Круглый стол для специалистов "Использование загадок в работе с детьми с общим недоразвитием речи с целью активизации их мыслительной деятельности и обучения составлению описательных рассказов"
консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме

Денисова Тамара Александровна

Проводился в рамках работы над темой "Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_tehnologii_kruglyy_stol_dlya_specialistov.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи

Круглый стол для специалистов

Использование загадок в работе с детьми с общим недоразвитием речи с целью активизации их мыслительной деятельности и обучения составлению описательных рассказов

Большую ценность для умственного и речевого развития представляют загадки. Они не только уточняют, расширяют представления детей о каком-то предмете или явлении, но и развивают наблюдательность, учат думать, отвлеченно мыслить, подмечать характерные признаки предметов, т.е. способствуют речевому и умственному развитию. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделяя каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, развивает умственную активность, самостоятельность, привычку глубже осмысливать мир.

Используя загадки как речевой материал, мы учитывает общую подготовленность детей к их отгадыванию. На занятиях самостоятельное составление загадок – довольно трудная задача для дошкольников с общим недоразвитием речи. И в то же время такие задания способствуют развитию активной речи, умственному воспитанию. Составляя загадки, дети учатся четко и кратко описывать предметы, явления,  находить и выделять в них наиболее существенные качества, признаки, свойства предметов, отбрасывая все второстепенное и малозначащее.

«Загадка – это миниатюрная логическая задача» - такую характеристику загадке дают ведущие отечественные педагоги. Решить ее можно при условии достаточного развития сенсорной культуры, наблюдательности, памяти. Следовательно, начинать обучать детей отгадывать загадки нужно с развития умения наблюдать, воспринимать предметы и явления с разных сторон.

В литературе подчеркивается важность следующего момента: ребенок должен не только отгадать, но и суметь доказать отгадку, т.е. обратить внимание на все указанные в ней условия, выяснить, что в них существенное, а потом путем сравнения найти объекты, соответствующие заданным условиям. Это очень сложная задача для детей даже подготовительной к школе логопедической группы. Думать в нужном направлении детей побуждают с помощью разнообразных вопросов, схем, таблиц и пр. приемов.

Основные ошибки при отгадывании загадок детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи:

- дети, не задумываясь, не размышляя, ищут ответ. (Например, на загадку: «Стоит Антошка на одной ножке», был дан правильный ответ (гриб). Услышав другую загадку: «Стоит Антошка на четырех ножках», - многие дети, не раздумывая, отвечают так же.)

- другая ошибка была связана с особенностями мышления детей с ОНР, которые плохо понимают метафоричность загадок, их иносказательность. (Так, загадка «Крашеное коромысло над рекой повисло» вызвала следующий ответ: «Это кинули коромысло вверх».)

- Многие дети дают нелепые ответы, называют первое, что им приходит в голову.

Обобщенный опыт работы педагогов и психологов в направлении использования загадок для развития мыслительной деятельности позволяет сделать следующие выводы:

  1. В первую очередь нужно использовать загадки, требующие коллективных ответов.
  2. Загадки, требующие индивидуального ответа, на первых этапах работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР должны быть простыми, выделяющими один основной признак предмета. В основном это загадки о предметах, с которыми ребенок знаком.
  3. Детям необходимо показать предметы – «живую» отгадку, обратить их внимание на точность описания предметов в загадке.
  4. Необходимо обращать внимание детей на смысловую сторону загадок, подчеркивать меткость и яркость образов, присущие загадке. Чтобы загадки стали настоящим средством развития детского мышления, отгадывание нужно строить так, чтобы не допускать механических отгадок. При этом желательно объяснить, для чего созданы загадки (чтобы заинтересовать человека, заставить его задуматься), обратить внимание на то, что загадать загадку можно о любом предмете.
  5. Работу по развитию мыслительной деятельности через использование загадок проводить планомерно, систематически от простого к сложному, последовательно расширяя диапазон умственной активности; с опорой на конкретный план работы в данном направлении.

Мы часто используем загадки на коррекционных занятиях как введение в обсуждаемую тему, связующее звено между упражнениями и играми и как средство эмоциональной разгрузки. Мы используем различные типы загадок:

- прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы, народными или авторскими.

