Главные вкладки

    Методическая разработка (логопедия) по теме:
    Анализ логопедического занятия

    Лейман Юлия Александровна

    Анализ логопедического занятия

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    analiz_logopedicheskogo_zanyatiya.doc62.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Анализ логопедического занятия.

    ФИО логопеда______________________________________________________

    город (район)_______________________________________________________

    № ДОУ______________________дата____________________________________

    Этап работы________________________________________________________

    Форма занятия (индивидуальное, фронтальное, подгрупповое)

    Тема_______________________________________________________________

    Возраст детей_______________________________________________________

    Анализирующий_____________________________________________________

    Цель посещения_____________________________________________________

    Шкала оценки 1 балл — низкий уровень, 2 балла — средний уровень, 3 балла — высокий уровень

    1. Анализ целей занятия

    1. соответствие целей занятия особенностям учебного материала; ______
    2. место данного занятия в системе занятий по теме;______
    3. уровень подготовленности группы (ребенка); ______
    4. постановка и доведение целей занятия до детей;_______

    2. Степень достижения целей занятия

    1. образовательной;______
    2. коррещионно-развивающей; ______
    3. воспитательной;_______

    3. Анализ структуры и организации занятия

    1. соответствие структуры занятия его целям продуманность выбора типа занятия, его структуры; ______
    2. логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия; ______
    3. целесообразность распределения времени между этапами занятия; _______
    4. рациональность выбора форм обучения; _______
    5. наличие плана занятия и организация его выполнения логопедом;_______
    6. оборудование занятия; _______
    7. рациональная организация работы логопеда и детей от простого к сложному;_____

    4. Анализ содержания занятия

    1. соответствие содержания занятия требованиям государственных программ;_____
    2. полнота, достоверность доступность изложения; ______
    3. степень нравственного влияния, воспитательная направленность занятия; ______
    4. связь занятия с жизнью; ______
    5. подведение детей к восприятию новых знаний;______
    6. формирование новых понятий; ______
    7. актуализация опорных знаний; ______
    8. организация самостоятельной работы детей; _______
    9. характер тренировочных упражнений (степень сложности, вариативность, учет  уровня подготовленности детей) ______
    10. инструкции и помощь логопеда; _______
    11. степень усвоения нового материала (эффективность); _____
    12. связь нового с ранее изученным; ______
    13. повторение (организация, формы приемы, объем);______

    5. Оценка коррекционной направленности занятия

    1. развитие понимания речи; _______
    2. воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности; ______
    3. формирование практических навыков словообразования и слово изменения; _____
    4. формирование правильного произношения звуков; _______
    5. развитие фонематического слуха и восприятия; ________
    6. закрепление навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; ___
    7. контроль за внятностью и выразительностью речи; ______
    8. подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза; _____
    9. обучение самостоятельному высказыванию; ________
    10. усвоение элементов языковой системы при непосредственном общении; ______
    11. включение заданий с опорой на несколько анализаторов; ______
    12. упражнения на развитие высших психических функций; ______
    13. упражнения на развитие общей и мелкой моторики;________

    6.     Анализ методики проведения занятия

    1. определение обоснованности и правильности отбора методов приемов и средств обучения; ______
    2. соответствие методов, приемов и средств обучения содержанию материала, поставленным целям занятия, возможностям группы (ребенка); ______
    3. разнообразие приемов и методов, применяемых логопедом; ______
    4. эмоциональность подачи материала; _______
    5. эффективность использования наглядных пособий, дидактического материала;____
    6. оценка методической вооруженности и педтехники логопеда;_______

    7.     Анализ работы и поведения детей на занятии

    1. общая оценка работы группы (ребенка); _____
    2. внимание и прилежание; ______
    3. интерес к занятию; _______
    4. активность детей (ребенка);______
    5. формирование у детей общеучебных и специальных умений и навыков; ______
    6. выполнение единых требований; _______
    7. индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми; ______
    8. качество знаний, умений и навыков; ______
    9. глубина, осознанность и прочность знаний; ______
    10. умение детей применять знания в различных ситуациях; ______
    11. степень овладения практическими навыками; _______
    12. характер проверки знаний детей логопедом; _______
    13. работа над ошибочными ответами;_______

    8.     Оценка санитарно-гигиенических условий занятия

    1. температурный режим; ______
    2. физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания); _____
    3. освещение; _____
    4. предупреждение утомления и переутомления; ______
    5. смена видов деятельности; ______
    6. своевременное и качественное проведение физкультурных пауз; ______
    7. соблюдение правильной рабочей позы; _____
    8. соответствие мебели росту ребенка; ______
    9. создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания; _____
    10. посильность нагрузки речевого и дидактического материала; _____
    11. целесообразное ослабление напряженности в конце занятия;______

    9. Оценка самоанализа, сделанного логопедом в ходе ответов на вопросы, поставленные проверяющим

    10. Результаты занятия

    1. оптимальность обучающих действий логопеда; ______
    2. качество знаний, умений и навыков детей; ______
    3. тенденции в речевом развитии и коррекции детей;______

