Выступление из опыта работы "Развитие творчества у воспитанников 7-го года жизни в процессе конструирования из бумаги"
методическая разработка по конструированию, ручному труду

Представлена система работы с воспитанниками старшего дошкольного возраста по развитию творчества в процессе конструирования из бумаги: определены цель и задачи работы, раскрыто содержание каждого этапа работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была актуальной.

Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие детей во всех видах деятельности. Большой потенциал для развития детского творчества заключён в конструктивной деятельности из бумаги.

Однако до сих пор проблема развития творчества остаётся наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей.

Это обусловлено сложностью данного явления, скрытностью механизмов творчества. Большинством педагогов и психологов принята следующая позиция: признание субъективности детского творчества. Ребёнок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытия для себя. Поэтому применительно к деятельности ребёнка принято использовать термин творчество, ограничивая его словом детское. Конструктивная деятельность из бумаги по своим объективным возможностям носит творческий характер.

За основу можно взять следующие показатели наличия творческого начала в конструировании из бумаги у воспитанников:

  • Отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в конструктивном творчестве.
  • Способы творческих действий.
  • Качество детской продукции.

Первая группа: отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в конструктивном творчестве.

  1. Искренность, правдивость, непосредственность переживаний.
  2. Развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт, способность "вхождения" в условные ситуации.
  3. Увлечённость, захваченность деятельностью.
  4. Специальные художественные способности.
  5. Видоизменение мотивов деятельности, доставляющие детям удовольствие своим результатами.

Вторая группа: выявляет качество способов творческих действий.

  1. Дополнения, изменения, вариации, создание новой комбинации из усвоенных ранее элементов; применение известного в новых ситуациях.
  2. Самостоятельные поиски наилучшего решения задания.
  3. Нахождение своих оригинальных приёмов решения творческих заданий.

    Третья группа: показатели качества детского конструирования.

  1. Индивидуальный подчерк детской поделки.
  2. Выразительность, оригинальность образа.

Работая над данной проблемой, был накоплен материал, поэтому возникла необходимость его систематизировать.

Мною была определена цель: развитие творчества старших дошкольников в процессе конструирования из бумаги.

Прежде чем начать работу с воспитанниками, мною была проведена педагогическая диагностика по развитию детей старшего дошкольного возраста в конструировании, так как одним из условий творческого развития ребёнка является обучение, в процессе которого формируется знания и способы действия, способности, позволяющие ребёнку реализовать любой замысел.

Проанализировав результаты педагогической диагностики по развитию навыков детей в конструктивной деятельности, поставила следующие задачи:

1. Формировать у дошкольников обобщённые способы конструирования из бумаги.

2. Развивать самостоятельную творческую деятельность дошкольников.

3. Создать условия для развития творческой активности детей в конструировании из бумаги.

Существенным условием развития конструктивного творчества является организация развивающей предметно-пространственной среды. Разнообразие основных и дополнительных материалов, свободный доступ к ним стимулировал творческую активность воспитанников.

Ознакомление со способами конструирования осуществлялось на занятиях, а закрепление материала в нерегламентированной деятельности (совместной и самостоятельной).

Занятия проводились в III этапа. На первом этапе детей знакомили с четырьмя следующими способами конструирования:

  • Отгибание боковых сторон прямоугольника к его центру.
  • Отгибание нижних углов треугольника, полученного из квадрата, к его противоположным сторонам.
  • Отгибание нижних углов треугольника, полученного из квадрата, к соответствующим сторонам.
  • Закручивание прямоугольников в цилиндр.

Занятие первого этапа имели общую структуру построения:

  1. Ознакомление с процессом образования способа.
  2. Выполнение детьми способа и получение определённой геометрической фигуры.

Это первая часть занятия.

  1. Самостоятельные преобразования полученной фигуры по заданию воспитателя с целью получения различных поделок.

Это вторая часть занятия.