        а) Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков. Например:

        Он и сочен, и душист, а снаружи золотист,

        Много долек в нем, друзья, будем кушать все и я. (Апельсин.)

        Решение загадок подобного вида основано на анализе (выделение всех признаков) и синтезе (объединение их в единое целое).

        б) Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления (по одному – двум признакам восстановить целостный образ). Например:

Росло, повыросло,

Из куста повылезло,        

По рукам покатилось,

В зубах очутилось. (Орехи.)

Между веток новый дом, нету двери в доме том.

Только круглое окошко – не пролезет даже кошка. (Скворечник.)

Один костер весь мир согревает. (Солнце.)

        Кто не ведает границ?

        Кто летит быстрее птиц?

        Он то грозен, то мятежен,

        То как пух весенний нежен.

        Кто свободней всех на свете?

        Догадались? Это… (Ветер.)

        Чтобы решить подобные загадки, необходимо выделить отмеченный признак, связать его по ассоциации с другими, не названными в загадке.

        в) В загадку включено отрицательное сравнение. Например:

Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок.)

Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Ветер)

Не ездок, а со шпорами. Не сторож, а всех будит. (Петух).

Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от

противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные, и в то же время в чем-то сходные предметы, явления, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в другом сочетании.

        - Загадки-обманки отличаются тем, что в них подразумевается одно решение, а на самом деле, за игрой слов или другим обманным приемом, кроется совсем другое.

Есть отличная примета:

Выпал снег – встречайте… (Не лето, а зима.)

Быстро бегает от страха

По лесочку … (Не черепаха, а заяц.)

        - Загадки, в описании которых использованы метафоры. Например:

        Рукавом взмахнул – деревья пригнул. (Ветер).

        Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером.

        Брат большой не согласился и отдельно поселился. (Рукавица).

        На четыре ноги надевали сапоги.

        Перед тем как надевать, стали обувь надувать. (Колеса.)

        Разгадывание этих загадок предусматривает расшифровку метафоры. Для этого необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловой категории.

        - Загадки – складки. Эти загадки легко разгадываются, т.к. ответ напрашивается сам собой в рифму. Такие загадки подготавливают детей к восприятию более сложных загадок. Например:

        Тучи в небе побежали, я раскрою зонтик,

        Дружно капли заплясали. Это значит… (Дождик.)

        Вот полозья, спинка, планки – а все это вместе… (Санки.)

        Отгадывание загадок развивает умственную активность, сообразительность, быстроту реакции, способствует развитию речи и поэтического слуха; расширяет знания об окружающем мире. К тому же дети любят загадки. У них вызывает радость и процесс и результат этого своеобразного умственного состязания. Но для активизации реи детей мы рекомендуем использовать не столько отгадывание, сколько самостоятельное составление загадок. Для этого мы используем основные правила составления загадок по методике ТРИЗ. Для облегчения запоминания алгоритма загадки мы используем графические схемы, что значительно упрощает данное задание особенно при работе со слабыми детьми. Модели загадок:

1 правило: На что похоже и чем отличается? «Похож на мячик, но не скачет – шарик», «Похожа на грушу, но не съешь – груша».

2 правило: Какой? Что бывает таким же? «Блестящий, как монета, шипящий, как вулкан, круглый, но не арбуз – самовар».

3 правило: Что делает? Кто (что) делает также? «Пыхтит, как паровоз, собирает, как хозяйка, семенит, как дедушка – ежик».

4 правило: И у одного предмета есть, и у другого предмета есть. Что это? «Есть у шарика, есть у мышки, есть у тыквы – хвостик»; «Есть у елки, есть у ежика, есть у портнихи – иголки».

5 правило: И одно свойство предмета есть, и другое свойство предмета есть, но не предмет. «И круглый, и желтый, и горячий, но не солнце – блин, колобок.»

6 правило: Части предмета есть, а функций не выполняет. «Ноги есть, а не ходит – стол, шкаф и т.д.»

7 правило: Не предмет, а свойства эти есть. «Не крокодил, а зеленый – лук, кузнечик и т.д.»

