Артикуляционные упражнения в ДОУ
методическая разработка по логопедии на тему

Кондратьева Анастасия Ивановна

 

Артикуляционные упражнения

 

для детей дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень артикуляционных упражнений

для детей 2-3 лет

Условия выполнения:

1. упражнения проводят в контексте сказки, с применением наглядного, картинного материала.

2. проводить 3-5 раз в день;

3. применять упражнения в режимных моментах, на занятии, на прогулке;

4. в планирование включать 2 упражнения для губ, одно для языка ИЛИ одно для губ, два для языка;

5. планировать по 2-3 упражнения в неделю. В месяц не более 5 упражнений.

6. к новому упражнению переходить после полной отработки предыдущего.

Примечание: если упражнение не выработано до автоматизма, включать его в следующий месяц.

 

Название упражнения

Цель

Инструкция

по выполнению упражнения

«Лягушка»

 

Вот понравится лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну, и перестану

И не сколько не устану.

 

Выработать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.

Улыбнуться так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произносить звук и). Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания:

1. Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы.

2. Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать ее. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

«Хоботок»

Подражаю я слону.

Губы хоботком тяну.

А теперь их опускаю

И на место возвращаю.

 

Выработать движение губ вперед.

Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания:

1. Следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты.

2. Если ребенок не умеет вытянуть губы вперед, предложите дотянуться ему губами до конфетки, находящейся на расстоянии 1,5 – 2 см от губ, и взять ее губами.

«Лягушка - хоботок»

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

Совершенствовать умения детей чередовать движения губ вперед (хоботок) - в стороны (улыбка).

На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

 

«Окошко»

Вырабатывать умение детей удерживать рот в открытом положении.

На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).

«Лопаточка»

 

Язык лопаткой положи,

И под счет его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

 

или

 

Язычок широкий, гладкий –

Получается лопатка!

 

Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положение.

 

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания:

1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

4. Боковые края языка должны касаться уголков рта.

5. Если это упражнение не получается, надо выполнить упражнение «Месим тесто».

«Месим тесто»

Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя …». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.

«Иголочка»

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

или

Язычок наш, как иголка

Не ленись – уколет колко.

Выработать умение удерживать язык в напряженном состоянии, делая кончик языка «острым».

Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу, чтобы он был «острым», как жало.

Методические указания:

1. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

 

«Лопаточка - иголочка»

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи.

Язык иголочкой потом

Потянем тонким острием.

Совершенствовать умение детей чередовать положение языка «широкий - узкий».

На счет «раз-два» чередовать упражнения «Лопаточка» и упражнение «Иголочка».

 

«Часики»

Тик – так, тик – так.

Ходят часики вот так!

Как так? Вот так:

Тик – так, тик – так!

 

Выработать умение двигать язык к уголкам рта: вправо – влево.

Улыбнуться, показать зубы, отклонить высунутый язык вправо, затем влево. Чередовать движения под счет или читая стихотворение для этого упражнения.

Методические указания. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

«Качели»

Вверх – вниз, вверх – вниз,

Ты качаться не ленись!

Вверх – вниз, вверх – вниз

 

Вырабатывать умение быстро менять положение языка «верх - низ».

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

«Лошадка»

Ты, лошадка, хвост не прячь!

На тебе помчимся вскачь.

 

Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

 

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания:

1. Упражнение в начале выполняется в медленном темпе, потом темп убыстряется.

2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

3. Если у ребенка пощелкивание не получается, ребенок должен выполнять упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуться к упражнению «Лошадка».

4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался вовнутрь, т.е., чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

«Приклей конфетку»

Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.

Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

Методические указания:

1. Следить, чтобы работал только язык. Нижняя челюсть должна быть неподвижна.

2. Рот открывать не шире чем на 1,5 – 2 см.

3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).

4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень артикуляционных упражнений

для детей 3-4 лет

Условия выполнения:

1. упражнения проводят в контексте сказки, с применением наглядного, картинного материала.

