Розлади голосу та методи їх усунення. (українською та російською мовою)
статья (логопедия) по теме

Безуглая Ирина Леонидовна

  У статті розповідається про про основні причини голосових розладів у дорослих та дітей, їх профілактику та загальні рекомендації щодо їх усунення.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6.rasstroystva_golosa.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

                   Расстройства голоса и методы их устранения.

    Голос – это совокупность звуков, исходящих из гортани человека (от крика, стона, кашля, громкого зевка до хорошо поставленного голоса профессионального оратора или певца). Голос – важный компонент речи, поскольку он обеспечивает слышимость речи и её интонационную выразительность.

    Голосовой аппарат человека состоит их трех отделов: дыхательного (легкие, диафрагма, бронхи, трахеи), голосового (гортань с голосовыми складками) и артикуляционного (надставная труба(полости рта и носоглотки), мышцы языка, нёба, губ, щёк, челюсти).

    Нарушения голоса могут быть как составной частью другого заболевания (дизартрия, ДЦП, ринолалия), так и самостоятельными расстройствами.

    Наиболее частыми причинами голосовых расстройств являются:

-воспалительные заболевания и травматические повреждения гортани и голосовых связок;

-нарушения резонаторной системы;

-болезни органов дыхания (легких, бронхов, трахеи);

-заболевания сердца и сосудистой системы;

-эндокринные расстройства (заболевания щитовидной железы, половых желез);

-нарушения слуха (затрудняют общую «настройку» голоса ввиду отсутствия или недостаточности слухового контроля);

-длительное курение;

-систематическое употребление алкоголя;

-воздействие ядохимикатов;

-частое пребывание в сухих пыльных помещениях;

-систематическое перенапряжение голоса, особенно при неправильном пользовании им,

-резкие температурные колебания (питьё холодной воды, молока в разгоряченном состоянии);

-психические травмы.

    При временном расстройстве голосовой функции, наступившем по вполне очевидным причинам (простуда, переутомление, пребывание в пыльном, дымном помещении и др.), необходимо создать щадящие условия – отсутствие или сведение к минимуму голосовой нагрузки. В противном случае потеря голоса или неправильное голосообразование могут закрепиться в виде патологического условного рефлекса и явиться основой для развития функционального нарушения голоса.

    Рассмотрим несколько основных функциональных расстройств.

1.Фонастения – профессиональное нарушение голоса у лиц голосоречевых профессий (военные, артисты, педагоги, певцы) – дискоординация между дыханием, звукоизвлечением и артикуляцией, невозможность усиливать или ослаблять звучание голоса. Фонастения выражается в быстрой утомляемости голоса, его прерывании («осечках») и сопровождается неприятными ощущениями в горле (царапание, жжение, щекотание, сухость, боль). Может сопровождаться страхом перед выступлением, нарушениями сна, сдавливанием в гортани, люфтпаузой (дополнительный забор воздуха в речи).

2.Афония – отсутствие звучного голоса при наличии шепотной речи (звучный кашель, например).Характеризуется наличием сенсорных расстройств (ощущение сухости, тяжести или  инородного тела в горле, иногда болевые ощущения). Всегда имеются общеневрологические симптомы, выражающиеся в особенностях поведения больного, в преследующих его мыслях о неизлечимости голосового расстройства, в повышенной раздражительности, мнительности, неустойчивости настроения, нарушениях сна и т.п.

3.Дисфония – расстройство голоса, выражающееся в нарушениях его основных характеристик: высоты, силы, тембра. При дисфонии голос образуется, но становится неполноценным. Он может быть слабым, сиплым, хриплым, срывающимся, дрожащим, фальцетным, монотонным, глухим, «бубнящим», сдавленным, «квакающим», с назальным оттенком и т.п.

    Гипотонусная дисфония возникает из-за двусторонних парезов мышц гортани (при голосовом напряжении в сочетании с ОРЗ, гриппом, дифтерией, ангиной, стрессом). В лечении делается упор на повышение тонуса мышц (тонизирующий массаж в области гортани), при постановке голоса – упражнения на твердой атаке.

    При гипертонусной (спастической) дисфонии повышается тонус гортанных мышц, появляется тонический спазм в момент фонации. Причины – форсирование голоса (не свой диапазон), невротические реакции, несоблюдение речевого режима в период мутации. При говорении отмечается напряжение мышц шеи, груди, живота, вялость артикуляционной моторики, трудность при переключении с одного движения на другое. В лечении используем расслабляющий массаж, упражнения на мягкой атаке голоса.

    При лечении голосовых расстройств пользуются современным ортофоническим методом. Применяют его после тщательного обследования и после проведенного (если требуется) врачебного лечения (невропатолог, лор). Работа ведется только индивидуально.

                 Основные составляющие ортофонического метода

I.Психотерапевтическое воздействие – беседы, аутогенные тренировки, прослушивание записей речи на разных стадиях лечения. Иногда может возникнуть необходимость в медикаментозном воздействии, назначенном психиатром (при работе с ребенком – детским психиатром).

II.Выработка носового дыхания. Воздух, проходя через носовую полость, нагревается, увлажняется и очищается. Кроме того, в носовой полости находятся нервные окончания, обеспечивающие рефлекторную связь носовой полости с другими органами дыхания.

                      Упражнения для выработки носового дыхания

      а) Прижав правую ноздрю пальцем, сделать вдох через левую ноздрю. На выдохе поменять зажатую ноздрю. Повторить 4-6 раз. Затем наоборот – вдох через правую ноздрю, выдох через левую.

