Презентация «Развитие фонематического анализа и синтеза»
презентация к уроку по логопедии по теме

ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

Цель: Развитие фонематического анализа и синтеза с последующим введением звука Ш в слоги и слова.

Задачи:

Коррекционно-обучающая:

  • Чётко произносить звук Ш изолированно, в слогах и в словах.
  • Закрепить навык образования  обратных и прямых слогов с использованием  схем символов звуков.
  • Выделять звук на фоне слога.
  • Продолжать формировать умение определять место звука Ш в слове.
  • Закрепить навык слогового анализа.
  • Автоматизировать звук словах.

Коррекционно-развивающая:

  • Развивать внимание, память.

Коррекционно-воспитательная:

  • Воспитывать умение слушать ответы товарищей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Занятие разработано и проведено в подгруппе детей 6-7 летнего возраста с логопедическим заключением ФФН.

Продолжительность занятия 25 минут. Можно использовать в подгруппах детей с ФН, ОНР III при формировании фонематического анализа и синтеза.

Целью занятия является Развитие фонематического анализа и синтеза с последующим введением звука Ш в слоги и слова. Что актуально для детей – логопатов на сегодняшний момент. Т. К. детей с нарушением фонематического анализа и синтеза год от года становится всё больше.

Важную роль в формировании звукопроизношения играет чёткая, точная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а так же к удержанию заданной артикуляционной позы. Поэтому в занятие включены артикуляционные упражнения.

В занятии использована пальчиковая  гимнастика. Если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Я считаю, что данное занятие в игровой форме с определённой сюжетной линией, позволяет более эффективно добиваться поставленных целей.



Предварительный просмотр:

МБДОУ  

ДЕТСКИЙ  САД КОБИНИРОВАННОГО ВИДА № 62

Конспект занятия

«Развитие фонематического анализа и синтеза»

(на материале шипящих звуков)

                                                                        

Учитель-логопед

                                                                        Полевская Э.Ю.

г. Новороссийск

2013 г.

Цель: Развитие фонематического анализа и синтеза с последующим введением звука Ш в слоги и слова.

Задачи: 

Коррекционно-обучающая:

  1. Чётко произносить звук Ш изолированно, в слогах и в словах.
  2. Закрепить навык образования  обратных и прямых слогов с использованием  схем символов звуков.
  3. Выделять звук на фоне слога.
  4. Продолжать формировать умение определять место звука Ш в слове.
  5. Закрепить навык слогового анализа.
  6. Автоматизировать звук словах.

Коррекционно-развивающая:

  1. Развивать внимание, память.

Коррекционно-воспитательная:

  1. Воспитывать умение слушать ответы товарищей.

Оборудование:

Магнитная доска с магнитами, пальчиковый театр: мама Мыша, мышонок Миша, лягушка, петушок, дедушка. Игрушки: цыплёнок, кошка, мышка, заяц, петушок. Прищепки, картинки для дыхательной гимнастики. Картинки со звуком Ш. Карточки с символами гласных звуков: А, О, У и Змея – Ш. Картинки – отгадки к загадкам: кошка, мышь, шмель. Змея, разделённая на 3 части.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Дети, к нам сегодня пришёл в гости мышонок Миша.  

Жил-был мышонок Миша.

Чей это детёныш?

А жил он в норке и шуршал:

Ш  –   Ш  –  Ш

ША – ША – ША

ШО – ШО –ШО

ШУ –ШУ –ШУ

  1. Артикуляционная гимнастика  
  1. «Наказать непослушный язык»

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание. 

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя».

Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти.

Методические указания.        

1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

  1. «Сделать язык широким»

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание. 

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу.

Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти.

Методические указания.

1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

4. Боковые края языка должны касаться углов рта.

5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

  1. «Приклей конфетку»

Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.

Описание. 

Положить широкий кончик языка на нижнюю губу.

На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

Методические указания.

1. Следить, чтобы работал только язык - нижняя челюсть должна быть неподвижна.

2. Рот открывать не шире чем на 1,5 - 2 см.

3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).

4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

  1. «Грибок»

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание. 

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку)

Методические указания.

1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.

2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться.

3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

«Загнать мяч в ворота». Описание упражнения и методические указания см. во втором комплексе.

  1. «Вкусное варенье»

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука [ш].

Описание. 

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делать движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания.

1. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной.

2. Язык должен быть широким.

3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

  1. «Гармошка»

Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание. 

Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка).

Губы находятся в положении улыбки.

При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Методические указания.

1. Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот.

2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до пяти.

3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

  1. «Фокус»

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание. 

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа.

Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания.

1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе;

посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.

3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

  1. Дыхательная гимнастика.

Подул ветерок и мышонок Миша  зашипел  как ветер: Ш-Ш-Ш

«Ветер» (повтор индивидуально детьми 5-6 раз).

