Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал по логопедии по теме

Казакова Юлия Владимировна

В данной работе собран и систематизирован материал по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Содержание.

1. Введение……………………………………………………………………3                                                                                                                                                                              

2. Понятие  «фонематический слух»………………………………………5

3. Мозговая организация фонетико-фонематических процессов……..7

4. Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе…..9

 5. Уровни недоразвития фонематического слуха………………………12

 6. Направления  логопедической работы  по развитию  

фонематического слуха  у детей…………………………………………...14

7. Игровые упражнения, направленные на развитие                                                 фонематического слуха у детей……………………………………………15

1 этап. Различение  неречевых звуков……………………………………15                                                    

2 этап. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз……………………………16

3 этап.  Различие  слов, близких  по звуковому составу………………22                        

4 этап. Дифференциация слогов………………………………………….25

5 этап. Дифференциация фонем…………………………………………..26

Заключение………………………………………………………………….27

Библиография………………………………………………………………28

Введение.

     В настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста наблюдается увеличение числа  детей, имеющих отклонения в речевом развитии.  Среди них значительную часть составляют            дошкольники,  у которых недостаточно развит фонематический слух.  Причинами  нарушения фонематического слуха  у дошкольников являются:  1) недостаточная  функциональная  активность  левой височной доли головного мозга,   2) нарушения речевых кинестезий вследствие нарушения моторики органов артикуляции или анатомических дефектов органов речи (дизартрия, ринолалия).

    Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы.

   Для  детей с недостаточно развитым фонематическим слухом  характерно снижение слухового внимания и искажённое восприятие чужой и своей речи.    Некоторые из них с трудом различают неречевые звуки.  Большую проблему для  этих детей  представляют задания по выделению и различению слов близких по звуковому составу, что при восприятии обращенной речи может проводить к снижению понимания её смысла.  У части из них нарушено звукопроизношение  и  слоговая  структура  слов. В собственной же речи данной категории детей наблюдается обилие литеральных парафазий, в некоторых  случаях  выявляются морфемные  аграмматизмы.

    Нарушения фонематического слуха  препятствуют полноценному усвоению в процессе обучения  умственных операций, составляющих фонематическое восприятие. В связи с этим не формируются  фонематические представления, умения и навыки осуществлять фонематический анализ в умственном плане. Таким образом, нарушение взаимодействия между слуховым и речедвигательным  аппаратом ведёт к

недостаточному овладению звуковым составом слова, а это, в свою очередь отражается  на процессах овладения чтением и письмом.

      Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов в дошкольном возрасте положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического слуха.

                        Понятие  «фонематический слух».

      В 60-х годах  ХХ века использовали термин «звуковой анализ» и

выделяли следующие его виды: естественный звуковой анализ и искусственный звуковой анализ.

      Естественный звуковой анализ обслуживает устную речь, с его помощью осуществляется смыслоразличительная функция.

      Искусственный звуковой анализ спонтанно не формируется, им дети овладевают в ходе целенаправленного обучения. Этот вид звукового анализа обслуживает письменную речь.

      Даниил Борисович Эльконин предложил ввести для обозначения этих двух видов звукового анализа новые различные термины – «фонематический слух» и «фонематическое восприятие». Естественный звуковой анализ стали обозначать термином «фонематический слух». Искусственный звуковой анализ стали обозначать термином «фонематическое восприятие».

    Фонема – это эталон звука, являющийся минимальной единицей языка и выступающий в смыслоразличительной функции. Всего в русском языке 42 фонемы, мы их храним в своей памяти в упорядоченном виде. Они находятся в соотношении друг с другом, каждая фонема со своими оттенками противопоставлена другим на основе присущих ей акустических отличий, на слух улавливаемых говорящими

    Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка.  Фонематический слух является частью физиологического слуха. Он выполняет смыслоразличительную функцию и  развивается в процессе общения с окружающими близкими.

     Фонематический слух – это врождённая способность, позволяющая:

  1. узнавать  наличие данного звука в слове;
  2.  различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем

БАНКА-КАБАН     НОС-СОН ;                                                

  1.  различать слова, отличающиеся только одной фонемой                       СЫР – СОР, БОЧКА – ПОЧКА.