     б) Поглаживая нос средними пальцами по сторонам от кончика к переносице, делаем вдох. На выдохе указательными и средними пальцами обеих рук постукивать по ноздрям. Повторить 4-6 раз.

      в) На вдохе коротким быстрым движением провести указательным пальцем  по нижней части носовой перегородки от желобка под носом до кончика носа, немного поднимая его вверх. Во время выдоха прикрывать на секунду ноздри большим и указательным пальцем правой руки, прерывая выдох(6-8 движений). Повторить 4-6 раз.

      г) Открыть рот. Сделать вдох и выдох носом 10-12 раз.

      д) Сделать резкий вдох, расширив ноздри. На выдохе ноздри принимают положение покоя. Повторить 4-6 раз.

После освоения техники носового дыхания, в упражнения можно добавлять элементы самомассажа, упражнений лечебной физкультуры.

III.Выработка диафрагмального дыхания осуществляется поэтапно в строгой последовательности:

       а) Исходное положение - лёжа на спине, одна рука лежит на животе, другая – на груди. Сделать  глубокий вдох носом, при этом «надувая» живот (контролируем рукой, чтоб грудная клетка не двигалась). Выдох делаем медленно, постепенно увеличивая его продолжительность. Выдох сначала беззвучный, затем подключаем фонацию: один гласный звук, 2-3 звука, 1-2 слова, небольшая фраза. Время работы – не менее недели.

Если даже в положении лёжа не удается добиться работы животом при вдохе, стоит отложить занятия и начать разучивать дыхательную гимнастику по Стрельниковой. (Разработка этой уникальной гимнастики для детей дошкольного возраста описана в отдельной статье).

      б) Исходное положение – сидя на жёстком стуле, ступни стоят на полу, контролируем диафрагму и грудную клетку руками. Фразы, произносимые на выдохе, увеличиваются. Время работы – неделя.

      в) Исходное положение – стоя, без контроля руками. Время работы – неделя.

      г) Во время ходьбы – начинаем с трёх шагов. Постепенно количество шагов и длина произносимой фразы увеличиваются.

В ходе проведения всех дыхательных упражнений необходимо контролировать, чтоб вдох выполнялся носом, а выдох – ртом.

      При работе со взрослыми хороший результат дает упражнение «Три строки дыхания». Под ритмичный стук или хлопки логопеда человек делает вдохи и выдохи строго по схеме. Начинается и заканчивается упражнение физиологическим ритмом дыхания: вдох (на 4 счета) – выдох (на 4 счета) – пауза. Показателем правильности выполнения упражнения будет спокойный, без пауз и разрывов переход к обычному физиологическому дыханию.

4/4    4/5    4/6    4/7    4/8    4/9    4/10

5/10    6/10    7/10    8/10    9/10    10/10

9/10    8/9    7/8    6/7    5/6    4/5    4/4

( в каждой дроби числитель – длительность вдоха, знаменатель – длительность выдоха; между выдохом и вдохом - пауза).

IV. Массаж – гигиенический, вибрационный, самомассаж. Очень важно правильно подобрать вид массажа – поверхностный (успокаивающий, расслабляющий) или глубокий (тонизирующий).

V.Лечебная физкультура – упражнения для развития общей и специальной моторики.

VI. Закаливание – всего организма, ротоглоточной области (полоскания водой, солевым раствором, ароматерапия).

VII.Вызывание голоса – начинаем со звука М с закрытым ртом. Закрепляем в слогах, словах, фразах. Последний этап – диалогическая и монологическая речь. Параллельно работаем над силой голоса, высотой, улучшением тембра. Проводим вокальные упражнения.

VIII.Функциональные тренировки. Логопед (родственник, педагог) идет с излечившимся в магазин (на почту, в банк и т.д.) и слушает, как тот сам задает вопросы, общается с незнакомыми людьми.

                                           Литература

1.Алмазова О.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М., 1973.

2.Митринович-Моджиевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха. – Варшава, 1965.

3.Сценическая речь. Под ред. И.П.Козляниновой – М., 1976.

4.Соловьёва Н.М. Практикум по выразительному чтению.М.1976.

5.Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. – М. «Метафора», 2008.

6.Станиславский К.С. Работа актера над собой. Письма. – Л., 1980.

7.Егоров А.М. Гигиена голоса и его физиологические основы. – «Медгиз», Л. 1970

8.Ермолаев В.Г., Лебедев Н.Ф., Морозов В.П. Руководство по фониатрии. – «Медицина», Л.1970.

9. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. – «Астрель», М. 2008.

Статью подготовила логопед детского сада комбинированного типа №8 г. Авдеевки «Малыш» Безуглая Ирина Леонидовна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Фонопедический метод развития голоса" В.В. Емельянова

Теоритическое обоснование фонопедического метода и упражнения...

Погляди сучасних фахівців – логопедів на засвоєння граматичних структур рідної мови дітьми з ЗНМ.

Статья содержит описание отличительных особенностей грамматического оформления речи детей с ее общим недоразвитием и основные направления логопедической работы для коррекции грамматического строя речи...

Фонопедический метод развития голоса В.В.Емельянова

Фонопедический метод развития голоса, имеющий, прежде всего, технологическую направленность, основан на критериях физиологической целесообразности, энергетической экономичности и акустической эффектив...

Голосовые игры на основе фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова

Система упражнений для показаний певческого голосообразования детей дошкольного возраста...

Фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования у детей дошкольного возраста на основе фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова

В данном материале представлены фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования у детей дошкольного возраста, разработанные на основе  фонопедического метода разви...