Подгрупповое занятие по лексической теме "Игрушки"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Чепель Елена Анатольевна

Логопедическое занятие в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие №3 тема "Игрушки"42.26 КБ

Предварительный просмотр:

Ноябрь 17.2011, 3-я неделя, занятие 3.

Лексическая тема «Игрушки». Звуки [г], [г’], [к], [к’].

Образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Игрушки». Автоматизация правильного произношения звука [ш] в словах с открытым слогом.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого слуха, чувства рифмы, зрительного внимания и восприятия, общей, мелкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.

Воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Наборное полотно, магнитная доска, предметные картинки с изображением игрушек, тетрадь №1 по числу детей, контейнер с карандашами, бутылочки с пенопластовыми шарами и соломинками для коктейля, плоскостное изображение машины, плоскостные изображения кукол, магнитные буквы и схемы слов.

Предварительная работа. Разучивание упражнения «Мячик мой».

Ход занятия

Цели.

Деятельность логопеда.

Деятельность детей.

Приме-чание

Развитие речевого слуха, внимания, чувства рифмы.

Развитие мелкой моторики. Профилактика нарушений письменной речи.

Формирование направленной воздушной струи.

Совершенствование слоговой структуры слов (двусложные слова из закрытых слогов).

Автоматизация правильного произношения звука [ш] в словах с открытыми слогами.

Координация речи с движением, совершенствование навыка выполнения прыжков на носочках.

Развитие фонематического восприятия.

Совершенствование

навыков звукобуквенного анализа и синтеза.

Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза.

Оценка работы детей.

1. Организационный момент. Игра «Подскажи словечко».

(Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает занять места рядом со стульчиками).

Логопед: Сейчас я разрешу сесть тому, кто поможет мне закончить загадку, подскажет недостающее  слово. Игра так и называется  - «Подскажи словечко».

Сегодня все ликуют:

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные…

Логопед: Правильно. Садись, Катюша. Слушайте следующую загадку.

Он – с бубенчиком в руке,

В сине-красном колпаке.

Он – веселая игрушку,

А зовут его…

Логопед: Верно. Садись Кристина. А вот и еще загадка.

В этой молодице

Прячутся девицы,

Каждая сестрица –

Для меньшой темница.

Красные щечки,

Пестрые платочки.

Хлопают в ладошки

Веселые …

Логопед: Отлично. И Ваня тоже правильно подсказал словечко. Садись. А вот и последняя загадка.

От меня помчался вскачь

Мой веселый звонкий…

Логопед: Садись, Вова. Молодец. Вы меня порадовали, были внимательными и сообразительными.

2. Работа в тетради № 1.

(Логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами).

Логопед: Теперь откройте тетради там, где лежит закладка. Что изображено на странице слева?

Логопед: Обведите мяч по контуру, затем проведите линии, обозначенные пунктиром, а затем раскрасьте мяч, чередуя два цвета (красный и синий, желтый и зеленый и т.п.).

(Логопед оказывает детям необходимую помощь, организует во время работы диалог, задавая вопросы: «Какие цвета ты решил выбрать для своего мяча? Какой мяч у тебя получился? Опиши его. (И.п.) Затем логопед оценивает работу детей, собирает тетради и убирает контейнер с карандашами).

3. Упражнение «Салют».

(Логопед предлагает детям встать и раздает каждому по маленькой прозрачной пластиковой бутылочке, в которой находится 10-12 разноцветных шариков из пенопласта. В пробку бутылочки вставлена и прочно закреплена трубочка для коктейля).

Логопед: Возьмите бутылочку в левую руку, а трубочку возьмите в рот и придерживайте правой рукой. Сделайте вдох и подуйте в трубочку медленно и спокойно, не раздувая щек. Получится настоящий салют.

(Упражнение выполняется 3-5 раз, чтобы не спровоцировать головокружение у детей).

4. Упражнение «Повтори-ка».

(Логопед предлагает детям сесть на стульчики, помещает на наборное полотно картинку с изображением куклы и читает стихотворение Т. Днепровской).

Бабушка Танюшке

Куклу подарила:

Глазки голубые

И румянец милый.

Светлая головка,

Платье кружевное,

Красные сапожки…

Вот какая красивая кукла! Давайте придумаем ей имя. Как мы ее назовем?

Логопед: А что у Кати на голове?

Логопед: Давайте повторим это предложение по очереди.

4. Игра «Кто поедет в машине?»

(Логопед открывает магнитную доску, на которой закреплены плоскостные изображения кукол-мальчиков и кукол-девочек и большое плоскостное изображение легковой машины).

Логопед: Давайте поможем пассажирам-куклам сесть в машину. Но в машину могут сесть только те куклы, чьи имена заканчиваются слогом ша.

(Логопед следит за правильным произношением звука [ш] в словах).

