«Применение ИКТ в логопедической работе».
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) по теме

Буток Елена Николаевна

Конспект составлен в соответствии с федеральными государственными требованиями, в нем прослеживаются партнерские отношения и используются компьютерные технологии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_2.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Применение ИКТ в логопедической работе».

Применение компьютера в логопедической работе уже довольно широко распространено в педагогической среде. Чем же это обусловлено?  Применение специализированных компьютерных технологий в работе с детьми, страдающими нарушениями речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи. Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью, он активизирует компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. При выполнении заданий компьютерной программы происходит совместная координированная работы моторного, слухового и зрительного анализаторов.  Применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, т.к. предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.  Специализированные компьютерные средства обучения повышают мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий, повышают интерес детей к этим занятиям.  А этот интерес лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольная память и внимание, что и обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе.

В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с детьми, страдающими нарушениями речи.  

Тема: Звук [С’]. «Одежда».

Цели:

  1. Образовательные:

1.Закрепить навык четкого произношения звука [С’] в слогах, словах,

фразах; понятий «родственные слова», «предметы одежды».

2. Закреплять навыки звукового анализа и  составление звуковых схем на материале слов со звуком [С’].

3. Развивать грамматический строй речи: учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом – ик .

4. Закрепить навыки составления рассказа при помощи образца и опорных картинок.

5. Активизировать речевую деятельность детей через умение формулировать полные ответы.

  1. Коррекционно-развивающие:

1. Развивать фонематический слух, слуховое внимание и воображение через выполнение устных инструкций.

2. Развивать  тонкую моторику рук через выполнение упражнений.

3. Развивать зрительно-пространственную ориентацию.

  1. Воспитательные:

1. Воспитывать умение работать в коллективе.

Словарная работа: сито.

Оборудование: Предметные картинки, мультимедиа,  маршрутная карта, магнитофон с аудиокассетой, карточки–символы, пиктограммы,  звуковые сигналы.

Ход:

 Дети заходят в зал.

Логопед: Ребята, посмотрите, как много гостей к нам сегодня пришло, давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются).

 I.Организационный момент.

Раздается плач девочки.

Логопед: Ой,  ребята, кто-то плачет.

Дети видят  девочку,  сидящую у двери. Она плачет.

Логопед: Девочка, как тебя зовут?

Девочка: Маша, но многие зовут меня Маша – растеряша.

Логопед: А что с тобой случилось?

Девочка: Я разбросала и растеряла все свои вещи, а дверь в комнату,  где они лежат,  захлопнулась и не открывается, а я хочу гулять. Что же мне делать? Может вы мне поможете?

Логопед: Ребята, поможем Маше?

Дети соглашаются.

Логопед: Для того, чтобы ты успокоилась, давай поиграем с пальчиками.

II. Пальчиковая гимнастика «Гномики – прачки».

III. Постановка цели (проблемы), темы занятия.

Раздается голос.

Дверь: Маша, я решила тебя проучить за то, что ты не умеешь обращаться со своей одеждой, постоянно разбрасываешь ее и теряешь. Я спрятала ее от тебя.

Маша плачет, спрашивает,  что ей делать.

Дверь: Хорошо, я отдам тебе все твои вещи. Но для этого ты должна выполнить все мои задания. Если задания будут выполнены правильно, на экране появятся предметы одежды. А где находятся эти задания, ты найдешь по карте.

Из-под двери появляется конверт с картой, в котором указано,  где дети будут находить конверты с заданиями. 

IV. Решение проблемы (игры и упражнения, предполагающие самостоятельную деятельность детей).

Логопед: Для выполнения первого задания давайте посмотрим на карту, выберем направление и количество шагов, указанных на карте.

1-е задание. Работа с карточками-символами.

Логопед: Достает задание и показывает  карточку – символ.

- Как вы думаете, что мы сейчас будем делать?

Дети: Мы будем внимательно слушать.

Логопед произносит слова: сирень, Сёма, сироп, серьги, сито, сетка сила, синяк, сено, сифон, семь, гуси, кисель. 

Задает вопрос: «Какой звук слышится в начале этих слов?».

Дети: В начале каждого слова слышится звук [с'].

Логопед: Теперь давайте посмотрим на экран, какой предмет одежды появился на экране?(юбка).

Дети: Молодцы, вы правильно выполнили задание.

2-е задание. Артикуляция звука.

Логопед: А теперь давайте посмотрим на карту, (выбирают направление и количество шагов указанных на карте до второго задания).

 Дети находят сундучок с зеркалами.

Логопед: (Достает задание: карточка – символ): Как вы думаете, что мы сейчас будем делать?

Дети: Мы будем смотреть в зеркало и определять, что делают наши губы, зубы и язык.

Логопед предлагает детям взять зеркала и произнести звук [с']

Логопед: Что делают ваши губы, зубы и язык?

Дети: Губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка внизу, посередине языка канавка, через нее выходит воздух.

3-е задание. Характеристика звука.

Логопед: Дайте характеристику звуку [с'] (согласный, глухой, мягкий).

Логопед: Посмотрите на экран, какой предмет одежды, появился на экране?  

