Главные вкладки

    Материал по логопедии (младшая группа) по теме:
    Профилактика речевых нарушений

    Консультация для родителей " Профилактика речевых нарушений" 

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением интеллектуального направления развития воспитанников №45 «Машенька»
    Управление образования Исполнительного Комитета муниципального образования города Наб.Челны Министерства Образования и Науки Республики Татарстан

    Консультация для родителей на тему:

    «Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

    г.Набережные Челны РТ, 2011год

              В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи.       Одним из важнейших направлений преодоление имеющихся нарушений речи у детей является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Каковы же причины возникновения речевых нарушений?
    Среди последних можно выделить:
    • ухудшение экологической обстановки;
    • увеличение числа патологий беременности;
    • увеличение количества родовых травм;
    • ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
    • различные социальные причины.
           Наши дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения.          Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться причиной возникновения у детей дефектов речи . При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения.
         Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.
         По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения уже с трехлетнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую и выявить у детей данного возраста другие, более сложные речевые патологии, что способствует их ранней коррекции.
          Работа воспитателя по формированию звуковой стороны речи включает в себя несколько этапов:
    1. Подготовительный  (развитие слухового внимания детей; развитие мелкой моторики пальцев рук у детей; развитие подвижности артикуляционного аппарата;
    2. этап появления звука  (уточнение артикуляции и произношения звука или его вызывание по подражанию).
    3. этап усвоения и автоматизации звука (правильное произношение звука в связной речи)
        В детском саду широко используются различные игры на развитие слухового внимания у детей, пальчиковые игры, сопровождаемые речевками, представлена предметная среда для развития мелкой моторики пальцев рук.          Уточнение артикуляции и произношения звука очень важно в процессе работы по развитию речи. Оно позволяет привлечь внимание детей к положению органов артикуляции, усилить кинестетические и слуховые ощущения. Зачастую данный вид речевой работы проводится коллективно в виде заучивания и проговаривания стихотворений и речевок, насыщенных соответствующим звуком или включающих в себя звукоподражание. Такая форма действительно эффективна, если звук появляется у ребенка спонтанно и уже достаточно автоматизирован в самостоятельной речи. Если же данный звук еще не сформирован, или процесс автоматизации не завершен, то происходит фиксация дефектного звука в речи ребенка, что в дальнейшем потребует кропотливой коррекционной работы. Исходя из этого, целесообразнее совмещать работу по уточнению положения органов артикуляции при данном звуке с проговариванием речевок. При этом проговаривание воспитателя должно быть четким, с хорошей артикуляцией наиболее значимых моментов, желательно в не быстром, умеренном темпе.
        Уточнение положения органов артикуляции при произнесении отдельных звуков представляется невозможным без предварительной работы по развитию артикуляционной моторики у детей. Дети должны обладать элементарными знаниями о строении ротовой полости, о возможных движениях органов артикуляции. В соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду знакомство детей со звуками речи происходит в определенной последовательности, повторяющей основные этапы становления детской речи при нормальном речевом развитии. В связи с этим очень важно предварять ознакомление детей со звуками речи выполнением артикуляционных тренировочных упражнений, которые способствуют формированию и закреплению правильных произносительных умений и навыков. Для достижения желаемого результата необходимо выполнять соответствующий комплекс артикуляционной гимнастики в группе.
    Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания , развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.
       В этой связи одной из главных задач логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация взаимодействия различных специалистов (логопеда, воспитателей, психолога, музыкального работника т.д.) и родителей с целью создания эффективных условий для правильного развития речи детей.

