Использование дидактических игр и упражнений в преодолении лексических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОНРIII уровня( описание опыта работы)
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Таран Оксана Викторовна

Описание опыта работы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование дидактических игр и упражнений в преодолении лексических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Таран Оксана Викторовна

Описание опыта работы

Тема методической системы: «Использование дидактических игр и упражнений в преодолении лексических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Актуальность

Тема преодоления лексических нарушений у детей логопедической группы достаточно актуальна, так, как недостаточное овладение лексической стороной речи приводит к многочисленным неточностям в речи ребёнка.

В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - игра. Поэтому для развития лексической стороны речи считаю более эффективным -использование дидактических игр.

Цель работы: Простроить систему работы по преодолению лексических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР  через использования дидактических игр.

Задачи работы:

  1. Выявить особенности лексического развития у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
  2. Подобрать и систематизировать дидактические игры и упражнения для преодоления лексических нарушений у детей  старшего дошкольного возраста с ОНР  для работы в группе детского сада.
  3. Простроить работу с родителями для выполнения домашних рекомендаций по преодолению лексических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
  4. Провести вторичное диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста  с ОНР .
  5. Анализ полученных результатов и обобщение выводов.

Предполагаемый результат:

Использование дидактических игр и упражнений способствует:

- расширению объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формированию познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);

-преодолению лексических нарушений у детей старшего дошкольного возраста  с ОРН;

  -развитию речи в целом.

Этапы реализации:

Подготовительный:

Изучение литературы по данной теме.

Планирование предстоящей деятельности.

Практический:

Пополнение кабинета информационными и дидактическими материалами.

Разработка перспективно-тематического плана  коррекционной работы в группе  с дидактическими играми и упражнениями, направленными на преодоление лексических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Составление конспектов занятий по развитию речи, направленных на преодоление лексических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Разработка рекомендаций для воспитателей и родителей, направленных  на преодоление лексического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Итоговый:

Создание картотеки «Дидактические игры и упражнения» направленной на преодоление лексических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Подведение итогов, представление опыта работы на педагогическом совете МБДОУ «Детский сад №1» г.Калачинска

ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ

Для изучения лексического развития детей логопедической группы провела диагностическое обследование. Для диагностирования мною была

использована методика Г.А.Волковой (приложении 1).

Все данные по результатам диагностики были занесены в таблицу (приложение 2). Анализ полученных данных показал, что у детей старшего дошкольного возраста  наблюдается недостаточная сформированность лексического строя по всем исследуемым параметрам.

Результаты диагностического исследования показали необходимость внесения изменений в своей работе в плане развития речи детей старшего дошкольного возраста  с ОНР.

Для преодоления лексических нарушений у детей логопедической группы, использовались дидактические игры т.к  в дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.

Коррекционная работа представлена в двух направлениях:

  1. Использование дидактических игр и упражнений в группе;
  2. Работа родителей с детьми.

В ходе работы использовала разнообразные методы и приёмы обучения:

  • словесные (беседа, пояснения, разъяснения);
  • практические (упражнения, выполнение определённых действий);
  • наглядные (показ действия, действия по подражанию, по образцу).

Мною были составлены:

  • перспективно-тематический план коррекционной работы в группе в который включены дидактические игры и упражнения (Приложение 3).
  • методические рекомендации для воспитателя (Приложение 4).
  • конспекты занятий по развитию речи, направленные на преодоление лексических нарушений у детей старшего дошкольного возраста логопедической группы (см. приложение 5).

Для получения наиболее эффективного результата в формировании лексической стороны речи детей необходимо совмещать работу, проводимую в детском саду, с индивидуальной работой в семье, т.е. необходима преемственность в работе детского сада и семьи.

В связи с этим простроена работа с родителями для выполнения домашних  рекомендаций  по развитию речи ребёнка (см.приложение 6).

Для выявления уровня сформированности лексического строя речи у детей логопедической группы после специально организованного обучения с детьми была проведена диагностика, в ходе которой определены изменения в пассивном и активном словаре детей логопедической группы. Результаты обследования лексического строя речи у детей логопедической группы после проведённой работы (смотри приложение 7).

Результаты показали, что:

  • Дети стали подбирать антонимы к более широкому кругу слов; улучшились показатели в подборе определений к существительным, согласовании их в числе, роде;
  • расширился активный словарь;
  • значительных успехов достигли в образовании множественного числа существительных, в формировании понятия «синоним».
  • в формировании понятия «синоним».и т.д.

В целом результаты выполнения заданий подтверждают определённую положительную динамику в обогащении, уточнении и расширении лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР .

Таким образом, осуществляя целенаправленную работу с учётом целей, задач, содержания каждого направления деятельности воспитателя у детей логопедической группы произошёл качественный сдвиг в развитии словарного запаса речи.

Система работы по развитию речи детей посредством использования дидактических игр представлена на педагогическом совете МДОУ «Детский сад №1» и рамках «Педагогический экспресс-2012» .

В перспективе планирую использовать опыт включения дидактических игр в развитии фонематического слуха у детей логопедической группы, для предупреждения дисорграфии у детей при обучении в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преодоление моторных нарушений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Между речевой функцией - ее двигательным, исполнительным компонентом - и общей двигательной системой имеется тесная функциональная связь. Нормальная речь человека обеспечивается согласованной работой ...

Методическая разработка по теме: Преодоление поведенческих нарушений у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии.

Организация комп¬лексной работы по преодолению поведенческих нарушений, вклю¬чающей не только работу непосредственно с детьми, но и с социумом, окружающим ребенка....

Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста

В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его усп...

Использование дидактических игр и упражнений по формированию воздушной струи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Чтобы научить ребенка владеть голосом, надо, прежде всего, научить его правильно дышать. Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха: воздушная струя осуществляет одн...

Профилактика и преодоление фонетических нарушений у детей старшего дошкольного возраста

Комплекс несложных упражнений, приведенных в статье, позволит родителям, воспитателям и логопедам решить проблемы, связанные с фонетическими нарушениями у детей старшего дошкольного возраста и являютс...

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР»

Дошкольное детство - особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его деятельности. Это возраст, когда появляется способность к творческ...

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского дизайна Описание опыта работы.

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского дизайна Описание опыта работы....