2. проводить 3-5 раз в день;

3. применять упражнения в режимных моментах, на занятии, на прогулке;

4. в планирование включать 2 упражнения для губ, 2 для языка ИЛИ одно для губ, три для языка ИЛИ три для губ, одно для языка;

5. планировать по 3-4 упражнения в неделю. В месяц не более 6 упражнений.

6. к новому упражнению переходить после полной отработки предыдущего.

Примечание: если упражнение не выработано до автоматизма, включать его в следующий месяц. Таким образом, 1-2 упражнения должны повторно включаться в планирование на следующий месяц.

 

 

Название упражнения

Цель

Инструкция

по выполнению упражнения

«Лягушка»

 

Вот понравится лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну, и перестану

И не сколько не устану.

 

Выработать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.

Улыбнуться так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произносить звук и). Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания:

1. Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы.

2. Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать ее. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

«Хоботок»

Подражаю я слону.

Губы хоботком тяну.

А теперь их опускаю

И на место возвращаю.

 

Выработать движение губ вперед.

Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания:

1. Следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты.

2. Если ребенок не умеет вытянуть губы вперед, предложите дотянуться ему губами до конфетки, находящейся на расстоянии 1,5 – 2 см от губ, и взять ее губами.

«Лягушка - хоботок»

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

Совершенствовать умения детей чередовать движения губ вперед (хоботок) - в стороны (улыбка).

На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

 

«Окошко»

Вырабатывать умение детей удерживать рот в открытом положении.

На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).

«Лопаточка»

 

Язык лопаткой положи,

И под счет его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

 

или

 

Язычок широкий, гладкий –

Получается лопатка!

 

Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положение.

 

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания:

1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

4. Боковые края языка должны касаться уголков рта.

5. Если это упражнение не получается, надо выполнить упражнение «Месим тесто».

«Месим тесто»

Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя …». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.

«Иголочка»

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

или

Язычок наш, как иголка

Не ленись – уколет колко.

Выработать умение удерживать язык в напряженном состоянии, делая кончик языка «острым».

Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу, чтобы он был «острым», как жало.

Методические указания:

1. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

 

«Лопаточка - иголочка»

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи.

Язык иголочкой потом

Потянем тонким острием.

Совершенствовать умение детей чередовать положение языка «широкий - узкий».

На счет «раз-два» чередовать упражнения «Лопаточка» и упражнение «Иголочка».

 

«Часики»

Тик – так, тик – так.

Ходят часики вот так!

Как так? Вот так:

Тик – так, тик – так!

 

Выработать умение двигать язык к уголкам рта: вправо – влево.

Улыбнуться, показать зубы, отклонить высунутый язык вправо, затем влево. Чередовать движения под счет или читая стихотворение для этого упражнения.

Методические указания. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

«Качели»

Вверх – вниз, вверх – вниз,

Ты качаться не ленись!

Вверх – вниз, вверх – вниз

 

Вырабатывать умение быстро менять положение языка «верх - низ».

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

«Индюк»

Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её.

Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не слышится бл - бл (как индюк болбочет).

Методические указания.

- Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

- Чтобы движения языком были вперёд - назад, а не из стороны в сторону.

- Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.

«Лошадка»

Ты, лошадка, хвост не прячь!

На тебе помчимся вскачь.

 

Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

 

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания:

1. Упражнение в начале выполняется в медленном темпе, потом темп убыстряется.

2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

3. Если у ребенка пощелкивание не получается, ребенок должен выполнять упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуться к упражнению «Лошадка».

4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался вовнутрь, т.е., чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

«Приклей конфетку»

Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.

Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

Методические указания:

1. Следить, чтобы работал только язык. Нижняя челюсть должна быть неподвижна.

2. Рот открывать не шире чем на 1,5 – 2 см.

3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).

4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

«Загнать мяч в ворота»

Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

Методические указания.

- Следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.

- Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

«Наказать непослушный язык»

Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя-пя-пя».

Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт до 5, до 10.

Методические указания.

- Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

- Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

- Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.

- Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

«Почистим зубы»

Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Методические указания.

- Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.

- Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.

- Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

«Чьи зубы чище»

Вырабатывать подъём языка вверх.

 

Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Методические указания.

- Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

- Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у верхних зубов.

- Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень артикуляционных упражнений

для детей 4-5 лет

Условия выполнения:

1. упражнения проводят с помощью игровых и наглядных приемов: по картинкам, по образцу, перед индивидуальным зеркалом;

2. проводить 3-5 раз в день;

3. применять упражнения в режимных моментах, на занятии, на прогулке;

4. в планирование включать 2 упражнения для губ, 3 для языка ИЛИ 3 для губ, два для языка;

5. планировать по 4-5 упражнений в неделю. В месяц не более 7 упражнений.

6. к новому упражнению переходить после полной отработки предыдущего.

Примечание: если упражнение не выработано до автоматизма, включать его в следующий месяц. Таким образом, 1-2 упражнения должны повторно включаться в планирование на следующий месяц.

 

 

Название упражнения

Цель

Инструкция

по выполнению упражнения

«Лягушка»

 

Вот понравится лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну, и перестану

И не сколько не устану.

 

Выработать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.

Улыбнуться так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произносить звук и). Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания:

1. Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы.

2. Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать ее. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

«Хоботок»

Подражаю я слону.

Губы хоботком тяну.

А теперь их опускаю

И на место возвращаю.

 

Выработать движение губ вперед.

Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания:

1. Следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты.

2. Если ребенок не умеет вытянуть губы вперед, предложите дотянуться ему губами до конфетки, находящейся на расстоянии 1,5 – 2 см от губ, и взять ее губами.

«Лягушка - хоботок»

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

Совершенствовать умения детей чередовать движения губ вперед (хоботок) - в стороны (улыбка).

На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

 

«Окошко»

Вырабатывать умение детей удерживать рот в открытом положении.

На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).

«Лопаточка»

 

Язык лопаткой положи,

И под счет его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

 

или

 

Язычок широкий, гладкий –

Получается лопатка!

 

Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положение.

 

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания:

1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

4. Боковые края языка должны касаться уголков рта.

5. Если это упражнение не получается, надо выполнить упражнение «Месим тесто».

«Месим тесто»

Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя …». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.

«Трубочка»

Выработать умение поднимать края языка, сворачивая в трубочку.

Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.

«Иголочка»

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

или

Язычок наш, как иголка

Не ленись – уколет колко.

Выработать умение удерживать язык в напряженном состоянии, делая кончик языка «острым».

Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу, чтобы он был «острым», как жало.

Методические указания:

1. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

 

«Лопаточка - иголочка»

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи.

Язык иголочкой потом

Потянем тонким острием.

Совершенствовать умение детей чередовать положение языка «широкий - узкий».

На счет «раз-два» чередовать упражнения «Лопаточка» и упражнение «Иголочка».

 

«Часики»

Тик – так, тик – так.

Ходят часики вот так!

Как так? Вот так:

Тик – так, тик – так!

 

Выработать умение двигать язык к уголкам рта: вправо – влево.

Улыбнуться, показать зубы, отклонить высунутый язык вправо, затем влево. Чередовать движения под счет или читая стихотворение для этого упражнения.

Методические указания. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

«Качели»

Вверх – вниз, вверх – вниз,

Ты качаться не ленись!

Вверх – вниз, вверх – вниз

 

Вырабатывать умение быстро менять положение языка «верх - низ».

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

«Чашечка»

Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

Методические указания.

- Если «Чашечка» не получается, то необходимо распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму.

- Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальчиками.

- При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.

«Индюк»

Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её.

Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не слышится бл - бл (как индюк болбочет).

Методические указания.

- Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

- Чтобы движения языком были вперёд - назад, а не из стороны в сторону.

- Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.

«Лошадка»

Ты, лошадка, хвост не прячь!

