Конспект фронтальной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности «Звук и буква О» учителя-логопеда Ковган Людмилы Александровны (г. Краснодар «Детский сад № 195)
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) по теме

Ковган Людмила Александровна

Коррекционно-развивающие задачи:

1.Развивать слуховое внимание, зрительное и слуховое  восприятие.
2. Упражнять детей в усвоении звуко-слоговых рядов путем уточнения пространственно-временных представлений.
3. Закрепить четкое произношение звука [О].
4. Работать над просодической стороной речи, развивать длительный плавный выдох.
5. Совершенствовать у детей навыки звукового анализа и синтеза (выделять звук [О] в начале, конце и середине слова в ударной позиции,
учить детей анализировать звуковые ряды: ОИ, ИО).
7. Упражнять в образовании единственного числа имен существительных от множественного.
8. Развивать координацию речи с движениями.
9. Развивать внимание, память, мышление .
10. Знакомить детей с буквой О.
11. Учить детей анализировать звукобуквенные ряды: ОИ, ИО.   

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтальной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной  группе компенсирующей направленности «Звук и буква [О]»
учителя-логопеда Ковган Людмилы Александровны
(г. Краснодар «Детский сад № 195)

Тема недели: «Продукты питания».   Тема НОД: «Знакомство с буквой О».

Интеграция образовательных областей:
-
познание;
-
коммуникация;
-
здоровье.

Технологии:
-
использование игровых методов;
-
игровые технологии, направленные на развитие слухового внимания;
-
здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз, самомассаж лица;
-
технологии сохранения и стимулирования здоровья: упражнения для    
 развития общей моторики, пальчиковая  гимнастика;

-
коррекционные технологии: психогимнастика.

Коррекционно-развивающие задачи:

1.Развивать слуховое внимание, зрительное и слуховое  восприятие.
2. Упражнять детей в усвоении звуко-слоговых рядов путем уточнения пространственно-временных представлений.
3. Закрепить четкое произношение звука [О].
4. Работать над просодической стороной речи, развивать длительный плавный выдох.
5. Совершенствовать у детей навыки звукового анализа и синтеза (выделять звук [О] в начале, конце и середине слова в ударной позиции,
учить детей анализировать звуковые ряды: ОИ, ИО).
7. Упражнять в образовании единственного числа имен существительных от множественного.
8. Развивать координацию речи с движениями.
9. Развивать внимание, память, мышление .
10. Знакомить детей с буквой [О].
11. Учить детей анализировать звукобуквенные ряды: ОИ, ИО.  

Оборудование: 

- мультимедийное оборудование;
- демонстрационные предметные картинки со звуком [О];
- зеркала;
- кукла Маша;
- игральный кубик;
- пеналы для звукового анализа;
- кассы букв, тетради;
- поощрительные наклейки.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Задание 1. Общее расслабление.
 -
Какое сейчас время года? – Осень.– Давайте представим, что подул сильный осенний ветер:

Дует ветер нам в лицо,                                      (Обмахивают лицо кистями рук.)
Закачалось деревцо.                            
(Машут над головой поднятыми руками.)
Ветерок все тише, тише.                                  
(Приседают, опуская руки к полу.)
Деревцо все выше, выше.            
(Поднимаются на носочки, тянут руки вверх.)

Задание 2.  Массаж лица.
– Ветер нагнал тучи и пошел дождик  (Массаж лица: с воображаемыми струйками дождя (поглаживание), капельками (постукивание подушечками пальцев) и снова струйками (поглаживание).

Задание 3. Развитие мимических мышц.
- Вот после осеннего дождика выглянуло солнышко, и вы
улыбнулись, обрадовались. 
- Но вдруг набежала тучка, и вы
нахмурились, огорчились.
- Но ветер унес тучки, и вы снова улыбнулись. 

- А теперь пройдите к своим местам.

Задание 4.  Развитие слухового внимания.
- Сейчас сядет тот, к кому я обращусь шепотом. Будьте внимательны.

II. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

Задание 5. Знакомство со звуком [О]. (На доске предметные картинки: картофель, морковь, помидор.)
- Как все это можно назвать одним словом? – (Овощи)
- Какой первый звук в слове
овощи? -  (Звук [О])  
(Перед зеркалами объяснить детям правильную артикуляцию звука [О]:
- губки округлены и слегка вытянуты вперед;
- зубки закрыты губками;
- язычок лежит на дне ротика;
- горлышко «работает» (дети руками на горлышке контролируют
  вибрацию).
Дети перед зеркалами правильно произносят звук [О], затем воспроизводят артикуляцию звука без голоса.
Педагог объясняет, что звук  [О] можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха). - «Какой же это звук?» - «Гласный». – «Каким цветом мы его обозначим?» - «Красным».
Педагог показывает символ звука [О]: мальчик болеет и стонет: ООО…

Задание 6.  Фонетические упражнения.
(Дети произносят вслед за взрослым
на длительном плавном выдохе:
- Хороша кукла Маша, только болят зубы у куклы нашей:  ООО…
Произнести вслед за взрослым
отрывисто:
- Маша вздыхает: О, О, О…
- Произнести звук [О] столько раз, сколько точек выпадет  на игральном кубике.

Задание 7. Дидактическое упражнение «Поймай звук»:
о, н, р, а, о, ит, он, пы, мо, душ, мак, сон, жук, бак, бук.  

