Главные вкладки

    Статья по логопедии (старшая группа) по теме:
    Использование театрализованных игр в преодолении речевых нарушений у детей

    Душкина Ирина Евгеньевна

     

                        Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др., рассматриваются прежде всего как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической   

                       жизни ребенка.   Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная (театрально-игровая) деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную

                      сферы ребенка,  обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.   Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению

                       коммуникативной  дезадаптации. 

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др., рассматриваются прежде всего как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка.

    Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная (театрально-игровая) деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.  Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.

    Функции детской игры определяются ее психологическими особенностями, раскрытыми в исследованиях  С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др. В игре формируется личность ребенка, реализуются ее потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе, самочувствие, способы общения со сверстниками. Психотерапевтический механизм сценических игр состоит в определении ролей для участников. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

    ПРИНЦИПЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Принципы коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития (ЗРР), основанной на театрализованной деятельности, построены на специфических принципах.

    1. Принцип стимуляции познавательной, исследовательской деятельности, активности ребенка. Имеет место ситуация выбора, незавершенный образ, его неожиданность и проблемность, постановка дальней цели.
    2. Принцип творческой, гуманной направленности педагогического процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии.
    3. Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия.
    4. Принцип интегративности, характеризующийся связью:

    - театрализованной с другими видами деятельности (речевой, художественной, музыкальной и др.), с различными видами искусств (драматическим, изобразительным);

    - детского и взрослого искусств;

    - театральной игры и совместной созидательной деятельности педагога и ребенка;

    - ребенка и ребенка, ребенка и продуктов театральной культуры;

    - специально организованной и самостоятельной деятельности.

    5.  Принцип обучения и творчества, означающий целенаправленное и планомерное усвоение ребенком знаний, умений, навыков, а затем использование их для решения творческих задач по этапам:

         - ориентировка ребенка в новой для него театрализованной деятельности, где доминирует обучение, внесение элементов творчества;

         - побуждение к сотворчеству со взрослым, где обучение и творчество имеют равноправное значение;

         - самостоятельный поиск решения творческих задач.

    СОДЕРЖАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Театрализованная деятельность способствует развитию:

    1. Психофизических способностей (мимики, пантомимики);
    2. Психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и др.);
    3. Речи (монолог, диалог);
    4. Творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

    Театрализованная деятельность помогает формированию следующих умений и навыков детей:

           - разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини-сценок;

           - владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостным, теневым, игрушки, пальчиковым и др.);

           -амплификация  (обогащение) театрального опыта (знания о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, терминологии);

           - изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов.

    ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ

    Театральная игра направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу и уметь общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях. Данные игры условно можно разделить на общеразвивающие и специальные.

    Общеразвивающие игры учат ребенка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развивают произвольную память и быстроту реакции, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизируют мыслительные процессы. Также они способствуют адаптации детей в коллективе сверстников и создают предпосылки для успешной учебы в школе – в первую очередь за счет актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социально-психологического компонентов.

    Специальные игры развивают воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. К.С. Станиславский призывал актеров учиться вере и правде игры у детей, поскольку они очень серьезно и искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию, легко менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре.

    УПРАЖНЕНИЯ И ЭТЮДЫ

    Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Ребенок не задумывается над тем, как он, например, поднимает упавший карандаш, или кладет на место игрушку. Делать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто.

    Чтобы быть естественным, необходимо найти ответы на вопросы почему, для чего, зачем я это делаю? Развивают эту способность  упражнения и этюды на сценическое оправдание (умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие нафантазированными причинами – предлагаемыми обстоятельствами).

    Темы для таких маленьких спектаклей (этюдов) близки и понятны детям (Ссора, Обида, Встреча). Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение (Знакомство, Просьба, Благодарность, Угощение, Разговор по телефону, Поздравления и пожелания). С помощью мимики и жестов разыгрываются этюды на основные эмоции (Радость, Гнев, Грусть, Удивление, Отвращение, Страх).

    Если этюды разыгрываются по сказкам, вначале необходимо определить характер героя (ленивый или трусливый, добрый или злой, глупый или умный) и сформулировать его речевую характеристику. Каждый сказочный персонаж обладает собственной манерой, говорить, которая проявляется в диалогах и делает их живыми и естественными.

    Работа над этюдами развивает качества, в том числе умение действовать в условиях вымысла и общаться, реагируя на поведение партнера.

    РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

    Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда также включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

    Таким образом, данные упражнения делятся на три вида:

    - дыхательные и артикуляционные;

    - дикционные и интонационные;

    - творческие (со словом).

    В коррекционной работе с детьми с ЗРР всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.

    Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. На следующем этапе из стихотворения можно создавать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме, того разучивание стихов развивает память и интеллект.

    Все выше сказанное дает основание утверждать, что применение театрализованной деятельности повышает эффективность психокоррекции задержки речевого развития детей дошкольного возраста за счет комплексного аффективно-коммуникативного воздействия.