интегрированное занятие в средней группе "Матренин день"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему

Панина Нина Анатольевна

Цель:

  • познакомить детей с технологией вязаного изделия.
  • Учить составлять технологические карты
  • Закреплять умение детей составлять описательный рассказ по схеме-модели.
  • Продолжать знакомить детей с народным календарем.
  • Развивать наглядно-образное мышление, восприятие, внимание, память, воображение.
  • Формировать трудовые навыки работы с шерстью (наматывать, посыпать, вязать).
  • Воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда, к старинным русским традициям, обычаям, крестьянским работам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matrenin_den.docx366.17 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие в средней группе «Матренин день»

Цель:

  • познакомить детей с технологией вязаного изделия.
  • Учить составлять технологические карты
  • Закреплять умение детей составлять описательный рассказ по схеме-модели.
  • Продолжать знакомить детей с народным календарем.
  • Развивать наглядно-образное мышление, восприятие, внимание, память, воображение.
  • Формировать трудовые навыки работы с шерстью (наматывать, посыпать, вязать).
  • Воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда, к старинным русским традициям, обычаям, крестьянским работам.

Обогащение словаря:

  • Волна, кудель, вилка, катушка, технологическая карта, заготовки, пряжа, крючок, чёстка.

Активизация словаря:

  • Пословицы и поговорки о труде: «Не умеешь шить золотом, так бей молотом», «Труд кормит, а лень портит» и т.д.;
  • правильное название вязаных изделий (жилет, свитер и т.п.);
  • прялка, спицы.

Место проведения:

  • комната русского быта МБДОУ ДСОВ№ 135

Оборудование:

  • выставка образцов вязаной детской одежды и сшитой из ткани,
  • магнитофон, аудиозаписи русской народной музыки;
  • угощение для детей: пироги и чай;
  • демонстрационный материал: рисунки домашних животных: овцы, барана,  козы; овечьи ножницы, волна (овечья шерсть), свернутая в кудель овечья шерсть, чёстка, прялка, пряжа, спицы, начатое вязаное изделие на спицах.
  • раздаточный материал: образцы волны, многоуровневой сложности заготовки технологической карты изготовления вязаного изделия, многоуровневой сложности материал для игры «Подбери заплатку»,
  • заготовки работ для ручного труда:
  • клубок пряжи, заготовка шарфа;
  • заготовка варежек, резаная пряжа, клей;
  • заготовки носков, маркеры.

Предварительная работа

  • Чтение русских народных сказок;
  • слушание русской народной музыки;
  • экскурсии в русскую избу;
  • знакомство с предметами народного обихода, с традициями и обычаями русского народа;
  • заучивание потешек, поговорок;
  • знакомство с домашними животными.

Ход НОД

Дети входят в русскую избу, их встречает хозяйка.

Хозяйка:

Здравствуйте, гости дорогие. 
Гости званные и желанные.
Красивые и молодые,
Застенчивые и боевые.
Гости на пороге – хозяйке радость. 
Для них и место готово.
Красному гостю – красное место.

Хозяйка: Я вас очень ждала на праздник «Матренин день», в избе порядок навела, пол подмела, дров наносила, печку затопила, да и как говорили в старину «Не красна изба углами, а красна пирогами», поэтому я тесто замесила и пироги в печь поставила, чтобы вас угостить и чаем напоить, только воды не успела принести.

Раздается стук в дверь. Входит Емеля.

Емеля: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Здравствуй, хозяюшка!

Хозяйка: Здравствуй, Емелюшка! Ты как раз вовремя пришел! Хотела всех чаем угостить, да воды нет; вот, видишь, ведра мои расписные, они у меня пустые. Может, ты сходишь?

Емеля: С удовольствием схожу, и воды вам принесу. Ой! Ой! Но только беда у меня случилась, все мои носки прохудились, а на улице холодно, вы мне не поможете заплатку залатать?

Дети: Да! Поможем!

Емеля раздает носки, дети подбирают нужную заплатку.

Игра «Подбери заплатку»  (Приложение 3Приложение 8) 

Хозяйка проверяет выполнение задания.

