Конспект открытого индивидуального логопедуческого занятия в средней группе для детей с ОНР "Весной в гостях у зверят"
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) по теме

Савченко Светлана Геннадьевна

 Логопедическое занятие в средней группе (4-5 лет) направлено на уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные» (медведь, волк, лиса, заяц, белка, детеныш, линять, кормить, маленький). Закрепление в речи обобщающего понятия дикие животные. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -ат, -ят, притяжательных прилагательных (волчьи, лисьи, беличьи, медвежьи, заячьи); а также глаголов (линяет, питается). Автоматизацию звука "С" в словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Vesnoy_v_gostyah_u_zveryat.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  

учреждение детский сад компенсирующего вида № 85

Конспект логопедического занятия

в средней группе для детей с ОНР

Тема «Весной в гостях у зверят»

подготовила

учитель-логопед

Савченко Светлана Геннадьевна

г. Хабаровск

2011г.

Тема «Весной в гостях у зверят»

        Коррекционно-образовательные цели. Расширение и уточнение естественнонаучных представлений, знаний о диких животных, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение и расширение сло варя по теме «Дикие животные» (медведь, волк, лиса, заяц, белка, детеныш, линять, кормить, маленький). Закрепление в речи обобщающего понятия дикие животные. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -ат, -ят, притяжательных прилагательных (волчьи, лисьи, беличьи, медвежьи, заячьи); а также глаголов (линяет, питается). Закрепление  знаний о признаках весны, представлений об изменениях в жизни диких животных весной. Автоматизация звука (С) в словах;

        Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого дыхания, фонематического восприятия и фонематических представлений, умения отвечать на вопросы полными ответами, составлять  рассказ по мнемотаблице, логического мышления – умения отгадывать загадки, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики, тактильных ощущений, мимики, интонационной  выразительности речи;

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само стоятельности, инициативности, ответственности. Развитие творческих способностей — умения передавать в движении походку и характер животного. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Мнемотаблица «Весна в лесу»; указка; предметные картинки и игрушки «Дикие животные»; «Детеныши диких животных»; демонстра ционная картинка «Где чьи следы?», звуковой домик.

Предварительная работа.  Рассказ детям о том, что все лесные звери рады весне: «Зимой было голодно и холод но, а теперь стала расти травка, на деревьях и кустах появились первые листочки. Рады зайчики — надоело им за зиму ветки да кору грызть, хочется отведать свежей зелени. На прогретую землю начали выползать жуки, червяки, все чаще из своих норок выходят полевые мыши. Значит, и ежам будет, чем подкрепиться.

Весной животным жарко в зимних шубах, слишком мех густой. А солнышко все горячее и горячее, пришло время менять зимний наряд. Начали звери линять. Постепенно выпадает у них старая шерсть — мех становится редким. Теперь не так жарко будет лесным жителям на весеннем солнышке. Некоторые звери не только линяют, но даже меняют цвет своей шубки. У зайца зимой мех был белым, а вес ной стал серым. Так ему в лесу от хищников прятаться легче. И зимой на снегу в белой шубке не видно зайчишку, и весной серый мех помогает под кустами от врагов прятаться.

Белка тоже наряд меняет — зимой была в густой серой шубе, а весной полиняла и стала рыженькой. В кронах сосен ее теперь не сразу и заметишь».

Рассказ детям, что весной у всех диких животных появляются детеныши. Показ  малышам картинки с изображенными детенышами этих животных и на зывание их: у зайца — зайчонок; у лисы — лисенок; у белки — бельчонок; у волка — волчонок; у ежа — ежонок; у медведя — медвежонок. Рас сматривание картин из альбома «Мир природы. Животные».

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Сегодня мы побываем в весеннем лесу. Путешествовать мы будем по следам, которые оставили дикие животные.

       - Каких диких животных ты знаешь? (Я знаю лису, волка, белку, зайца, медведя…)

        - В лесу мы будем вести себя тихо, чтобы не испугать зверят. А ещё весной у диких животных появляется кто? (Весной у диких животных появляются детёныши).

        - Посмотри, это следы, которые оставили дикие животные, пойдём по ним.

2.        Упражнение «Заюшкина избушка». [Развитие фонематического восприятия, речевого дыхания. Автоматизация звука [с] в словах].

- Кто оставил эти следы?  (Эти следы оставил заяц).

- Чьи это следы?  (Это заячьи следы).

- Пойдём по ним, вспомним как зайка прыгает.

- Это зайкина избушка. У неё непростые окна, нужно подуть правильно (открыть окошко), запомнить картинку и назвать её правильно.

Выполняется работа по автоматизации свистящего звука в словах.

- Зайчик доволен, ему понравилось, как ты выполнила задание. Молодец! Отправляемся дальше.

         3.        Упражнение «Отгадаем и расскажем».

       - Кто оставил эти следы?  (Эти следы оставил медведь).

- Чьи это следы?  (Это медвежьи следы).

- Пойдём по ним, вспомним как ходит мишка-косолапый.

- Медведь приготовил загадки, а отгадать их тебе помогут картинки, на которых изображены дикие животные.

Загадывая загадки, иллюстрируем их соответствующими артикуляционным движениями или звукоподражаниями.