     Фонетический слух осуществляет слежение за непрерывным потоком слогов: все звуки должны произноситься нормировано, чтобы их смогли опознать слушающие.   Непривычное для данного языка произношение оценивается фонетическим слухом как неправильное.

   Фонематический слух и фонетический слух  ( они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только приём и оценку  чужой речи, но и контроль за собственной речью.

   Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова:

  1. определение наличия или отсутствия звуков в слове;
  2. местоположение звуков в слове;
  3. определение линейной последовательности и количества звуков в слове.

 

       

Мозговая организация фонетико-фонематических процессов.

   Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи, соответствия речи говорящего произносительным нормам.  

   Под фонетической стороной речи понимают произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата. Периферическим отделом речедвигательного анализатора является речевой аппарат, куда входят:            

-дыхательный аппарат, обеспечивающий энергетическую основу речи (диафрагма, легкие, бронхи, трахея, гортань);                                                                                             -голосообразовательный аппарат, обеспечивающий образование звука (гортань с голосовыми складками);                                                                                                             -артикуляционный аппарат, преобразующий звук, возникающий в гортани, в разнообразные речевые звуки (ротовая и носовая полости).                                            

   В проводниковый отдел анализатора входят три пары черепно-мозговых нервов (языкоглоточный, возвратный, подъязычно-язычный), подкорковые образования, обеспечивающие проведение информации к коре.                                           Центральное звено речедвигательного анализатора — теменной отдел коры головного мозга, где анализируется информация о положении органов речевого аппарата в момент речи, и лобный отдел, или центр Брока, который программирует и осуществляет контроль  за выполнением движений.

  Под фонематической стороной речи понимают способность различать и дифференцировать фонемы родного языка. Фонематическая сторона речи обеспечивается работой речеслухового анализатора.     Периферический отдел его располагается в кортиевом органе и осуществляет прием слуховой информации, в том числе и речевых звуков.   Проводниковый отдел передает информацию к коре головного мозга, частично анализируя — определяя направление и отдаленность источника звука. Данная функция обеспечивается большим количеством передаточных звеньев (VIII пара черепно-мозговых нервов, продолговатый мозг, мозжечок, средний мозг, медиальное коленчатое тело и слуховое сияние).    

  Центральным отделом речеслухового анализатора является височный отдел доминантного по речи полушария (у правшей — левого), центр Вернике, где осуществляется анализ звучащей речи: контролируется наличие звука в слове, особенности его позиционного звучания, количество и порядок звуков в слове, различение близких по акустическим параметрам звуков.                              

   В книге «Воспитание у детей правильного произношения» М. Ф. Фомичева подчеркивает, что восприятие и воспроизводство звуков родного языка — это согласованная работа речеслухового и речедвигательного анализаторов, где хорошо развитый фонематический слух позволяет выработать четкую дикцию — подвижность и тонкую дифференцированную работу артикуляционных органов, обеспечивающих верное произношение каждого звука (1989).

Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе.

    В онтогенезе развитие и становление фонетической и фонематической сторон речи происходит постепенно.  

    Первые условные рефлексы на звуковые раздражители образуются у ребёнка  в начале второго месяца жизни. В это же время ребёнок  начинает  определять  направление звучания, поворачивает голову в сторону  источника  звука. В 2-3 месяца у ребёнка возникает гуление.                                                                                                                                                  

  На третьем и четвёртом месяце  жизни ребёнок начинает дифференцировать качественно разные звуки (например, звучание рояля и звон колокольчика) и однородные звуки различной высоты,  появляется лепет.  Основную семантическую нагрузку в возрасте от 3 до 6 месяцев несёт интонация. В это время у ребёнка развивается способность дифференцировать интонацию и выражать свои переживания с помощью оттенков голоса. К 6 месяцам в лепете ребёнка появляются чёткие звуки, но они ещё не достаточно устойчивы и произносятся в коротких звукосочетаниях. Среди гласных ясно звучит звук [а], среди согласных [п] , [б] , [м], [к], [т].

