Мастер-класс "Моделирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи приёмами мнемотехники"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Савченко Светлана Геннадьевна

В данном материале вы можете познакомиться со структурой проведения мастер-класса, деятельностью мастера (в данном случае учителя-логопеда) и необходимым оборудованием. А так же выдержками из мастер-класса по предложенной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Master-klass_Savchenko_S.G._MDOU_no85.doc459.5 КБ

Предварительный просмотр:

г. Хабаровск

МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 85

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

Савченко

Светлана Геннадьевна

Мастер-класс «Моделирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи приёмами мнемотехники»

«Знаешь сам – научи другого»

Цель:

  1. реализация практических аспектов моделирования связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР приёмами мнемотехники;
  2. оказание информационной и методической поддержки учителям-логопедам дошкольных образовательных учреждений;
  3. обобщение, распространение практических рекомендаций по данной проблеме.

Структура мастер-класса:

  1. Актуализация. Постановка проблемы (цели, задач);
  2. Логопедическое занятие «Удивительное путешествие в страну Букварию» с элементами мультимедийной презентации;  
  3. Блок учебной информации. Основные элементы опыта;
  4. Практикум. Привлечение слушателей к ходу мастер-класса. Обмен идеями. Образная интерпретация;
  5. Рефлексия участников и руководителей.

Оборудование:

  1. Мультимедийная презентация «Удивительное путешествие в страну Букварию»;
  2. Мультимедийная презентация для сопровождения выступления учителя-логопеда (мастера);
  3. Материалы для проведения практикума.

Деятельность мастера:

  1. работа под девизом «Знаешь сам – научи другого»;
  2. умение владеть вниманием аудитории;
  3. максимальное вовлечение участников;
  4. развитие умения работать индивидуально и в группах;
  5. использование новых нетрадиционных форм и методов работы;
  6. высокий уровень педагогического мастерства;
  7. большое желание работать творчески;
  8. проявление индивидуальности (показ педагогических индивидуальных способностей).

Мнемо́ника (греч. τα μνημονιχα — искусство запоминания)

(мнемоте́хника) — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов, фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов для запоминания с уже имеющимися в областях различных типов памяти.

Мнемотехника - система внутреннего письма, основанная на прямой записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:

  1. кодирование в образы,
  2. запоминание (соединение двух образов),
  3. запоминание последовательности,
  4. закрепление в памяти.

Мнемотехника помогает развивать:

  1. ассоциативное мышление;
  2. зрительную и слуховую память;
  3. зрительное и слуховое внимание;
  4. воображение.

        Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс

запоминания информации.

Примером может служить всем знакомая фраза

«Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

        Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте.

Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).

        Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Сказка играет особую роль в жизни ребенка. Через сказку дети знакомятся с окружающим миром, обучаются правильному звукопроизношению, выполняют различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию. Ребенок сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки.

Особое место в работе с детьми мы отводим мнемотаблицам.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложенная определенная информация.

Работа по мнемотаблице состоит из пяти этапов:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Пересказ сказки с опорой на символы (образы).
4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
5. Таблица воспроизводиться ребенком при ее показе ему.

В тематические рамки сказки включается несколько занятий. Занятия в свою очередь, содержат несколько игровых заданий и исследований. Занятия носят комплексный характер и направлены на развитие у детей речевой и психической деятельности:

  1. запоминание мнемотаблиц развивает зрительную память, внимание;
  2. заучивание стихов, потешек развивает слуховую память;
  3. обыгрывание сказки – память и мышление.

В современных условиях быстро меняющей жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими.

        

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным.

        Задачи:

  1. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице и коллажу.
  2. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
  3. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
  4. Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.
  5. Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.
  6. Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.

Предлагаемая модель обучения рассказыванию с использованием

мнемотаблиц основывается на комплексном подходе, включающем:

  1. использование мнемотаблицы как знаково-символической системы, универсального средства для стимулирования и организации, различных символико-моделирующих видов деятельности в структуре логопедических занятий;
  2. решение в единстве коррекционно-развивающих задач, обеспечивающих социально-личностное, коммуникативное, речевое, эстетическое, моторное и эмоциональное развитие ребёнка;
  3. специальную организацию пространственно-развивающей среды;
  4. развитие мотивационно-потребностной сферы речевой деятельности;
  5. взаимодействие специалистов - участников образовательного процесса (логопед, дефектолог, воспитатель, музыкальный руководитель и др.).