На тебе помчимся вскачь.

 

Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

 

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания:

1. Упражнение в начале выполняется в медленном темпе, потом темп убыстряется.

2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

3. Если у ребенка пощелкивание не получается, ребенок должен выполнять упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуться к упражнению «Лошадка».

4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался вовнутрь, т.е., чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

«Приклей конфетку»

Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.

Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

Методические указания:

1. Следить, чтобы работал только язык. Нижняя челюсть должна быть неподвижна.

2. Рот открывать не шире чем на 1,5 – 2 см.

3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).

4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

«Загнать мяч в ворота»

Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

Методические указания.

- Следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.

- Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

«Наказать непослушный язык»

Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя-пя-пя».

Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт до 5, до 10.

Методические указания.

- Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

- Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

- Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.

- Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

«Почистим зубы»

Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Методические указания.

- Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.

- Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.

- Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

«Чьи зубы чище»

Вырабатывать подъём языка вверх.

 

Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Методические указания.

- Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

- Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у верхних зубов.

- Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень артикуляционных упражнений

для детей 5-6 лет

Условия выполнения:

1. упражнения выполняются по образцу, под счет, перед индивидуальным зеркалом;

2. проводить 3-5 раз в день;

3. применять упражнения в режимных моментах, на занятии, на прогулке;

4. в планирование включать 3 упражнения для губ, 3 для языка ИЛИ 2 для губ, 4 для языка;

5. планировать по 5-6 упражнений в неделю. В месяц не более 8 упражнений.

6. к новому упражнению переходить после полной отработки предыдущего.

Примечание: если упражнение не выработано до автоматизма, включать его в следующий месяц. Таким образом, 1-2 упражнения должны повторно включаться в планирование на следующий месяц.

 

 

Название упражнения

Цель

Инструкция

по выполнению упражнения

«Лягушка - хоботок»

 

Совершенствовать умения детей чередовать движения губ вперед (хоботок) - в стороны (улыбка).

На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

 

«Окошко»

Вырабатывать умение детей удерживать рот в открытом положении.

На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).

«Лопаточка»

 

 

Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положение.

 

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания:

1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

4. Боковые края языка должны касаться уголков рта.

5. Если это упражнение не получается, надо выполнить упражнение «Месим тесто».

«Месим тесто»

Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя …». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.

«Трубочка»

Выработать умение поднимать края языка, сворачивая в трубочку.

Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.

«Иголочка»

 

Выработать умение удерживать язык в напряженном состоянии, делая кончик языка «острым».

Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу, чтобы он был «острым», как жало.

Методические указания:

1. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

«Лопаточка - иголочка»

 

Совершенствовать умение детей чередовать положение языка «широкий - узкий».

На счет «раз-два» чередовать упражнения «Лопаточка» и упражнение «Иголочка».

 

«Часики»

 

Выработать умение двигать язык к уголкам рта: вправо – влево.

Улыбнуться, показать зубы, отклонить высунутый язык вправо, затем влево. Чередовать движения под счет или читая стихотворение для этого упражнения.

Методические указания. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

«Качели»

 

Вырабатывать умение быстро менять положение языка «верх - низ».

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

«Чашечка»

Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

Методические указания.

- Если «Чашечка» не получается, то необходимо распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму.

- Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальчиками.

- При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.

«Индюк»

Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её.

Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не слышится бл - бл (как индюк болбочет).

Методические указания.

- Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

- Чтобы движения языком были вперёд - назад, а не из стороны в сторону.

- Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.

«Лошадка»

 

Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

 

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания:

1. Упражнение в начале выполняется в медленном темпе, потом темп убыстряется.

2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

3. Если у ребенка пощелкивание не получается, ребенок должен выполнять упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуться к упражнению «Лошадка».

4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался вовнутрь, т.е., чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

«Грибок»

Учить удерживать язык вверху.

Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка поместить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к небу за верхними резцами.

«Гармошка»

Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку.

Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки.

Методические указания.

- Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот.

- Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 - 5.

- Следить, чтобы при открытии рта не провисала одна из сторон языка.

«Загнать мяч в ворота»

Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

Методические указания.

- Следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.

- Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

«Наказать непослушный язык»

Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижние зубы и, покусывать его.

Методические указания.

- Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.

- Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

«Почистим зубы»

                

Совершенствовать умение поднимать язык на верхние зубы и класть перед нижними зубами.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить верхние, нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Методические указания.

- Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.

- Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.

- Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

«Вкусное варенье»

Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

Слегка приоткрыть рот и широким краем языка облизать нижнюю губу, делать языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания.

- Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной.

- Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

- Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

«Парус»

Выработать умение подъема языка к верхнему небу и умения удерживания позы.

Рот открыт. Язык поднять к твердому небу и удерживать позу.

«Маляр»

 

Отработать движения языка вверх и его подвижность.

Улыбнутся, приоткрыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд - назад.

Методические указания.

- Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

- Следить, чтобы кончик языка, продвигаясь вперёд, доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта.

«Горка»

Выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами и выгибать спинку языка.

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упереть в нижние резцы и, не отрывая его от зубов, выгнуть спинку языка. Удержать позу.

 

«Дятел»

Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка и умение делать кончик языка напряженным.

 

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: д - д - д. Сначала звук д произносить медленно. Постоянно убыстряя темп.

Методические указания.

- Рот должен быть открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

- Следить, чтобы звук д носил характер чёткого удара - не был хлюпающим.

- Кончик языка не должен подворачиваться.

- Звук нужно произносить так, чтобы ощущалась воздушная струя.

 

 

Перечень артикуляционных упражнений

для детей 6-7 лет

Условия выполнения:

1. упражнения проводятся под счет, по названиям, перед индивидуальным зеркалом;

2. проводить 3-5 раз в день;

3. применять упражнения в режимных моментах, на занятии, на прогулке;

4. в планирование включать 3 упражнения для губ, 4 для языка ИЛИ 4 для губ, 3 для языка;

5. планировать по 6-7 упражнений в неделю. В месяц не более 9 упражнений.

6. к новому упражнению переходить после полной отработки предыдущего.

Примечание: если упражнение не выработано до автоматизма, включать его в следующий месяц. Таким образом, 1-2 упражнения должны повторно включаться в планирование на следующий месяц.

 

 

Название упражнения

Цель

Инструкция

по выполнению упражнения

«Лягушка - хоботок»

 

Совершенствовать умения детей чередовать движения губ вперед (хоботок) - в стороны (улыбка).

На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

 

«Лопаточка»

 

 

Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положение.

 

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания:

1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

4. Боковые края языка должны касаться уголков рта.

5. Если это упражнение не получается, надо выполнить упражнение «Месим тесто».

«Иголочка»

 

Выработать умение удерживать язык в напряженном состоянии, делая кончик языка «острым».

Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу, чтобы он был «острым», как жало.

Методические указания:

1. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

«Лопаточка - иголочка»

 

Совершенствовать умение детей чередовать положение языка «широкий - узкий».

На счет «раз-два» чередовать упражнения «Лопаточка» и упражнение «Иголочка».

 

«Змейка»

Вырабатывать умение делать язык узким и управлять движениями языка.

Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь его, сделать узким.
Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Производить движения языком в медленном темпе.

«Часики»

 

Выработать умение двигать язык к уголкам рта: вправо – влево.

Улыбнуться, показать зубы, отклонить высунутый язык вправо, затем влево. Чередовать движения под счет или читая стихотворение для этого упражнения.

Методические указания. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

«Трубочка»

Выработать умение поднимать края языка, сворачивая в трубочку.

Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.

«Качели»

 

Вырабатывать умение быстро менять положение языка «верх - низ».

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

«Чашечка»

«Лопатка»-«Чашечка»

Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

Методические указания.

- Если «Чашечка» не получается, то необходимо распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму.

- Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальчиками.