  В течение первого года жизни малыш узнаёт слова по их ритму, общему звуковому облику. Входящие в состав слов звуки воспринимаются им ещё диффузно и потому могут быть заменены другими, акустически сходными звуками. В этом возрасте  ребёнок откликается не на предметное значение слова, а на его интонационную сторону.  Это так называемый период  «дофонемного» развития речи. К году ребёнок хорошо произносит простые по артикуляции звуки: гласные -  [а] , [ у] , [ и ]  и согласные  [п] , [б] , [м], [ н]  ,[к], [ г] ,[т], [ д] . Развитие и становление произношения у всех детей происходит в разные сроки.

  На втором же году жизни ребёнок начинает более точно дифференцировать звуки речи, звуковой состав слов. Слово начинает служить орудием общения, ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку, предметное значение. Ребёнок начинает активно произносить звуки  [э ], [ ы ], [и ], но твёрдые согласные у него звучат как мягкие – [т`], [ д`], [ c`], [ з`]. Малыш начинает активно и самостоятельно употреблять в речи простые по структуре слова.

   В норме фонематический слух формируется с 6 месяцев до 1 года и 7 месяцев.  

   Однако развитие фонематического слуха и его совершенствование продолжается и в дошкольном возрасте. Решающим фактором развития фонематического слуха является развитие его речи в целом в процессе общения с окружающими людьми.

  При восприятии речи  ребёнок слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты. Ему нужно извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать её по тем постоянным различительным признакам, по которым одна фонема противопоставлена другой. Если ребёнок не научится этому, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его.

  На третьем году жизни подвижность артикуляционного аппарата повышается, но произношение ещё не соответствует норме. В этом возрасте дети пытаются приблизить своё произношение к общепринятому , трудные по артикуляции звуки  заменяют простыми. Например,  [ц]  = [т`]  или  [ц] =[с`]  ; [л] =[л`]   ; [р] = [л`] .

К трём годам  чётко оформляется артикуляция губно-зубных звуков. Дети почти не смешивает слова, близкие по звучанию, пытаются сохранить слоговую структуру слов.

  На четвёртом году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата, движения мышц становятся более координированными. В речи появляются твёрдые согласные, шипящие звуки, правильно произносятся слова со стечением нескольких согласных.  Дети легко различают близкие по звучанию звукосочетания  и слова.

  На пятом году  жизни большинство детей правильно   произносят шипящие звуки и сонорные  [л ],[ р], [р`], у некоторых из них остаётся неустойчивым произношение свистящих и шипящих звуков, они взаимозаменяются.          

  Фонематические процессы у детей к 5 годам совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук, различают повышение или понижение громкости речи и замедление или ускорение темпа.

  К  6 годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет  дифференцировать близкие по звучанию фонемы. Формируются навыки  звукового и слогового анализа и синтеза.

   Произносительная сторона речи 7 года жизни максимально приближается к речи взрослых, с учётом норм литературного произношения.

 

                   Уровни недоразвития фонематического слуха.

  1.Первичный уровень. Фонематический слух нарушен первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.

  Анна Владимировна  Семенович в своей книге «Введение в нейропсихологию детского возраста» первичное нарушение фонематических процессов рассматривает  в рамках синдрома функциональной  несформированности височных структур левого полушария. Отличительной чертой являются изолированные трудности речевого  звукоразличения  ( фактор фонематического анализа и синтеза).  

  Дети  с синдромом функциональной  несформированности  височных структур левого полушария , воспринимая  чужую речь как в чём-то незнакомую, иностранную, не слышат и свою собственную. Для такого ребёнка близкие по звучанию слова ( например, хвост-гость, бочка-почка) могут звучать одинаково. Такие нарушения  декодирования обращённой речи  могут   приводить к снижению понимания её смысла. У детей  в связи со слухоречевой лабильностью расстраивается самоконтроль за собственной  речью , что приводит к обилию в ней литеральных парафазий и новообразований.

   2.Вторичный уровень. Фонематический слух нарушен вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезий вследствие нарушения моторики органов артикуляции или анатомических дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное  взаимодействие : важнейший механизм развития произношения.

