«Развитие и тренировка тонких движений пальцев руки у детей с нарушением речи – как ускорение процесса функционального созревания мозга ребенка и развитие речи».
методическая разработка по логопедии по теме

В работе говорится о влиянии на умственное развитие дошкольника, его речь - развитие мелкой моторики руки. Материал полезен для воспитателей. логопедов доу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoped_detskogo_sada.docx73.05 КБ

Предварительный просмотр:

Логопед детского сада «Колосок»

С.Баево

Муниципальное казенное  дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок».

Баевского района, Алтайского края.

Номинация: из опыта работы

«Развитие и  тренировка тонких движений пальцев руки у детей с нарушением речи – как ускорение процесса функционального созревания мозга ребенка и развитие речи».

Автор: Хмелева Татьяна Викторовна

Логопед детского сада «Колосок»

Автор: ХмелёваЛогС. Баево

   Содержание.

Введение. 3-4 стр.

1.Нейрофизиологические основы развития кисти ребенка. – 5 стр.

2.Становление речи дошкольника. Возможные дефекты речи. - 6-7 стр.

3.Методика обследования развития кисти рук у детей.  -8 стр.

4. Система  работы с детьми по развитию мелкой моторики. – 9-15 стр.

5.Сотрудничество с родителями. – 16-17 стр.

6. Заключение. – 18 стр.

7.Литература. – 19 стр.

8.Приложение. – 20 стр.

Введение.

«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов», - писал Джордано Бруно. В процессе эволюции кисть становится не только исполнительницей воли, но и созидательницей, воспитательницей мозга. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки – она дала возможность путем указывающих, оборонительных, угрожающих и других движений развивать первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикулярной речью (эта связь дает о себе знать и у современного человека).

   Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.

   Выдающийся русский просветитель 18 века Н.И.Новиков еще в 1782 г., утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами» у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах,  но и для всего умственного развития.

   Невропатолог и психиатр В.М.Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

   Движения пальцев рук  у людей совершенствовались из поколения в поколение, т.к. люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу.

Территория проекции кисти и особенно большого пальца в передней и задней центральных извилинах коры больших полушарий мозга имеет почти такую же протяженность, как все остальное тело. Функция кисти уникальна и универсальна. Она – основной орган труда во всем многообразии. Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, что стала вспомогательной частью нашего языка. Все то,  что есть в человеке неуловимого, невыразимого, что не находит слов, ищет выражение через руку. Жест, как слово, может возвысить человека,  успокоить,  оскорбить,  приласкать,  вселить веру в правое дело, подтвердить слова, сделать их более весомыми.

     Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев.  От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействия руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

   Понимание педагогами и родителями значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции помогут ребенку не только сформировать навык письма, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, сохранят его физическое и психическое здоровье. Выдающийся педагог М.Монтессори утверждала, что надо найти способ учить ребенка делать работу перед  тем, как он приступил к самой работе, т.е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что, берясь за вещи, которые ребенок делает плохо, он притупляет в себе чувствительность к своим ошибкам. При этом  надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое сильное и самое яркое. Упражнения , укрепляющие мышцы кисти, обязательны. Они необходимы не только для развития общей и мелкой моторики, но и для развития речи, а также интеллектуального развития, совершенствования функций коры головного мозга.

 С каждым годом увеличивается количество детей с различными нарушениями речи в дошкольных учреждениях.

   Изучая педагогическую литературу по логопедии, выяснила, что со становлением речи тесно связано развитие тонких движений пальцев рук. Развитие функций руки и речи у людей идет параллельно. Не зря по умелости детской руки специалисты делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы. Ими доказано, тренировка пальцев рук ускоряет процесс функционального созревания мозга и является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий.

   Работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей логопедической работы. Обследовав детей логопедической группы, сделала вывод, речь детей развита так, как развиты руки.

   Поэтому с 2005 года работаю по теме « Развитие и тренировка тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи, как ускорение процесса функционального созревания мозга ребенка и его развития речи».

   Перед собой поставила цель:

«Создать такую коррекционно-развивающую среду, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей, предупреждающую у них трудности в речевом развитии, а при необходимости  - их своевременному преодолению».