Задание 8. Дидактическое упражнение «Много – один» (У меня стекла. А у тебя?  –А у меня  стекло.  Седла – седло, окна – окно, крылья – крыло, перья – перо, колеса – колесо). – Дети,  назовите одинаковый последний звук во всех словах. – О.

Задание 9. Выбрать из ряда имен только то, которое начинается на звук [О] (голосом выделять первый звук): Аня, Ира, Антон, Оля, Уля, Иван.

Задание 10. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:

Без крыльев летит,
                              Без ног бежит,
                              Без паруса плывет.  
(Облако)

Когда ночь длинна, а вода холодна?  (Осенью)

Сер, но не волк,
                              Длинноух, но не заяц,
                              С копытами, а не лошадь.  
(Ослик)

Задание 11.  Рассмотреть картинки и с помощью кружка и карточки определить место звука [О] в этих словах. 

Задание 12. Психогимнастика.
- Ребята, давайте встанем в круг. Представьте, что на улице холодно, идет дождь.
 Покажите, как вы замерзли, съежились, дрожите. Давайте изобразим,  как будто мы  играем с мячом (имитация движений). Поиграли, согрелись, расслабились.

Задание 13. ФКМ (дети выполняют соответствующие тексту движения)             - А теперь:

Мы ручками похлопаем:
                              Хлоп, хлоп, хлоп.
                              Мы ножками потопаем:
                              Топ, топ, топ.

 Задание 14. Выучить чистоговорку:

О-о-о – я надел пальто.

О-о-о – мне тепло.

(садятся на места)

Задание 15. Знакомство с буквой О. Соотношение звука с буквой.
                             В старом дереве дупло
                             Ну совсем, как буква О.
                                                         (В.Степанов)


                              Посмотри на колесо
                             И увидишь букву О.
                                                         (О.Гофман)

- На что еще похожа буква О? (Буква О из пальчиков: большой и указательный,  большой и средний. Нарисовать букву О на столе.)

Задание 16.  Расслабление мышц глаз.   «Пальминг»  (оптическое голодание – автор Т. Новомлынская)  

Глазки ладошками закрылись                                    (Опершись о стол локтями,
И в пещере очутились.
                                мягко прикрыть глаза ладонями так,
Раз-два-три, ничего не видим мы…
             чтобы не было ни одного просвета.  
                                                                                                            Расслабиться.)

Задание 17.   Нормализация тонуса глазных мышц. «Пальчик»
(авт. текст Т.А. Новомлынской )

Пальчик к носу поднесём,                   (Медленно поднести указательный палец
                                                                                      к носу, не сводя с него глаз.)
А потом отведём.                        (Отвести палец подальше на вытянутую руку,
                                                                                                          следя взглядом.)
Поморгаем, помолчим                                                             (Поморгать глазами
И опять всё повторим.                                                   и повторить всё сначала.)

Задание 18. Анализ звукобуквенных рядов: ОИ, ИО.
- Дети, вспомните, с каким звуком мы познакомились на прошлом занятии.  Я подскажу вам губами (артикуляция без голоса звука [И]) Вспомним стишок про этот звук:
                             И-и-и – губы к ушкам растяни;
                             И-и-и – хорошо сиди;
                             И-и-и – песенку тяни.
- Произнесем: ОИ.  Давайте обозначим эти звуки цветными кружочками. (Звуковой анализ: - Назовите первый звук (второй звук) в ряду.)
Откройте домики для букв. Видите, в новой квартире поселилась буква О.  Выложите из букв азбуки этот ряд и прочитайте, что получилось. Какая буква стоит слева (справа). А теперь положите еще одну букву О, а слева от нее – букву И. Прочитайте, что получилось?
Давайте попробуем написать букву О. Сначала обведем её по точкам, начинаем писать с правой стороны. А теперь спишите буквенные ряды из ваших азбук.

 III. Итог занятия и оценка работы детей.
- О каком звуке сегодня говорили?
- Дайте характеристику звука [О]. Назовите по одному слову со звуком О. (Окна, осы, облако, осень, овощи, Оля, окунь, стол.)
Ребята, вы меня радовали правильными ответами. И сегодня отвечали хорошо … (дать соответствующие наклейки).  Отвечали очень хорошо … Отвечали отлично… Давайте встанем и попрощаемся с нашими гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект подгрупповой непосредственно-образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности. Тема: "Формирование у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи".

В данном коспекте представлены задания и упражнения на базе которых отрабатываются четкость произношения звуков, мыслительные операции....

План-конспект подгрупповой непосредственно-образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности. Тема: "Пересказ описательного рассказа "Собака Кнопка".

В плане-конспекте представлены приемы обучения старших дошкольников с ОНР пересказу описательного рассказа по опорным картинкам....

План-конспект подгрупповой непосредственно-образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности. Тема: "Дифференциация звуков [С] - [Ш]"

В данном конспекте представлены приемы работы по слухо-произносительной дифференциации звуков [С] - [Ш]...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе . Тема "Звук и буква "Ч". Делу -время, потехе- час"

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи построен на принципе деятельностного подхода к формированию навыка ...

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности (познание, коммуникация, сенсорика) совместно с педагогом-психологом

Формирования умения правильного построения простого предложения при ответах на вопросы. Развитие речевой активности.         Закрепление знаний детей об основны...

План-конспект подгрупповой непосредственно- образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Путешествие в лес»

Конспект подгрупповой НОД в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Путешествие в лес"...