Формирование инновационной культуры в творческих группах логопедов ДОУ как средство повышения профессиональной компетентности
методическая разработка по логопедии по теме

Захарова Светлана Алексеевна

Профессиональная  компетентность –  интегральная характеристика  профессионализма, включающая  в себя развитые  личностно-деятельностные  структуры. Развитие личности логопеда в профессии проходит поэтапно, каждый этап имеет свою качественную характеристику, протяжённость во времени, зависящую  от индивидуальных особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovacionnaya_kultura.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование инновационной культуры в творческих группах логопедов ДОУ

как средство повышения профессиональной компетентности

методические рекомендации руководителям творческих групп

(из опыта работы ГМО учителей-логопедов ДОУ)

Захарова Светлана Алексеевна,

руководитель ГМО учителей-логопедов МДОУ,

учитель-логопед МКДОУ №9 «Светлячок»

ЗАТО Железногорск Красноярского края

    Врач работает с болезнью, священник - с грехами, педагог - с идеалами, психолог - с иллюзиями. В профессии логопеда соединились милосердие медицины, мудрость педагогики, прозорливость психологии. Все эти качества являются неотъемлемыми составляющими личности настоящего профессионала. Логопед, который  не  только  владеет нормами  профессиональной коррекционно-педагогической деятельности,  но  и  изменяет,  развивает свою  личность  средствами  профессии, именно  такой  логопед  –  профессионал.

      Профессиональная  компетентность –  интегральная характеристика  профессионализма, включающая  в себя развитые  личностно-деятельностные  структуры. Развитие личности логопеда в профессии проходит поэтапно, каждый этап имеет свою качественную характеристику, протяжённость во времени, зависящую  от индивидуальных особенностей. Модель профессионального развития личности логопеда (по Ю.К.Бабанскому, Д.Дж. Левинсон и др.) выглядит так:

1 этап – этап адаптации («вхождение» в профессию логопеда);

2 этап – этап становления, стабилизации, идентификации с профессией, профессиональной зрелости логопеда (достижение приемлемого профессионального уровня для устойчивой эффективности профессиональной деятельности логопеда);

3 этап – этап  мастерства,  преобразования, творческого  вклада  в  работу  логопеда  (высшие  достижения  в  профессии);

-этап профессиональной деформации (стадия регресса) может наступить в любой момент профессиональной деятельности и зависит от многих обстоятельств (состояние здоровья, социально-экономическая ситуация, профессиональное «выгорание» и т.п.).

     Процесс повышения уровня компетентности начинается с приобретения профессионально значимых качеств, проходит через конструктивное преодоление трудностей, познание себя и своей личности.

     Неумолимая статистика свидетельствует, что во всех странах мира миллионы  людей страдают от дефектов речи. Каким бы ни было нарушение речи, оно всегда носит индивидуальный характер, как уникален и неповторим каждый человек. Молодому специалисту и зрелому мастеру-логопеду каждый раз приходится удивляться разнообразию проявлений, лёгкости или же трудности его преодоления, коллизиям коррекционного процесса в каждом конкретном случае, радоваться или же огорчаться результату своего труда, делать открытия в своей профессии, иметь возможность постоянно развиваться и совершенствоваться, становиться профессионально компетентным. Составляющими профессиональной компетентности логопеда являются определённые компоненты, которые важны в коррекционной работе:

  • мотивационный компонент 

-продуктивность деятельности логопеда зависит от содержания его профессиональной мотивации;

-высокомотивированные логопеды лучше видят взаимосвязь между усилием и результатом, что во многом влияет на восприятие (эмоциональную оценку) собственной коррекционно-педагогической деятельности;

-положительные изменения в содержании мотивационного компонента обусловливают повышение уровня удовлетворённости избранной профессией и профессиональное самоопределение логопеда;

-личностно-профессиональная компетентность логопеда определяет процесс коррекционно-педагогической деятельности, направленный на ребёнка, родителей, педагогический коллектив.