  Елена Филипповна Архипова  в книге «Стёртая дизартрия у детей» отмечает с одной стороны, правильное усвоение звуковой стороны речи во многом определяется развитием перцептивного  и фонематического уровня восприятия. С другой стороны , в ходе развития речи слуховой анализатор испытывает влияние со стороны речедвигательного: ребёнок слышит и воспринимает звуки в соответствии с тем, как он их произносит. Звуки, которые ребёнок правильно произносит, лучше различаются на слух, и наоборот.

  Таким образом, для правильного формирования звуковой стороны речи ребёнок должен иметь не только подготовленный к этому артикуляционный аппарат, но и уметь хорошо слышать и различать правильно и неправильно произносимые звуки в своей и чужой речи.

  Нарушения в формировании фонематического слуха у детей со стёртой дизартрией могут носить вторичный характер. Такого вида нарушения наблюдаются при патологии речевых кинестезий, имеющих место при двигательных поражениях органов речи, нарушение фонематического слуха вторичного характера проявляются у детей со стёртой дизартрией, причём степень её выраженности зависит от степени выраженности самой дизартрии.

   У некоторых  детей со стёртой дизартрией трудности выявляются  уже при дифференциации неречевых звуков.  Дифференциация неречевых звуков свидетельствует  о состоянии слухового внимания и является предпосылкой формирования фонематического слуха.  Интересными являются данные анамнеза , на которые указывает  Е.Ф.Архипова,  почти у всей группы этих детей в заключении отоларингологом диагностируются аденоидные разрастания

II – III степени.

  Другие дети со стёртой дизартрией  плохо выполняют упражнения  по различению слов, близких по своему звучанию ( на материале картинок), по подбору картинок на заданный звук, по узнаванию слогов и т.д.

  Нарушения формирования фонематического слуха препятствуют полноценному усвоению в процессе обучения умственных операций, составляющих фонематическое восприятие.

                       

                            Направления  логопедической работы

 по развитию  фонематического слуха у детей.

  Нина Алексеевна Чевелева  в учебном пособии  «Основы логопедии» предлагает  систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать  фонемы родного языка.  

  Эту систему логопедической работы она условно делит на шесть этапов:

1 этап – узнавание неречевых  звуков.                                                                Цели: 1) развитие у детей способности узнавать и различать неречевые звуки,

           2) развитие слухового внимания и слуховой памяти.

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.                                                                           Цель: 1) учить детей различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на           одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

3 этап – различение слов, близких по звуковому составу.                            Цель: 1) учить детей различать слова, близкие по звуковому составу.

4 этап – дифференциация слогов.                                                                           Цель: 1) учить детей различать слоги.

5 этап – дифференциация фонем.                                                                          Цель: 1) учить  детей различать фонемы родного языка (сначала дифференциация гласных звуков, затем согласных звуков).

6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.                          Цель: 1) формирование  у детей навыков элементарного звукового анализа,                            

           2)  формирование  у детей навыков слогового анализа.

                           Игровые упражнения, направленные на развитие

фонематического слуха у детей.

1 этап. Игры  на узнавание и различение  неречевых звуков.

1.Игра «Покажи, что звучит».                                                                                Логопед приводит в звучание один из предметов, спрятанных за  ширмой. Затем ребенку предлагается показать звучавший предмет и еще раз его «озвучить», проверив себя.

2.Игра «Повтори за мной».                                                                                                                 Ребенок вслед за логопедом должен воспроизвести идентичное звучание одного из имеющихся у него предметов. Восприятие звуковых сигналов осуществляется на слух.

3.Игра  «Самый , внимательный».                                                                              По инструкции логопеда дети выполняют различные движения, соотнося их с различными звучаниями. Например, на звук свистка дети должны поднять руки вверх, на звук дудочки — удерживать руки впереди, а на звук шарманки — развести их в стороны.