Принцип формирования функциональной системы в обход   пострадавшего звена.

Формирование связной речи у ребёнка с общим недоразвитием речи в нашем детском саду осуществляется как в процессе разнообразной деятельности (игры, прогулки, режимные моменты), так и на специальных коррекционных занятиях. На коррекционных занятиях происходит сложный многоаспектный процесс перестройки психологических функций. Компенсаторная перестройка включает восстановление или замещение утраченных или нарушенных функций, а также их изменение. Важнейшую роль в развитии компенсации играет ЦНС.

В своей практике отмечаю, что у детей с различными нарушениями речи наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания (забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий).

При нарушении слуховой дифференциации в работе с детьми необходимо использовать принцип обходного пути, который предусматривает формирование функциональной системы в обход пострадавшего звена. Поэтому в своей работе мы стараемся опираться на сохранные звенья, афферентации, анализаторы при планировании индивидуальной работы и составлении тематического годового плана. Технология использования мнемотаблиц при формировании связной речи у детей с нарушениями речи предусматривает ведущую роль зрительного анализатора, зрительный контроль. 

Методические требования к мнемотаблицам

  1.     Основы методики использования мнемотаблиц при составлении описательных рассказов разработаны Л.Н. Ефименковой («Формирование речи у дошкольников», 1985г.) и Т. Ткаченко (ж. «Дошкольное воспитание» №10, 1990г.). Исследование данных мнемотаблиц, большая заинтересованность побудили меня к использованию в своей работе данного направления.
  2.    Опыт моей работы при изготовлении и использовании мнемотаблиц показал, что целесообразно давать обозначения, которые наиболее ярко символизируют характерные признаки предметов.

  1. Цвет. (Какого цвета овощ?)
  2. Форма. (Какой он формы?)
  3. Два помидора. (Какого они размера?)
  4. Морковь, перец. (Какие они по вкусу?)
  5. Грядка. (Где овощ вырос?)
  6. Кастрюля, рука. (Что можно приготовить из данного овоща?)

МОРКОВЬ

(Примерный рассказ по мнемотаблице)

Морковь — это овощ. Она оранжевого цвета с зеленой ботвой. Морковь треуголь ной формы, небольшого размера. Этот овощ сладкий и сочный. Растет она на гряд ке, в огороде. Морковь очень полезна, в ней много витаминов. Из нее готовят сала ты, ее добавляют в борщ и щи. Заяц любит морковь больше, чем все животные.

  1. Лист плотной бумаги размером 45*30 сантиметров разделён на квадраты (по количеству характерных признаков).
  2. Цвет: нарисованы цветовые пятна. Важно, чтобы они не имели чёткой формы, тогда внимание лучше концентрируется на цвете и не происходит смешение понятий «цвет» - «форма».
  3. Форма: изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на форме.
  4. Величина: нарисованы два предмета контрастной величины. Детям напоминают, что рассказывая о величине предмета, кроме понятий «большой – маленький», надо использовать понятия «высокий – низкий», «длинный – короткий», «широкий – узкий», «толстый – тонкий».
  5. Материалы: наклеены прямоугольники одинакового размера из металлической фольги, пластмассы, плёнки «под дерево» или наклеиваются кусочки ткани (шерсть, шёлк, ситец…).
  6. Части предмета: (игрушек, одежды, посуды и др.) части предмета находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детей необходимо заранее познакомить с названиями частей.
  7. Действия с предметом: изображена кисть руки с развёрнутыми пальцами.

В наш детский сад дети поступают с диагнозом «общее недоразвитие речи», как показывает опыт, наибольшие затруднения возникают в самостоятельном определении при рассматривании предмета его главных свойств и признаков, установлении последовательности изложения выявленных признаков, удержании в памяти этой последовательности, которая является планом рассказа-описания.

Формирование связной устной речи у детей с ОНР вызывает трудности у логопедов-практиков. Именно поэтому обучение детей с ОНР лексически богатой, чёткой и правильно грамматически оформленной связной речи – одна из основных задач в системе логопедических занятий на протяжении всех периодов обучения.  

