"Играем с ребёнком" игры на лексические темы.
методическая разработка по логопедии по теме

Димковская Галина Алексеевна

Для расширения словарного запаса и обучения правильному словообразованию нужно играть с детьми в  тематические игры. Отработка каждой темы включает в себя разные игры. Некоторые из них повторяются в разных темах (изменяется только предметное содержание игры), а некоторые игры имеют специфический характер и применяются только при проработке какой-то определенной темы. Далее приведены типы игр, которые используются почти в каждой лексической теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovar_sport.docx25.86 КБ
Файл slovar_zashchitniki_otech.docx24.35 КБ
Файл slovar_domchasti_doma_-_kopiya.docx32.76 КБ
Файл slovar_mebel.docx30.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Тема:  Спорт.

               Существительные : виды спорта: футбол, хоккей, волейбол, плавание, гимнастика,            

                            баскетбол,

                  теннис, велоспорт, мотоспорт. фехтование, легкая  атлетика, тяжелая  атлетика,

                                лыжный  спорт, фигурное  катание, конькобежный  спорт,  спортивная  стрельба,    

                                спортивная, гребля;  

                           слова:  стадион, каток,  корт,   ринг, спортзал, спортивный комплекс, бассейн,  море,                        

                           площадка,  зал, клуб, ворота,  сетка, дорожка, поле,  лыжня,  трибуна;

                  форма, обувь: трусы, футболка,  маска, купальник,  шлем,  майка,  тренировочный    

                  костюм , команда,  соревнование, игра, ходьба, тапочки, судья,  школа, гетры, чешки,  

                  кроссовки,  гольфы, шорты,    тренер, корзина,  чемпион, олимпиада,  

                  спортивные  снаряды, инвентарь:   мяч, лента,  шайба, клюшка,  свисток, коньки, лыжи,        

                  ракетка,  лук,  шпага,  винтовка,  байдарка,  брусья,  конь,  кольца,  бревно,  штанга,            

                 перекладина,          

                 объяснить, что такое соревнование ,эстафета, тренировка, борьба, старт, финиш;

                 объяснить ребенку, для чего люди занимаются спортом, чем отличается физкультурник

                 от спортсмена.

Глаголы: обучать, прыгать,  бежать,  фехтовать,  поднимать, стрелять,   летать, плавать,  

                    смотреть, слушать, обучать, бороться, играть, выигрывать, забивать (гол), забрасывать  

                    шайбу,  мяч).

Прилагательные: смелый, выносливый, сильный, дружный, честный, удобные, гибкий,  меткий,  ловкий, быстрый,  красивый.

                                                     ИГРАЕМ !    

    1.Игра  «Скажи ласково».    Цель: Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными   суффиксами.

                  Костюм – костюмчик                                             каток - каточек

                  Форма – формочка                                                  санки – саночки             и  т.д.

    2 .Игра   «Измени  по  образцу».  Цель:  Образование имен существительных в именительном        и родительном падеже множественного числа:

                  Стадион – стадионы - много стадионов

                   Бассейн – бассейны – много  бассейнов              площадка  - …..и  т.д.

   3.Игра  « Один,  два,  пять».   Цель:  Согласование количественных  числительных с  

      существительными.

                    Один пловец, два  пловца, пять  пловцов           одно  кольцо, два ….

                    Одна  штанга, две …                                             И  т.д.

  4. Игра  «Скажи   правильно».  Цель: Согласование прилагательных с существительным и  

      числительным в косвенных падежах:

                   один большой красивый  стадион                  одного большого красивого  стадиона                                

                   на  одном  большом красивом  стадионе       одним большим красивым  стадионом                    

                   и т. д.

   5. Игра «Кем я хочу стать?»:   Цель: Употребление существительных в творительном    

                    падеже.(  Я хочу быть фигуристом. ./Конькобежцем,  бегуном,  пловцом    и т.д./)                                      

   6.Игра  «Скажи  наоборот».  Цель:   Упражнение  в  подборе  слов–  антонимов.

                      большой - маленький                                 сильный - слабый

                      нижняя – верхняя (скамейка)                    новый - старый

                      темный - светлый (стадион0                      И   т. д.

   7.Игра  « Подбери  признак».  Цель: Упражнение  в  подборе  имен  прилагательных к    

               существительному:

                     Спортсмен – гибкий , смелый, мужественный.......

                     Ракетка  – большая, красивая,  новая,  любимая …..   и  т.д.

   8. Игра  «Подбери  действие».  Цель:  Подбор глаголов к существительному :

фигурист –                                                   волейболист - …

пловец -                                                        хоккеист - …

                       спортсмен - …                                              И    т.д.

 9.Игра  «  Сравни ».    Цель : Образование сравнительной степени прилагательных

         длинная – длиннее                                             Тот стадион  новый, а этот еще ....

        тяжелая -  тяжелее                                               Эта  дорожка  длинная , а  та  еще ….    

        красивый – красивее                                           Этот  спортсмен   сильный,  а  тот  еще….

        быстрый – быстрее                                              И  т. д.

 10. Игра «Скажи со словом спортивный (-ая, -ые)».  Цель: Согласование  прилагательных  

         с     существительными.                                                                                                                                     

        Зал – спортивный зал

       (клуб, форма, команда, площадка, соревнование, игра, ходьба, снаряд, тапочки, судья, костюм,  

       школа, гетры, чешки, кроссовки, самолет, гольфы, шорты, снаряд)

                                       11. Игра  «Слушай , отвечай».