Вопросы к детям: «Почему ты эту заплатку залатал?»

Ответы: «Эта заплатка такого же цвета, как и носок» или «Заплатка такой же формы, как и дырка» и т.д.

Хозяйка: Ну что, Емеля, тебе понравилось, как дети залатали носки?

Емеля хвалит детей.

Хозяйка: Емеля, какой ты не бережливый, столько носок у тебя протертых.

Емеля: Да ничего страшного. Вот на ярмарку поеду и новые куплю: зимние, теплые, связанные из пряжи.

Хозяйка: Да ты знаешь, сколько труда и терпения нужно, чтобы связать теплые, шерстяные носки. Не зря в народе говорят, что терпение и труд все перетрут. Давайте, ребятки, напомним Емеле пословицы о труде.

Пословицы о труде (Приложение 4)

Хозяйка: А теперь, Емелюшка, садись и послушай рассказ о том, откуда появляются шерстяные носки и другие вязаные изделия, а дети мне помогут: что знают, то и скажут. Еще давным-давно люди заметили, что шерсть домашних животных очень теплая. Дети, вспомните и назовите мне этих животных.

Ответы детей (коза, овца, баран).

(Воспитатель выставляет рисунки животных)

Хозяйка: Для того, чтобы шерсть была хорошего качества, животное  в начале мыли, сушили, затем уже стригли. Дети, как вы думаете, чем стригли овечку?

Ответы детей (ножницами).

Готовую шерсть люди назвали волной. Давайте все вместе повторим это слово. Чтобы волна была ровной и гладкой, ее чесали вот такой честкой. Я сейчас раздам клочки чесанной волны, пощупайте, потрогайте, помните, понюхайте и назовите мне свойства волны.

Дети: мягкая, пушистая, теплая, шелковистая, нежная, ласковая.

Хозяйка: Вот из этой волны получилась нитка, давайте и мы попробуем сделать нить: потяните, покрутите ниточку пальчиками. Трудно! Не получается! Для того, чтобы работа спорилась, помогало старинное орудие труда – прялка и еще было веретено. Бабушка садилась за эту прялку, клала волну или по-другому «кудель», в вилочку и пряла, ниточка тянулась на катушку и получался клубок пряжи. Дети, что делали из этой пряжи?

Ответы детей: Вязали носки, шарфы и т.д.

Хозяйка: А чем они вязали?

Ответы: Вязали спицами, крючком.

Хозяйка: У вас, наверно, дома тоже есть вязаные вещи?

Ответы: 2-3 рассказа о вязаных вещах, которые есть дома. Пример: У меня дома есть вязаный шарф. Его связала бабушка. Он теплый, зеленого цвета, как моя шапка. Мне нравится в нем гулять

Хозяйка: А теперь давайте отдохнем.

Психогимнастика «Перчатки из шерсти барашка» (Приложение 5)

Хозяйка: Я вам предлагаю составить технологическую карту изготовления шерстяного изделия. Возьмите заготовки технологической карты и соедините изображения в нужной последовательности. (Приложение 6)

Правильное соединение: овца > ножницы > волна > честка > прялка > клубок > спицы > варежки.

Хозяйка: Расскажи, Катюша, как ты составила технологическую карта?

Ответы 3-4 детей: рассказы по плану: технологической карте.

Хозяйка: Емеля, ты запомнил процесс изготовления вязаного изделия? Сейчас мы посмотрим. Я приготовила выставку разных изделий, нужно выбрать только те, которые связаны из ниток.

Игра «Узнай вязаную вещь»: дети находят на выставке вязаные изделия.

Хозяйка: Расскажи, Егорушка, почему выбрал эту вещь? (Рассказы 2-3 детей)

Хозяйка: Дети, а вы хотите подарить Емеле вязаные вещи, сделанные своими руками? Тогда подумайте, как мы могли бы  сделать «вязаную» вещь и приступайте к работе.

Ручной труд «Подарок для Емели» (посыпание, обматывание, рисование) (Приложение 7)

Хозяйка: Сережа! Что ты подаришь Емеле?

Ответ: Я подарю варежки.

