Подгрупповое занятие по лексической теме "Посуда"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Чепель Елена Анатольевна

Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_no_3_tema_posuda..docx47.58 КБ

Предварительный просмотр:

Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе д/с для детей с ОНР.

Ноябрь. 24.2011, 4-я неделя, занятие 3.

Лексическая тема «Посуда». Звуки [в], [в’], [ф], [ф’].

Цель. Активизация и актуализация словаря по теме «Посуда».

Образовательные задачи. Уточнение понятий чайная, столовая, кухонная посуда. Совершенствование навыка слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Фф. Профилактика нарушений письменной речи.  Автоматизация правильного произношения звука [ж].

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Воспитательные задачи. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Наборное полотно, магнитная доска, предметные картинки с изображением посуды, тетрадь №2 и «Мой букварь» по числу детей, контейнер с карандашами, кукольная посуда, флажки, фишки. Элементы для выкладывания букв на магнитной доске, картинки к игре «Помоги Пете».

Предварительная работа. Повторение пальчиковой гимнастики «Машина каша».

Ход занятия

Цели, задачи занятия.

Деятельность логопеда.

Деятельность детей.

Приме-чание

Расширение и уточнение словаря глаголов. Развитие фонематического восприятия. Создание эмоционально положительного фона. Объявление темы занятия.

Расширение фонематического восприятия.

Развитие навыка звукового анализа и синтеза.

Знакомство с буквой Фф. Формирование навыка осознанного чтения. Развитие фонематического восприятия, связной речи.

Развитие мелкой моторики, координации речи с движением. (Повторение).

Развитие мелкой моторики.

Развитие артикуляционной моторики. Автоматизация правильного произношения звука [ж] в открытых слогах и цепочках слогов.

Развитие зрительного внимания и восприятия. Профилактика нарушений письменной речи. Совершенствование навыка слогового анализа слов.

Развитие речевого слуха, мышления, связной речи. Уточнение понятий чайная, столовая, кухонная посуда.

Оценка работы детей.

1. Организационный момент. Игра «Подскажи словечко».

(Логопед встречает детей в дверях кабинета с контейнером в руках.  В контейнере лежит кукольная посуда. Логопед здоровается с детьми и предлагает им выбрать по одному предмету, а затем пройти за стол).

Логопед: Сегодня мы продолжаем разговаривать о посуде, о том для чего она нужна. Рассмотрите предметы, которые вы выбрали, и расскажите, для чего нужна эта посуда, что можно делать с этой посудой. Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Что делать?»

(Аналогично проводится работа с предметами тарелка, чашка, ложка. По окончанию высказываний детей логопед собирает у них посуду и убирает ее со стола).

2. Игра «Подними флажок».

(Логопед предлагает детям встать около стульчиков и раздает им флажки).

Логопед: Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нем чаще других.

Фиолетовый фломастер

Все неправильно раскрасил:

Флаг, жираф, фонтан – все это

Фиолетового цвета.

Логопед: Давайте произнесем звук [ф] все вместе.

Логопед: Обратите внимание: когда мы произносим этот звук, губы смыкаются и нижние зубы прижимаются к нижней губе. Значит, во рту есть преграда из губ и языка. Как вы думаете, звук [ф] – гласный или согласный?

Логопед: Верно. Его нельзя петь, открыв рот. Каким цветом мы будем обозначать этот звук?

Логопед: Приложите руку к горлышку и определите, он звонкий или глухой.

Логопед: Твердый или мягкий?

Логопед: Верно. Это согласный твердый глухой звук. А теперь возьмите в руки по одному синему флажку. Вы будете поднимать их, как только услышите звук [ф].

Ф, б, п, ф, м, ф, у, б, ф, м.

Фа, бу, мо, фы, фу, па, фо, бо.

Флаг, батон, кофта, софа, фырчать, молчать, фарфоровый, столовая, могучий.

Логопед: Молодцы! Вы были внимательными и совсем не допустили ошибок.

3. Упражнение «Кто скорее?».

(Логопед убирает флажки).

Логопед: А сейчас уже знакомая вам игра «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получиться, если произнести их слитно. Кто быстрее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше всех. Ф, а. Что получилось?

Логопед: Верно. Получи фишку.

(Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: фо, фу, фи, фата. Логопед вместе с детьми определяет победителя и награждает его наклейкой на тетерадь).

4. Работа по книге «Мой букварь».

(Логопед раздает детям буквари, открытые на стр.40).

Логопед: Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней еще раз.

Фиолетовый фломастер

Все неправильно раскрасил:

Флаг, жираф, фонтан – все это

Фиолетового цвета.

В каких словах этого стихотворения есть звук [ф]?

Логопед: Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Фф. Под ними вы видите два кружка: синий и зеленый. Что это значит?

Логопед: Верно. Давайте найдем на картинке в нижней части страницы все предметы, названия которых начинаются со звука [ф].

Логопед: Молодцы! Вы быстро нашли все предметы. Я вами горжусь. А теперь пройдите к доске. Давайте составим новую букву. Какие элементы вам для этого нужны?

Логопед: Как расположены полукруги по отношению к палочке?

Логопед: А теперь вернитесь за столы, садитесь. Давайте почитаем, что написано рядом с зелеными кружками.

(Логопед уточняет значения слов).

Логопед: Обратите внимание: слова Пиф, Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф написаны с большой буквы. Это клички животных, их всегда пишут с большой буквы.

А теперь закройте буквари.

(Логопед убирает буквари).

5. Пальчиковая гимнастика «Машина каша».

(Логопед приглашает детей на ковер, предлагает им встать в круг и выполнить знакомое упражнение).