  • операциональный (деятельностный) компонент

-особенность профессионального мышления логопеда: умение ставить цель, увидеть, сформулировать и решить  коррекционную задачу;

-индивидуальный стиль деятельности обеспечивает результат коррекционно-педагогической работы (получение наилучшего результата при минимальных затратах времени и сил);

-эффективность достижения результатов обеспечивается наличием развитых способностей логопеда к самообразованию, самообогащению, самосовершенствованию.

  • рефлексивный компонент 

-эффективность рефлексивной оценки зависит от профессионального самосознания логопеда, сформированности «Я-образа»;

-степень адекватности «Я-образа» складывается из самооценки личности, своих профессиональных возможностей, личностных качеств и места среди коллег.

     

      Оптимизировать процесс логопедического воздействия, сделать его открытым для педагогов, родителей, правильно расставить приоритеты, перейти от коррекции к коммуникации - задачи, стоящие перед каждым логопедом-практиком. Городское методическое объединение учителей-логопедов ДОУ способствует тому, чтобы каждый логопед, от начинающего до высококвалифицированного специалиста, имел возможность реализовать себя, найти ответы на актуальные вопросы теории и практики, повысить уровень профессиональной компетенции, организованно заниматься инновационной деятельностью. Эпиграфом, характеризующим профессиональную деятельность учителей-логопедов, служат слова американского философа и педагога Дж.Дьюи: «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо  и  где я могу это применить».  

Функциями ГМО учителей-логопедов являются:

  • Обеспечение освоения нового педагогического и коррекционного содержания, технологий и методов профессиональной деятельности и программ, реализуемых ДОУ;
  • Обобщение прогрессивного педагогического опыта и внедрение в практику коррекционной работы;
  • Повышение профессиональной компетентности, овладение умением профессионального целеполагания и системным анализом профессиональной деятельности;
  • Организация инновационной работы в рамках профессиональной деятельности;
  • Формирование корпоративного имиджа учителя-логопеда ДОУ, развитие кадрового потенциала, обеспечение поддержки логопедического сообщества (организационная, информационная, правовая, научно-методическая, материально-техническая, финансовая).

     Городское методическое объединение логопедов дошкольных учреждений нашего города имеет огромный опыт работы, но постоянно ищет новые формы. Несколько лет в рамках ГМО работают творческие группы: учителя-логопеды совместно решают текущие проблемы в области организации кооррекционно-развивающего процесса в условиях ДОУ общеразвивающего вида, компенсирующего вида, комбинированного вида. Такая форма работы на сегодняшний день оптимальна, т.к. небольшие профессиональные сообщества людей, объединенные одними интересами, работают более эффективно: самообразование не в одиночку - сам при помощи всех других.

     Современные требования к качеству образования предполагают поиск новых путей оптимизации не только развивающего, но и коррекционного процесса. Целенаправленное изменение логопедических подходов, разработка и внедрение новшеств, вызывающих переход системы из одного состояния в другое, способствуют качественному изменению в структуре коррекционной работы логопеда. Инновационная деятельность - это  процессы разработки, освоения, применения, распространения нововведений  внутри образовательной системы.  Критериями инновационной деятельности являются системность, соответствие  инновационных  программ образовательным  потребностям, создание  нового  образовательного  продукта (проект, программа, методические  пособия  и  др.).

Причины инновационной деятельности учителя-логопеда ДОУ:

  1. Осознание необходимости вести активный поиск путей решения существующих  проблем.
  2. Стремление повысить качество профессиональной деятельности, сделать её разнообразной.
  3. Интуитивное представление о том, что нововведение улучшит профессиональную деятельность.
  4. Неудовлетворённость достигнутыми результатами, намерение их улучшить.
  5. Потребность в причастности к решению актуальных проблем.
  6. Стремление молодых специалистов, слушателей курсов повышения квалификации реализовать полученные знания по различным темам.
  7. Возрастающие запросы (родители, педагоги, воспитанники).
  8. Профессиональная конкуренция.