Хозяйка: Каким способом ты выполнил свою работу?

Ответ: Я посыпал варежку резаной шерстяной пряжей или «Я обматывал шарф шерстяной ниткой» и т.д.

Хозяйка: Теперь пусть работы подсохнут, чтобы Емеля смог их забрать с собой. Ну что, Емеля, хорошие изделия получились? Видишь, сколько времени и труда необходимо для этого. В старину наши бабушки и прабабушки собирались в русской избе, как и мы сегодня с вами собрались и длинными, осенними вечерами, когда заканчивались работы в поле и на огороде, занимались рукоделием: кто шил, вязал, ткал, прял, кружева плел. Вот этому и был посвящен праздник Матренин день. Да разве это была работа, это была радость, одно удовольствие для них. А вы сегодня, мои хорошие, получили удовольствие? Что вам понравилось и запомнилось на наших посиделках? 

(Анализ занятия. Дети рассказывают и показывают карточки: красная – понравилось, синяя – не понравилось. Спросить,  что понравилось или не понравилось.)

Хозяйка: И вы мне сегодня понравились, были активными, составляли интересные рассказы, сделали прекрасные поделки. Ну а после хорошей работы можно повеселиться: песни попеть, хороводы поводить и чаю с пирогами попить. Ой! А про пироги-то я и забыла. Они уже готовы, только чая нет.

Емеля: Да есть чай! За ваши подарки, за ваше доброе гостеприимное отношение, я вспомнил волшебные слова и попросил помочь самовар вскипеть; он уже готов.

Дети моют руки и пьют чай с пирогами.

Использованная литература:

  1. Знакомство   детей   с   русским   народным   творчеством/ Авт.-сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А Маркеева, О. Н. Корепанова и др.—3-е изд., перераб. и дополн.— СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
  2. Князева  О. Л.,  Маханева  М. Д. Приобщение детей  к  истокам    русской    народной    культуры:    Программа    —    СПб: АКЦИДЕНТ,  1997.
  3. Народный календарь — основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту. План-программа. / Николаева СР., Катышева И.В., Комбарова Г.Н. и др.- СПб- «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  4. Российский Этнографический музей — детям: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Ботякова О. А., Зязева  ЛК, Прокофьева С. А. и др. — СПб: «АЕТСТВО-ПРЕСО>, 2001.

Приложение 3

Игра «Подбери заплатку»

Цель: развитие восприятия и мышления.

Материал: носки из цветного  картона или обклеенные тканью ,заплатка, походящие по цвету и форме и отличающиеся.

Описание игры: На красивом носке оказались дырка. Есть несколько заплаток, из них надо выбрать только ту, которая поможет закрыть дырку.

Уровни сложности:

Низкий –  2 заплатки, отличающихся по одному признаку: или цвет, или форма.

Средний – 3 заплатки, отличаются по 1-2 признакам,

Высокий – усложняется форма заплаток, отличаются по цвету и форме, необходимость учета положения заплатки на изделии (повернуть для совпадения рисунка.

рисунок 1.jpg       рисунок 2.jpg    рисунок 4.jpg

Приложение 4

 Пословицы о труде

Делу время  — потехе час.

Кончил дело  —  гуляй смело.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Примечай будни, а праздники сами придут.

И дурак праздник знает, да будней не помнит.

Весною день год кормит.

Землю пашут, руками не машут.

Зерно в колоске, не спи в холодке.

Хочешь есть калачи, не лежи на печи.

Матушка-сошка, золотые, рожки.

Ремесло  — не коромысло, плеч не оттянет.

Умелые руки голодными не останутся.

От добрых рук ничего не уходит.

Плотника топор одевает, топор обувает, он же и кормит.

Вез топора не плотник, без иглы не портной.

Не бравшись за топор избы не построишь.

С топором весь свет пройдешь.

Любишь кататься  — люби и саночки возить.

(Приложение 5)

 Психогимнастика

 «Перчатки из шерсти барашка»

Рассказывается воспитателем

Выполняется детьми

Представьте: на лугу пасутся барашки. Позовите к себе жестом барашка.