   Данную цель конкретизировала в совокупности следующих задач:

*повысить уровень речевой активности детей;

*найти наиболее эффективные формы работы с детьми  по коррекции речи;

*обогатить, уточнить, активизировать лексику в соответствии с программой;

*активизировать познавательную активность дошкольников;

*совершенствовать артикуляционную, тонкую и общую моторику;

*повысить заинтересованность родителей к коррекции речи их детей.

1.Нейрофизиологические основы развития кисти ребенка.

  Речь не является  врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.

   Для нормального становления речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств – слух, зрение, обоняние, осязание были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речеслухового и речедвигательного анализаторов. Большое значение для развития речи имеет психофизическое здоровье ребенка – состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов ( внимания, памяти, воображения, мышления), а также его физическое (соматическое)  состояние.

   В речевых областях разделение коры на слои и созревание нервных клеток завершается в основном к двухлетнему возрасту ребенка, но тонкое строение коры совершенствуется еще в течение многих лет.

    Вся деятельность человека в процессе двигательного воспитания находится в зависимости от высшей нервной деятельности и определяется как анатомическим дозреванием центрально-нервных субстратов, их миелинизацией, так и функциональным дозреванием и налаживанием  работы координированных уровней.

    Анатомическое дозревание центрально-нервных субстратов ( новейших органов моторики – пирамидной моторной системы и надстроенных над ней фронтальных систем полушарий) заканчивается к 2-2,5 годам.

   Таким образом, сущность развития моторики в онтогенезе заключается не в биологически обусловленном дозревании морфологических субстратов, а в накоплении на основе этих субстратов и  с их помощью индивидуального опыта человека. В течение всей жизни индивид продолжает пополнять этот психомоторный опыт, приобретать новые навыки, умения и координированные комбинации.

2.Становление речи дошкольника. Возможные дефекты речи.

 До первого полугодия жизни ребенку присущи массовые недифференцированные движения автоматического и защитного характера. В 5-6 месячном возрасте наступает переломный момент в моторике грудного ребенка: наблюдается переход от синкинезий к синнергиям (синкинезия – одновременные движения, лишенные смысловой связи, у взрослых всегда патологические; синергии – содружество движения или их компоненты, направленные на совместное разрешение определенной двигательной задачи).  К семи месяцам ребенок приобретает позу.

   Второе полугодие является периодом подготовки к ходьбе и бегу. Целиком комплект динамических волн заполняется только к пяти годам. Дети двух лет производят впечатление увальней, а дети трех-семи лет отличаются подвижностью, грациозностью и двигательным богатством, которое проявляется в выразительной, изобразительной и обиходной моторике. В силу недоразвития корковых механизмов дети в этом возрасте испытывают трудности при выполнении точных движений.

    Между семи и девяти годами, в связи с окончательным анатомическим созреванием двигательных механизмов у детей совершенствуется координация движений и более быстро вырабатываются и закрепляются динамические стереотипы движений. К одиннадцати годам несколько уменьшается богатство движений, но совершенствуются мелкие, тонкие движения.

   Оформление моторного динамического стереотипа завершается только после полового созревания, т.е. намного позже, чем анатомическое формирование центральной нервной системы. В течение всей жизни индивид продолжает пополнять этот психомоторный опыт, приобретать новые навыки, умения и координированные комбинации.

Развитие речи начинается у ребенка с трех месяцев, с периода гуления. Этот этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, т.е. формируется импрессивная речь. Прежде всего, малыш начинает различать интонацию, затем слова, обозначающие предметы и действия. К девяти-десяти месяцам он произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа). К году словарь обычно достигает 10-12, а иногда и большего количества слов (баба, киса, му, бе и др.). Уже на втором году жизни ребенка слова и звукосочетания становятся средством речевого общения, т.е. формируется экспрессивная речь.

   В возрасте трех лет очень часто наблюдается неправильное произношение звуков. Как правило, это так называемое временное (физиологическое) нарушение звукопроизношения, причиной которого обычно является недостаточная сформированность, подвижность артикуляционной моторики. При этом дети не могут выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно языком, в результате чего звук искажается, произносится неточно. Типично возрастные несовершенства произношения речи у детей:

Согласные звуки произносятся смягченно (чулочки - сюлочки)

Замена мягких фонем твердыми  (тетя - тота)

Не произносят шипящие фонемы

Не произносят звук «р», или заменяют на «л», «в», «й» (дверь - двей, двель)

Смягчение звука «л» и замена на «Й» (стул - стуй, стуль)

Звуки «г», «к», «х», или отсутствуют, или заменяются на «т», «д»

Затрудняются в произношении слов со стечением согласных.