Ознакомление со способом конструирования осуществляли с помощью игровых ситуаций, например, "Загадочные превращения квадрата".

По завершении словесного объяснения процесса образования способа, детям предлагала выполнить его и получить определённую геометрическую фигуру (цилиндр; прямоугольник с отогнутыми к центру боковыми сторонами; треугольник нижние углы которого отогнуты к противоположным сторонам), а затем детям давала задание преобразовать полученные фигуры в те или иные поделки. Каждому ребёнку давала дополнительные детали разной формы, величины, цвета. Предлагала посмотреть на них и на полученную фигуру, назвать (отгадать), какую игрушку из этого можно сделать, а потом и выполнить работу. Иначе говоря, сначала необходимо создать образ конструкции, а затем и воплотить его.

Форма постановки перед детьми задания в виде загадки способствовала "включению" в процесс его выполнения воображения, которое играло большую роль в переводе детей от воспроизводящего к творческому конструированию.

На первых занятиях дополнительные детали использовала конкретного характера, в определённой степени подсказывающей образ. На последующих занятиях давала детали более абстрактные, соединения которых с исходной фигурой требовало от детей более активного "включения" воображения.

Такое последовательное усложнение характера используемых дополнительных деталей позволяет добиться определенной постепенности активизации детского воображения.

На втором этапе обучения детям предлагала для решения проблемные задачи. Они требовали не только прямого переноса знакомого способа в новые условия, но и их комбинирования и трансформирования.

На первом занятии этого этапа детям предлагала несколько образцов готовых поделок. Основа-цилиндр; трансформация-надрезание одной их плоскостей цилиндра (собачка, поросенок, лягушка).

На втором занятии детям предлагала образцы (рыбки, пароходики, кувшинки). Основа-треугольник с отогнутыми углами к соответствующим сторонам; трансформация-надрезание отогнутых углов треугольника для получения плавников рыбки, отгибание во внутрь нижней стороны треугольника для получения пароходика, двойное отгибание нижних углов треугольника для получения кувшинки.

На третьем занятии детям предлагала использование двух способов: закручивание прямоугольника в цилиндр и отгибание боковых сторон прямоугольника к центру. Детям предлагала образцы, и предлагала выполнить одну из игрушек, объединившись по двое.

На четвёртом занятии детям предлагалась проблемная задача, которая требовала применения одного и того же способа (цилиндра) для получения нескольких фигур, разных по размеру и количеству цилиндров.

На пятом занятии детям предлагала две фигуры: треугольник с отогнутыми углами к противоположным сторонам и треугольник с отогнутыми углами к соответствующим сторонам, и предлагала, используя их, сделать любую поделку к 8 Марта. Чтобы выполнить эти условия, необходимо воспроизвести уже знакомые два способа конструирования, приводящие к получению выше указанных фигур, а затем, отталкиваясь от них, создать образ будущей поделки, и практически воплотить его.

На третьем этапе организовывала конструирование по собственному замыслу детей. Каждому из них давала набор разной цветной бумаги и необходимые конструкторские принадлежности, и говорила,  что сегодня можно конструировать все, что угодно, но только лучше что-то новое, чего не делали раньше. Эти занятия доставляли детям особую радость, поскольку в процессе их они имели возможность самостоятельно, по своей инициативе творить, применяя знания и умения, приобретенные ими в процессе обучения.

 Чтобы умения и навыки детей, полученные на занятиях, закреплялись в свободной деятельности, мы позаботились о развивающей предметно-пространственной среде.

Организовала мини-мастерскую «Город мастеров». Оснащение мастерской: бумага разной  фактуры,  цвета,  размера; фломастеры; карандаши; клей; трафареты; раскраски; дидактические игры;  модели пооперационных действий. В этой мастерской дети могли изготовить самостоятельно различные поделки.

Изготовленные на занятиях поделки старалась не оставлять без внимания, а включать в разные виды деятельности. Сделали животных. Предложила детям из строителя соорудить зоопарк или цирк; внесла домик-теремок и предложила детям драматизировать сказку, а потом показать её малышам.