       Цель: Употребление родительного падежа с использованием предлогов.              

                      Хоккеист (без чего ?- без шлема,  без  клюшки,  без  шайбы.      

                       Где стоит  фигурист? (возле, около, у)  

                      Откуда вышла  теннисистка ? (из)                                                            

                      Откуда отъехал  велосипедист ? (от)

       Цель:  У потребление дательного падежа с использованием предлога К:   

                       К  кому  подошел  тренер? ( к)

Куда подошли  физкультурники? ( к окну, крыльцу, стене ...)

                        К  чему  подошел  мотоциклист ?

        Цель: У потребление творительного падежа с использованием предлога :

Где стоит  перекладина? ( перед )

                        С  чем вышел  на  поле? С  клюшкой , …  )

        Цель: Употребление предложного падежа с использованием предлогов   В  и  НА

Где    занимаются  физкультурники? (в  море,  на  ринге, ….)

Где сидит ……? (в  зале, на  скамейке,…)

Где стоит ... ?

Где ... ?

В  чем  велосипедист?  (в  шлеме, ).  Пловец …  Хоккеист …

  12.Игра «Назови  профессию».  Цель: Образование   названий  мужских  профессий.

                Хоккеистка – хоккеист                                          футболистка – футболист

               лыжница – лыжник                                                велосипедистка – велосипедист

               пловчиха – пловец                                                  мотоциклистка – мотоциклист

               шахматистка – шахматист                                     акробатка – акробат

               бегунья – бегун                                                       парашютистка – парашютист

               прыгунья – прыгун                                                 авиамоделистка – авиамоделист

               гимнастка – гимнаст                                               картингистка – картингист

               фигуристка – фигурист                                          аквалангистка – аквалангист

               конькобежка – конькобежец                                 волейболистка - волейболист        

 13. Игра «Повтори  за  мной».Цель: Развитие  памяти                                                               .
               коньки – сани – лыжи                                            велосипед – ракетка - шайба

                ворота -   бревно –лук                                            шпага – винтовка - байдарка

                сетка – дорожка – финиш                                      бассейн – каток - лыжня

                старт – зрители – спортзал                                    трибуна – чемпионат - хоккей

                 волейбол – футбол – теннис                                маска – футболка - кеды

 14. Игра «Четвертый  лишний». Цель: Развитие  мышления.

                 футбол, хоккей, тренер, плавание                       баскетбол, шлем, кроссовки, футболка

                 стадион, поле, майка, бассейн                             бревно, перекладина, фигурист, штанга

                 пловец, футболист, волейболист, мотоспорт     лыжи, байдарка, мяч, фехтование

 15.Игра «Исправь ошибки Незнайки.» Цель:  Отработка  навыков  употребления  предлогов».

        Зрители  сидят   в  скамейке.                                       Вратарь   стоит  из   воротах.
       У хоккеиста  
 в   голове шлем.                                     Гимнасты  тренируются на спортзале..
       Пловец  оттолкнулся  
под  берега.                               Велосипедист приехал  под  финиш.

    16.Игра  «Я, ты, он»:  Цель:  Упражнение  в словоизменении и в произношении слов сложной  

           звуко - слоговой структуры.

            /Спряжение в будущем времени/:

  1. Ежедневно делать утреннюю и вечернюю зарядку.

              Я - …                                         мы - …

              Ты - …                                       вы - …

              Он - …                                       они - …

      17. Игра «Что,  для чего?». Цель: Активизация  словаря  по  теме.

        Ответить на вопросы:

         Для  чего  нужна  штанга?    Лук?   Свисток?  Лыжня?                      

 



Предварительный просмотр:

                                                  НАША АРМИЯ

23 февраля — День защитника Отечества

    В армии служат танкисты, лётчики, артиллеристы, моряки, пехотинцы, ракетчики, пограничники. В  армии  нашей  страны  проходят  военную  службу   солдаты  и  офицеры.   Они вооружены современной боевой техникой,  защищают  нашу Родину от врагов, охраняют границы. Это очень  смелые, мужественные и храбрые люди.                

У каждого солдата и офицера — своя форма одежды, по которой можно узнать, к какому роду    войск он принадлежит. Каждый из них хорошо владеет оружием, боевой техникой

Существительные : защитник, Отечество, армия, войска, пушка, самолет, танк, автомат, ракета,  

                   каска,  корабль, моряк, матрос, небо,  море, пограничник, танкист, самолет, летчик,  

                   парашют, пехотинец, бинокль, граница,  знамя, пилотка, бескозырка, шинель,  

                   солдат, боец, воин, Родина.

Глаголы: служить, стрелять , защищать, охранять, обучать, прыгать, запускать, беречь, летать, плавать, смотреть, слушать, сражаться, воевать, биться, обучать

Прилагательные: смелый, мужественный, выносливый, сильный, храбрый, стойкий, отважный, бесстрашный, героический, десантный, воздушный, военный, морской.

В армии нашей страны проходят военную службу солдаты и    

офицеры.

                                                     ИГРАЕМ !    

1.Игра  «Скажи ласково».    Цель: Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными   суффиксами.

                корабль – кораблик                                                  самолет – самолетик    

                моряк – морячок                                                       и  т.д.

2.Игра   «Измени  по  образцу».  Цель:  Образование имен существительных в именительном        и родительном падеже множественного числа:

                   моряк- моряки- много моряков                             корабль- корабли - много кораблей

                   овчарка- овчарки- много овчарок                         капитан - …..и  т.д.

 3.Игра  « Один,  два,  пять».   Цель:  Согласование количественных  числительных с существительными.

