Главные вкладки

    Методическая разработка (логопедия) по теме:
    Анализ логопедического занятия

    Лейман Юлия Александровна

    Анализ логопедического занятия

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    analiz_logopedicheskogo_zanyatiya.doc62.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Анализ логопедического занятия.

    ФИО логопеда______________________________________________________

    город (район)_______________________________________________________

    № ДОУ______________________дата____________________________________

    Этап работы________________________________________________________

    Форма занятия (индивидуальное, фронтальное, подгрупповое)

    Тема_______________________________________________________________

    Возраст детей_______________________________________________________

    Анализирующий_____________________________________________________

    Цель посещения_____________________________________________________

    Шкала оценки 1 балл — низкий уровень, 2 балла — средний уровень, 3 балла — высокий уровень

    1. Анализ целей занятия

    1. соответствие целей занятия особенностям учебного материала; ______
    2. место данного занятия в системе занятий по теме;______
    3. уровень подготовленности группы (ребенка); ______
    4. постановка и доведение целей занятия до детей;_______

    2. Степень достижения целей занятия

    1. образовательной;______
    2. коррещионно-развивающей; ______
    3. воспитательной;_______

    3. Анализ структуры и организации занятия

    1. соответствие структуры занятия его целям продуманность выбора типа занятия, его структуры; ______
    2. логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия; ______
    3. целесообразность распределения времени между этапами занятия; _______
    4. рациональность выбора форм обучения; _______
    5. наличие плана занятия и организация его выполнения логопедом;_______
    6. оборудование занятия; _______
    7. рациональная организация работы логопеда и детей от простого к сложному;_____

    4. Анализ содержания занятия

    1. соответствие содержания занятия требованиям государственных программ;_____
    2. полнота, достоверность доступность изложения; ______
    3. степень нравственного влияния, воспитательная направленность занятия; ______
    4. связь занятия с жизнью; ______
    5. подведение детей к восприятию новых знаний;______
    6. формирование новых понятий; ______
    7. актуализация опорных знаний; ______
    8. организация самостоятельной работы детей; _______
    9. характер тренировочных упражнений (степень сложности, вариативность, учет  уровня подготовленности детей) ______
    10. инструкции и помощь логопеда; _______
    11. степень усвоения нового материала (эффективность); _____
    12. связь нового с ранее изученным; ______
    13. повторение (организация, формы приемы, объем);______

    5. Оценка коррекционной направленности занятия

    1. развитие понимания речи; _______
    2. воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности; ______
    3. формирование практических навыков словообразования и слово изменения; _____
    4. формирование правильного произношения звуков; _______
    5. развитие фонематического слуха и восприятия; ________
    6. закрепление навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; ___
    7. контроль за внятностью и выразительностью речи; ______
    8. подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза; _____
    9. обучение самостоятельному высказыванию; ________
    10. усвоение элементов языковой системы при непосредственном общении; ______
    11. включение заданий с опорой на несколько анализаторов; ______
    12. упражнения на развитие высших психических функций; ______
    13. упражнения на развитие общей и мелкой моторики;________

    6.     Анализ методики проведения занятия

    1. определение обоснованности и правильности отбора методов приемов и средств обучения; ______
    2. соответствие методов, приемов и средств обучения содержанию материала, поставленным целям занятия, возможностям группы (ребенка); ______
    3. разнообразие приемов и методов, применяемых логопедом; ______
    4. эмоциональность подачи материала; _______
    5. эффективность использования наглядных пособий, дидактического материала;____
    6. оценка методической вооруженности и педтехники логопеда;_______

    7.     Анализ работы и поведения детей на занятии

    1. общая оценка работы группы (ребенка); _____
    2. внимание и прилежание; ______
    3. интерес к занятию; _______
    4. активность детей (ребенка);______
    5. формирование у детей общеучебных и специальных умений и навыков; ______
    6. выполнение единых требований; _______
    7. индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми; ______
    8. качество знаний, умений и навыков; ______
    9. глубина, осознанность и прочность знаний; ______
    10. умение детей применять знания в различных ситуациях; ______
    11. степень овладения практическими навыками; _______
    12. характер проверки знаний детей логопедом; _______
    13. работа над ошибочными ответами;_______