5.Упражнение «Мячик мой».

(Логопед закрывает магнитную доску и приглашает детей пройти на ковер).

Друг веселый, мячик мой,

Всюду, всюду он со мной.

Раз, два, три, четыре, пять.

Хорошо мячом играть.

                                  (В.Волина)

7. Упражнение «Слушай внимательно».

(Логопед предлагает детям встать в шеренгу лицом к ней).

Логопед: А сейчас мы поиграем в игру «Слушай внимательно». Я буду произносить слоги и слова со звуками [к], [г’]. Если вы услышите звук [к’], вы поднимите руки вверх. Если вы услышите звук [г’], вы поставите руки на пояс. Постарайтесь быть внимательными.

Ки, те, ги, ни, ге, ке.

Киска, мишка, гиря, кирпич, кидать, помоги, теплый, кислый.

8. Игра «Трудная задача».

(Логопед приглашает детей за стол).

Логопед: Теперь я очень надеюсь, что вы поможете решить трудную задачу.

А задача непроста –

Превратить кота в кита,

А потом – туман в томат,

Тому в Тиму и назад.

Поможете? (Логопед помещает на магнитную доску магнитные буквы и составляет первое слово). Прочитайте слово.

Логопед: Как превратить это слово в слово кит?

Логопед: Прочитайте новое слово.

(Аналогично проводится работа по превращению слова «туман» в «томат», слова «Тома» в «Тима» и наоборот).

(Если дети затрудняются прочитать слова, логопед им помогает).

9. Упражнение «Подбери схему».

(Логопед убирает все лишние буквы).

Логопед: Подойдите к доске и сложите слова кит, кот, дом, Дик.

(Логопед достает готовые схемы слов, см. Приложение).

Логопед: Подберите схемы, которые подходят к вашим словам.

10. Окончание занятия.

(Логопед убирает буква и схемы, предлагает детям рассказать, чем они занимались, оценивает работу).

(Дети здороваются с логопедом и проходят к стульчикам).

Ребенок: Шары.

Ребенок: Петрушка.

Ребенок: Матрешки.

Ребенок: Мяч.

(Дети открывают тетради).

Дети: Мы видим игрушки: юлу, пирамиду и мяч.

(Дети выполняют работу).

(Дети встают, берут бутылочки в левую руку, а правой рукой придерживают трубочку, которую берут в рот. Выполняют задание по инструкции логопеда).

(Дети придумывают кукле имя, например, Катя).

Дети: У Кати бантик.

(Дети по очереди проговаривают предложение).

(Дети по очереди выходят к доске и закрепляют фигурки в машине, вспоминая имена: например, Маша, Даша, Паша, Саша и другие).

(Дети проходят на ковер и выполняют знакомое им упражнение).

4 прыжка на носочках. Держат руки на поясе.

По 2 взмаха каждой рукой, как бы удары по мячу.

5 прыжков на носочках, держат руки на поясе.

По 2 взмаха каждой рукой, как бы удары по мячу.

(Дети встают в шеренгу лицом к логопеду).

(Дети выполняют задание).

(Дети садятся за стол).

Дети: Кот.

Дети: Заменить букву О на букву И. (Один из детей заменяет букву).

Дети: Кит.

(Дети сами меняют буквы и читают слова).

(Дети подходят к доске,  выкладывают и читают по одному слову).

(Дети выбирают схемы и объясняют свой выбор).

(Дети вспоминают, чем они занимались на занятии).

2 мин.

5 мин.

2-3 мин.

3 мин.

3 мин.

2-3 мин.

3 мин.

5 мин.

3 мин.

2 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подгрупповое занятие по лексической теме "Посуда"

Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ОНР....

Подгрупповое занятие по лексической теме "Обувь"

Занятие для старшей группы, для детей с диагнозом ОНР....

Подгрупповое занятие по лексической теме "Зима. Зимующие птицы"

Занятие № 3, первая неделя декабря, для детей старшей группы, диагноз ОНР. Цель: Активизация словаря по теме "Зима. Зимующие птицы",...

Подгрупповое занятие по лексической теме: "Мебель"

Занятие№ 2, четвертая(пятая) неделя ноября для детей старшей группы, диагноз: ОНР. Цель: Уточнение и активизация словаря по теме: " Мебель"....

Подгрупповое занятие по лексической теме "Сад. Фрукты".

Лексическая тема«Сад. Фрукты». Звуки [б], [б’], [п], [п’].                      Цель. Уточнение...

Конспект подгруппового занятия по лексической теме "Домашние птицы"

Подробный конспект подгруппового занятия  по развитию лексико-грамматического строя речи с детьми подготовительной к школе группы на тему "Домашние птицы"...

Конспект подгруппового занятия по лексической теме: "Дикие животные".

конспект подгруппового логопедического занятия....