Перестановки слогов, звуков

Выпадение слогов.

Речь малыша развивается по подражанию, поэтому большую роль в ее формировании играет четкая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослых. Не следует искажать слова, имитировать детскую речь. В этот период необходимо развивать пассивный словарь ( слова, которые ребенок еще не произносит, но соотносит с предметами). Постепенно у малыша развивается активный словарь (слова, которые он в своей речи употребляет)

   К двум годам активный словарь у детей насчитывает 250-300 слов. В это же время начинается процесс формирования фразовой речи. Сначала это простые фразы из двух-трех слов, постепенно, к трем годам, они усложняются. Активный словарь достигает 800-1000 слов. Речь становится для ребенка полноценным средством общения. К пяти годам активный словарь у детей увеличивается до 2500-3000 слов. Удлиняется и усложняется фраза, улучшается произношение. При нормальном развитии речи к четырем-пяти годам у ребенка спонтанно корригируются физиологические нарушения звукопроизношения. К шести годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточный по объему активный словарь и практически овладевает грамматическим строем речи.

3.Методика обследования развития кисти руки у детей.

   Известный педагог Л.В.Фомина обнаружила, проведя обследования,  что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Она сделала вывод, если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает – отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше.

   Сейчас для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни проводят такой эксперимент: просят ребенка показать один пальчик, два или три («сделай вот так» -и показывают, как это нужно делать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, хорошо говорят; если же пальцы напряженные, сгибаются только все вместе или, напротив, вялые («ватные») и не дают изолированных движений, то это – не говорящие дети. Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.

   Итак, в процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями, в первую очередь, пальцев рук. Это наглядно выявляется и при наблюдении за детьми одного и того же возраста, но с различной степенью развития речи. Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее. Согласно наблюдениям М.М.Кольцовой, развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для развития речи. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как , речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов из пальцев; такая тренировка может ускорять созревание речевых областей коры на 2-2,5 месяца, что для маленького ребенка очень много.

Степень развития движений пальцев.

Степень развития речи.

Степень развития общей моторики.

Норма

Норма

Норма

Норма

Норма

Ниже нормы

Ниже нормы

Ниже нормы

Норма

Выше нормы

Выше нормы

Норма

Ниже нормы

Ниже нормы

Выше нормы

4. Система  работы с детьми по развитию мелкой моторики.

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Современные дети живут в мощном информационном поле: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие.    

Работу с детьми начинала с логопедического обследования и составления логопедических карт на каждого ребенка. Были сформированы подгруппы детей со сходными дефектами речи. Составлен план работы с детьми, расписание занятий.

   Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в использовании языком. Когда работаешь с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях.  Поэтому, работа с дошкольниками требует поиска новых методов и приемов  работы.

   Определяя содержание коррекционной работы, стремлюсь учитывать комплекс симптомов, свидетельствующих о проблемах, которые испытывают дети, а достичь высокой степени реабилитации детей, стремлюсь к тому, чтобы восстановительная и формирующая работа с детьми протекала с учетом нейропсихологического подхода (схема 1).

   Это дает возможность:

  1. Обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы детей во время занятий;
  2. Повысить речевую мотивацию;
  3. Компенсировать недостаточность фонематического слуха;
  4. Повысить скорость запоминания и улучшить речевое продуцирование;
  5. Активизировать и восстанавливать высшие психические функции;
  6. Автоматизировать необходимые звуки в результате запоминания большого количества речевого материала.

  Выбор и использование того или иного метода определяла по характеру речевого нарушения, содержанию, целям, задачам коррекционной работы, этапом работы, возрастным и индивидуально-психологическим особенностям ребенка. Неотъемлемой частью в работе с детьми с нарушением речи  являются игра, как ведущий вид деятельности дошкольника ( играть в логопедические игры легко и весело, занимательно; дети соревнуются  друг с другом, в результате звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной), использование персонажей различного вида театров, неиспользованных ранее на занятиях, логосказки.  Логосказки – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). В своей работе сказки использую как часть занятия, как целое занятии, как дидактическую игру. Для работы с ребятами применяю следующие виды логосказок:

*пальчиковые  (развитие мелкой моторики, графических навыков);

*артикуляционные ( развитие дыхания, артикуляционной моторики);

*фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизации, дифференциации звуков) и др.