                    один танк, два  танка, пять  танков               один моряк, два моряка,  пять моряков

                    один  летчик, два летчика, пять летчиков    разведчик - …

                    десантник - …,                                                 подводник - …    и т.д.

4.Игра  « Скажи правильно».  Цель: Согласование прилагательных с существительным и числительным в косвенных падежах:

                   один большой голубой вертолет                  одного большого голубого вертолета                                

                   в одном  большом голубом вертолете          одним большим голубым вертолетом                    

                   и т. д.

    Игра «Кем я хочу стать?»:   Цель: Употребление существительных в творительном падеже.(  Я хочу быть пограничником./Парашютистом, вертолетчиком, пулеметчиком, танкистом и т.д./)                                      

5.Игра  «Скажи  наоборот».  Цель:   Упражнение  в  подборе  слов–  антонимов.

                      большой - маленький                                высокий – низкий

                      нижняя – верхняя (палуба)                       новый - старый

                      темная - светлая (каюта)                           далеко - близко

                      твердый – мягкий                                      чистое – грязное (море)  и  т. д.

6.Игра  « Подбери  признак».  Цель: Упражнение  в  подборе  имен  прилагательных к существительному:

                     солдат - стойкий, смелый, мужественный.......

                     самолет – большой, серебристый, красивый,  новый, …..   и  т.д.

 7. Игра  «Подбери  действие».  Цель:  Подбор глаголов к существительному :

пограничник –                                                  моряк - …

летчик-                                                               парашютист - …

солдат- охраняет, защищает, слушает....        и  т.д.

8.Игра  «  Сравни ».    Цель : Образование сравнительной степени прилагательных

         длинный – длиннее                                             Тот самолет новый, а этот еще ....

        смелый - смелее                                                   Эта  граница длинная , а  та  еще ….    

        красивый – красивее                                           Этот  солдат  сильный,  а  тот  еще….

        быстрый – быстрее                                              И  т. д.

                             9. Игра  «Слушай , отвечай».

 Цель: Употребление родительного падежа с использованием предлогов.              

                      Самолет без чего ?- без шасси, крыла, хвоста, ... .      

                       Где стоит  подводная  лодка? (возле, около, у)  

                      Откуда вышел  автоматчик? (из)                                                            

                      Откуда отъехал танк ? (от)

Цель:  У потребление дательного падежа с использованием предлога К:   

                       Куда подошел  пехотинец? ( к)

Куда подошли матросы? ( к окну, крыльцу, стене ...)

 Цель: У потребление творительного падежа с использованием предлога :

Где стоит  корабль? ( перед )

                        С  чем вышел  на  службу? С  винтовкой,   )

  Цель: Употребление предложного падежа с использованием предлога В:

Где  несут  службу  солдаты? (в  небе,  в  океане,)

Где сидит ……? (в  танке,  в  ракете,  в  каюте, ….)

Где стоит ... ?

Где ... ?

В  чем  моряк,.....Летчик … ?( в бескозырке)

  10.Игра «Назови  профессию».  Цель: Образование   названий  профессий.

                        В артиллерии служат (кто?) – Артиллеристы.                                                                                

                                     В зенитных войсках служат … (Зенитчики )                                                                                                                

                                     В   небе нашу Родину охраняют … (Летчики)                                                                                            

                                     В пехоте служат … (Пехотинцы).                                                                                                  

                                     В море несут службу … (Моряки)                                                                                              

                                     На границе охраняют Родину … (Пограничники).                                                                        

                                     В кавалерии служат … (Кавалеристы) и т.д.                                                                          

           11. Игра «Повтори  за  мной».Цель: Развитие  памяти                                                                  

               Автомат — пистолет — пушка.
Пограничник — танкист — артиллерист.
Ракета — самолет — танк.
Каска — китель — шинель.
Солдаты — моряки — летчики.
Бескозырка — пилотка — фуражка.
Шлем — снаряд — бинокль.
Корабль — катер — подводная лодка.                                                          

  12. Игра «Четвертый  лишний».

         танк, самолет, корабль, пилотка                        моряк, капитан, ракета, парашютист

         бескозырка, пилотка, парашют, шинель           капитан,  море, небо, земля

         граница, пограничник, танк, овчарка                пехотинцы, океан, кавалеристы, зенитчики13.    

  13.Игра «Исправь ошибки Незнайки.» Цель:  Отработка  навыков  употребления  предлогов».

        Танкист вылез на танке.                                       Часовой стоит из посту.
      У моряка в голове бескозырка                             .Парашютист прыгнул на самолет.
      Генерал приколол солдату медаль в грудь.         Пограничник держит собаку под поводком.

   14. Игра «Что,  для чего?». Цель: Активизация  словаря  по  теме.

 Ответить на вопросы:

   В каких войсках служили ваши дедушки, папы? Кто охраняет наши границы? 

                                                 



Предварительный просмотр:

                                                ДОМ,    ЧАСТИ  ДОМА.