Жестом зовут барашка.

Присядьте, погладьте барашка. Почувствуйте его шерстку. Какая она на ощупь? Мягкая или жесткая? Шелковистая или грубая?

Приседают, гладят барашка.

Представьте, как мы его будем стричь. Прижмите его к себе ласково, но крепко, что бы барашек не испугался и не вырвался.

Возьмите воображаемые ножницы, покажите, как вы стрижете барашка. У кого он вырывается? Держите его крепче!  

Стригут, изображая указательным и средним пальцами ножницы, напрягают мышцы пальцев. Напрягают мышцы рук, изображая как прижимают барашка.

А сейчас соберем волну. Какая она на ощупь? Возьмем ческу и расчешем волну. Изменилась она на ощупь? Какая стала?

Свернем волну в кудель.

Показывают, как чешут волну, сворачивают её в кудель.

Положите кудель в вилку. Будем прясть. Тянем ниточку, тянем.  Попытайтесь почувствовать какая тонкая получается нить, прочная. Покажите пальцами как правильно закручивать нить, как ногой нажимаете и вращаете колесо прялки.

Кладут воображаемую кудель в воображаемую вилочку. Показывают движениями как прядут на воображаемой прялке.

Смотаем нитку в клубок. Клубок получился большой, упругий, попытайтесь это почувствовать.

Показывают как сматывают воображаемую нитку в клубок.

Начнем вязать перчатки. Представьте, как вы берете спицы, вывязываете петли. Хорошие получились перчатки.

Изображают движениями, как вяжут перчатки: держат кончиками пальцев спицы, круговыми движениями руки  показывают, как вывязывают петли.

Натяните перчатки на пальцы. На большой, указательный, средний, безымянный, мизинец. Тепло ручкам? Попробуйте почувствовать, как им жарко. Снимите перчатки и уберите их в карманы.

Дети натягивают перчатки на каждый палец одной, затем другой руки, производя массаж пальцев.

Пытаются представить как рукам жарко.

Снимают перчатки.

(Приложение 7)

Технологической карты нескольких уровней сложности в зависимости от порядка расположения рисунков, выполненные детьми .

сергеенко_са+ 015

(Приложение 8)

Ручной труд  «Подарок для Емели»

1 вариант. (сложный) Наматывание вязаного шпагата (или нитки) на заготовку для шарфа. Чтобы шпагат (или нитки) не соскальзывали, на обратной стороне заготовки приклеена жесткая часть застежки- липучки.

        2 вариант. (средней сложности) Посыпание заготовки варежки или носка, вырезанных из картона резаной шерстяной ниткой. Процесс выполнения: ребенок намазывает заготовку клеем, посыпает резаной ниткой, прижимает тряпочкой.

3 вариант (достаточно простой в выполнении): рисование петель маркером на картонной заготовке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированное занятие в средней группе " День Победы"

Виды детской деятельности: коммуникативная, музыкальная, игровая.Цели: воспитание патриотических чувств.Обучающие цели: создать у детей настроения сопереживания событий Великой Отечественной войны, ра...

Интегрированное занятие в средней группе "Красная Шапочка идет в гости к бабушке на день рождения".

Закрепить и уточнить знания и представления детей о диких и домашних животных, овощах и фруктах....

Конспект интегрированного занятия в средней группе «День Защитника Отечества»

Тема «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА»Цели: уточнить знания детей о празднике «День защитника Отечества»; дать представление о военных профессиях; совершенствовать навыки нанесения клея на всю пове...

Интегрированное занятие в средней группе детского сада «День Матери»

Цель: - формировать представления о празднике дне Матери....

Интегрированное занятие в средней группе "День рождения подснежника"

Цель: развитие творческого восприятия произведенного искусства исвязанных с ним природных  явлений.Задачи: прививать детям любовь к родной   природе; формировать у детей умение сопостав...

Интегрированное занятие в средней группе. День космонавтики

Интегрированное занятие в средней группе.12 апреля - День Космонавтики Цель: Обобщать и систематизировать знания детей о космосе и космонавтах, о планете ЗемляЗадачи:формирование у детей целостно...