    8.     Оценка санитарно-гигиенических условий занятия

    1. температурный режим; ______
    2. физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания); _____
    3. освещение; _____
    4. предупреждение утомления и переутомления; ______
    5. смена видов деятельности; ______
    6. своевременное и качественное проведение физкультурных пауз; ______
    7. соблюдение правильной рабочей позы; _____
    8. соответствие мебели росту ребенка; ______
    9. создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания; _____
    10. посильность нагрузки речевого и дидактического материала; _____
    11. целесообразное ослабление напряженности в конце занятия;______

    9. Оценка самоанализа, сделанного логопедом в ходе ответов на вопросы, поставленные проверяющим

    10. Результаты занятия

    1. оптимальность обучающих действий логопеда; ______
    2. качество знаний, умений и навыков детей; ______
    3. тенденции в речевом развитии и коррекции детей;______

    11. Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы других логопедов

    12.         Недостатки занятия

    1. диагностика причин; _____
    2. предложения по их устранению;______

    13.         Личность логопеда

    1. собранность и внимательность логопеда на занятии; _____
    2. самообладание и самоорганизация ; ______
    3. стиль и тон в работе; _______
    4. речь логопеда (ясность, точность, выразительность,   эмоциональность);_____
    5. соотношение речи логопеда и детей (ребенка); ______
    6. доброжелательное отношение к детям; _______
    7. соблюдение норм педагогической этики; ______
    8. мастерство педагогического общения;_______

    14.        Общие выводы и предложения

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    15.Рекомендации логопеду по самообразованию на основании выводов и предложений_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


    Самоанализ логопедического занятия

    ФИО логопеда______________________________________________________

    город (район)_______________________________________________________

    № ДОУ______________________дата____________________________________

    Этап работы________________________________________________________

    Форма занятия (индивидуальное, фронтальное, подгрупповое)

    Тема_______________________________________________________________

    Возраст детей_______________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ______________________200 г.              Логопед ________________________

    Схема самоанализа логопедического занятия

    1.Место разбираемого занятия в системе занятий по изучаемой теме.

    2.Обоснование целей и выполнение намеченного плана занятия.

    3.Характеристика логопедом ребенка (группы).

    4.Мотивировка отбора материала для данного занятия.

    5.Психологическая и педагогическая оценка системы заданий и упражнений, выполненных детьми на занятии.

    6.Мотивировка выбора методов занятия, оценка соответствия данных методов целям и содержанию занятия.

    7.Удовлетворенность или неудовлетворенность логопеда занятием (его отдельными частями).

    8.Меры, намечаемые логопедом по устранению отмеченных недостатков.

    9.Оценка и обоснование достигнутых на занятии результатов.

    10.Самооценка как одно из условий творческой работы логопеда.

    Интерпретация полученных в ходе анализа данных

    Сложите все баллы и сравните сумму с «ключом».

    114 и менее баллов—низкий уровень проведения логопедического занятия.

    При подготовке к занятию логопедом не были учтены возрастные, характерологические особенности и речевые возможности детей (ребенка).

    Структура занятия однообразная. При отборе содержания, возможно, не учтены требования программы. В ходе занятия игнорировалась самостоятельная работа детей. Познавательная активность детей низкая. Индивидуальный подход не реализован. Отмечается нерациональный расход времени. Логопед отдает предпочтение словесному методу. Возможно игнорирование трудностей детей и непонимание причин их наличия, демонстрация обезличенного подхода (безразличие к внутреннему миру ребенка). Педагог не обнаружил твердых знаний. Наблюдалось механическое перенесение логопедом чужого опыта в свою работу, отсутствие четкой системы работы. Затрудняло проведение занятия несоблюдение санитарно-гигиенических норм.