Помимо дефектного произношения у детей с ОНР имеет место недоразвитие лексико-грамматического строя:

  1. бедный, в основном общеупотребительный словарь;
  2. плохое понимание оттенков значений слов:
  3. аграмматизм, проявляющийся сложностями согласования слов в предложении, при словообразовании, словоизменении и употреблении предлогов;
  4. предложения простые, чаще нераспространённые, состоящие из существительных и глаголов; редко употребляются прилагательные, наречия, обозначающие признаки; сложности с подбором и использованием в речи синонимов;
  5. связная речь развита слабо – пересказы бедны, схематичны, примитивны; рассказы по сюжетным картинкам представляют собой перечисление (называние) предметов на них; описательные рассказы отсутствуют.

Учитывая данные особенности в развитии, мы воспитываем в наших детях лексическое чутьё, учим связно излагать мысли и чувства, формируем способность сообщать, утешать, убеждать, доказывать, сравнивать всевозможными приёмами моделирования связной речи.

Сравнение  активизирует мысль детей, направляет их внимание на отличительные и сходные признаки предметов, способствует повышению речевой активности.

Динамические наблюдения, сравнительный анализ состояния связной речи, мониторинговые исследования показали, что использование приёмов мнемотехники в системе при работе над связной речью значительно увеличивает процент показателей информативности и связности речи, улучшает понимание речи, уменьшает количество грамматических и лексических ошибок. Количественно и качественно улучшает параметры связности и цельности языкового оформления речи детей.

Целесообразность использования мнемотаблиц при формировании связной речи у детей с общим недоразвитием речи очевидна, так как в процессе активно задействованы оба фактора, облегчающие процесс становления связной речи.

  1. Один из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейн, Л.В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
  2. Другой фактор – создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.

Анализируя результаты проводимой работы, можно сделать вывод, что моделирование связной речи у детей с ОНР приёмами мнемотехники заметно облегчает детям с выраженным речевым недоразвитием овладение данным видом связной описательной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными.

Практикум. Привлечение слушателей к ходу мастер-класса.

Обмен идеями. Образная интерпретация.

При проведении практикума все участники были разделены на четыре творческие группы. Каждой творческой группе было предложено задание:

  1. Составление мнемотаблицы и рассказа-описания по лексической теме «Осень» с использованием мнемокадров.

     

  1. Составление мнемотаблицы по тексту сказки «Теремок», соблюдая последовательность развития сюжета.
  2. Составление мнемотаблицы для заучивания стихотворения по предложенному тексту.
  3. Составление сказочного сюжета и мнемотаблицы по предложенной серии сюжетных картинок.

   Художественная рефлексия представляла собой выступление творческих групп.

Рефлексия участников проводилась по трем вопросам:

  1. Цели прихода на мастер-класс;
  2. Что взял полезного;
  3. Хочется ли что-то отметить.

В качестве экологической проверки был задан вопрос участникам, как изменилась бы эффективность мастер-класса (по их мнению), если бы они выслушали информацию о структуре и характерных особенностях мастер-класса, но сами не были бы вовлечены непосредственно в деятельность.

Подавляющее большинство участников отметило высокую ценность деятельностного подхода.

Послушай – и ты узнаешь,
посмотри – и ты поймешь,
сделай – и ты научишься.
 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ». Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122 Кислякова В.П.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям.Сообщение из опыта работы и ниже предложен конспект...

«Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи»

Обобщение опыта работы по теме: "Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи"Презентация "Составление описательных рассказов по теме...

Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи в ходе краеведческой работы

С каждым годом увеличивается число детей с нарушением речи и в связи с этим проблема речевых нарушений принимает глобальный характер. Известно, что любое нарушение речи в той или иной степени мож...

Памятка "Моделирование связной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи приёмами мнемотехники"

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системекоррекционной рабты с детьми с тяжёлыми нарушениями речи....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Мнемотехника, как один из современных и эффективных методов, обеспечивающих успешное освоение детьми  знаний об окружающем мире и развитие связной речи....

Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения  и одновременно решает многие задачи....

Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники

Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники...