Конспект занятия по образовательной области " Познание" (раздел "Конструирование") в подготовительной к школе группе.
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Развитие мелкой моторики руки детей дошкольного возраста значимая и актуальная работа. Данное занятие направлено на организацию работы с тканью, детям предлагается познакомиться с волшебницей -  иголкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_konstruirovaniyu.doc73.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по образовательной области                       " Познание" (раздел "Конструирование")                                 в подготовительной к школе группе.

тема: "Волшебная иголочка"

Цели:                                                                                                            

  • познакомить детей со швейными принадлежностями: иголкой, ниткой, игольницей, напёрстком;
  • учить отмерять нужную длину нитки;
  • учить вдевать нитку в иголку и завязывать узелок на конце нитки;
  • познакомить детей с  правилами техники безопасности при работе со швейными принадлежностями и ножницами;
  • продолжать учить планировать последовательность  работы;
  • продолжать учить детей содержать своё рабочее место в чистоте и порядке.
  • развивать аккуратность, усидчивость, доводить начатое дело до конца;
  • продолжать развивать желание заниматься ручным трудом;
  • развивать умение пользоваться как краткой, так и распространённой формой ответа, в зависимости от вопроса.
  • воспитывать бережное и аккуратное отношение к швейным принадлежностям;
  • воспитывать положительные нравственные качества: терпение, старательность, взаимопомощь.

Активизация речи:

Катушка, нитки (а), игла, ушко, остриё, вдевать, узелок,  отверстие.

Предшествующая работа:  

Рассматривание швейных принадлежностей.

Занятие по технике безопасности “Учимся работать с ножницами”

Материал к  занятию:

Демонстрационный: 

  • ножницы,
  • иголка большого размера,
  • катушка с нитками

Раздаточный на каждого ребёнка:

  • игольница с иголкой,
  • катушка с нитками,
  • ножницы,
  • напёрсток.

                                                        Ход занятия:
Дети подходят к воспитателю
Воспитатель: -Ребята, послушайте  загадку:

Всех на свете обшивает,

Что сошьет - не надевает. (Игла)

-Правильно,это иголка. А для чего она нужна? (шить, пришивать, штопать порвавшиеся вещи)                                                                                                                            -А ещё иголкой можно вышивать различные красивые узоры ( рассматривание нескольких видов вышивки-на полотенцах, салфетках,одежде )                                     -А зачем люди  стали заниматься вышиванием? ( одежда изготовлялась из полотна серого  цвета и людям захотелось её украсить )                                                                                                               Познавательный рассказ воспитателя:
-Что такое игла - это заостренный стержень для шитья с ушком на конце. Раньше иглой была рыбья кость, в тупом конце которой была сделана дырка. Спустя некоторое время после изобретения костяной иглы, люди стали придумывать новую иглу, потому что костяная игла была очень хрупкой и быстро ломалась. Сегодня иголка сделана из металла, но она также напоминает рыбью кость. Прошло очень много времени, а внешний вид иголки нисколько не изменился.

Изготовить обычную иглу совсем не просто. Сначала берут специальную игольную проволоку, отрезают, сколько нужно (для большой иглы много, для маленькой - поменьше). Потом точат - заостряют конец иглы. Специальная машина пробивает ушко. Вот и получилась игла, но она еще мягкая, ее надолго не хватит. Ее обрабатывают термически, чтобы придать ей прочность. Потом ее шлифуют, полируют опилками от деревьев лиственных пород. Это длительная и кропотливая работа. И лишь в 7 государствах мира изготавливают иглы. Поэтому и ценятся они очень высоко. Несколько кг иголок стоят дороже самой лучшей легковой машины.

Как хранить иголки? Положи на дно коробочки, где лежат иголки, магнит, и они никогда не рассыпятся. А чтобы иголки не ржавели, их можно хранить воткнутыми в сухое мыло.                                                                                                                                                                                              

-Давайте посмотрим, что лежит у нас на столах ( садятся за столы )                                    Перед каждым ребенком лежит  игольница с иголкой.                                                                       -Как я вам уже говорила, иголка должна находиться в специально отведённой для неё коробочке - игольнице. А почему?( если она потеряется-на неё можно нечаянно наткнуться и пораниться )                                                                                               -Ребята, сегодня мы с вами познакомимся поближе с иголочкой. Она волшебная, потому что умеет шить, вышивать, пришивать пуговицы, зашивать и штопать дырочки и ещё выполняет многие другие работы. А кто из вас умеет шить? (ответы)

- Шить должны уметь все: и девочки и мальчики. С чего же начинают работу? (предположение детей, ответы).