Проползла змея и Миша  шипел как змея: Ш-Ш-Ш (повтор индивидуально детьми 5-6 раз)

Пошёл Миша дальше и увидел «Насос» и стал качать воду:

Руки в кулаках перед собой – С-С-С, руки опустить вниз – Ш-Ш-Ш (повтор всей подгруппой 5-6 раз).

  1. Повтор слоговых и звуковых рядов последовательно по образцу логопеда всеми детьми подгруппы.

Ш   -  Ш  -   Ш

ША –ША – ША

ШО – ШО – ШО

ШУ – ШУ –ШУ

  1. Называние слогов с использованием символов звуков.

И была у мышонка Миши мама Мыша. Она шептала Мише:

ШИ – ШИ – ШИ – Ты мышонок не шурши.

ШУ – ШУ – ШУ – Я тебя прошу.

Выкладывание символов:

Карточка со змеёй – звук Ш;

Красный большой круг –   А;

Красный овал               -      О;

Красный маленький круг – У.

а)        - Давайте поможем маме Мыше прочитать, что у нас получилось:

ША          АШ

ШО          ОШ

ШУ          УШ

        б) Выкладываю пары слогов символами (индивидуальная работа). Прошу ребёнка прочитать. Затем, закрываю полоской слоги, ребёнок повторяет.

6.  Пальчиковая гимнастика.

Движения с произнесением слогов.

ША

ШО

ШУ

Проговаривать слоги и на каждый слог прищипывать прищепки  (как клювиками щёлкать) с пропеванием слогов. (У каждого ребёнка по две прищепки).

  1. Отгадывание загадок:

Рядом с норкой камыши, на ветру шелестят Ш-Ш-Ш и загадывают загадки. Хотите отгадать загадки? Пойдём, послушаем и попробуем отгадать.

  1. Молочко лакает,

Мышку догоняет…

Прыг – и на окошко!

Кто такая?...   (кошка).

  1. Кто там юркнул в норку?

Кто грызёт там корку?

И кому кричу я: Кыш!

Уходи отсюда… (мышь).

  1. Сахар, мёд, мармелад,

Джем, варенье, шоколад,

Торт, халву, и карамель

Жутко обожает… (шмель).

  1. Игра «Услышишь звук Ш – присядь»

Я буду называть слова и, если вы услышите в слове звук Ш – нужно присесть, если звука Ш нет – надо потянуться вверх.

Логопед называет слова: шапка, сапоги, шар, каша, малыш, стол, телевизор, жук, плащ.

  1. Определить, где находится звук Ш в слове.

На доске прикреплена Змея, разделённая на 3 части. Обозначает: начало, середину и конец слова. Дети берут по одной картинке со стола, определяют где находится звук Ш и выкладывают под картинкой змеи.

  1.  Заключительная часть (итог занятия)

Устал мышонок Миша, уложила его мама Мыша спать, а под голову ему положила:

Два брюшка,

Четыре ушка.  

Что это?   (подушка)  

- К кому в гости мы ходили?

- Что делали?

Вы сегодня все очень старались и помогли мышонку Мише справиться с заданиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Изучение, обобщение и систематизация путей формирования фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР....

Развитие фонематического анализа и синтеза //Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.

Развитие фонематического анализа и синтеза//Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. ...

Презентация: Формирование фонематического анализа и синтеза по теме «Звук И»

Данный материал решает коррекционно-образовательные задачи: закрепление навыков четкого произношения звука [и] в словах и предложениях;различение звука на слух и в произношении в слогах, словах ...

" Встречаем Малыша и Карлсона". Развитие фонематического анализа и синтеза.

Формирование звукового анализа и синтеза у детей является необходимым условием при обучении дошкольников грамоте. Нередко выявляются дети, которые при относительно сохранном произношении и прави...

Развитие фонематического анализа и синтеза звуков «Л»-«Л\'» средствами сказкотерапии

Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: «Развитие фонематического  анализа и синтеза  звуков «Л»-«Л\'» средствами сказкотерапии. (подготовительная к школе группа).Насон И.И....

Развитие фонематического анализ и синтеза у детей с речевыми нарушениями средствами сказкотерапии

«Развитие фонематического анализ и синтеза у детей с  речевыми нарушениями средствами сказкотерапии.(из опыта работы) Подготовила учитель – логопед МАДОУ детский сад № 63 Насон И.И Акту...

Памятка для родителей «Развитие фонематического анализа и синтеза у детей с временной задержкой психического развития»

Прежде чем учить ребенка читать, необходимо сформировать у него навыки фонематического анализа и синтеза....


 

Комментарии

Каравасилиади Светлана Константиновна

Здорово!Эта презентация мне будет очень полезна в работе.

ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

Очень буду рада.