Главные вкладки

    План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме:
    Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

    Берсенева Марина Константиновна

      Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    zv.k-g.doc46.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Берсенева М. К. Учитель-логопед ГДОУ д/с № !35  г. Санкт-Петербург

    __________________________________________________________________________

    30 марта, 2011 Конспект занятия.

    Тема: Дифференциация звуков [к]-[г].  Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

              (Подготовительная к школе группа)

    Цели:

    • Сравнение и характеристика  звуков.
    • Развитие фонематического слуха.
    • Закрепление навыков чёткого различения звуков [к]-[г] в слогах, словах и  предложениях.
    • Упражнение в звуковом анализе и синтезе слова «гармонь».  
    • Подбор родственных слов.
    • Проговаривание слов сложной слоговой структуры.
    • Составление предложений с предлогом «на» по схеме.
    • Развитие памяти, внимания, мышления.
    • Развитие общей моторики.

    Оборудование: символы гласных звуков; символы согласных звонких и глухих звуков; «волшебный мешочек» с набором фишек; мяч; предметные картинки со звуками [к]-[г]: кости, гости, игра, икра, медведь гармонист, лиса гармонистка; раздаточный материал  для составления звуковых схем; графическая схема предложения, набор макетов цветов с цифрами..

    Ход занятия.

    1.Оргмомент.

    Повторение гласных звуков (предлагаются схематичные рисунки символов звуков [а], [у],  [о], [и], [ы], [э])

    Упражнение «Незабывайка»:

    Вспомните слова, где:  

    • гласный звук [у] находиться в середине;
    • звук [а] находится в конце слова;
    • в слове находится два любых гласных звука.

    2. Повторение пройденного материала.

    Характеристика согласных звуков.

    Показываются символы.  

    Логопед: « Какими бывают согласные звуки?» (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие).  

    Игра « Волшебный мешочек». В мешочке   фишки зелёного и синего цветовых оттенков с неровными краями. Когда ребёнок опускает туда руку, происходит непроизвольный массаж подушечек пальцев. Ребёнок достаёт фишку и придумывает слово на звук, данного цвета.

    Логопед: « Какого цвета фишка? Какой согласный звук обозначает фишка этого цвета?

    Придумай слово, где заданный звук находится в начале слова».  

    3.Знакомство с новым материалом.  

    Логопед: «Дети, послушайте слова»

    Логопед воспроизводит ряд из слов со звуком [к]: конфета, лук, молоко. Затем просит детей сказать, какой звук повторяется во всех этих словах. Далее воспроизводится ряд из слов со звуком [г]: гантели, гусь, магазин. Затем просит детей сказать, какой звук повторяется во всех этих словах.

    Озвучивается тема занятия: «Будем учиться сравнивать и правильно произносить звуки [к]-[г]». На наборном полотне располагаются символы звуков.

    Детям предлагается произнести звуки и отличить их по звонкости и глухости, путём прикладывания ладони к горлышку и  дать характеристику звуков.

    Логопед: «Чётко произнесите звуки [к]-[г]» Каждый из детей индивидуально проговаривает звуки.

    Речевая зарядка.

    Логопед: «Чётко произнесите слоги, передавая мяч друг другу по цепочке.

    Словарный материал: ка-га-ка, ку-гу-ку, ко-го-ко, кэ-гэ-кэ. Каждый из детей индивидуально проговаривает слоговые ряды.

    Различение звуков на слух в словах

    Игра «Слуховички».

    Логопед: « Послушайте звуки в словах» Даётся инструкция.  

    Символы звуков располагаются слева и справа от ладошек. Ладошки ставятся ребром. Если ребёнок слышит слог со звуком [к], то закрывает ладошкой соответствующий символ и наоборот.

    Предлагаются слова: гараж, курица, гантели, нога, сок, виноград, веник.

    Игра «Измени слово»  Детям предлагается изменить в словах звук [к ] на звук [г], игра с мячом.

    Словарный материал.

    Кол-гол

    Котлеты-галеты

    Кора-гора

    Куст-густ

    Кол-гол

    Икра-игра

    Кости-гости

    Горка-корка

    Упражнение «Повторялки» Детям предлагается произнести слова парами, сначала слова произносит логопед, а затем дети (хоровое проговаривание). Уточняется значение каждого слова. Слова: икра-игра, кости-гости

    Различение звуков на слух в предложениях.

    Упражнение «Шутки». Детям предлагается послушать предложение и найти ошибки.

    Предложения.

    К Кате пришли кости (гости).

    Наш Бобик грызёт гости (кости).

    У Кости интересная икра (игра).

    У Кати вкусная игра (икра).

    Логопед:  

    «Шутки все мы рассказали

    Очень сильно мы устали».

    4.Физкультминутка (речь с движениями).

     «На полянке дом стоит,

    Но, а к дому путь закрыт.

    Мы ворота открываем

    В этот дом всех приглашаем.

    В доме стол стоит на толстой ножке,

    Рядом стульчик у окошка.

    Два бочонка под столом,

    Вот такой мы видим дом.

    Мишка в домике сидит

    На гармони он играет,

    В гости нас он приглашает».

    Логопед читает стихотворение, дети выполняют соответствующие тексту движения.

    5.Звуковой анализ слова «гармонь».

    Выставляется картинка.  Определяется значение слова (гармонь – это музыкальный инструмент).

    Предлагается вспомнить правило об определении количества слогов в слове, а затем выбрать из предложенных схем, подходящую к слову «гармонь».

    Затем дети отхлопывают слоги, называют первый слог, выкладывают схему слога «гар», называют второй слог, выкладывают второй слог «монь», называют все звуки по порядку в слове «гармонь» Логопед предлагает назвать только гласные звуки, назвать только согласные звуки, назвать первый, второй, третий, четвёртый пятый и шестой звуки.

    Игра «Пчёлка».

    Логопед: « Помогите пчёлке собрать нектар».

    Дети выбирают цветочки с цифрой, вспоминают какой по  счёту данный звук. Выстраиваются в цепочку и, каждый из детей называет свой звук, а затем на каждый звук делают шаг. Таким образом, каждый ребёнок называет все звуки в слове по порядку, отшагивая каждый звук.

    Логопед: «Какой звук стоит между звуками [м], [о]?»

    «Какой звук стоит перед звуком [а]?»

    «Какой звук стоит за звуком [о]?»

    Составление предложений по вопросам.  

    Выставляются картинки мишки-гармониста и лисы-гармонистки

    Логопед: «Если мишка играет на гармони, то он кто?» (слово «гармонист» дети отхлопывают по слогам)

    Логопед: «Если лиса играет на гармони, то она кто ?» ( слово «гармонистка» дети отхлопывают по слогам)

    Логопед: «Гармонист и гармонистка – это профессии музыкантов»

    Логопед: «Скажи про себя, я ……».

    Дети: «Я гармонист, я гармонистка».

    Логопед: «Составьте  предложения из четырёх слов со словами  «гармонистка», «гармонисты» и с предлогом «на» по схеме.

    На наборном полотне выставляется графическая схема предложения.

    Дети составляют предложения по схеме из четырёх слов.

    Логопед: «Какое у  гармонистки настроение?» (весёлое, радостное)

    Логопед: «Составьте предложение из пяти слов.

    Дети составляют предложения по схеме из пяти слов.

    Дети: «Весёлая гармонистка играет на гармони».

    Логопед: «Назовите слова со звуками [к ], [г] в предложении.

    6.Подведение итогов занятия. 

    Логопед: «Какие звуки учили? Чем они отличаются?»

    Логопед: « Молодцы, ребята! Вы все сегодня хорошо занимались».