   Работа творческой группы учителей-логопедов ДОУ будет эффективной в инновационной деятельности только при соблюдении условий:

  1. Системность в работе с кадрами (развитие профессиональных навыков и умений логопедов, обучение руководителей творческих групп).
  2. Наличие личного плана развития, который мобилизует потенциальные способности.
  3. Анализ профессиональных достижений, рефлексивная оценка деятельности творческой группы (содержательная, эмоциональная), создание ситуации успеха (развитие деловых качеств, положительная мотивация к самосовершенствованию).
  4. Создание творческой атмосферы и объединение усилий творческой группы учителей-логопедов ДОУ по построению инновационного пространства, где каждый ощущает свою значимость.
  5. Установление открытых отношений, при которых снимаются напряжённость, приветствуется обсуждение, а не отрицание альтернативных взглядов на ту или иную проблему, конструктивное решение спорных вопросов.
  6. Проведение открытых дискуссий по проблеме инновационной деятельности, где каждый высказывает собственную точку зрения, но решение принимается коллегиально.

     Эффективность работы творческой группы зависит как от состава участников, так и от руководителя творческой группы. К руководителю творческой группы учителей-логопедов ДОУ предъявляются требования как к организатору инновационной деятельности: это непосредственный организатор нововведений, пользующийся авторитетом, имеющий опыт и необходимые навыки работы, в том числе умеющий выделять актуальные проблемы, моделировать ожидаемые результаты работы, разрабатывать программы, анализировать результаты преобразовательной деятельности. Задача руководителя творческой группы не только в организации взаимодействия всех участников инновационного процесса, но и формирование чувства неудовлетворённости ранее достигнутым результатом, обеспечение перехода участников творческой группы в зону повышенной инновационной мотивации, создание положительного общественного мнения о нововведениях.

Основные требования к руководителю творческой группы учителей-логопедов ДОУ:

  1. Возможность отличать реально выполнимые цели от недостижимых:
  • что имеем, каких результатов достигли,
  • что не удовлетворяет в работе,
  • что необходимо изменить в соответствии с новыми требованиями, желаниями, потребностями,
  • какие результаты получим.
  1. Готовность предлагать коллегам ясную, основанную на интересных идеях программу или план действий.
  2. Реально представлять результаты в ходе реализации плана.
  3. Уметь донести идеи до коллег (понять – принять – реализовать).
  4. Опираться на единомышленников.
  5. Мыслить  категориями успеха.

     Оценивая сложившуюся ситуацию в системе оказания коррекционной помощи детям с нарушениями речи,  руководителю творческой группы учителей-логопедов, сначала необходимо оценить возможность организации инновационной деятельности в творческих группах по следующим позициям:

  1. Степень ответственного отношения к делу.
  2. Мотивация деятельности: призвание, или старание, или случайность.
  3. Приоритеты в организации работы: поиск нового, или известные приёмы.
  4. Отношение детей: любовь, или уважение, или боязнь.
  5. Отношение родителей: уважение, или неприятие, или равнодушие.
  6. Отношение коллег: стремление к лидеру, или ровное, или отчуждение.
  7. Кругозор.
  8. Воспитанность: тактичность, или низкая культура, или конфликтность.
  9. Профессиональная позиция: активность, или участие, или присутствие.
  10. Степень профессиональной открытости: по собственной инициативе, или по инициативе руководителя, или закрытость.
  11. Моральные правила: принципиальность, или невмешательство, или игра в  «правду».
  12. Чувство юмора.
  13. Коммуникабельность: открытость, или сдержанность, или закрытость.

 

     Проанализировав возможности коллег, выяснив их желание к добровольному объединению в творческие группы, руководитель творческой группы выясняет инновационный потенциал логопедов по основным показателям:

  1. Восприимчивость к новому – потребность в постоянном профессиональном росте:
  • стремление внедрить передовой опыт в практику,
  • самообразование,
  • развитие идей в процессе деятельности,
  • анализ и рефлексивная оценка результатов профессиональной деятельности (своей и коллег),
  • сотрудничество с научными консультантами,
  • прогнозирование, перспективное планирование деятельности.