Существительные: хата, дворец, хижина, юрта, изба, дом, крыша, труба, стена, пол, потолок, дверь, ступеньки, лестница, подъезд, окно, балкон, лифт, этаж, вход, выход, комната, звонок, рамы, фундамент, подвал, лестничная клетка, мусоропровод, квартира, замок, замочная скважина, прихожая, ванная, коридор, детский сад, школа, музей, институт, университет, цирк, театр, столовая, ресторан, магазин, библиотека, аптека, химчистка, поликлиника. больница, дом отдыха, санаторий, фабрика

Глаголы: строить, красить, открывать, закрывать, стучать, подниматься, опускаться, звонить, выходить, входить, мыть, подметать, переселять, заселять, белить, достраивать.,  перестраивать,  пристраивать,                        

Прилагательные: большой, маленький, высокий, низкий, кирпичный, каменный, деревянный, новый, старый, многоэтажный, одноэтажный, красный, белый, серый, желтый, панельный, бревенчатый,  каменный,  продовольственный, хлебный, молочный, овощной, промтоварный, книжный, обувной (магазин), блочные, бетонные, жилые (нежилые).

Наречия: высоко, низко, быстро, медленно, далеко, близко, громко, тихо.

Дифференциация: дом-изба, избушка.

Знать части дома и их расположение- подъезд, балкон, лестница, ступеньки, лифт, комната, кухня, окно, прихожая, ванная. Знать, какие бывают дома.

                                                       ИГРАЕМ !    

1.Игра  «Скажи ласково».    Цель: Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными   суффиксами.

дом - домик                                                     комната - комнатка

                        подвал – подвальчик                                      балкон – балкончик     и  т.д.

2.Игра   «Измени  по  образцу».  Цель:  Образование имен существительных в именительном        и родительном падеже множественного числа:

                       стена - стены - много стен                              балкон - балконы - много балконов

                       дверь - двери - много дверей                  и  т. д.

3.Игра  «Скажи:  Какой  дом?  Какая  крыша ?».  Цель:  Образование относительных прилагательных.

Дом                из соломы – соломенный                           из кирпича – кирпичный

                       из панелей – панельный                             из камней – каменный

                       из дерева – деревянный                              изо льда – ледяной

                       из снега – снежный                                     из  блоков - блочный

                       из  камня – каменный                                  из  бревен – бревенчатый                                     Крыша          из шифера – шиферная                                из  черепицы - черепичная

                      из  железа – железная                                   из  металла  -  металлическая

                      из  соломы – соломенная (Сказка «Три  поросенка». Рассказать  ребенку, пересказать)

4.Игра  « Один,  два,  пять».   Цель:  Согласование количественных  числительных с существительными.

                    один дом, два дома, пять домов                    одна квартира, две квартиры, пять квартир

                    один этаж, два этажа, пять этажей                и  т.д.

5.Игра  « Скажи правильно».  Цель: Согласование прилагательных с существительным и числительным в косвенных падежах:

                     один большой красный дом                       одного большого дома                                

                     в одном  большом  доме                              одним большим домом       и т. д.

   Игра «Дополни  предложение.  Произнеси  его целиком».  

    Маша потеряла …(ключ)  от  квартиры.                        В  Колиной  комнате большая  ….(дверь) .

    Стала  думать Маша, как  домой  попасть без …         За  …  любит  лежать  щенок  Тузик.

    Она  пыталась  открыть  дверь  другим  …                   Коля  не  любит  закрывать … в  комнате.

    И  вдруг  увидела … у  самой  двери.                            Он  боится  прищемить  …  хвост  Тузика.

6.Игра  «Скажи  наоборот».  Цель:   Упражнение  в  подборе  слов–  антонимов.

         Дом     большой - маленький                          Этаж    нижний - верхний (этаж)                    

          Дверь   новая- старая                                      Комната темная - светлая                                                  

         Полы    чистые – грязные                                 Стены толстые — стены тонкие                                                

         Потолок высокий —  низкий                           Окна широкие — узкие                                                    

         Крыльцо низкое —  высокое.                          И    т.д.

7.Игра  « Подбери  признак».  Цель: Упражнение  в  подборе  имен  прилагательных к существительному:

Дом - большой, кирпичный, красный, панельный, высокий, родной ……

Окно - маленькое, стеклянное .......        Балкон -…. .Крыша -…     И  т. д.

8.Игра  «  Сравни ».    Цель : Образование сравнительной степени прилагательных:

        высокий - выше                      

        длинный – длиннее                                             Тот дом высокий, а этот еще ....

        низкий - ниже                                                      Эта  комната  красивая , а  та  еще ….    

        красивый – красивее                                           Это  окно  большое,  а  то  еще….

        быстрый – быстрее                                              И  т. д.

                             9. Игра  «Слушай , отвечай».

 Цель: Употребление родительного падежа с использованием предлогов.              

                      Дом без чего ?- без крыши, стен, окон, ... .      

                       Где стоит скамейка? (возле, около, у)  

                      Откуда вышел мальчик? (из)                                                            

                      Откуда отъехала машина ? (от)

Цель:  У потребление дательного падежа с использованием предлога К:   

                       Куда подъехала машина? ( к)

Куда подошли дети? ( к окну, крыльцу, стене ...)

 Цель:  Употребление винительного падежа с использованием предлогов :

Куда вошел мальчик? (в)

Что увидел Саша ?(в)….

  Цель: У потребление творительного падежа с использованием предлога :

Где стоит скамейка? ( перед )

  Цель: Употребление предложного падежа с использованием предлога В:

Где живут люди? (дом,  квартира, город, деревня, общежитие, палатка )

Где живут домашние животные ?

Где стоит ... ?

Где продаются ..... ?

Где учатся ........ ?

  10.Игра «Четвертый лишний ».  Цель: Развитие  мышления.  (Объясни,  почему).

              изба, сарай, дом,  хата                                           дворец, деревня, станица, город

              берлога, нора, юрта, логово                                  коровник, курятник, конура, дом 

              окно, хата, замок, дворец                                      изба, фундамент, пол, стена

              молоток, пила , рубанок, окно                              маляр, столяр, дверь, стекольщик  

  11.Игра «Назови  профессию».  Цель: Образование   названий  профессий.