-А чего же нам не хватает?( ответы детей )                                                                           -Послушайте загадку                                                                                                                              С деревянной катушки                                                                                                                   Легко вдевают в ушко ( нитка )                                                                                                     -Правильно, это нитка. Без неё иголочке одной совсем не справиться-именно нитка сшивает детали одежды  между собой, при её помощи пришивается пуговица к одежде и при помощи разноцветных ниток получаются такие красивые узоры.                          -А теперь давайте немножко поиграем                                                                            Физминутка " Ниточка с иголочкой "                                                                                                                                Описание игры: дети стоят по кругу, выбирается ребёнок - “Иголочка” с помощью считалочки:

- 1, 2, 3, 4, 5,
Станем мы сейчас играть.
Ты, иголка, выходи
Нитку за собой веди!

“Иголочка” - ребёнок бегает между детьми, тот, до кого она дотрагивается, берёт её за талию и продолжает бегать с ней. Игра заканчивается тогда, когда все дети окажутся держащими друг друга за талию, т.е. получится “иголка с длинной ниткой”.                                                                                                                                Упражнение на восстановление дыхания “Подуй на ниточку”.                                   -А теперь поиграем с ниточками - чья нить выше взлетит? (Садятся за столы,берут в руки нитку и дуют на её хвостик )

Вдевание нитки в иголку.

-Теперь нужно взять иголочку и вдеть в неё нитку ( нитки уже разложены на столах ). Но прежде, чем вдеть нить, нужно её отмерить, потому что:

слишком длинная нить мешает, закручивается;

слишком короткая - быстро кончается - получается много узелков, приходится часто вдевать нитку, отвлекаться от работы.

Русский народ об этом сложил пословицу: "Длинная нитка - ленивая швея".

- Посмотрите, как нужно отмерить нить, например:

взять нитку и отмерить её, раздвинув согнутые в локтях руки на ширину плеч;

обернуть нитку вокруг согнутого локтя (показываю).

- Нитку лучше отрезать ножницами, но не обрывать и не откусывать. После ножниц остается ровный срез - такую нить легче вдеть в иголку (вдеваю в нитку иголку).

- Попробуйте теперь вы (дети отмеряют нитку, пытаются вдеть её в иголку. По ходу оказываю помощь).

- Смотрите (показываю), продетую нитку нужно сложить пополам, соединить вместе два конца и завязать узелок. Не у всех получается сразу узелок. Посмотрите, как нужно его завязывать (объясняю и показываю). Конец нити надо не туго накрутить на указательный палец руки. Полученную петлю немного скручивают между указательным и большим пальцами, постепенно её нужно снять и натянуть нитку.

- Попробуйте на своей ниточке завязать узелок (дети учатся завязывать узелки).                                                            

- Молодцы, иголочка покачалась на ниточке и хочет отдохнуть. Воткните её в свою игольницу, пусть немного там посидит.                                                                                                                          -А сейчас отгадайте ещё одну загадку                                                                                                                Как зовётся тот щиток,                                                                                                                               Что хранит пальцы и ноготок ( напёрсток )                                                                                               -Зачем нужен напёрсток? ( он защитит наш пальчик во время шитья от укалывания иголкой ) Я сейчас раздам вам напёрстки, рассмотрите их, наденьте на пальчик. Надёжная защита?                                                                                                                        -Давайте мы с вами немножко поиграем.

Пальчиковая игра «Иголка и наперсток» 

Вышивает, шьет иголка.

Пальцу колко, пальцу больно,

А наперсток

В тот же миг

К (имя ребенка) на пальчик

Прыг!

Говорит иголке:

- Шей!

А колоться ты не смей.

Левая ладонь ребенка раскрыта, в правой руке – воображаемая иголка; иголка шьет и задевает указательный пальчик на левой руке.

Правой рукой выполнить такое движение, как будто надеваете на указательный палец левой руки наперсток.

Левая ладошка ребенка раскрыта, в правой руке – воображаемая иголка, ребенок шьет.

Ребенок грозит пальчиком левой руки.