Ниже мы приводим план работы по обучению детей составлению загадок на учебный год (в подготовительной группе). Данный план разрабатывался на основе плана коррекции психических процессов, где на работу с загадками отведены все вторые и четвертые недели каждого месяца и с применением основных правил составления загадок по технологии А.А. Нестеренко (по методике ТРИЗ).        

На начальных этапах обучения (и сколько потребуется) детям предлагается составлять загадки к предъявляемым предметным картинкам. По мере усвоения задач картинки убираются, детям дается более широкий выбор объектов по их замыслу.

1 период

Сентябрь

4 неделя

28 – 2 окт.

Грибы. Ягоды.

1 этап.

Октябрь

2 неделя

12-16

Овощи.

2 этап.

4 неделя

26-30

Осень.

3 этап. Правило №1. На что похоже и чем отличается? «Похожа на море, но не искупаешься – лужа». «Похож на душ, но горячим не бывает – дождь». «Похоже на лампу, но светит сильнее – солнце». «Похоже на батарею, но осенью греет слабо –солнце».

Ноябрь

2 неделя

9-13

Одежда. Обувь. Головные уборы.

Правило №2: Какой? Что бывает таким же? «Блестящий, как монета, шипящий, как вулкан, круглый, но не арбуз – самовар».

4 неделя

23-27

Дикие животные.

Правило №3: Что делает? Кто (что) делает также? «Пыхтит, как паровоз, собирает, как хозяйка, семенит, как дедушка – ежик».

Декабрь

2 неделя

7-11

Части тела и лица.

4 этап.

4 неделя

21-25

Мебель.

5 этап. Правило №4: И у одного предмета есть, и у другого предмета есть. Что это? «И у шкафа есть, и у двери есть, и у ребенка есть – ручка».

Январь

2 период

4 неделя

18-22

Зимующие птицы.

6 этап.

Правило №5: И одно свойство предмета есть, и другое свойство предмета есть, но не предмет. «И небольшой, и грудка красная, но не снегирь – клест, свиристель».

Февраль

2 неделя

8-12

Посуда.

6 правило: Части предмета есть, а функций не выполняет. «Носик есть, но не дышит - чайник».

4 неделя

22-26

Наша Армия.

7 правило: Не предмет, а свойства эти есть. «Не шарик, а летает – самолет».

Март

2 неделя

8-12

Весна.

7 этап.

4 неделя

22-26

Орудия труда.

8 этап.

Апрель

2 неделя

5-9

Спецтранспорт.

Составление загадок на все правила.

4 неделя

19-23

Рыбы.

Составление загадок на все правила.

Май

2 неделя

10-14

Откуда хлеб пришел.

Составление загадок на все правила.

4 неделя

24-28

Школа.

Составление загадок на все правила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование педагогической технологии "Активные методы обучения" в работе с детьми с Общим недоразвитием речи

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ»Я хотела бы представить вам технологию «Активных методов обучения», которая поможет обучающимся чувствовать себя на занятиях комфортно, интерес...

ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В статье описывается опыт проведения интегрированных занятий, приобретенный в процессе работы с детьми с ЗПР и ОНР.  Представлено занятие, проведенное психологом, логопедом и дефектологом по теме...

Использование фразеологических оборотов в работе с детьми с общим недоразвитием речи (из опыта работы)

Содержание 1. Фразеологический оборот- сокровищница и ценность русского языка.2. Дети с общим недоразвитием речи, их особенности развития .3. Примеры понимания детьми значений фроазеологических о...

Опыты, экспериментирование и другие формы познавательно-исследовательской деятельности в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР)

Согласно ФГОС познавательно-исследовательская  деятельность выделена, как  самостоятельное направление.Учитель-логопед ищет новые  возможности  организации коррекционной...

«Использование театрализованной деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи» Консультация для воспитателей

консультация для воспитателей о необходимости использовать театрализованную деятельность в работе с детьми ОНР...

Статья « Использование театрализованной деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи».

Театрализованная деятельность- как метод преодоления речевых нарушений....

Круглый стол для педагогов: «Использование загадок в работе с детьми с общим недоразвитием речи с целью активизации их мыслительной деятельности и обучения составлению описательных рассказов»

В литературе подчеркивается важность следующего момента: ребенок должен не только отгадать, но и суметь доказать отгадку, т.е. обратить внимание на все указанные в ней условия, выяснить, что в них сущ...