    Логопедическая (артикуляторная) гимнастика - это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, губ, неба)
      Цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад  нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад.               Логопедическая гимнастика показана детям от 2-х лет для профилактики нарушений звукопроизношения и детей более старшего возраста для коррекции нарушений речи . Проводить гимнастику следует по 3-5 минут несколько раз в день, каждый день, перед зеркалом.
         При проведении артикуляторной гимнастики особое внимание необходимо уделять качеству выполнения артикуляторных движений, различным параметрам движений. Важно следить за чистотой выполнения движений (без сопутствующих движений), за плавностью движений, темпом, нормальным тонусом мышц (без излишнего напряжения или вялости), за объемом движений, умением удерживать движение, определенное время, за переключаемостью движений, т.е. возможностью перехода от одного движения к другому, за точной координацией движений языка и губ.
    Гимнастика для губ и щек: 
    • Надувание обеих щек одновременно.
    • Надувание щек попеременно.
    • Втягивание щек в ротовую полость.
    • Сомкнутые губы вытягивают вперед трубочкой, а затем возвращаются в нормальное положение.
    • Улыбка: губы растягиваются в стороны, плотно прижимаются к деснам, обнажаются оба ряда зубов.
    • Чередование улыбка - трубочка.
    • Втягивание губ в ротовую полость при раскрытых челюстях.
    • Поднимание только верхней губы, обнажаются только верхние зубы.
    • Оттягивание вниз нижней губы, обнажаются нижние зубы.
    • Поочередное поднимание и опускание верхней и нижней губы.
    • Имитация полоскания зубов.
    • Нижняя губа под верхними зубами.
    • Верхняя губа под нижними зубами.
    • Чередование двух предыдущих упражнений.
    • Вибрация губ (фырканье лошади).
    • При выдохе удерживать губами карандаш.
    Гимнастика для челюстей: 
    • Опускание и поднимание нижней челюсти.
    • Движение нижней челюсти вправо.
    • Движение нижней челюсти влево.
    • Попеременное движение нижней челюсти вправо и влево.

     

     

     

     Артикуляционная гимнастика

     

    1. «Улыбочка»                                                  

    Удерживать сильно растянутые губы в улыбке.

    Зубы не видны.

    2. «Заборчик»

    Улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении.

    3. «Птенчик»

    Широко открыть рот, как можно дальше разведя уголки губ. Язык лежит во рту спокойно и неподвижно.

    4. «Накажем непослушный язычок»

    Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя…».

    5. «Лопаточка»

    Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу.

    6. «Трубочка»

    Открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх.

    7. «Оближем губки»

    Рот открыть. Медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

    8. «Почистим зубки»

    «Почистить» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна.

    9. «Часики»

    Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта.

    10. «Змейка»

    Рот открыть. Узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Не прикасаться к губам и зубам.

    11. «Орешек»

    Рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.

    12. «Загони мяч в ворота»

    Положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком Ф, задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками. Щеки не должны надуваться.

    13. «Киска сердится»

    Открыть рот. Кончик языка упереть в нижние зубы. Язык приподнять вверх. Спинка языка должна быть выгнута, как спинка у кошки, когда она сердится.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты занятий для детского сада (ДОУ)

    Практический семинар для педагогов ДОУ "Профилактика речевых нарушений у детей"

    Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего возраста в ДОУ - важная часть работы логопеда на логопункте Д...

    профилактика речевых нарушений

    В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи де...

    Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

    Статистика говорит об увеличении количества детей с нарушениями речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной...

    Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

    Профилактика речевых нарушений у детей...

    Значение ИКТ в ранней диагностике речевых нарушений

    Данный материал предназначен для работы с детьми, имеющими задержку речевого развития....

    Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста

    Представлено  тематическое планирование  работы  по развитию мелкой моторики рук с целью профилактики реч...

    Мастер-класс с использованием ИКТ «Профилактика речевых нарушений. Логопедические пятиминутки»

    Автор:Кузнецова Светлана Александровна, учитель – логопед высшей категории.Место работы:МДОУ детский сад № 1 «Родничок» ...

    «Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников на основе организации единого образовательного пространства».

    Младший дошкольный возраст — период интенсивного развития всех психических функций.Основное новообразование этого период...

    Профилактика речевых нарушений у детей

    Одним из важнейших направлений в процессе преодоления имеющихся нарушений речи у детей является профилактика и предупреж...