    11. Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы других логопедов

    12.         Недостатки занятия

    1. диагностика причин; _____
    2. предложения по их устранению;______

    13.         Личность логопеда

    1. собранность и внимательность логопеда на занятии; _____
    2. самообладание и самоорганизация ; ______
    3. стиль и тон в работе; _______
    4. речь логопеда (ясность, точность, выразительность,   эмоциональность);_____
    5. соотношение речи логопеда и детей (ребенка); ______
    6. доброжелательное отношение к детям; _______
    7. соблюдение норм педагогической этики; ______
    8. мастерство педагогического общения;_______

    14.        Общие выводы и предложения

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    15.Рекомендации логопеду по самообразованию на основании выводов и предложений_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


    Самоанализ логопедического занятия

    ФИО логопеда______________________________________________________

    город (район)_______________________________________________________

    № ДОУ______________________дата____________________________________

    Этап работы________________________________________________________

    Форма занятия (индивидуальное, фронтальное, подгрупповое)

    Тема_______________________________________________________________

    Возраст детей_______________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ______________________200 г.              Логопед ________________________

    Схема самоанализа логопедического занятия

    1.Место разбираемого занятия в системе занятий по изучаемой теме.

    2.Обоснование целей и выполнение намеченного плана занятия.

    3.Характеристика логопедом ребенка (группы).

    4.Мотивировка отбора материала для данного занятия.

    5.Психологическая и педагогическая оценка системы заданий и упражнений, выполненных детьми на занятии.

    6.Мотивировка выбора методов занятия, оценка соответствия данных методов целям и содержанию занятия.

    7.Удовлетворенность или неудовлетворенность логопеда занятием (его отдельными частями).

    8.Меры, намечаемые логопедом по устранению отмеченных недостатков.

    9.Оценка и обоснование достигнутых на занятии результатов.

    10.Самооценка как одно из условий творческой работы логопеда.

    Интерпретация полученных в ходе анализа данных

    Сложите все баллы и сравните сумму с «ключом».

    114 и менее баллов—низкий уровень проведения логопедического занятия.

    При подготовке к занятию логопедом не были учтены возрастные, характерологические особенности и речевые возможности детей (ребенка).

    Структура занятия однообразная. При отборе содержания, возможно, не учтены требования программы. В ходе занятия игнорировалась самостоятельная работа детей. Познавательная активность детей низкая. Индивидуальный подход не реализован. Отмечается нерациональный расход времени. Логопед отдает предпочтение словесному методу. Возможно игнорирование трудностей детей и непонимание причин их наличия, демонстрация обезличенного подхода (безразличие к внутреннему миру ребенка). Педагог не обнаружил твердых знаний. Наблюдалось механическое перенесение логопедом чужого опыта в свою работу, отсутствие четкой системы работы. Затрудняло проведение занятия несоблюдение санитарно-гигиенических норм.

    • Чтобы преодолеть недостатки в организации и проведении такого логопедического занятия, педагогу стоит прислушаться к рекомендациям коллег и администрации, пройти стажировку у опытного логопеда, составить программу самообразования и систематически повышать уровень своей квалификации на курсах повышения квалификации.

    145—200 баллов— средний уровень проведения логопедического занятия.

    Возможно, при подготовке и проведении данного занятия были учтены речевые возможности не всех детей. Структура занятия и отбор содержания соответствуют требованиям программы обучения. Логопед продемонстрировал однообразные методы обучения и неумение отдельных детей работать по предложенным методам. Возможно, педагогу так и не удалось установить контакт с детьми (отдельным ребенком), несмотря на то что на занятии был создан благоприятный психологический климат. К концу занятия отмечается снижение познавательной активности детей. Для перевода детей к более деятельному состоянию логопед сочетает индивидуальную работу с фронтальной. Могли иметь место переоценка познавательных возможностей детей, невнимательное выслушивание логопедом отвечающего ребенка. Эмоциональное поведение педагога на занятии способствует усвоению основных знаний и умений. На занятии были соблюдены основные требования к санитарно-гигиеническому режиму. Логопед работает по системе, пытается выработать собственный стиль работы.

    Педагогу следует прислушаться к советам и замечаниям коллег и администрации, закрепить наиболее успешные моменты своей работы, целенаправленно работать по преодолению недостатков занятия через посещение занятий более опытных логопедов, чтение специальной литературы и повышение квалификации на курсах повышения квалификации.

    201—252 балла— высокий уровень проведения логопедического занятия.

    При постановке целей занятия и его планировании логопедом были учтены возрастные и характерологические особенности детей. Структура занятия соответствует целям обучения, воспитания и коррекции. Содержание занятия соответствует требованиям программы. Логопедом выработаны свой собственный стиль и система работы. На занятии представлено оптимальное чередование различных видов работы, сочетание индивидуальной работы с фронтальной. Творческое переосмысление логопедом методов, приемов и средств, обучение детей проходило соответственно складывающейся учебной ситуации. Разнообразие методов, занимательность изложения, богатство интонаций, выразительная мимика педагога способствовали росту интереса детей к занятию. Логопед умело и своевременно поощряет деятельность детей.

    Успешному проведению занятия способствуют оптимальные санитарно-гигиенические условия.

    Данное логопедическое занятие можно рекомендовать для внедрения в практику других логопедов.