    • Чтобы преодолеть недостатки в организации и проведении такого логопедического занятия, педагогу стоит прислушаться к рекомендациям коллег и администрации, пройти стажировку у опытного логопеда, составить программу самообразования и систематически повышать уровень своей квалификации на курсах повышения квалификации.

    145—200 баллов— средний уровень проведения логопедического занятия.

    Возможно, при подготовке и проведении данного занятия были учтены речевые возможности не всех детей. Структура занятия и отбор содержания соответствуют требованиям программы обучения. Логопед продемонстрировал однообразные методы обучения и неумение отдельных детей работать по предложенным методам. Возможно, педагогу так и не удалось установить контакт с детьми (отдельным ребенком), несмотря на то что на занятии был создан благоприятный психологический климат. К концу занятия отмечается снижение познавательной активности детей. Для перевода детей к более деятельному состоянию логопед сочетает индивидуальную работу с фронтальной. Могли иметь место переоценка познавательных возможностей детей, невнимательное выслушивание логопедом отвечающего ребенка. Эмоциональное поведение педагога на занятии способствует усвоению основных знаний и умений. На занятии были соблюдены основные требования к санитарно-гигиеническому режиму. Логопед работает по системе, пытается выработать собственный стиль работы.

    Педагогу следует прислушаться к советам и замечаниям коллег и администрации, закрепить наиболее успешные моменты своей работы, целенаправленно работать по преодолению недостатков занятия через посещение занятий более опытных логопедов, чтение специальной литературы и повышение квалификации на курсах повышения квалификации.

    201—252 балла— высокий уровень проведения логопедического занятия.

    При постановке целей занятия и его планировании логопедом были учтены возрастные и характерологические особенности детей. Структура занятия соответствует целям обучения, воспитания и коррекции. Содержание занятия соответствует требованиям программы. Логопедом выработаны свой собственный стиль и система работы. На занятии представлено оптимальное чередование различных видов работы, сочетание индивидуальной работы с фронтальной. Творческое переосмысление логопедом методов, приемов и средств, обучение детей проходило соответственно складывающейся учебной ситуации. Разнообразие методов, занимательность изложения, богатство интонаций, выразительная мимика педагога способствовали росту интереса детей к занятию. Логопед умело и своевременно поощряет деятельность детей.

    Успешному проведению занятия способствуют оптимальные санитарно-гигиенические условия.

    Данное логопедическое занятие можно рекомендовать для внедрения в практику других логопедов.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты занятий в детском саду (ДОУ)

    Примерный анализ логопедического занятия (урока).

    Примерный  анализ  логопедического  занятия  (урока)  по  теме  "Дифференциация  ...

    самоанализ логопедического занятия

    Самоанализ открытого   индивидуального логопедического занятияЛогопед : Павлова Е.В. Тема: «Звук [Л]. Эта...

    Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков Р-Л».

    Занятие может проводится как в старшей, так и подготовительной группе на этапе дифференциации звуков "Р"-"Л"....

    Конспект фронтального логопедического занятия для детей подготовительной группы «дифференциация звуков Ш-Ж».

    Данное занятие проводится у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Его цель - дифференциация звуков "Ж" и"Ш" на ...

    ВИДЫ И ПРИЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

    Массаж должен быть дефференцированным, необходимо учитывать специфику дефекта, особенности строения артикуляционного апп...

    Анализ индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению.

    Анализ индивидуального логопедического  занятия по звукопроизношению....

    Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация и дифференциация звука [ш] и [с]».

    Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация и дифференциация звука [ш] и [с] в слогах, слов...

    Конспект индивидуального логопедического занятия Автоматизация звука "Ш"

     Конспект индивидуального логопедического занятияАвтоматизация звука "Ш"...

    Конспект логопедического занятия на тему: «Звуки Х – Х`. Буква Х».

     Конспект логопедического занятия на тему: «Звуки Х – Х`. Буква Х»....

    Конспект фронтального логопедического занятия "Звуки [Т] - [Ть] и буква "Т".

    Занятие посвящено развитию фонетико - фонематических представлений детей старшей логопедической группы для детей с ОНР....