   В работе придерживаюсь принципов:

*индивидуализация;

*разносторонность;

*систематичность коррекционно-педагогического воздействия.

   Со становлением речи тесно связано развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?    

    Движения рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

   Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

   Примерно такой же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга.   Не секрет, что недостаток речевых умений сказывается на общем развитии малыша, затрудняет познание окружающего мира, обедняет его психоэмоциональное состояние. Но если вовремя помочь ему, используя все способы активизации речи, этих проблем можно избежать. Заботу о своевременном речевом развитии необходимо начинать с первых дней жизни младенца: стимулировать его фонематический слух, внимание, разговаривать, играть с ним, совершенствовать его двигательные умения.

   Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Произнесение звуков – это результат координированной работы всего организма, а не только артикуляционных органов. Точное выполнение упражнений для ног, рук, головы, туловища подготавливает работу губ, языка и т. д. Наше тело – это инструмент, который можно и нужно настраивать.

   Проанализировав работу педагогов детского сада по развитию речи детей, могу сказать, что в настоящее время очень мало уделяется внимания развитию мелкой моторики рук дошкольников. Мы перестали использовать народный фольклор, а нужно заметить, что еще наши бабушки пели своим детям песенки, рассказывали потешки, считалки, скороговорки, сказки, играли в пальчиковые игры. Дети сами могли наизусть повторять полюбившиеся произведения, игры. Нужно отметить, в то время меньшее количество детей имели дефекты речи. В наш век компьютерных технологий, многие забывают о традициях.

    А ведь работу по тренировки кисти рук можно начинать проводить с 7-месячного возраста, постепенно усложняя упражнения. Упражнения проводить может воспитатель, логопед, родители.

   Исходя, из выше сказанного, я определила составляющие части моих логопедических занятий. На своих занятиях использую обязательно упражнения на развитие артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика, которая состоит из нескольких упражнений, несколько раз повторяющиеся); упражнения на дыхание; упражнения на развитие общей моторики; упражнения на развитие мелкой моторики (работа с карандашом, мелкими предметами и др.); массаж.

   Упражнения детям даю малыми порциями, но добиваюсь, чтобы они делали их с оптимальной нагрузкой, с большей амплитудой движений. Особое внимание уделяю тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев рук дает видимый и быстрый эффект  движения кисти пальцев становятся точными и координированными, рука полностью готова к любой трудной работе.

   Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания детей с нарушениями речи, необходимо в течение занятий менять виды наглядной деятельности.

   Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев  наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение.

     Уровень развития мелкой  моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

   Поэтому работа по развитию мелкой моторики начинается задолго до поступления в школу. Я уделяю должное внимание упражнениям, играм, различным задания на развитие мелкой моторики и координации движений руки. При этом решаю две задачи: во-первых, косвенным образом влияю на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, помогаю избежать проблем школьного обучения.

    Немногих родителей, педагогов настораживает тот факт, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. В этом случае ребенок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток можно выявить, предложив малышу нарисовать одним движением окружность, диаметром примерно 3-4 см (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вам окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку.

    В работе с детьми использую следующие виды деятельности:

Наборы пористых губок ( для тренировки мускулатуры кисти руки);

Наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень;

Клубочки цветных ниток для перематывания;

Деревянные игрушки (матрешка, кубики и т.д.);

Мозаика по возрастающей сложности;

Нанизывание бус, бисера, пуговиц;

 Наборы веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков;

Наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия ( узнавание предметов на ощупь);

Дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков, круп;

Вязание, шитье, вышивание;

Пластмассовые и деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу;

Лепка из глины и пластилина;

Театр пальчиков;

Всевозможные шнуровки;

Раскраски;

Штриховки, обводки, бродилки;

   Мною изготовлены  дидактические, наглядные пособия, предназначенные для развития мимической мускулатуры, артикуляционного аппарата, ритмического восприятия. Различного вида картотеки: массажа, дыхательной гимнастики, загадок, звуков, артикуляционной гимнастики, чистоговорок, скороговорок ит.д.