Чтобы активизировать конструктивную деятельность вне занятий, приносила в группу письма, в которых куклы просили детей изготовить для них мебель, а гномы - карнавальные костюмы и т.д., устраивала выставки, конкурсы, победителей в которых выбирали сами дети.

Развитие творчества старших дошкольников в процессе конструирования из бумаги проходило в социальном партнёрстве с родителями через беседы, консультации на интернет-сайте Учреждения «Творческая мастерская дома», проектную деятельность, мастер-классы, совместные выставки и конкурсы.

Как показало детское конструирование по замыслу, в результате такого обучения у воспитанников было сформировано самостоятельное творческое конструирование, которое проявлялось в умении:

  • создавать новые оригинальные замыслы (вне задачи, идущей от взрослого);
  • находить нестандартные решения, и осуществлять их на практике;
  • разнообразно комбинировать знакомые способы, часто приводящие к изобретению детьми новых способов;
  • подбирать материалы по фактуре, цвету, форме, величине в определённом сочетании, соответствующем замыслу.

Творческое конструирование оказало положительное влияние на развитие других видов деятельности.

Дети чаще стали драматизировать не только знакомые сказки, но и придуманные ими самими, включали в сказки новых героев. В теремок мог постучаться лось, Лунтик, а колобок мог встретить в лесу даже слона.

Речь детей стала ярче, выразительнее, словарь пополнился эпитетами, синонимами, антонимами.

Работа по аппликации, рисованию приобрела также творческий характер. Дети рисовали не просто лису, а хитрую умную лису Патрикеевну. Выполняя аппликацию из листьев, дети могли из одного и тоже листочка, используя разные дополнительные листочки, создавать разные образы: трусливого зайку, веселого мишку, серьезного ежика, задумчивого волка.

Такие результаты нас порадовали.

В конце учебного года была проведена педагогическая диагностика. Сравнительный анализ показал положительную динамику развития детей в конструктивной деятельности:

  • Разнообразнее стало содержание поделок из бумаги.
  • Большинство детей усвоили сложные способы создания поделок.
  • Поделки стали более выразительными за счёт комбинирования разных способов, создания деталей и разнообразия украшений, комбинирования разных сортов бумаги.
  • Наметился переход от создания отдельных поделок к созданию общих сюжетных композиций для инсценирования сказок, к режиссёрским играм.

Задача на будущее: вовлечь в творческий процесс всех детей, поскольку в

группе есть такие дети, которые не проявили особого интереса к конструкторской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности в процессе конструирования из бумаги.

Вопросы развития детского творчества всегда были актуальными для дошкольного образования. Педагоги ищут наиболее эффективные способы реализации детской креативности, начиная с самого раннего возраста....

Выступление из опыта работы «Формирование у воспитанников седьмого года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами пожарной безопасности»

В опыте раскрыта система работы по формированию у воспитанников седьмого года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами пожарной безопасности....

«Формирование нравственных качеств у детей 5 года жизни в процессе трудовой деятельности» Из опыта работы

Труд имеет особое значение в воспитании детей. В труде формируются такие качества личности, как ответственность, отзывчивость, самостоятельность. Чувство взаимопомощи, стремление доводить начатое дело...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у воспитанников 6-го года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) через дидактические игры и упражнения»

В статье раскрыта проблема формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей с тяжелыми нарушениями речи, определены задачи, формы ми методы коррекционной работы, а также представлена система д...

Выступление из опыта работы «Формирование у воспитанников шестого года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».

В выступлении раскрыта система работы по формированию у воспитанников 6-го года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения....

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у воспитанников 6-го года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) через дидактические игры и упражнения»

Проблема развития навыка звукового анализа и синтеза актуальна тем, что без овладения этим навыком на достаточно высоком уровне невозможно полноценное овладение письмом и чтением....