Для оценки используется  5-бальная шкала:

5 баллов – восприимчивость очень сильно выражена

4 балла - восприимчивость выражена

3 балла – восприимчивость проявляется, но не всегда

2 балла – восприимчивость слабо проявляется

1 балл – восприимчивость не проявляется,

коэффициент восприимчивости К определяется по формуле:      

К = К фактически полученное количество баллов : К максимально возможное количество баллов

  1. Подготовленность к освоению нового (выявляется посредством наблюдений, анкетирования, бесед):
  • информированность о новшествах,
  • наличие потребности в изменении педагогического процесса,
  • достаточный объём знаний и умений для успешной, профессиональной и исследовательской деятельности.
  1. Степень новаторства:
  • Новатор – педагог с ярко выраженным новаторским духом, имеет способность к решению нестандартных задач, не только воспринимает новшества, но и сам активно создаёт и разрабатывает инновации.
  • Передовик – первым осуществляет практическую, экспериментальную проверку той или иной инновации.
  • Умеренный («золотая середина») – освоение новшества осуществляет умеренно, не спеша, но не хочет быть среди последних, включается в инновационную деятельность под влиянием большинства.
  • Предпоследний – воспринимает новое только после того, как сформируется общее положительное мнение к нему.
  • Последний – связан с традициями, имеет консервативное мышление и отношение к деятельности.

     По отношению к инновационному потенциалу, творческая группа учителей-логопедов развивается и изменяется в своём развитии в определённых стадиях: первая стадия - робость, вторая стадия - стабилизация, третья стадия - сотрудничество, четвёртая стадия - зрелость. От стадии робости к стадии зрелости проходит определённое время (до нескольких лет, при условии, что состав творческой группы не меняется).

     Прежде чем начать инновационную деятельность, творческая группа решает, какой тип нововведений наиболее актуален. Инновационный процесс различается по типам нововведений:

I. Тип нововведения по влиянию на учебно-воспитательный (коррекционный) процесс:

-в содержании образования,

-в формах и методах,

-в управлении.

II. Тип нововведения по масштабам (объёму) преобразований:

-частные, единичные, не связанные между собой,

-модульные (комплекс частных, связанных между собой),

-системные (относящиеся ко всему образовательному учреждению)

III. Тип нововведения по инновационному потенциалу:

-модификационные нововведения (усовершенствование, модернизация, рационализация, видоизменение аналогичных методов коррекции речевых нарушений);

-комбинаторные нововведения (анализ методов и приёмов коррекционной работы,

выделение нужных, комбинирование выбранных и внедрение их в работу);

-радикальные нововведения (педагогический  продукт  является принципиально  новым, не имеющим  аналогов  и  прототипов, поиск новых методов и приёмов коррекции речевых нарушений, анализ инновации, возможность внедрения в практику).

IV. Тип нововведения по отношению к предшествующему новшеству:

-заменяющее нововведение (вводится вместо конкретного, устаревшего средства),

-отменяющее нововведение (прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии),

-открывающее нововведение (освоение нового вида деятельности, технологии, программы),

-ретровведение – освоение нового в данный момент, но когда-то уже использовавшегося.

   

     Инновационный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. имеет свои определённые стадии:

Стадии инновационного процесса

Управление инновационным процессом

I. Зарождение инноваций

1. Выявление проблем на основе вычленения  препятствий, мешающих достижению намеченных целей (микроисследования, анализ, определение разницы между желаемым и достигнутым).

2. Формирование потребности в изменениях.

1. Осознание потребностей  и определение возможностей

2. Поиск соответствующего  новшества

1. Организация творческих групп на добровольной основе.

2. Распределение между ними проблемных тем для поиска инноваций  на основе изучения передового опыта, литературы и т.п.

3. Выбор инноваций

1. Детальное обсуждение возможных вариантов.

2. Выбор наиболее приемлемых вариантов, при  этом  учитывается актуальность, результативность, новизна, методическая разработанность, нормативно-правовая база, время для внедрения и др.

II. Подготовка новаторов

1. Выбор и обучение руководителей творческих групп

2. Обучение участников творческих групп, обеспечение взаимодействия всех участников инновационного процесса

III. Разработка и проектирование новшества: формулировка целей, разработка содержания, определение критериев оценки

Внесение изменений в план работы.

Проведение семинаров.

Составление программы опытно-экспериментальной работы.

