конспект занятия на дифференциацию звуков з-зь
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

конспект фронтального (подгруппового) логопедического занятия по дифференциации звуков з-зь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_na_temu.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие на тему «Звуки З – Зь»

Цель:  обобщить знания детей в дифференциации твердого и мягкого звуков, в звуковом анализе.

Задачи:

учить различать твердый и мягкий звук;

– определять позиции заданных звуков в слоге, слове;

– делать звуковой анализ слов;

– развивать слуховое внимание.

Оборудование: зеркальце; картинки с изображением предметов, содержащие данные звуки; карточки для звукового анализа; сигнальные картинки; карандаши (синий, зеленый, красный).

Ход занятия

  1. Оргмомент.– Ребята, посмотрите, к нам на занятие пришли два дракончика, которых зовут Зик и Зак. Они прилетели к нам с маленькой планеты Драколяндии и ничего не понимают из того, что мы с вами говорим. Давайте поможем дракошам научиться понимать нашу речь.  
  2. – Прежде чем научить дракош понимать наш язык, давайте вспомним и расскажем Зику и Заку, что такое наша речь и из чего она складывается. (из звуков, которые складываются в слоги, слова и в предложения). Какими бывают речевые звуки? (гласные и согласные). Как определить, какой звук гласный, а какой согласный? (те, при произнесении которых воздуху во рту ничего не мешает выходить,  называются гласными, те, при произнесении которых воздуху изо рта мешают выходить либо губы, либо зубы, либо язык, называются согласными). В каких домиках живут гласные звуки? (в красных) какими могут быть согласные звуки? (могут быть твердыми и «жить» в синем домике или мягкими и «жить» в зеленом домике).

Молодцы! Вот мы и рассказали дракошам, из чего же складывается наша речь и какие бывают звуки. Ребята, какой первый звук стоит в имени Зака? (звук З) Возьмите зеркало, которое лежит у вас на столе и, глядя в него, произнесите звук З. Внимательно посмотрите за движением своих губ, почувствуйте положение язычка во рту и скажите звук З  гласный или согласный? (согласный, потому что воздуху мешают выходить язык и зубы, образующие щель). Правильно! А еще звук З какой? (твердый и значит «живет» в синем домике). А на какой звук начинается имя Зик? (на звук Зь, согласный, мягкий, «живет» в зеленом домике).

 «Поймай звук» (сначала З, затем ЗЬ)

(изолированный, в слоге)

  1. Вот Зак и Зик уже много узнали не только о звуках нашей речи, но теперь знают, на какие звуки начинаются их имена. Ребята, посмотрите, у одного из них выпала картинка (земляника), и они никак не могут поделить ее. Давайте с вами подумаем и поможем дракошам разобраться, кто из них обронил эту картинку. Как вы думаете, кому она  принадлежит? (Зику, потому что начинается на звук Зь). Посмотрите, Зак совсем расстроился. Давайте подарим Зику и Заку картинки, которые лежат у вас на столе, ведь они у нас в гостях. (дети по очереди выходят к доске дарят свою картинку и объясняют свой выбор). Вот сколько подарков надарили. Давайте покажем нашим гостям, как мы умеем определять положение звука в слове (логопед по очереди показывает схемы расположения звука в слове, а дети поднимают картинки, соответствующие этим схемам).
  2. Физминутка. Что-то наши дракончики устали, давайте и мы с вами  немного разомнемся.

На зарядку! На зарядку!

Просыпайтесь по порядку.

Руки, ноги, голова!

Раз – два, раз – два!

На зарядку! На зарядку!

Достаю ладошкой пятку!

Сначала буду маленьким,

К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большим,

До лампы дотянусь.

  1.  Порезвились, поразмялись. (придумать предложение с предметом, который изображен на картинке)
  2. Зик и Зак посчитали, что они уже все знают и могут даже сделать звуковой анализ слова. Давайте проверим, правильно ли они выполнили его (логопед вывешивает картинку, под которой нарисована схема слова с неправильным обозначением звуков; задача детей правильно «расселить» звуки).

Мы исправили ошибки дракош, и теперь они смогут правильно называть по порядку  звуки в слове.    

  1. Итог занятия.

Ребята, как вы думаете, чему научились дракоши на нашем занятии? (Узнали, из чего состоит наша речь, какими бывают звуки, научились определять звуки по порядку …)

дракоши оставили вам на память свои портреты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

План - конспект занятия по дифференциации звуков С-Ш

Закреплять  навыки  словообразования и  словоизменения;Развивать  фонематический  слух  и  восприятие, память и мышление;Упражненять в пересказе небольшого текста...

Конспект занятия на дифференциацию звуков Т-Д

В конспект звнятия включенипрактический материал на дифференциацию звуков Т и Д...

Конспект занятия на дифференциацию звуков С и ТЬ

В конспект занятия включен практический материал для дифференциации звуков С и ТЬ...

Конспект занятий по дифференциации звуков К и Г

В конспекте представлен практический материал по диференциации звуков Ки Г...

Конспект занятия по дифференциации звуков К и Т

В конспекте представлен практический материал на дифференциацию звуков К и Т...

Конспект занятия по дифференциации звуков Щ и СЬ

В конспекте представлен практический материал по дифференциации звуков Щ и СЬ...