Модели по технике безопасности                                                                                  - Пока мы играли, кто-то подкинул нам загадочные рисунки. Мне трудно одной их разгадать,помогите мне, пожалуйста ( воспитатель показывает детям следующие модели- иголка во рту, воткнута в одежду, валяется на полу,нитка откусывается зубами, ножницы раскрыты . Дети говорят о том, что эти рисунки неправильные, предлагают их перечеркнуть и, таким образом, создаются модели по технике безопасности при использовании нитки с иголкой ).                                                              -Давайте посмотрим на модели, которые у нас получились, и ещё раз скажем о том, что надо знать при обращении с иголкой, ножницами.

Хранить иглу в определенном месте (специальной коробке, подушке). Запрещается брать иглу в рот и вкалывать в одежду. Запрещается откусывать нитку зубами.

Хранить ножницы в определенном месте. Запрещается передавать ножницы острыми концами товарищу. Не оставлять ножницы раскрытыми. Класть ножницы так, чтобы они не свешивались за край крышки стола.                                                                      

-Сейчас мы с вами достанем наши иголочки, которые уже отдохнули, и потренируемся ещё завязывать на нитке узелки.                                                                                                                    -А теперь скажите мне, что нужно сделать по окончании работы с волшебной иголочкой (ответы детей).

Игольницы убираются в отдельно отведенную коробку. Остальные принадлежности - в места их хранения.

Анализ занятия:

- Ребята, скажите, пожалуйста, с чем мы сегодня познакомились  на занятии?

- Что интересного вы узнали об иголке?

- Где должны храниться иголки? Почему?

- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии. А в следующий раз мы с вами будем учиться шить.

Аннотация к занятию:

В детях заложена уникальная способность к деятельности. Основное свойство детского организма- неутомимая жажда познания. Поэтому очень важно помочь ребенку в его развитии. В старшем дошкольном возрасте детям становится доступным ручной труд. Его содержание очень разнообразно: это и изготовление игрушек-самоделок из различных материалов, работа с тканью, древесиной, виды ручного труда,навыками которого ребенок овладел в семье (элементы  шитья, вышивания).

Любой из видов ручного труда содержит в себе одинаковые возможности для формирования у детей нравственно-волевых качеств,стремление к качественному выполнению задуманного. Но некоторые виды его должны иметь место в каждом детском саду. Например, все дети должны научиться владеть иголкой, чтобы пришить оторвавшуюся пуговицу, зашить разорвавшуюся по шву кукольную одежду (швом “вперед иголку”).

У детей 6-7 лет уже  сформированы первоначальные навыки по ручному труду.  Овладев достаточно широким кругом знаний, навыков и умений в создании разнообразных поделок, дети способны изготавливать более сложные работы, для которых необходимы различные инструменты.Поэтому считается целесообразным ввести в раздел "Конструирование" занятия по шитью. Его лучше всего чередовать с интервалом в 2-3 недели.

Опыт показывает, что занятия по шитью способствуют активному развитию у ребёнка:


  • мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;

  • сенсорного восприятия;

  • глазомера;

  • логического мышления;

  • воображения;

  • волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.);

  • художественных способностей и эстетического вкуса.


На занятиях дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами), опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте.
Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области «Познание» в подготовительной к школе группе. ФЭМП

Путешествие в лесЗадачи:Образовательные:·       Продолжать учить составлять и решать простые задачи на сложение в пределах 10; при решении задач пользоваться знаками дейс...

Конспект занятия по автоматизации звука Л для подготовительной к школе группы "Экскурсия в школу"

Тема: «Экскурсия в школу» Цель: Автоматизация звука  «Л» Задачи:Закрепление правильного произношения звука л в слогах, словах, фразах.Развитие речевого дыхания.Развитие артикуляци...

Конспект совместной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ЗПР "Незнайка собирается в школу".

Интеграция образовательных областей:"Познание", "Коммуникация", "Социализация", "Здоровье", "Музыка", "Чтение художественной литературы".Цель: Развитие математических способностей, познавательно-речев...

Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе. На тему : Школа. Школьные принадлежности.

Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе. На тему : Школа. Школьные принадлежности....

Конспект непрерывной непосредственно – образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи.Тема: бисероплетение “Солнышко” (по дате народного календаря «Ярилин день»)

По народному календарю 1 марта празднуют  Ярилин день (День Солнца) . Ярило - славянский бог весны и плодородия. Этот день посвящён провадам зимы и встрече весны. В моей группе проводится работа ...

«Путешествие в царство леса» Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие», Подготовительная к школе группа

Закрепление знаний детей о времени года «осень», о признаках осени, о растительном и животном мире лесов....