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу

Кошке - в чашку,

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку,

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,

Все до крошки раздала.

6. Работа в тетради № 2.

(Логопед приглашает детей за стол, раздает им тетради, ставит на стол контейнеры с карандашами).

Логопед: Посмотрите на правую страницу. Что вы видите в верхней части?

Логопед: Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется?

Логопед: А теперь подумайте, как правильно раскрасить флаг, а футболку вы раскрасите вечером. (Логопед контролирует детей и оказывает им помощь, если это необходимо).

Логопед: Теперь положите цветные карандаши и возьмите простые, давайте напишем букву Ф. Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я пишу сверху прямую палочку, а потом два полукруга слева и справа в верхней части палочки. Напишите четыре больших  и три маленьких буквы по точкам.

(Логопед контролирует выполнение работы детей).

Логопед: Закройте тетради. (Логопед убирает тетради).

7.Артикуляционная гимнастика.

(Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает выполнить упражнения из А.Г. для шипящих звуков . Далее логопед предлагает детям вспомнить, как они делали «чашечку», убирали ее за верхние зубы , прижимали края к зубам и дули в нее, произнося звук [з]. Когда у всех детей получится звук [ж], можно заняться автоматизацией произношения звука [ж] в открытых слогах и цепочках слогов в отраженной речи).

Жа, жу, жо.

Жа-жа-жа, жо-жо-жо, жу-жу-жу.

8. Игра «Помоги Пете».

(Логопед помещает на наборное полотно картинку).

Логопед: И вновь нашему знакомому Пете нужна наша помощь. Помогите ему найти и показать посуду. Только ее нужно не просто показать, но и разделить на слоги.

9.Игра «Что лишнее?»

(Логопед убирает картинки).

Логопед: Вы были очень внимательными. Помогли Пете найти посуду. А теперь помогите мне определить, что лишнее и почему. Чайник, кастрюля, чашка, ложечка. Что лишнее?

(Логопед предлагает детям еще 2-3 подобных задания).

10. Окончание занятия.

(Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что наиболее им запомнилось. Логопед оценивает работу каждого ребенка).

(Дети здороваются с логопедом, берут из контейнера по одному предмету и проходят за стол).

Ребенок: У меня сковорода. На ней можно жарить котлеты и блины. Ее можно мыть, чистить.

(И т.п.)

(Дети встаю около стульчиков, беру флажки).

Дети: Звук [ф].

(Дети вместе с логопедом произносят звук [ф]).

Дети: Согласный.

Дети: Синим.

Дети: Он глухой.

Дети: Твердый.

(Дети слушают и поднимают флажки, услышав звук [ф] ).

Ребенок: Фа.

(Дети работают по букварю).

Дети: Фломастер, флаг, жираф, фонтан.

Дети: Значит буква Фф обозначает два звука: [ф] и [ф’] Дети: Футболист, футболка, футбольное (поле) и т.п.

Дети: Палочка и два полукруга.

Дети: В верхней части палочки, с двух сторон от нее. (Дети проходят к доске и составляют по одной букве ф).

(Дети возвращаются за стол, читают слоги и слова).

(Дети закрывают буквари).

(Дети проходят на ковер, встают в круг и выполняют знакомое упражнение:

Указательным пальцем правой руки «мешают» в левой ладошке.

Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название посуды.

Разжимают пальцы. Сдувают воображаемые крошки с ладошки.

(Дети садятся за стол, открывают тетради).

Дети: Флаг, футболку, большую и маленькую буквы Фф.

Дети: Синий, потому что буква Ф – согласная. (Дети раскрашивают).

(Дети выполняют задание).

(Дети закрывают тетради).

(Дети подходят и садятся к зеркалу. Выполняют задание по инструкции логопеда каждое упр.4-5 раз, после каждого упр. отдыхают, проглатывают слюну).

(Дети выходят к наборному полотну и показывают найденную посуду).

Ребенок: на столе стоит чаш-ка. В этом слове два слога. (И т.д.)

Дети: Лишняя кастрюля. Это кухонная посуда, а чайник, чашка и ложечка – чайная посуда.

(Дети перечисляют задания, которые выполняли, рассказывают о том, что узнали нового и интересного).

2-3 мин.

3 мин.

2-3 мин.

5 мин.

2-3 мин.

3-4 мин.

5 мин.

3 мин.

3 мин.

2 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подгрупповое занятие по лексической теме "Игрушки"

Логопедическое занятие в старшей группе...

Подгрупповое занятие по лексической теме "Обувь"

Занятие для старшей группы, для детей с диагнозом ОНР....

Подгрупповое занятие по лексической теме "Зима. Зимующие птицы"

Занятие № 3, первая неделя декабря, для детей старшей группы, диагноз ОНР. Цель: Активизация словаря по теме "Зима. Зимующие птицы",...

Подгрупповое занятие по лексической теме: "Мебель"

Занятие№ 2, четвертая(пятая) неделя ноября для детей старшей группы, диагноз: ОНР. Цель: Уточнение и активизация словаря по теме: " Мебель"....

Подгрупповое занятие по лексической теме "Сад. Фрукты".

Лексическая тема«Сад. Фрукты». Звуки [б], [б’], [п], [п’].                      Цель. Уточнение...

Конспект подгруппового занятия по лексической теме "Домашние птицы"

Подробный конспект подгруппового занятия  по развитию лексико-грамматического строя речи с детьми подготовительной к школе группы на тему "Домашние птицы"...

Конспект подгруппового занятия по лексической теме: "Дикие животные".

конспект подгруппового логопедического занятия....