Этот зверь живет в бору,        (поднимите верхнюю губу, обнажив зубы; покажите

У стволов грызет кору.        движения, имитирующие, как заяц грызет кору)

Летом в шубке серенькой, А зимою — в беленькой.

(Заяц)

- Что весной кушает заяц? (траву, листочки).

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

(Медведь)

      Проснулся весной медведь да как начал реветь: «Э-э-э... есть хочу!»

    -Что ест медведь? (корни, травы, жуков, мышей, зайцев).

Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке серенькой зимой, И в рыжей шубке — летом.

                                                                      (Белка)

«Цик-цик-цик»,— говорит белочка.

 — «Это я! Пуста кладовочка моя.

Надо из дупла выбираться

— За едой отправляться».

- Чем кормится белка? (шишками, орехами).

Всю зиму между елками

Проспал мешок с иголками.

«Ф-ф.ф — хватит спать,

Пора вставать!»

                                                                                       (Еж)

- Чем питается ежик? (жуками, червяками, мышами).

Серый и зубастый.

Воет в день ненастный:

«У-у-у.,.»

                                                                      (Волк)

- Какую пищу ест волк? (мясо — ловит мышей, зайцев, овец).

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет.

   (Лиса)

- Кого еще ловит лиса? (мышей, зайцев).

4. Упражнение «Где же мои детки?». [Развитие речевого слуха, памяти, интонационной выразительности речи, мимики.]

       - Кто оставил эти следы?  (Эти следы оставил волк).

- Чьи это следы?  (Это волчьи следы).

- Пойдём по ним, вспомним как рыщет серый волк.

Говорит медведь: «Где мой медвежонок? (Вопросительная интонация.) Нет моего медвежонка. (С печалью в голосе.)»

Говорит волк: «Где мой волчонок? (Вопросительная интонация.) Нет моего вол чонка. (С печалью в голосе.)»

Говорит лиса: «Где мой лисенок? (Вопросительная интонация.) Нет моего лисенка. (С печалью в голосе.)»

Говорит заяц: «Где мой зайчонок? (Вопросительная интонация.) Нет моего зай чонка. (С печалью в голосе.)»

Говорит белка: «Где мой бельчонок? (Вопросительная интонация.) Нет моего бель чонка. (С печалью в голосе.)»

Говорит еж: «Где мой ежонок? (Вопросительная интонация.) Нет моего ежонка. (С печалью в голосе.)»

.

5. Дидактическая игра «Мамы и дети».

         - Кто оставил эти следы?  (Эти следы оставила лиса).

- Чьи это следы?  (Это лисьи следы).

- Пойдём по ним, вспомним как крадётся хитрая лиса.

- Посмотри, где здесь мама, а где детёныши7

- Как ты догадалась? (Мама большая, а детёныши маленькие).

«У лисы нос, а у лисенка носик.

У лисы рот, а у лисенка ротик.

У лисы уши, а у лисенка ушки.

У лисы усы, а у лисенка усики.

У лисы лапы, а у лисенка лапки.

У лисы хвост, а у лисенка хвостик.

У лисы спина, а у лисенка спинка.

У лисы живот, а у лисенка животик».

  1. Рассказ «Весна в лесу». [Составление  рассказа по мнемотаблице.]

         - Кто оставил эти следы?  (Эти следы оставила белка).

- Чьи это следы?  (Это беличьи следы).

- Пойдём по ним, вспомним как прыгает шустрая белочка.

- Белочка приготовила для нас вот такие картинки, которые помогут тебе рассказать о весне в лесу.

 Рассказ: «Весной ярко светит солнце. Вес ной тает снег. Весной вырастает трава и листочки на деревьях. Весной просыпаются медведь и еж. Весной животные линяют. Весной у диких животных появляются детеныши ».

Молодец! Ты справилась со всеми заданиями, которые приготовили для тебя зверята. Они очень тебе благодарны и приготовили угощение.

(Сюрпризный момент).

9.        Подведение итогов занятия, оценка работы.

Список использованной литературы

  1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи 3-7 лет.М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  1. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Слободняк Н.П. Коррекционно-развивающие занятия в детском саду. Методические рекомендации для специалистов и воспитателей ДОУ. М.: Сфера, 2008.
  2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: АЙРИС ПРЕСС, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР (в контексте формирования универсальных учебных действий)

Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подхода...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия в средней группе «Колобок».

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия для средней группы "Колобок"...

Конспект открытого игрового интегрированного занятия в средней группе для детей с ЗПР "Весна идёт, весне дорогу!"

Цель занятия: формирование представлений детей о весенних изменениях в природе. В ходе занятия решаются различные образовательные, воспитптельные и коррекционно-развивающие здачи. Занятие проводит вос...

Конспект открытого занятия в средней группе с использованием блоков Дьенеша «В гостях у Лунтика»

Представлен конспект итогового открытого занятия по кружковой работе интеллектуально-познавательной направленности. Цель: способствовать развитию мыслительных операций, интеллектуальных способнос...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИТОГОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР «На помощь Белоснежке и 7 гномам».

Закрепление знаний по разделам "Звукопроизношение", "Лексико-грамматические категории" "Связная речь" "Звуко-буквенный анализ и синтез"Интеграция образовательны...