Занятие лексико-грамматическое "Грибы" в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с ОНР.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

 

Цели:
  • уточнить знания детей о грибах;
  • учить различать съедоб­ные и несъедобные грибы;
  • знать внешние признаки;
  • учить состав­лять описательные рассказы;
  • согласовывать числительные с суще­ствительными;

·         образовывать существительные с уменьшительно­-ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов-антонимов; закрепить употребление предлогов; закрепить словарь по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл griby.docx17.03 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Грибы»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • уточнить знания детей о грибах;
  • учить различать съедобные и несъедобные грибы;
  • знать внешние признаки;
  • учить составлять описательные рассказы;
  • согласовывать числительные с существительными;
  • образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов-антонимов; закрепить употребление предлогов; закрепить словарь по теме

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие слухового внимания, диалогической речи
  • Развитие связной речи, речевого слуха, памяти,
  • Развитие аналитического мышления,  выделение общих признаков путем сравнения (ТРИЗ)

Коррекционно-воспитательные:

  • Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.

Оборудование: демонстрационный материал - картинки по данной теме; раздаточный материал - предметные картинки в конвертах на каждого ребенка.

Xoд занятия

1. Организационный момент. Чтение стихотворения:

«Чух-чух-чух»,

Мчится поезд во весь дух.

Паровоз пыхтит,

«Тороплюсь», - гудит: «У-У-У ...»

2. Дидактическая игра «Сбор грибов» 

Дети «приезжают» в лес.

- Какое сейчас время года? (Осень.)

- Лес какой? (Смешанный, хвойный, тихий, золотой и т.д.)

- День какой? (Солнечный, пасмурный, дождливый, теплый, светлый и т.д.)

У детей в руках корзинки. Дети собирают грибы. В процессе сбора уточняются названия грибов, внешние признаки, строение и понятия «съедобные» и «несъедобные».

БЕЛЫЙ ГРИБ - шляпка коричневая, круглая, ножка толстая.

В глухом бору стоять привык

На толстой крепкой ножке я.

Найти попробуйте меня.

ПОДБЕРЕЗОВИК - растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета.

Подберезовик хорош.

На опавший лист похож.

ПОДОСИНОВИК - с красной шляпой, ножка высокая.

В красной шляпке, словно гном,

Я под осиной выбрал дом.

ЛИСИЧКИ - желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая.

Лисички рассыпались

Желтою стайкой,

Как будто погнались

За солнечным зайкой.

ОПЯТА - грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком», растут «семьями».

Опята букетом

Стоят на пеньке.

Найдется им место

В твоем кузовке.

СЫРОЕЖКИ - шляпки могут быть красного, желтого, зеленого и других цветов, ножки белые, грибы хрупкие.

В шляпках модных, симпатичных,

Яркий праздничный наряд ...

Сыроежками нас кличут,

Но сырыми не едят.

МУХОМОР - самый распространенный ядовитый гриб. Ножка длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в белую крапинку.

Возле леса на опушке, украшая темный бор,

Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый мухомор.

Шляпка красная, в горошек,

Воротник на тонкой ножке.

Этот гриб красив на вид,

Но опасен, ядовит.

БЛЕДНАЯ ПОГАНКА - смертельно ядовитый гриб. Ножка длинная, у корня находится мешочек, из которого гриб растет. Есть воротничок, шляпка круглая, неровная, по цвету бледная.

Я не привыкла нравиться,

Кто съест меня - отравится.

3. Физкулътминутка

По дорожке шли,                      маршируют

Боровик нашли.                        наклонились

 Боровик боровой                      показали

В мох укрылся с головой,        руки над головой в «замке»

Мы его пройти могли              ходьба по кругу

Хорошо, что тихо шли.

(А. Прокофьев)

4. Грамматический строй и словообразование

а) Согласование числительных с существительными.

Дидактическая игра «Сколько грибов собрали

б) Закрепление правильного употребления предлогов. (Как называется этот гриб? Где он растет? Под каким деревом? Срежем откуда? Положим куда? и т.д.)

в) Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов.

(В лесу растут большие грибы и маленькие. Большой мухомор и маленький мухоморчик и т.д.)

 г) Подбор слов-антонимов:

- У белого гриба ножка толстая, а у подберезовика - тонкая.

- У подосиновика шляпка гладкая, а у мухомора - шероховатая.

- У лисички шляпка вогнутая, а у опят - выгнутая.

- Гриб высокий, а рядом - низкий и т.д.

д) Согласование существительных множественного числа родительного падежа.

- Мы собрали много ... ? (Подосиновиков, опят, сыроежек и т.д.)

5. Составление описательных рассказов

Что это? Где растет? Под каким деревом? Строение. Цвет, форма. Величина. В каком виде употребляем?

6. Игра «Теремок» (Тренируем аналитическое мышление, учимся выделять общие признаки путем сравнения)

Выбирается хозяин теремка, остальным же участникам раздаются изображения предметов, за которые они будут играть. Проводится диалог:
— Тук, тук, кто в теремочке живёт?
— Я, (называет себя, например, белый гриб). А ты кто?
— А я — (называет себя, например, лисичка). Пустишь меня в теремок?
— Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

 7. Итог занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с заиканием на тему «Наш друг – вода». «Область познание». Расширение кругозора. Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Цели:·         Образовательные: познакомить детей с понятием «вода», ее тремя состояниями: твердое, жидкое, газообразное, объяснить такие явления, как дождь, сн...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с заиканием на тему «Мебель». «Область коммуникация». Развитие всех компонентов речи. Расширение кругозора.

Цели:·         Образовательные: объяснить значение слова «интерьер», немного истории о создании различных предметов мебели, их назначение, вспомнить с детьми, и...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с заиканием на тему «Мебель». «Область коммуникация». Развитие всех компонентов речи. Расширение кругозора.

Цели:·         Образовательные: объяснить значение слова «интерьер», немного истории о создании различных предметов мебели, их назначение, вспомнить с детьми, и...

Календарное планирование подгрупповых занятий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Календарное планирование подгрупповых занятий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи составлено по "Программе коррекционно-развивающей работы в логопедиче...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Формирование представления о звуках речи. Слово"

В конспекте даётся понятие о звуках речи, словах, упражнения на дифференциацию понятий "звук" - "слово".  Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата;  проводится работа по формиров...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Звуки А, О, У, И, Э"

Цель занятия: закрепление понятия «гласный звук», навыка чёткого произношения гласных звуков [А], [У], [И], [О], [Э]; произвести слухо – произносительную дифференциацию гласных звуков; продолжить обуч...