           Составляет  проект дома – архитектор.       Работает  на  экскаваторе - … .

           Работает  на  подъемном  кране - … .          Укладывает  камни - … .

           Кладет  печь - … .                                           Сваривает  трубы - … .

           Делает  водопровод - … .                               Кроет  крышу - .. .

           Штукатурит  стены - … .                                Красит  дом - … .

           Кладет  паркет - … .                                        Кладет  паркет - … .

           Устанавливает  сантехнику - … .                   Вставляет  стекла  в  рамы - … .

    12.Игра «Измени  слово с  помощью  приставок  (части  слова)».  Цель:   Образование  приставочных  глаголов совершенного  вида.

                   ПО - ;  ЗА - ;  ПЕРЕ - ;                                      РАЗ - ;  ВЫ - ;   ПОД - ;

             строить - ….                                                    ровнять - …….

             красить - ….                                                    чистить - ……

             клеить - ….                                                      ставить - ….

             класть – …                                                       пилить -…

   13.Игра «Помоги  Незнайке».  Цель: Упражнение  в  восстановлении  порядка  слов  в  предложении.

              Красить, маляр, дом.                                     Мама, готовить,  на, борщ,  кухня.

              Скамейка, около, стоит, дом.                       Петя, обойти, вокруг,  дом.

  14.Игра «Что,  для чего?». Цель: Активизация  словаря  по  теме. (Для  чего  нужна  дверь? И  т.д.)

                                     

    15. Игра :  «Новоселье в новом доме».  Цель:   Употребление предлога между.  Ребенку  предлагается помочь расселению новоселов в новом доме. Он   расселяет игрушки по три на каждом этаже. Далее надо рассказать, кого поселили на первом, втором, третьем этаже. Но сначала надо сказать о первой и третьей квартире, а затем о второй. Например: «Я заселял первый этаж.                    В первой квартире теперь живут собачки, в третьей — Чебурашка.
А между ними, во второй квартире, — крокодил Гена и т.д.».

                                      РАЗГОВАРИВАЕМ  С  РЕБЕНКОМ.

      -  «Что над головой?»   (Над  головой  потолок. Над  головой крыша.)

  (Потолок, крыша, труба.)

-  «Что под нами?»

(Пол, другие этажи, подвал, погреб.)

      -  «Что,  для чего?».

      (Для  чего  нужна  дверь? И  т.д.)

-  «Какая комната?»

(Моем руки — ванная комната, обедаем — столовая и т. д.)

 -  «С улицы в квартиру».

(Подъезд, лестница, ступеньки, перила, лифт, площадки, дверь, звонок.)

-  «Что мы делаем?»

(Коридор — в коридоре (или в прихожей) мы одеваемся, когда выходим на улицу, и обуваемся; а  

  когда приходим домой, там вешаем одежду на вешалку; гостиная — ...)

-  «Отдели прихожую от площадки».

(Для этого нужна дверь и под дверью — порог.)

-  «Что между полом и стеной?»

(Плинтус.)

 -  «Какая в квартире отделка?»

-  «Твоя помощь маме».

-  «Из чего строят дома?»

-  «Дострой дом».(построили  подвал, фундамент, стены … )

      -  «Добавь деревянные части к дому».

(Двери, рамы, подоконники, полы, порог, плинтусы, перила...)

-  «Назови материал».

  ( Дом — кирпичный, бетонный; полы в спальне, детской — паркетные, пол на кухне — линолеум;    

   стены — дерево, кафель, обои...)

-  «Назови цвет».

   Стены дома снаружи — серые;( стены в комнатах, полы, двери и др.)

-  «Что нужно делать?»

  ( Мыть, вытирать пыль, чистить, пылесосить...)

-   «Всё ли тебе нравится дома и во дворе?»

-   «Что бы ты изменил?»

      -  Игра «Заселим  дом».  Цель: Развитие логического мышления.                                                              

            Ребенку нужно заполнить карточку так, чтобы одинаковые фигурки не оказались рядом. Они поссорились и не хотят жить вместе. Далее рассказ ребенка

  . Например: «У меня на третьем этаже живут галочка, точка, палочка. На втором этаже точка, палочка и галочка. А на первом — палочка, галочка и точка».

                               

                                                       План рассказа о доме

1.  Из чего построен дом?

2.  Сколько в нём этажей, подъездов?

3.  Внешний вид дома

4.  Описание вашей квартиры.

5. Части комнаты, отделка (обои, побелка, лак, кафель...).

6.  Из квартиры во двор.

7.  Описание двора.

8. Твоё участие в сохранении чистоты и окружающей природы.

                                               Дом и его части

      Строить — это одно из любимых занятий детей, особенно мальчиков. Они строят домики и дороги, даже целые города из кубиков, палочек, спичек, песка, глины, снега и т.д.

Раньше дома строились из естественных материалов: дерева, камня и глины; затем на заводах стали изготавливать кирпичи. Каменщики из них строили дома. Чтобы больше и быстрее строить, придумали плиты из железа, стекла и бетона и других материалов.

