МАССАЖ ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ ЗУБНОЙ ЩЁТКИ. УПРАЖНЕНИЯ
методическая разработка по логопедии по теме

Дубинина Татьяна Алексеевна

Опыт  работы  с  детьми – дизартриками  показал,  что  сочетание  специальной артикуляционной  гимнастики и массажа  языка  позволяет  укрепить  мышцы,  выработать  полноценные  движения,  необходимые  для  правильного  произнесения  звуков  речи  и,  что  самое  важное – сократить  сроки  постановки  звуков. 

Массаж  выполняется  с помощью детской зубной щётки,  предварительно  захватив  язык  марлевыми  салфетками. Так  как  слюноотделение  дизартриков  обильное,  то  салфетки  меняются  часто,   по  мере  увлажнения. Длительность  массажа   5 – 7  минут. Курс  10 – 14  дней. Затем  перерыв  и  по  мере  необходимости   курс  повторяют. 

Виды  движений: продольное поперечное кругообразное поглаживание; кругообразное  спиралевидное растирание; продольное кругообразное надавливание  разминание; ударная прерывистая или непрерывистая вибрация;

 При  этом  нужно  учитывать, что   сторона, куда  отклоняется  язык -  спастичная. Её  нужно  поглаживать,  растирать  и  вибрировать  несильно. Другая  же  сторона – вялая. Для  её  массажа  используются  более  сильные  надавливания, разминания, вибрация,  щипки. Для  точных,  дифференцированных  движений  кончика  языка,  используется  его  легкое зажатие между  зубами  и покусывание. 

Выполнение массажа в игровой форме не вызывает у ребёнка отрицательных реакций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАССАЖ    ЯЗЫКА    С    ПОМОЩЬЮ    ЗУБНОЙ    ЩЁТКИ

 (по Поздняковой Л.А., переработанный и дополненный Дубининой Т.А.)

Оборудование: индивидуальная зубная щётка, салфетка для фиксации языка

Ребёнка усадить, сделать  «лопаточку» (логопед салфеткой удерживает кончик языка ребёнка)

  1. «Язычок проснулся и потянулся»        

Тыльной стороной щётки  водить от середины  языка   к кончику

     

             

   

  1. «Солнышко»                    

Щёткой водить по направлениям от центра  к периферии (не задевать корень языка!)

                                                       

 

  1. «Ёлочка»                          

Сначала водить щёткой  по длине языка, потом по боковым   краям языка от центра   к периферии  

                                         

 

  1. «Ветер дует вправо»        

Водить щёткой  горизонтальными  линиями слева направо

  1. «Дым идёт из трубы»      

Зигзагообразные движения щёткой по поверхности языка от корня к кончику

     

  1. «Ветер дует влево»        

Водить щёткой  горизонтальными   линиями справа налево                                          

    7.     «Капает дождик»                   Поколачивать по языку щетинкой щётки

……….

……….

……….

……….

         

    8.     «Листики падают с деревьев»      Поколачивать по языку тыльной

                                                                     стороной щётки

- - - - - -

- - - - - -

- - - - - -

- - - - - -

         

  1.    «Большая лужа »                  

Тыльной стороной щётки водить по   часовой стрелке от середины  

языка   к краям

     

             

«Осенняя сказка»

Проснулся Язычок, потянулся (упражнение № 1).

Выглянул Язычок в окошко – солнышко   светит!  (упражнение № 2)

Под окном росла ёлочка, с пушистыми ветвями  (упражнение № 3).

Вдруг подул сильный ветер, и ёлочка наклонилась вправо (упражнение № 4).

Видит Язычок дым идёт из печной трубы (упражнение № 5).

Вдруг ветерок подул влево, и ёлочка наклонилась влево (упражнение № 6).

Солнышко спряталось за тучку,  и пошёл сильный дождь  (упражнение № 7).

Падают на землю осенние листики (упражнение № 8).

Дождь идёт,  и под окном разлилась большая лужа (упражнение № 9).

«Зимняя сказка»

Проснулся Язычок и нежится в постельке (упражнение № 1).

Выглянул Язычок  в окошко – снег идёт (упражнение № 7).

Вышел Язычок на прогулку, а на улице ветер дует (упражнение № 4).

Видит Язычок дым идёт из печной трубы (упражнение № 5).

Вдруг ветерок подул влево, и дым  наклонился  влево (упражнение № 6).

Лужа под окном замёрзла, стал Язычок кататься на ней  (упражнение № 9).

А ещё во дворе была большая горка (сделать языком «горку»).

Стал Язычок на санях с горки кататься! (тыльной стороной щётки водить по «горке» сверху – вниз).

Весь в снегу Язычок!  

Стал он варежками снег с шапки сбивать (упражнение № 8).

Почистил Язычок свой комбинезон и пошёл домой  (упражнение № 1).

 

МАССАЖ    ЯЗЫКА    С    ПОМОЩЬЮ    ЗУБНОЙ    ЩЁТКИ

 (по Поздняковой Л.А., переработанный и дополненный Дубининой Т.А.)

Оборудование: индивидуальная зубная щётка, салфетка для фиксации языка

Ребёнка усадить, сделать  «лопаточку» (логопед салфеткой удерживает кончик языка ребёнка)

  1. «Язычок проснулся и потянулся»        

Тыльной стороной щётки  водить от середины  языка   к кончику

   

  1. «Солнышко»                    

Щёткой водить по направлениям от центра  к периферии (не задевать корень языка!)

  1. «Ёлочка»                          

Сначала водить щёткой  по длине языка, потом по боковым   краям языка от центра   к периферии  

  1. «Ветер дует вправо»        

Водить щёткой  горизонтальными  линиями слева направо

  1. «Дым идёт из трубы»      

Зигзагообразные движения щёткой по поверхности языка от корня к кончику

     

  1. «Ветер дует влево»        

Водить щёткой  горизонтальными   линиями справа налево                                          

    7.     «Капает дождик»                   Поколачивать по языку щетинкой щётки

    8.     «Листики падают с деревьев»      Поколачивать по языку тыльной

                                                                     стороной щётки

         

  1.    «Большая лужа »                  

Тыльной стороной щётки водить по   часовой стрелке от середины  

языка   к краям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Массаж языка с помощью зубной щётки.

массаж языка зубной щёткой...

Массаж языка с помощью зубной щетки

Массаж языка с помощью зубной щетки(по Л.А. Поздняковой; переработанный Т.А. Дубининой)...

Массаж языка зубной щёткой

Детям с тяжелыми речевыми нарушениями (минимальные дизартрические расстройства, дизартрический компонент как вторичное нарушение при поражениях ЦНС, ДЦП, ринолалия, невротическая форма заикания и др.)...

Методическая разработка "Нетрадиционные изобразительные техники рисования с помощью зубной щётки. «Набрызг»

МДОУ ИРМО Детский сад комбинированного вида в ЖК «Луговое» Методическая разработка "Нетрадиционные изобразительные техники рисования с помощью зубной щётки. «Набрызг»...

Массаж языка с помощью зубной щетки

Чтобы ребенок, имея те или иные дефекты речевого развития, научился правильно разговаривать, родителям придется немало потрудиться. Успех лечения зависит не только от опыта и мастерства специалистов, ...

МАССАЖ ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ ЗУБНОЙ ЩЁТКИ

МАССАЖ ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ ЗУБНОЙ ЩЁТКИ...