   Разработаны конспекты занятий: «В гости к солнышку», «Поможем Незнайке», «О дружбе и рыцарстве», «Подарим зайке игрушки» и др.

   Дидактические и развивающие игры: «Три медведя», «Раз, два, три за мною повтори», «Где чей нос, где чей хвост», Собери картинку», «Цепочка слов», «определи звук», «Магазин соков», «Веселая семейка», «Колобок», «Поезд», «Том-ком-дом», «Варим обед», «Сломанные часы», «Чего не стало», «Найди ошибку», «Горячо-холодно» и др. Они используются в разных возрастных группах.

   

 6. Сотрудничество с родителями.

   Ни для кого не секрет, что совместная деятельность  родителей и специалистов дает наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми.

   Однако очень часто можно констатировать тот факт, что родители не уделяют должного внимания работе по преодолению какого – либо речевого дефекта у ребенка. На мой взгляд, это связано с двумя причинами:

- родители не слышат недостатков речи своих детей;

- взрослые не придают нарушениям речи серьезного значения.

   Но время, благоприятное для коррекционной работы, проходит, а дефекты речи остаются. Ребенок из детского сада уходит в школу, и эти недостатки приносят ему немало огорчений. Сверстники замечают искажение звуков или неправильно произносимые слова, высмеивают, взрослые постоянно делают замечания. В тетрадях могут появиться «необычные» ошибки. Ребенок начинает стесняться общения со сверстниками и взрослыми, отказываться участвовать в праздниках, где надо читать стихи или что-то рассказывать, неуверенно чувствует себя, отвечая на занятиях и уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.  

Ребенок не говорит. В каждой семье к этому относятся по-разному. Кого-то беспокоит уже то, что он к году произносит лишь 2-3 слова. Кто-то остается спокойным, несмотря на то, что трехлетний малыш не может составить простую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Родители считают, что спустя время ребенок догонит сверстников и заговорит сам. И очень ошибаются.

   Чтобы убедить родителей в необходимости активного участия в процессе преодоления недостатков речи детей даю советы на родительских собраниях, индивидуальных консультациях, совместные выполнения взрослыми и детьми домашних логопедических заданий.

   Для родителей оформлены рекомендации о том, как нужно заниматься с детьми.

   Созерцание результатов своего труда радует и детей, и, конечно же, их родителей. Они начинают более активно интересоваться успехами своих ребят, контролируют и нацеливают их на красивую, правильную речь, помогают им, а родительский авторитет и совместная деятельность, как уже говорилось, безотказно действуют на ребятишек.

   Таким образом, благодаря тесному сотрудничеству нам удается добиться самого главного – хороших результатов в развитии моих воспитанников.

   

 7. Заключение.

   Результаты работы не всегда проявляются быстро. Как показал опыт, постепенно у детей появляется желание заниматься, потому что оказывается возможным выполнение разных видов упражнений, которые раньше были им недоступны. Так проявляется динамика в звукопроизношении.

   В результате проделанной работы заметила, что проводимые мною педагогические мероприятия с детьми  оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. У детей улучшились внимание, память, слуховое и зрительное восприятие. Воспиталась усидчивость, сформировалась игровая, учебно – практическая деятельность. Дети научились контролировать свою речь, замечают неточности произношения, сами их исправляют. Как показал опыт работы данная система логопедической работы в ДОУ  служит хорошей базой для успешного обучения в школе: готовит руку к письму.  Учит ориентироваться на листе бумаги, у детей сформировались элементарные знания и умения единого орфографического режима. Выпуск детей из логопедической группы в конце года показал, что 80% детей  имеют исправленную речь, 10% -некоторые недостатки, 2% - требуют более глубокого логопедического воздействия.

9.Приложение.

 

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое исследование "Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи"

Методическое исследование "Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи"...

Использование нестандартного оборудования для развития тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи 5-6 лет. Игры с резиночками.

В данной методической разработке представлены игры с использованием нестандартного оборудования (а именно резиночек для волос), направленные на развитие тонких движений пальцев рук, координа...

Использование нестандартных изделий для развития тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи 5-6 лет.

Использование нестандартных изделий для развития тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи 5-6 лет....

Родительское собрание "Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи"

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассужд...

Использование нестандартного оборудования для развития тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи 5-6 лет.

Для детей дошкольного возраста большое значение имеет развитие пространственной ориентировки и тонких движений пальцев рук.О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок...