилась роль оберегов-покровителей. Конь в славянском фольклоре —  это символ труда, моральной чистоты, доблести в ратном деле. Белый конь повсюду побеждает зло и оберегает человека от темных сил. Не менее популярен образ чудо-птицы - от древнеславянской Сирин до сказочной Жар-птицы. Но самыми любимыми в народе у детей были игрушки...

Загадки:

                         Словно репка она круглобока,

                         А под алым платочком на нас

 Смотрит весело, бойко, широко

 Парой черных смородина глаз.

 Алый шелковый платочек,

 Яркий сарафан в цветочек,

 Упирается рука в деревянные бока.

 А внутри секреты есть:  

 Может, три, а может, шесть.

 Разрумянилась немножко

  Наша русская...

                                   (Матрешка)

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке

А всего одна игрушка.

                         (Матрешка)

Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле, ей всего около 100 лет. Много есть версий, как и когда она родилась. Но доподлинно известно, что ее прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрешка - присмотритесь, даже ее форма напоминает чем-то яйцо.

Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна фигурка, и так до 10-12 куколок. Сначала фигурки обрабатывают наждачной бумагой, затем расписывают, иногда покрывают лаком. (Стих) 

Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри;

Прячется в ней пятая, куколка пузатая.

А внутри пустая, в ней куколка шестая.

А в шестой - седьмая, а в седьмой - восьмая.

Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.

Вот поставленные в ряд

Сестры-куколки стоят.

- Сколько вас? - у них мы спросим.

И ответят куклы - восемь!

Наиболее известны семеновские и загорские матрешки, а также полхов-майданские. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.

Рассматривание фигурок игрушек, матрешек и вопросы к детям:  

- Какие русские народные игрушки ты знаешь?

- Какие игрушки были наиболее популярны в народе?

- Какую еще роль,  кроме чисто развлекательной,   игровой,   выполняли игрушки?

- Почему так популярны были игрушки, изображавшие коней?

- А почему и детям и взрослым нравились игрушки-птицы?

- Как появилась матрешка? Что она символизирует?

 - Какие костюмы носили матрешки?                          

- Какие матрешки в России самые известные?

- Какое настроение у тебя возникает, когда ты видишь матрешку?  

- Чем тебе нравится эта игрушка?

Физминутка

(Дети изображают матрешек)

Мы - матрешки, мы - кругляшки.

Мы все лаковые, одинаковые.

Как плясать пойдем - только пыль столбом.

Мы - матрешки, мы - сестрички,

Мы - толстушки-невелички.

Как пойдем плясать и петь,

Вам за нами не успеть!

Воспитатель предлагает в игровой форме заняться самостоятельной деятельностью.

Далее всю практическую работу дети осуществляют самостоятельно:

1. рассматривают образцы росписи матрешек;

2. уточняют общее строение матрешки;

3. имитируют и прорабатывают основные детали;

4. прорабатывают второстепенные детали (если есть необходимость).

Практическая работа.

По указанию воспитателя дети приступают к работе. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям в процессе рисования.

В заключительной части  занятия  проводится игра  на развитие умения повторять     заданное     движение.

                     

                      У тётушки Матрёны было семеро детей.

                 Они не пили, не ели,

                 Друг на друга смотрели.

                 Разом делали, как я!         (Игра проводится 2 – 3 раза).

Анализ занятия.

Организуется выставка детских работ.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Кубанская ярмарка» для детей подготовительной группы

Составитель:  Андреева Наталья Петровна, воспитатель высшей категории МБДОУ № 10 г. Апшеронска, Краснодарского края

Цель:

Познакомить детей с гончарным искусством.

Учить видеть красоту и разнообразие формы посуды.

Учить детей лепить посуду.

Развивать интерес к труду гончара, народным традициям, обычаям.

Развивать самостоятельность, творчество, художественный вкус.

Воспитывать уважение к кубанскому народному творчеству, народным мастерам,

интерес к быту Кубани.

Вызывать желание поддерживать народные традиции.

Материал к занятию:

глина, гончарный круг, атрибуты к играм, танцам, предметы народного творчества.

Ход  занятия.

Воспитатель:

-За окном весна, чудесное время у нас на Кубани. Долгими зимними вечерами люди коротали время за любимыми занятиями: за вязанием, шитьём, вышиванием, плетением, за изготовлением глиняной посуды, игрушек.

Вечера бывали длинные

И лепили там из глины.

Вся посуда там не простая,

А чудесно расписная.

Стук в дверь. Заходят гончар Назар и его сын Макар.

Назар:

- Здравствуйте ребята.

Воспитатель:

- А чьи вы будите?

Назар:

- Я Назар – гончар, а это мой сын Макар, будущий гончар.

Воспитатель:

 - А куда вы путь держите?