Люди разных профессий принимают участие в строительстве зданий. Архитектор составляет проект будущего дома; инженеры и рабочие заготавливают разные металлические и другие конструкции. Их доставляют на строительную площадку специальными машинами и поездами. Здесь монтажники собирают (монтируют) из них целые секции квартир. Сварщики сваривают (соединяют) их между собой. Крановщики на высоких подъёмных кранах поднимают готовые части квартир на верхние этажи. Верхолазы-монтажники их устанавливают; от них требуется большое мужество, выдержка, ловкость, смекалка и умение. Кровельщики кроют крыши. Всех, кто строит дом, называют строителями.

В обустройстве дома принимают участие водопроводчики, сантехники, штукатуры, паркетчики. Плотники из дерева делают двери, паркет, оконные рамы, подоконники, пороги, плинтусы и др. Слесарь врезает в двери замки; стекольщик вставляет стёкла в рамы.

Далее к работе приступают отделочники: маляры, плиточники, обойщики. Их работа — внутреннее оформление помещения, квартиры (интерьер).

Какие же бывают дома? Кирпичные, блочные, деревянные (в деревнях); одноэтажные и многоэтажные. Любой городской дом имеет один или несколько подъездов; в больших домах — много квартир. Каждая комната в квартире имеет своё назначение: в спальне люди спят; в столовой — завтракают, обедают и ужинают; в кухне — готовят пищу; в гостиной — принимают гостей; в детской — играют дети. Ещё в квартире есть ванная и санитарная (туалет) комнаты, прихожая (коридор), балкон или лоджия.

Части комнаты: четыре стены, четыре угла, полы (могут иметь разное покрытие — паркет, линолеум), потолок, окна (рамы, форточка, стекло), подоконник, двери, порог, плинтусы. Комната может быть покрашена или оклеена обоями. На кухне и в ванной комнате стены могут быть покрыты кафелем; балкон и лоджия — открытые или застеклённые.

При выходе из квартиры человек оказывается на площадке, с верхних этажей спускается по ступенькам лестницы или на лифте.

Во дворах домов обычно растёт много зелени: трава, цветы, деревья и кустарники. Зелёные листья выделяют кислород, и людям легче дышится; от жары летом можно укрыться в тени под деревом.

Дети должны бережно относиться к любым насаждениям: не ломать кусты и ветки деревьев, не топтать траву, принимать активное участие в сохранении окружающей природы, а дома — помогать родителям следить за чистотой и порядком.

Приятно отдохнуть в таком дворе и в такой квартире!

                                 

       



Предварительный просмотр:

         МЕБЕЛЬ

Существительные: стол, стул, кресло, диван, кровать, шкаф, сервант,  буфет, табурет, ножка, спинка, сиденье, ручка, дверца, мебель, столяр, фабрика, письменный стол, зеркало, полка, мойка, сушка, пенал, стенка, диван – кровать, тахта, гардероб, тумбочка,  обивка,  дизайнер,

                  гарнитур,  инструменты,  сверло, рубанок,   плоскогубцы, чертёж, стол-верстак.

Глаголы: делать, продавать, покупать,  ставить,  вносить,  выносить. передвигать, сидеть, расставлять,    

                       перевозить, писать, есть,  спать,  лежать, читать, убирать, вытирать (пыль), ухаживать (за  

                       мебелью), переставлять, обставлять, задвигать (стулья). раздвигать (стол), ремонтировать,    

                       строгать,  красить, собирать,

Прилагательные: красивый, блестящий,  кожаный, пластмассовый, круглый, квадратный, прямоугольный, длинный - короткий, удобный, кухонный, спальный, письменный, детский, игрушечная, школьная (мебель), полированная, плетенная, лакированная,  высокий — низкий, широкий — узкий, круглый, прямоугольный, квадратный, большой — маленький, чистый — грязный, мягкий — твёрдый, деревянный, пластмассовый, железный, удобный, лакированный, блестящий, гладкий — шероховатый.

                  Обивка  велюровая, кожаная, гобеленовая, шерстяная, меховая.

Наречия: умело, удобно, красиво, впереди, сзади, рядом, мягко, твёрдо, быстро, медленно.

Дифференциация: шкафы по назначению для платья, белья, книг, посуды,  шкафы по форме.

Знать основные предметы мебели, их название, назначение. Знать материал, из которого    

сделана мебель. Уметь показывать и называть части стула, стола, дивана, кресла, кровати:    

сиденье, ножки, спинка.

                                                                    ИГРАЕМ !    

1.Игра  «Скажи ласково».    Цель: Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом:

               стул - стульчик                                                кровать - кроватка

               шкаф - шкафчик                                                  диван – диванчик       и  т.д.

2. Игра «О  чем  можно  сказать ?»Цель:  Упражнение  в  согласовании  существительных   с  прилагательными  ( мужской, женский, средний род).

              Новый – стол,  диван,  стул,  шкаф,  табурет,    Мягкое - …

              Деревянная - …                                                     И  т.д.

3.Игра   «Измени  по  образцу».  Цель:  Образование имен существительных в именительном        и родительном падеже множественного числа:              

               стул - стулья - много стульев                               шкаф - шкафы- много шкафов

            полка - полки - много полок                                 кресло - кресла- много кресел

            стол - столы- много столов                                     и   т.д.

 4.Игра  «Скажи:   Какая  мебель ?».  Цель:  Образование относительных прилагательных.

           мебель из дерева – деревянная мебель                  стол для кухни – кухонный стол

           стол для обеда - обеденный стол                            стол для газет и журналов - журнальный стол

           стол для занятий , письма - письменный стол       стол для детей - детский стол

           шкаф для книг - книжный шкаф                             шкаф для белья - бельевой шкаф

           полка для книг - книжная полка                             и   т.д.

 5.Игра  « Один,  два,  пять».   Цель:  Согласование  количественных  числительных  с   существительными.

            один стул, два стула, пять стульев                        один шкаф, два шкафа, пять шкафов

            одна полка, две полки, пять полок                        одно кресло, два кресла, пять кресел       и  т.д.

6.Игра  « Скажи правильно».  Цель: Согласование прилагательных с существительными   и числительными  в косвенных падежах:

       один овальный  пластмассовый  стол                    дного овального пластмассового   стола                                

       на одном овальном  пластмассовом  столе           одним овальным  пластмассовым  столом      

            и т. д.

 7. Игра «Дополни  предложение.  Произнеси  его целиком».  Цель: Упражнение  в  подборе  глаголов  по  смыслу.

            Мама и папа ........ мебель.                                        Рабочие ......... мебель из магазина .

            Они .......... ее в квартиру.                                         Родители ....... мебель на свои места.

            Теперь я помогаю маме ........за мебелью               .Я ........... мебель тряпкой.

8. Игра  «Скажи  наоборот».  Цель:   Упражнение  в  подборе  слов–  антонимов.

            высокий - низкий                                          большой- маленький

            длинный - короткий                                           толстый- тонкий

            широкий - узкий                                                 гладкий- шероховатый

            красивый - некрасивый                                мягкий- жесткий

            чистый – грязный                                                    новый - старый

           Старая мебель – новая мебель;                   широкая кровать – узкая кровать;

тяжелая мебель – легкая мебель;              тонкие ножки у стола – толстые ножки у стола;

            открыть шкаф – закрыть шкаф;          внести мебель в квартиру – вынести мебель из квартиры

            большая мебель – маленькая мебель;       поставить посуду на полку – взять посуду с полки;

            взрослая мебель– детская мебель             мягкий  диван – жесткий диван;      

            высокий  шкаф – низкий  шкаф;               сломать кресло – отремонтировать кресло;

            старинная мебель – современная мебель;       и   т.д.

9. Игра  « Эхо».   Цель:  Составление сложносочиненных  со  значением  противопоставления.

            Стол  высокий, а  стул  низкий.

            Стол  в  комнате  большой,  а  на  кухне  маленький.

            У высокого стола ножки длинные, а у низкого стола ...(короткие) .

            Взрослый стул высокий, а детский ......(низкий ).

            Стул жесткий , а кресло ......( мягкое ) .

 10.Игра  « Подбери  признак».  Цель: Упражнение  в  подборе  имен  прилагательных к существительному

                Стол (какой?) – большой, обеденный, журнальный, кухонный,  письменный, детский,  

                компьютерный, раскладной, пластмассовый, деревянный, соломенный, железный,  

                большой, стеклянный, маленький, новый, красивый, расписной, удобный, чистый,  

                поцарапанный, грязный, старый.             И  т.д.

              Стул -(какой? )-........., .........., ...                             Кресло - ( какое ? )-........., ........., ..........    

              Шкаф - (какой ? )-........,  

  11.Игра  «  Сравни ».    Цель : Образование сравнительной степени прилагательных:

               длинный – длиннее                                                 Тот шкаф  высокий, а этот еще ....

               низкий - ниже ;  высокий - выше                           Эта  полка  красивая , а  та  еще ….    

               красивый – красивее                                                Это  кресло большое,  а  то  еще….

               быстрый – быстрее                                                   И  т. д.

12. Игра  «Сравни мебель».  Цель: Развитие умения выделять отличительные признаки предметов, наблюдательность.

                              Платяной шкаф самый высокий.     Комод ниже платяного шкафа.

                Кресло шире стула. И т.д.  

                                  13. Игра  «Слушай , отвечай».

      Цель: Употребление родительного падежа с использованием предлогов:              

             ДО, ОТ, ИЗ - ЗА, ИЗ- ПОД, ОКОЛО, ВОЗЛЕ, БЕЗ :

                В комнате нет .... кресла, стула, дивана, стола......

                Ребенок дошел ( до чего ?)- до стула, дивана, стола....

                Ребенок отошел ( от чего ?)- от стола, стула, дивана....

                Ребенок стоит ( возле чего ? ) - возле стола, дивана...

                Ребенок стоит ( около чего ? ) - около стола, стула, дивана...

                Откуда выглядывает мальчик ? - из - под стола, из- за шкафа.

                 Без чего стул ? - без ножки, спинки, сиденья...

      Цель:  Употребление дательного падежа с использованием предлога К:   

                  К чему подходит дедушка ? - к стулу, креслу, дивану...

                  И   т.д.

      Цель: Употребление творительного падежа с использованием предлога :НАД, ПОД, МЕЖДУ, ЗА :

                  Где висит картина ?- над диваном...

                  Где висит лампа ? - над столом ...

                  Где спряталась кошка ? - под диваном , столом....;      за диваном, стулом, креслом,                                                                        

                                                           между диваном и креслом...                            

                Чем  любуемся  ?

       Цель: Употребление предложного падежа с использованием предлога В,  НА:

                     На чем можно полежать ?

                    На чем можно посидеть ?

                     Где можно купить мебель ?

 14.Игра «Что  лишнее? ».  Цель: Развитие  мышления.  (Объясни,  почему).

                    Буфет,  стол, кровать, стулья, сервант               (лишнее — кровать, она стоит в спальне, а    

                     всё      остальное — в столовой);                                                                                                                  

                    полка, буфет, тумбочка, кастрюля (лишнее — кастрюля, это не мебель, а посуда).

                    шкаф, стол, пальто, диван                                  кровать, кастрюля, кресло, стул

                    туфли, кровать, шкаф, диван                             шапка, кресло, стол, шкаф

                    кресло, стул, шкаф, диван                                  шкаф, буфет, табурет, сервант

                    полка, диван, кушетка, софа                              И т.д.

15.Игра «Мой,  моя,  мое».  Цель:   Использование притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ

                   мой- диван,  стул,  стол,  …                               буфет – мой  буфет.

                   моя- …                                                                  диван – мой  диван

                   мои-…                                                                  этажерка – моя  этажерка

                   мое- …                                                                  кресло – мое  кресло      

                                                           И    т.д.

 16. Игра «Измени  слово с  помощью  приставок  (части  слова)».  Цель:   Образование  приставочных  глаголов совершенного  вида.

                   ПО - ;  ЗА - ;  ПЕРЕ - ;                                      РАЗ - ;  ВЫ - ;   ПОД - ;

                    ставить - ….                                                        рисовать  - …….

                    вешать - ….                                                         вешать  - ……

                    двигать  - ….                .                                      ставить - ….

                    стелить – …..                                                       брать  -…

                   И     т.д.

 17. Игра «Помоги  Незнайке».  Цель: Упражнение  в  составлении   предложений  по  опорным  словам.

                   Стоит, у, стол, стул.                                            Собрать,  стул,  сборщик.

                   Мебель, много, комната, в.                                 Передвигать,  диван,  папа.

                   Кровать, Максим,  застилать.                            Красивый, рисовать,  Костя,  сервант.     

                                       

                           РАЗГОВАРИВАЕМ  С  РЕБЕНКОМ.

-  «Расставим мебель».

   (Называть предметы мебели, а  ребенок    распределяет их по комнатам (по назначению):    

   кровать— в спальной комнате, буфет— на кухне, вешалка - …,  и  т.д.)

-  «Какая мебель?»

   (Называть комнату, а ребёнок перечисляет мебель, которая могла бы там быть.)

-  «Для чего это нужно?»

   (Называть предмет мебели, ребёнок — его назначение: кресло — «В кресло можно сесть и    

   расслабиться, отдохнуть; спинка и сиденье в нём мягкие, для рук есть подлокотники — очень  

   удобно сидеть!» Шкаф (гардероб) — «В шкафу хранится постельное бельё: простыни,                  

   пододеяльники, наволочки, нижнее бельё. Всё это лежит на полочках. Верхнюю одежду (платья,  

   кофты, рубашки, брюки, костюмы), чтобы она не мялась, вешают на вешалки в шкафу».)

-  «Назови части предмета».

   (Стул — у стула мягкое или твёрдое сиденье, спинка и четыре ножки; шкаф —у шкафа три стенки:  

   задняя и две боковые, верх, дно, дверь (дверки) , ножки; внутри шкафа — полочки и вешалки.)

-  «Найди общее».

      (Ребёнок сравнивает два предмета мебели: стол и стул — у них по четыре ножки; кресло и стул;

     стул и табурет; кровать и диван и др.)

-  «Найди разницу».

     (Можно называть те же предметы, что и в предыдущей игре.)

-  «Отремонтируем».

    (Сломался  стул.   Что следует сделать и какие инструменты нужны для ремонта.)

-  «Какой предмет?»

   (Называть материал, из которого сделан предмет, а ребёнок — какой он (прилагательное).  

    Например: полка сделана из дерева — полка деревянная; ножки у стола из железа — ножки  

   железные; кресло у куклы из пластмассы — кресло пластмассовое.

  Следить надо не только за правильным образованием слов, но и за использованием      

  грамматических форм рода, числа.)

-  «Определи целое по части».

   (Ребёнку называть отдельные части мебели: сиденье, ножка стула, спинка кровати.  А  он должен  

   определить предмет и назвать его остальные части.)

-  «Опиши предмет».

   (Ребенок  по устному описанию определяет предмет.  А  потом  сам  описывает  предмет  мебели.)

-  «А что у вас?»

    (Ребенок   рассказывает о мебели, которая есть у них дома.)

        - «Кто  делает мебель ?  Где делают мебель?»

        - «Как называется верхняя часть стенки?» ( антресоль )

              План рассказа о любом предмете мебели

1.  Название.

2.  Назначение.

3.  Из чего сделана?

4.  Откуда берётся материал?

5.  Кто делает мебель?

6.  Какие применяются инструменты?

7.  Части мебели.

8. Уход за мебелью.

                                                           

                                                              Мебель

        Существует несколько видов мебели: спальная, столовая, гостиная, кухонная. Они предназначены для разных целей: обязательный предмет для спальной — кровать или диван, для столовой — обеденный стол и стулья, а для кухни — буфет, мойка, холодильник.

Мебель делают в основном из дерева. Деревья пилят в лесу (пилой), там же обрубают ветки (топором), привозят на деревообрабатывающий завод, где с них снимают кору. Полученные брёвна распиливают вдоль на доски, а уже на мебельной фабрике из досок делается мебель. Занимаются этим столяры, плотники, а особо красивую мебель создают краснодеревщики. Для этого нужны стол-верстак и инструменты: пила, топор, рубанок, молоток, плоскогубцы, долото, отвёртка и др. Сверху мебель покрывают лаком; тогда она выглядит красиво и с неё легче вытирать пыль.

Для изготовления мебели нередко используют железо и пластмассу; иногда из такого материала делают только отдельные части, например ножки стола, стульев, сиденья или спинки.

Мебель есть в каждом доме, в каждой квартире.