4.Игра «Узнай по звуку».                                                                    Логопед предлагает детям закрыть глаза («наступила ночь»), внимательно послушать, узнать и назвать, какие звуки они услышали (стук в дверь, пение птиц, мяуканье кошки, звон колокольчика, кашель и т.п.).   Дети прослушивают от 2 до 5 звучаний. Затем они по команде логопеда («день») открывают глаза, указывают на звучавшие предметы или их изображения и называют запомнившиеся звуки или предметы, их издающие.

2 этап. Игры, направленные на различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.                                                                          

При различении степени громкости звука дети знакомятся с громким и тихим звучанием предметов, учатся соотносить интенсивность звучания с расстоянием (тихо — далеко, громко — близко), прислушиваться к звукам (реагировать на изменение порога чувствительности). Используются упражнения, направленные на выработку невербальных и вербальных реакций на громкие и тихие звуки.

1.Игра  «Волк и зайцы».                                                                                                                                                        Один ребенок — «волк», остальные — «зайцы». «Волк» прячется и должен появиться, услышав громкие сигналы (например, барабана). Остальные дети (« зайцы ») выполняют различные действия в зависимости от интенсивности звучания условного сигнала: при тихих звуках — спокойно играют, при усилении громкости — настораживаются (останавливаются), при громких звуках — разбегаются.

2.Игра  «Найди мишку».                                                                                      Ребенок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на интенсивность звукового сигнала (например, бубна).

3.Игра  «Близко — далеко».                                                                                 Логопед включает магнитофон и воспроизводит аудиозапись голосов животных (птиц). Далее регулятором увеличивает или уменьшает громкость звучания. Дети должны ответить предложением, далеко или близко слышится голос (например, мяуканье кошки).

4.Игра  «Тишина».                                                                                                       Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать (нарисовать), что они услышали.

5. Игра «Коробочки гремят».                                                                             Ребёнку  предлагают   послушать звучание 6 коробочек (2-х с манкой, 2-х гречей, 2-х с горохом). Все коробочки ставят на стол в один ряд. Ребёнку предлагают   потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят. Просят найти две одинаково звучащие коробочки.

Определение длительности неречевых звуков осуществляется в упражнениях, направленных на различение длительных и коротких сигналов с помощью невербальных и вербальных ответов.

6.Игра  «Покажи звук».                                                                                            Детям раздают по две карточки: на одной из них изображена короткая полоска, на другой — длинная. Логопед бубном издает длинные и короткие звучания, а дети показывают карточку, соответствующую длительности звука.

7.Игра  «Нарисуй звук».                                                                                                Дети под звучание гармоники рисуют на карточках полоски: длительному звуку соответствует длинная полоса, короткому — короткая. Затем, руководствуясь рисунками, воспроизводят по очереди звучания на инструменте.

Различение высоты звука отрабатывается в упражнениях, первоначально не требующих оречевления ситуации, а затем сопровождающихся словесными ответами. Дети практически знакомятся с понятиями «высокий» — «низкий» звук, «звучит высоко» — «звучит низко». Например, логопед, демонстрируя на детских музыкальных инструментах и звучащих игрушках (пианино, металлофоне, барабане, свистке т.п.) высокие и низкие звуки, сравнивает их звучания с лесенкой, высокими и низкими предметами, голосами и движениями взрослых животных и их детенышей.

8.Игра  «Высоко — низко».                                                                                      Дети идут по кругу. Логопед воспроизводит низкие и высокие звуки (например, на металлофоне, пианино, гармонике). Услышав высокие звуки, дети поднимаются на носочки, услышав низкие звуки — приседают.

9.Игра  «Угадай звук».                                                                                            Перед каждым ребенком на столе лежат по две игрушки: одна звучит низко, другая — высоко (барабан и игрушка, издающая писк; погремушка и свисток; барабан и колокольчик и т.д.). По словесной команде логопеда («Высокий звук» или «Низкий звук») дети выбирают подходящую игрушку и проверяют себя, воспроизводя звучание.

10.Игра  «Похожие звуки».                                                                                 На доске выставляют ряд картинок, на которых изображены животные, птицы, различные предметы (картинок больше, чем последующих звучаний). Дети называют предметы на картинках. Логопед просит их внимательно прослушать звучания (высокие и низкие), выбрать подходящую картинку и объяснить свой выбор.

11.Игра  «Собака и щенок».                                                                                       Дети прослушивают аудиозапись голосов взрослой собаки и щенка, соотнося звучания их с изображениями животных. После этого логопед сообщает, что собака и щенок хотят прийти в гости и известят о своем приходе голосом. Дети, ориентируясь на высоту звуков, должны определить, кто первым пришел, а кто — следующим: щенок или собака.

12. Игра "Три медведя".                                                                                       На доске выставляются картинки с изображением трёх медведей ( медведя, медведицы и медвежонка) Меняя высоту голоса, попросить малыша отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, пусть покажет изображение на картинке. Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, попросите его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

13.Игра "Узнай по голосу".                                                                                 Перед ребенком картинки с изображением домашних животных и их детенышей - коровы и теленка, овцы и ягненка и т.п. Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова), то высоким (теленок). Малыш, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находит соответствующую картинку (например, изображение коровы или теленка).

14.Игра «Угадай, кто позвал».                                                                                  Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется: все дети зовут водящего («Ау!») , а тот отгадывает, кто его звал. Последний вариант этой игры состоит в том, что водящий произносит «Ау!» то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится.

    Определение количества звучаний и звучащих предметов осуществляется в процессе подсчета:

  1. последовательных однородных сигналов;
  2. последовательных контрастных сигналов;
  3. предметов, последовательно воспроизводящих контрастные звучания;
  4. предметов, одновременно воспроизводящих контрастные звучания.

Вначале используются звуки, воспроизводимые натуральными предметами, затем — аудиозаписи. Количество звуков и звучащих предметов, подсчитывается детьми с помощью символов (палочек, фишек и т.п.). Задания нужно предъявлять в игровой форме.

15.Игра  «Один — два».                                                                                        Логопед договаривается с двумя детьми о том, что на один сигнал (удар палочкой по барабану) встает один ребенок, на два сигнала — два ребёнка. После этого дети садятся спиной к логопеду и встают по условленному сигналу.

16.Игра  «Мишка».                                                                                                Логопед показывает детям плюшевого медвежонка и говорит :«Мишка пришел к нам в гости и хочет  поиграть. Он очень капризный и часто топает ногами. Когда мишка будет топать, посчитайте, сколько раз он топнул.  Скажите, сколько раз топнул мишка?»

17.Игра  «Ворона».                                                                                               Логопед сообщает детям, что утром в детском саду была гостья. Она оставила свою «фотографию» (дети по изображению узнают ворону) и «подарок» (аудиокассету). Предлагается прослушать «подарок» (аудиозапись голоса вороны). После прослушивания дети пробуют отгадать, что «сказала» ворона. При этом соотносится количество услышанных звучаний («кар») с количеством слов в предложениях, составляемых детьми.

18.Игра  «Сколько звуков?»                                                                                     Дети прослушивают аудиозаписи различных звуков (голоса животных, птиц, шумы) и определяют их число.

19.Игра  «Сколько предметов?»                                                                             Логопед одновременно воспроизводит звучания 2-3 предметов, имеющих контрастные звучания (например, свистка и погремушки; бубна, пищалки и свистка). При этом зрительное восприятие детьми звучащих предметов исключается. Дети определяют число звучащих предметов.

Развитие неречевого слуха включает работу по активизации пространственного слуха. Тренировочные упражнения направлены на формирование умений различать направление звучания, источник звучания, расположенный спереди или сзади, справа или слева от ребенка.

20.Игра  «Покажи, где звук».                                                                              Посередине кабинета становится ребенок, которому завязывают глаза. Он — «водящий». Остальные дети делятся на две команды и становятся спереди и сзади (или справа и слева) от водящего. По знаку логопеда одна из команд приводит в звучание музыкальные игрушки. Ребенок с завязанными глазами движением руки показывает, где он слышит звуки, т.е. определяет направление источника звуков.

21.Игра  «Круг».                                                                                                    Дети образуют круг. Одному из детей завязывают глаза и ставят его в центре круга. Остальным вручают различные звучащие игрушки. По знаку логопеда кто-либо из детей приводит в звучание свою игрушку. Ребенок с завязанными глазами идет по направлению звука и дотрагивается до звучащей игрушки. Затем эти дети меняются местами.

22.Игра  «Иди за звуком».                                                                                       Один ребенок становится в центре кабинета, ему завязывают глаза. Несколько детей — в разных местах кабинета, в руках у них разнообразные звучащие игрушки (затем можно использовать одинаковые игрушки). По знаку логопеда один из детей озвучивает свою игрушку. Ребенок с завязанными глазами начинает движение в направлении услышанного звука, но в это время звучание прекращается и слышится звук, произведенный игрушкой другого ребенка (также по сигналу логопеда). Ребенок с завязанными глазами меняет направление и продолжает двигаться в сторону следующего источника и т.д. Затем на середину круга приглашается другой ребенок.

3 этап. Игры, способствующие умению  различать слова, близкие  по звуковому составу.                            

1.Игра "Правильно - неправильно".                                                              Логопед показывает детям картинку и чётко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: « Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Вагон – вакон – факон – вагон  – факом -  вагом». Затем логопед показывает следующую картинку или просто чистый листок бумаги и называет: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумака».  Услышав неверно сказанное логопедом слово, дети должны хлопнуть в ладоши.

2. Игра "Слушай и выбирай".

  Логопед  выставляет на наборном полотне картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи, мишка, мышка, миска и т.д.  Затем он называет 3- 4 слова, а дети отбирают соответствующие картинки и расставляют их на наборном полотне в названном порядке.

3.Игра « Похожие слова».

  Логопед выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем он вызывает детей по одному и каждому даёт по картинке. Ребёнок должен поставить эту картинку под той, название которой звучит похоже. В результате на наборном полотне должны получится примерно такие ряды картинок:

Ком      бак     сук     ветка     каток      горка

Дом      рак     лук     клетка   платок    корка

Сом      мак     жук    пятка     листок   норка

4.Игра "Доскажи словечко". 

   Логопед  читает стихи, а ребёнок  договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

Ты не бойся - это гусь,                                                                                                    Я сама его... (боюсь).

На ветке не птичка –                                                                                                  Зверек-невеличка.                                                                                                  Мех теплый, как грелка.                                                                                       Зовут его... (белка).

Свистнул чижик:                                                                                                                     - Фью, фью, фью!                                                                                                         Я с утра росинки... (пью).

Тили-бом! Тили-бом!                                                                                        Загорелся кошкин … (дом).

5. Игра «Исправь ошибки».                                                                                                                                                     Логопед предлагает детям найти ошибки  в стихотворении и при повторном прочтении его исправить их.

  “Буква заблудилась”

Неизвестно, что случилось,                                                                                     Только буква заблудилась:                                                                                         Заскочила в чей - то дом                                                                                                          И хозяйничает в нем!                                                                                                                  Но едва туда вошла                                                                                                            Буква - озорница,                                                                                                          Очень странные дела                                                                                                     Начали твориться ...                                                                                            

Посмотрите - ка, ребятки,                                                                                      Раки выросли на грядке!                                                                                                     На виду у детворы                                                                                                         Крысу красят маляры.                                                                                                 Тает снег. Течет ручей.                                                                                                          На ветвях полно врачей.                                                                                          Мама с бочками пошла                                                                                                             По дороге вдоль села.         (А. Шибаев)

Можно использовать двустишия со словами - паронимами.

 В лесу живет сазан. По реке плывет фазан.

 Заяц спрятался за бочку. Огурцы положим в кочку.

 Зимой наденем тапки. В квартире носим шапки.

 На обед дали вкусный халат. У Алёнушки новый салат.

 В облаках летала сайка. На столе лежала чайка.

4 этап. Дифференциация слогов.

 1.Игра «Лишний слог».                                                                                             Логопед произносит слоговой ряд, например: на - на - на – па. Дети определяют, что здесь лишнее. Затем слоговые ряды усложняются следующим образом: на-но-на, ка-ка-га-ка, па-ба-па-па и т.д.

2.Игра « Одинаковые или разные слоги».                                                       Логопед вызывает водящего и говорит ему на ухо определенный слог, например “па”. Ребенок вслух повторяет его. Логопед или называет этот же слог вслед за ребенком, или говорит оппозиционный. Это должно получиться примерно так: па - па, па - ба или ва - фа, ва - ва  и т.д. Дети должны после каждой пары слогов, произнесенной водящим и логопедом, угадать, одинаковые слоги были произнесены или разные. Для того чтобы логопед мог контролировать реакцию каждого ребенка, он предлагает детям поднять чёрные треугольники, если слоги одинаковые, если разные - спокойно сидеть или  поднять чёрный и белый треугольники.

3.Игра «Короткие и длинные слова».                                                                     Логопед объясняет детям, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно детьми произносит названия картинок, выставленных на доске (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги.  

Постепенно в течение этого периода ребенок должен овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

5 этап. Дифференциация фонем.

На этом этапе ребенок учится различать фон родного языка. Начинать нужно обязательно с различения гласных звуков.

  Игра "Угадай-ка".                                                                                                                Логопед раздаёт детям картинки с изображением волка, младенца, птички и  объясняет: "Волк воет: у-у-у", "Девочка  плачет: а-а-а", "Птичка поет: и-и-и". Далее он произносит каждый звук длительно ( а-а-а, у-у-у, и-и-и), а дети поднимают соответствующие картинки.  

 Затем игра усложняется. Варианты игры:  1) логопед произносит звуки кратко; 2) детям раздают вместо картинок  символы гласных звуков ( по Ткаченко); 3) в ряд гласных а, у, и   включают другие звуки, например                о,ы,э,  на которые дети не должны реагировать.

       Аналогичным  образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.                                                                        

 

Заключение.

    Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического слуха и восприятия. Эта работа должна реализоваться не только на логопедических занятиях по звукопрозношению и по обучению грамоте, но и некоторые приемы развития фонематического слуха могут использоваться на занятиях по формированию лексико-грамматического строя и  развитию связной речи.  Часть игр, способствующих развитию фонематического слуха,  логопед   предлагает  использовать в своей работе воспитателям и музыкальному руководителю.

    При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники  научаются различать звуки сходные по акустическим или артикуляторным признакам, намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении, что так важно при формировании навыков чтения и письма. В результате такой работы  у детей  улучшается  произвольная  саморегуляция    и  активизируются  процессы  коммуникации.

                                           Библиография.

  Архипова Е.Ф. «Стёртая дизартрия у детей», М.: «Астрель» , 2006.

  Лукина Н.А., Никкинен  И.И. «Научите меня слышать» ( Развитие слухового восприятия, внимания, памяти), СПб.: «Паритет», 2003.

  Семенович А.В. «Введение в нейропсихологию детского возраста», М.: «Генезис»,  2005.

  Семенович А.В. «Эти невероятные левши», М.: «Генезис», 2007.

  Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. «Основа логопедии», М.: «Просвещение», 1989.

  Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»,М.: «Институт практической психологии», 1997.

  Черкасова Е.Л. «Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции ( диагностика и коррекция), М.: « АРКТИ», 2003.

  Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. «Логопедическая работа с дошкольниками», М.: «Академия», 2003.

  Шибаев А. «Язык родной, дружи со мной», СПб : « ДИТГИЗ»,2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений.

Вся коррекционная работа по развитию фонематического слуха у детей с дизартрией можно условно разделить на шесть этапов....

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является успешное развитие фонематического слуха....

Консультация для воспитателей "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"

В консультации описаны основные этапы по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов на тему: «Игры и пособия по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Эта консультация используется логопедом при проведении круглого стола или педсовета. Ее цель - дать методические рекомендации воспитателям по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраст...

Консультация для родителей детей компенсирующей группы "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ТНР"

Многие родители полагают, что достаточно выучить рано с ребенком буквы, и он будет грамотно читать и писать. Однако получается так не всегда, если у ребенка есть нарушение фонематической системы, то п...