Назар:

 - Мы ехали на ярмарку, посуду продавать, да конь наш расковался. Вот кузнец пока нашего коня подкуёт, мы зашли к вам водицы попросить.

Воспитатель предлагает воды испить из кувшина.

Назар:

- А не поедете ли вы с нами на ярмарку?

Воспитатель:

-Нет, постойте, погодите!

 Прежде дело покажите.

Назар:  (показ слайд шоу «Гончарный промысел»)

- Мы познакомим вас с гончарным искусством. Глиняную посуду в давние времена называли -  утварь. Сначала её лепили руками, потом придумали гончарный круг.

Он похож на станок для лепки. Гончарный круг давал возможность быстрее лепить посуду. Затем посуду обжигали. Глиняные мастера украшали её орнаментом, который  придумывали сами. Основными видами гончарной посуды были крынки, в которых хранили молоко, глэчики – посуда с высоким, широким горлом, кувшины с ручками, горшки – цветочники, макитры.  

Ребята,  давайте вылепим посуду из глины.

( Назар подсказывает, как лучше вылепить форму, загладить неровности. Самостоятельная работа детей. Дети показывают гостям свои работы и называют, какую посуду они вылепили, как её можно использовать),

Воспитатель предлагает взять посуду, сделанную детьми.

Воспитатель:

- Надо нам повеселиться,

  Да в дорогу торопиться.

Хоровод «Вареники», с элементами пальчиковой гимнастики. ( расшифровать)

Воспитатель:

- Солнце яркое встаёт

  Спешит на ярмарку народ.

  А на ярмарке -  товары.

  Продаются самовары,

  Продаются чашки, плошки

  И весёлые матрёшки.

  Налетайте, налетайте, покупайте, покупайте.

1 – ребёнок:

- Подходите, покупайте!

2 – ребёнок:

- Ярмарка открывается, товары отпускаются.

3 – ребёнок:

- Ложки, да матрёшки.

4 – ребёнок:

- Платочки цветные, подносы расписные.

Назар:

- Тары – бары – растабары.

  Расторгуем все товары.

Появляется Баба – Яга. 

- Я красавица Яга, рассердилась на кота

  Мышку серую ловил, всю посуду перебил.

Макар:

- Вы скажите, мне, откуда, появилось это чудо.

Баба – Яга:

- Там где любят песни, пляски,

  Там рождаются и сказки.

Вы споёте для старушки, народные частушки?

1 – ребёнок:

- На Кубани мы живём

  О родной земле поём.

2 – ребёнок:

- В песне, пляске и труде

  Будем первыми везде.

3 – ребёнок:

- Велика и необъятна вся кубанская земля.

4– ребёнок:

Урожаями богаты наши нивы и поля.

Назар:

- Мой сынок -  молодец,

  И танцор и певец.

  Он всех вас развеселил,

  Петь частушки научил.

Воспитатель:

- Баба Яга поиграй с детьми.

Игра « Дразнилка».

Воспитатель:

- Как у наших у ворот

  Собирается народ.

  Все хотят танцевать

  И платками помахать.

Танец с платками.

Назар:

- Отправляться нам пора

  В путь дорогу, детвора.

  Гости уходят.

Воспитатель:

- Ребята, вам понравилось на ярмарке? Что вы узнали нового? Что вам понравилось?

Это бала кубанская ярмарка! А Кубань – это наша малая родина: то место, где мы живём, где живут наши родители, друзья.  Кубань – это величавые горы, леса, реки, плодородная земля, ласковое море, тёплый климат. Так давайте беречь и любить нашу Родину, дорожить её богатствами.

Песня о Кубани.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во 2 мл. гр.

Комплексное занятие по ознакомлениюс окружающим миром и рисованию во 2 мл. гр. Цель:диагностика знаний, умений, навыков детей в разделах «Животный мир», «Растительный мир», «Техника рисования» Задач...

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию на тему "Космос"

Обобщить у детей понятия : "космос", "космическое пространство", "солнечная система"....

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во 2 мл. гр.

Ход занятия:- Ребята, посмотрите, кто пришел к нам на занятие? (Красная Шапочка)- И сегодня бабушка пригласила к себе в гости Красную Шапочку. Будем, ребята, помогать Красной Шапочке, чтобы...

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во 2 мл. гр.

Комплексное занятие по ознакомлениюс окружающим миром и рисованию во 2 мл. гр....

“В воде родится, а воды боится” Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованию для подготовительной группы

                      “В воде родится, а воды боится”Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованию для подготовительн...

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во 2 мл.группе

Цель: диагностика знаний, умений, навыков детей в разделах «Животный мир», «Растительный мир», «Техника рисования»Задачи: Образовательные: закреплять и уточнять знания и представления детей о диких жи...

Комплексное занятие по ознакомлению с искусством и лепке «История русской народной игрушки»

комплексное занятие в старшей группе «История русской народной игрушки»...