- При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.

«Индюк»

Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её.

Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не слышится бл - бл (как индюк болбочет).

Методические указания.

- Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

- Чтобы движения языком были вперёд - назад, а не из стороны в сторону.

- Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.

«Лошадка»

 

Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

 

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания:

1. Упражнение в начале выполняется в медленном темпе, потом темп убыстряется.

2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

3. Если у ребенка пощелкивание не получается, ребенок должен выполнять упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуться к упражнению «Лошадка».

4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался вовнутрь, т.е., чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

«Грибок»

Учить удерживать язык вверху.

Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка поместить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к небу за верхними резцами.

«Гармошка»

Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку.

Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки.

Методические указания.

- Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот.

- Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 - 5.

- Следить, чтобы при открытии рта не провисала одна из сторон языка.

«Почистим зубы»

                

Совершенствовать умение поднимать язык на верхние зубы и класть перед нижними зубами.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить верхние, нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Методические указания.

- Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.

- Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.

- Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

«Вкусное варенье»

Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

Слегка приоткрыть рот и широким краем языка облизать нижнюю губу, делать языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания.

- Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной.

- Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

- Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

«Парус»

Выработать умение подъема языка к верхнему небу и умения удерживания позы.

Рот открыт. Язык поднять к твердому небу и удерживать позу.

«Маляр»

 

Отработать движения языка вверх и его подвижность.

Улыбнутся, приоткрыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд - назад.

Методические указания.

- Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

- Следить, чтобы кончик языка, продвигаясь вперёд, доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта.

«Горка»

Выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами и выгибать спинку языка.

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упереть в нижние резцы и, не отрывая его от зубов, выгнуть спинку языка. Удержать позу.

 

«Дятел»

Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка и умение делать кончик языка напряженным.

 

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: д - д - д. Сначала звук д произносить медленно. Постоянно убыстряя темп.

Методические указания.

- Рот должен быть открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

- Следить, чтобы звук д носил характер чёткого удара - не был хлюпающим.

- Кончик языка не должен подворачиваться.

- Звук нужно произносить так, чтобы ощущалась воздушная струя.

«Пулеметик»

Вырабатывать подъём языка, гибкость и подвижность кончика языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук т - т - т - сначала медленно, постепенно убыстряя темп.

Методические указания.

Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер чёткого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая воздушная струя воздуха.

«Футбол»

 

Укрепить мышцы кончика языка и щёк.

Рот приоткрыть, поочередно упираться кончиком языка то в правую, то в левую щечку.

«Катушка»

Выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами, выгибать спинку языка и активизировать язык.

Улыбнуться, показать зубы, рот приоткрыть. Кончик языка упереть в нижние зубы, перевернуть язык. Удерживать в таком положении.

  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система артикуляционных упражнений для развития артикуляционной праксиса у детей с дизартрией (по Е.Ф.Архиповой)

Для практического применения предлагаем:16 артикуляционных упражнений, выполняемых с функциональной нагрузкой1.  «Забор».Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы. М...

Артикуляционные упражнения, как средство подготовки артикуляционного аппарата к овладению правильным звукопроизношением.

В данной методической разработке дается характеристика артикуляционным упражнениям, методические рекомендации к их выполнению. Также представлены комплексы основных артикуляционных упражнений и упражн...

Артикуляционная гимнастика в детском саду. Картотека артикуляционных упражнений

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20143018","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Артикуляционная гимнастика — это комплекс специальных упражнений для развития речевых...

Картотека артикуляционных упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков позднего онтогенеза

В данной подборке предлагаются комплексы упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков позднего онтогенеза....

консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»

Консультация "Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков"...

Тематическая консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеБорисоглебского городского округа Борисоглебская средняя общеобразовательная школа №13 структурное подразделение детский сад...

Артикуляционная гимнастика, примеры артикуляционных упражнений

Артикуляционная гимнастика, примеры артикуляционных упражнений ...