Логопед: Молодцы, и с этим заданием вы справились. Давайте продолжим наш путь, но для этого нам снова надо обратиться к карте.

4-е задание. Выделение звука [с'] из слов.

Дети отсчитывают количество шагов указанных на карте и находят конверт с заданием.

Логопед:  Сейчас я буду произносить слоги, а вы должны  выделить  звук [с'] из ряда слогов:

ми – тё – си – кю – мя – сё – ню – ви – ся – пи – се – тю – ля – сю – мё – си – ви – ся.

Логопед: Теперь давайте посмотрим на экран, какой предмет одежды появился на экране?(кофта)

Логопед: Молодцы, и с этим заданием вы справились. Продолжим наш путь, но для этого нам снова надо обратиться к карте.

Дети отсчитывают количество шагов указанных на карте и находят конверт с заданием.

5-е задание.

Логопед: Определить позицию звука [c,] в следующих  в словах.

Семь, письмо, гусь, сито, кисель, василек, сетка. 

Словарная работа. Знакомство с лексическим значением слова СИТО.

Логопед: Посмотрите, и с этим заданием вы успешно справились. Что за предмет одежды вы ведете на экране? (платье)

Логопед: Правильно, молодцы. 

V. Физминутка.

Маша – растеряша: Ребята, давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Платье для Машутки», а то я   так устала.

Дети соглашаются.  

Маша выполняет, дети повторяют.

Это платье для Машутки (четыре ритмичных поворота вправо  - влево, держа                     руки на поясе)

Красные горошки (4 ритмичных прыжка на обеих ногах)

А на платье два кармашка, (приседаем)

Спрячем  в них ладошки (прикладываем обе ладони к животику)

6-е задание. Звуковой анализ слова гусь, сито.

Логопед: Посмотрите, и с этим заданием вы успешно справились. Что за предмет одежды вы ведете на экране? (футболка.)

Логопед: Молодцы, и с этим заданием вы справились. Давайте продолжим наш путь и обратимся к карте.

Дети выполняют определенное количество шагов и находят следующий конверт. 

7-е задание. Игра «Большой  - маленький».

Логопед: Сейчас я буду называть вам слова, которые будут означать большой размер, а вы -  слова, которые обозначают маленький размер.

Пес – песик, нос – носик, глаз – глазик, и т.д.

Логопед: Молодцы, и с этим заданием вы справились. Давайте продолжим наш путь. В этом нам поможет  карта.

Дети выполняют определенное количество шагов, находят следующий конверт и  подходят к экрану мультимедиа.

Логопед: Ну вот, вы и нашли все предметы одежды для Маши.

Маша – растеряша:  волшебная дверь не отдает мне мои вещи, а я так хочу гулять. 

8-е задание. Пересказ рассказа «Сима».

Логопед: Волшебная дверь откроется только тогда, когда вы составите рассказ о девочке Симе. Рассказ   будем  составлять  с помощью картинок, которые последовательно будут появляться на экране.

Это Сима. Симе семь лет. Сима любит все синее. У неё синее пальто и синяя косынка. В косе у Симы синий бант. На ногах у Симы синие носки и синие туфли.

Чтение рассказа учителем-логопедом. Беседа по содержанию рассказа. Ответы на вопросы:

- Кто это?

- Сколько Симе лет?

- Что любит Сима?

- Что у неё синее?

- Что у Симы в косе?

- Что у Симы на ногах? (вопросы задают дети).

Учитель-логопед дает образец рассказа детям. Составление рассказа детьми с опорой на пиктограммы.

VI. Итог.

 Раздается сказочная музыка и дверь открывается, Маша радуется и уходит одеваться на прогулку.

Логопед: Ребята, как вы думаете, мы смогли помочь Маше? (да).

- Какие вы молодцы!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе".

В настоящее время  большое внимание стало уделяться здоровью человека, в частности детскому здоровью. Дошкольный возраст является решающим этапом формирования  фундамента физичес...

Обобщённый опыт коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Шабалиной Светланы Витальевны по теме: "Применение метода наглядного моделирования в логопедической работе"

В своей работе я часто использую символы и моделирование сюжета. Моделирование- это способ последовательного формирования речевых умений и навыков, который позволяет определять содержание и последоват...

ПРИМЕНЕНИЕ МНЕМОТЕХНИК В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТНР

В статье рассматривается необходимость использования   мнемотехник  в логопедической работе с детьми  с ТНР для более эффективной коррекции  речевых нарушений у дошкольников....

Инновационный педагогический опыт работы "Применение квест-технологии в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Данный инновационный опыт может быть использован педагогами ДОУ с целью реализации эффективных методов развития речи старших дошкольников с ОВЗ, а также родителями дома....

Применение логоритмики в логопедической работе

Актуальность логоритмики заключается в том, что большинство родителей сосредоточены на раннем развитии интеллекта ребенка, в частности, на обучении чтению. Практика последних лет показывает, что разви...

применение ИКТ в логопедической работе

Современная эпоха – это эпоха всеобщей глобализации и активного развития цифровых технологий. В связи с этим использование ИКТ в логопедической практике не просто является одним из возможных спо...