Статья на тему:"Коррекционные возможности игр - драматизаций в профилактике речевых нарушений"
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Махмудова Гульфия Аббясовна

Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психо-терапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение центр развития ребенка – детский сад № 173

Семинар: «Музыкально-театрализованная деятельность как средство успешного общения дошкольников»

Доклад на тему: «Коррекционные возможности игр-драматизаций в профилактике речевых нарушений»

(15.11.2012 г.)

Подготовила учитель – логопед:

Махмудова Г.А.

                                                Самара, 2012 год

Доклад на тему: «Коррекционные возможности игр – драматизаций в профилактике речевых нарушений»

«Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали

и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира

детей…»

( Б. М. Теплов)

Актуальность темы:

      Значение театра в развитии личности дошкольника переоценить невозможно.

     Сила воздействия театрализованной деятельности на ребенка огромна, ее педагогические возможности – неисчерпаемы. Театрализованная деятельность весьма успешно используется в работе с детьми разного возраста в детском саду.

     Нарушение речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и другие речевые нарушения, рассматриваются прежде всего как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка.

      Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная (театрально – игровая) деятельность оказывает выраженное психо – терапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.

     Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации. В игре формируется личность ребенка, реализуются ее потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально – игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально – личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе, самочувствие, а главное способы общения со сверстниками. Психотерапевтический механизм сценических игр состоит в определении ролей для участников. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образцом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

        Театрализованная деятельность в психокоррекционной практике следует рассматривать как совокупность методик, построенных на применении этого искусства в своеобразной символической форме. ЕЕ основные функции:

- освобождение от негативных состояний;

- снятие нервно – психического напряжения, моделирование положительного психоэмоционального состояния;

- коррекция нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки.

       Театрализованная деятельность служит важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. В основе эмпатии лежит умение распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находит адекватные способы воздействия. Как писал Теплов Б.М. , чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно встать на его место.

        Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

- игры в кукольный театр;

- игры – драматизации;

- игры – представления (спектакли).

В процессе участия в музыкально – театрализованной деятельности я , как логопед, ставлю перед собой следующие задачи:

•        Активизировать познавательный интерес.

•        Развивать зрительное и слуховое внимание, память, воображение, образное мышление.

•        Развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях.

•        Сочинять этюды по сказкам.

•        Импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.

•        Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

•        Развивать дикцию на материале скороговорок и стихотворений.

•        Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.

•        Пополнять словарный запас.

•        Составлять предложение с заданными словами.

•        Учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера.

•        Учит подбирать определения к заданным словам.

•        Учит подбирать слова, соответствующие заданным существенным признакам.

•        Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

 Принимаем активное участие в экспериментальной деятельности.

            Тема исследования: «Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста средствами музыкально – театрализованной деятельности».

           

        Наиболее адекватной формой деятельности для решения коррекционных задач является игра – драматизация.

         Игры – драматизации хорошо зарекомендовали себя как форма коррекционной работы с дошкольниками с речевыми нарушениями. Дети с речевыми нарушениями, как правило, отличаются низким уровнем социальной адаптации и неудовлетворенностью в общении. Они отличаются эмоциональной неразвитостью, их речь бедна и невыразительна, монотонна по звучанию. Они слабо владеют своими голосовыми данными, речевым дыханием, им часто недоступны эмоционально-экспрессивная окрашенность и правильное интонирование текста.  Игры – драматизации направлены одновременно и на исправление нарушений речи, и на коррекцию недостатков развития, и на реконструкцию личности. Это деятельность, в которой ребенок может свободно выражать себя, освободившись от напряжения.

       Устранению этих дефектов и способствуют игры - драматизации, в ходе которых дети не просто выполняют то или иное задание логопеда, но и перевоплощаются в определенных персонажей со своими характерами, речью, системой взаимоотношений с окружающими. В результате дети усваивают нормы, идеалы и нравственные качества как игровых персонажей, так и реальных лиц – сверстников и взрослых. У детей с нарушениями речи часто нарушена координация движений, что вызывает трудности понимания глаголов и выполнения заданий, требующих  соблюдения определенной направленности собственных движений и последовательности действий. Удерживание в памяти стихотворного

ритмически организованного текста сказки и ряда последовательных действий игры-инсценировки способствует развитию у детей оперативной памяти и направленного внимания. У них исчезает двигательное беспокойство, все движения становятся целенаправленными, что, в свою очередь, способствует упорядочению и раскованности речи.

      Дети сами становятся «артистами», исполняя в инсценировках  несложные роли, что помогает им свободно вступить в речевое общение. Затем инсценировки включаются в программу праздничного утренника.

      В ходе подготовки группы к выступлению логопед учитывает речевые возможности, психологические особенности каждого ребенка и степень трудности материала на данном этапе работы. Задача логопеда и воспитателя – не только исправить речь, но и психологически подготовить детей к общению в любых условиях. Выступление на детских праздниках и утренниках является для ребят своеобразным экзаменом, где в присутствии гостей (других детей, родителей) дети читают стихи, разыгрывают небольшие инсценировки.

       Подготовка утренника помогает дошкольникам наладить контакт друг с другом, обрести уверенность в своих силах. Дети учатся использовать мимику и определенные жесты, управлять голосом, речевым дыханием.  В ходе игр – драматизаций и подготовки утренников дети не только выполняют определенные логопедические задания, но и оценивают поступки друг друга, усваивают конкретные этические представления о доброте и зле, правде и обмане, справедливости.

   Речевые игры и упражнения направлены на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда же включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

      Таким образом, данные упражнения делятся на три вида:

- дыхательные и артикуляционные;

- дикционные и интонационные;

- творческие (со словом).

      Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, поскольку у них недостаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Поэтому необходимо стремится к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на интонацию или высоту звучания.

     В коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини – спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

    Работа над спектаклем – очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Русские народные сказки несут в себе активизирующее воздействие как на речевую деятельность, так и эмоциональную сферу ребенка. Чувства, вызываемые сказкой, неустойчивы и выразительны, как и эмоции детей. Сказка базируется на народно – этнической культуре, фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно – педагогическим потенциалом.

С социально – педагогической точки зрения сказка выполняет следующие функции:

- социолизации, поскольку приобщает новое поколение к общечеловеческому и этническому опыту;

- креативную, поскольку выявляет, развивает и реализует творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление;

- лексико – образную, поскольку формирует языковую культуру личности, активизирует и развивает внутреннюю слухо – речевую память. При слушании и чтении сказок происходит интериоризация вербально – знаковых форм сказок, а при пересказе, драматизации – становление речевой культуры. Развиваются основные языковые функции: экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);

-развивающе-терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса). Иначе говоря, при работе над спектаклем формируются такие качества личности, как активность, предполагающая способность владеть инициативой в общении; социальная компетентность, связанная с сопереживанием и содействием, познанием другого человека, выбором адекватных ситуаций, способов общения и поведения.

Кукольный театр. Ребенок с удовольствием берет в руки персонажа кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. С помощью куклы он может выразить и отрегулировать собственные переживания. Кукла правоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи. Опосредуя с куклами взаимодействие с другими людьми, дети постигают процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными характерами, они применяют на себя различные модели социального поведения.  

Мероприятия, проведенные с детьми старших и подготовительных групп:

•        Проведена литературная викторина по произведениям Николая Носова.

•        Проведен интеллектуальный марафон «Мы дружим с книгой» по произведениям Чарушина, Бианки, Осеевой, Носова.

•        Поставлена и проведена музыкальная сказка «Зимовье зверей» по мотивам русской народной сказки.

•        Проведено мероприятие, посвященное 130 – летию К. Чуковскому.

Итак: Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практические все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

      Все вышесказанное дает основание утверждать, что применение театрализованной деятельности повышает эффективность психокоррекции, задержки речевого развития детей дошкольного возраста за счет комплексного аффективно-коммуникативного воздействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта учителя-логопеда «Развитие пальцевой моторики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста».

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточно...

Статья для родителей и педагогов ДОУ «Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Статья о причинах и профилактике речевых нарушений у дошкольников...

Конспект видеоурока. Тема: «Развитие мелкой моторики как средство профилактики речевых нарушений у дошкольников».

Конспект видеоурока на тему: «Развитие мелкой моторики как средство профилактики речевых нарушений у дошкольников»....

Реализация проекта «ЗАНИМАЕМСЯ ВМЕСТЕ» коррекционно-образовательной направленности по превентивной профилактике речевых нарушений у детей “группы риска” в раннем дошкольном возрасте

Аннотация к проектуПроект направлен на выявление предпосылок речевых нарушений и их профилактику у детей раннего возраста в учебно-воспитательном процессе в МАДОУ “Детский сад № 2 “Ал...

Презентация на тему:«Су-Джок терапия как метод профилактики речевых нарушений»

В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные методы здоровьесбережения детей. К ним относится массаж и самомассаж....