IV. Опытно-экспериментальная проверка

  1. Организация работы.
  2. Контроль хода работы.
  3. Внесение корректив в программу опытно-экспериментальной работы.
  4. Информирование о ходе работы.
  5. Методическая помощь.
  6. Психологическая поддержка.

V. Многократное повторение

Расширение сферы повторения новшества на разных объектах и в ситуациях

VI. Отработка рекомендаций

VII. Включение инноваций в логопедическую практику

VIII. Рутинизация

Широкое использование инноваций в практической деятельности

     

     Как руководителям творческих групп, так и участникам, следует понимать, что новое добивается признания, пробивает себе дорогу с большим трудом, новое носит конкретно-исторический характер и может быть прогрессивным для определённого промежутка времени, утратить актуальность на более позднем этапе и даже стать тормозом в развитии.  Приобретение  профессионально значимых  качеств, конструктивное  преодоление  трудностей, познание  себя  и  своей  личности позволит повысить уровень профессиональной компетенции через реализацию себя в инновационной деятельности. Это обязательно поможет учителю-логопеду ДОУ  стать настоящим Профессионалом!

     Желаю коллегам целеустремлённого творчества, повышения уровня профессиональной компетентности, каждому стать профессионалом, человеком результата - принципиальным, решительным, успешным!  

Литература:

  1. Бабанский Ю.К. О дидактических основах повышения эффективности обучения. М., 1986.
  2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  3. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в ДОУ, М., 1995.
  4. Зборовский Г., Шуклина Е. Самообразование - парадигма 21 века // Высшее образование в России, №5, 2003.
  5. Найн А.Я. Инновации в образовании, Челябинск, 1995.
  6. Нововведения в муниципальной образовательной системе / Под ред. Малахова Н.Д., М., Рос.пед. агентство, 1999.
  7. Чечулина О.Г. Инновационная деятельность педагогов ДОУ в межаттестационный период // Воспитатель ДОУ №11, 2008.
  8. Смолякова Е.В. Управленческое проектирование деятельностью педагогического коллектива // Детский сад от   А до Я,  №3, 2008.
  9. Тебенева Т.Н. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ // Управление ДОУ. 2007. №1.
  10. Петелина Н.Г. Анализ психологических условий повышения личностно-профессиональной компетентности учителя-логопеда // Логопед, №5, 2007.
  11. Боровцова Л.А., Роль методических объединений и групп профессионального общения в системе непрерывного образования учителя-логопеда // Логопед, №5, 2007.
  12. Евдокимова Е.С. Технология планирования в ДОУ. М.: ТЦ «Сфера», 2006.
  13. Управление качеством образования: практико-ориентированная монография и методическое пособие, под ред. М.М.Поташника, М., Педагогическое сообщество России, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Инновационные подходы к организации самообразовательной работы в системе повышения профессиональной компетентности педагога"

Інформаційно-методична збіркаУ даній збірці висвітлюється зміст поняття самоосвітньої діяльності, виділяються його компонентні частини та визначаються підходи щодо  організації  цього проц...

Педагогическая мастерская – как средство повышения профессиональной компетентности

Эффективным средством повышения профессиональной компетентности педагогов служат психолого-педагогические мастерские.Основные задачи мастерских:·        осозна...

Семинары-практикумы как средство повышения профессиональной компетентности педагогов в использовании ИКТ в образовательном процессе ДОУ

Представление опыта проведения семинаров-практикумов для студентов УрГППУ и педагогов ДОУ...

«Методическая работа в ДОУ как средство повышения профессиональной компетентности воспитателей»

ОглавлениеВведение…………………………………………………………………… 3- 4 стр.Глава 1. Теоретические подходы к решению проблемы повышения профессиональной компетентности педагогов. ...

Информационно – коммуникационные технологии в работе учителя – логопеда как средство повышения профессиональной компетентности

Возросшая значимость учителя-логопеда в организации психолого-педагогического сопровождения детей с трудностями в развитии и обучении способствует росту требований к уровню его профессиональной компет...

Творческая группа как средство повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ

На соременном этапе вопрос качества образования в том числе дошкольного, стоит достаточно актуально. Качество образования на прямую зависит от кадрового обесечения. Профессиональная компетентность пед...