Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. группа) «Овощи, фрукты, ягоды».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Акулинина Людмила Владимировна

Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. группа) «Овощи, фрукты, ягоды» - 2 занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon frukty_ovoshchi_yagody.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование лексико – грамматических средств языка

 (подг. группа)

«Овощи, фрукты, ягоды».

Цель: Продолжать расширять, обогащать знания детей по лексической теме.

Задачи: 1. Учить детей правильно согласовывать сущ. с прилагательными в роде и числе.

2. Учить детей подбирать как можно больше слов – признаков.

3. Закрепить умение употреблять сущ. с ум. – ласкат. суфф.

4. Учить детей грамотно употреблять в речи притяжательные прилагательные.

5. Развивать, обогащать словарь по данной лексической теме.

6. Воспитывать внимание, память, адекватное отношение к дефекту, активность и интерес на занятии.

Материалы: Картинки овощей, фруктов и ягод, мяч, настоящие овощи – помидор, огурец, чеснок, лук, болгарский перец, яблоко, стакан, картинки с изображением варенья фруктового и ягодного.

Ход занятия:

  1. Орг. момент: «Доскажи словечко».

- Поздним летом в огород собирается народ. Зрел всё лето урожай, что собрали? – отгадай.

- Здесь весною было пусто, летом выросла …..капуста.

- Собираем мы в лукошко очень крупную….картошку.

Какой ещё урожай можно собрать осенью? – перечисляют дети.  Выставляю на доску картинки с овощами – как мы назовём всё это 1 словом – Овощи (Другое название помидора – ТОМАТ). Посмотрите ещё картинки – выставляю на след. ряд на доску картинки с ягодами – назовите, что это такое? – Дети перечисляют, а затем называют обобщающее слово – это….., это ягоды.  След. картинки – перечисление – фрукты.

Где растут овощи? – в огороде, поле; фрукты? – в саду, ягоды – огороде, саду, лесу. Если ягоды растут в лесу, какие это ягоды? – лесные.

  1. Д.И. «Назови какой?» - Дети становятся в круг, показываю картинку овоща, фрукта или ягоды, передавая мяч подбирают признак к предмету.
  2. Д.И. «Назови ласково» - показ картинки.

- Помидор – помидорчик;   огурец – огурчик;   яблоко – яблочко, малина – малинка;    ягода – ягодка…….и т.д.

4. Пальчиковая гимнастика:

Мы шли, шли, шли, землянику нашли (сжимают, разжимаю пальчики, изображают землянику).

1, 2, 3, 4, 5 – пальчики здороваются от большого к мизинцу

мы идём искать опять.

  1. «Что приготовим?» - Что можно приготовить из овощей? – рагу, салат, винегрет, суп. Блюда из овощей, называются….овощными.

из фруктов? – джем, варенье, салат, компот…. блюда из фруктов….фруктовые.

из ягод? – морс, компот….блюда из ягод…ягодные.

  1. «Готовим сок, варенье» - на доске стоит стакан – сейчас мы с вами будем готовить сок. Подношу картинку с овощем, фруктом или ягодой, ребёнок должен ответить – какой сок. (Сок морковный, яблочный, малиновый, варенье – персиковое, малиновое……)
  2. Д.И. «Попробуй на вкус» - заранее приготовлены нарезанные фрукты и овощи, ребёнок закрывает глаза и пробует кусочек, при этом нужно отгадать овощ, фрукт и назвать каким он был по вкусу.
  3. Оценка и итог занятия.

ЗАДАНИЯ НА ЛОГОЧАС:

  1. Обогащение предметного словаря – названия овощей, фруктов, ягод. Закрепить где растут (сад, огород, поле, грядка, кустарник, дерево), части овоща – ботва, корень, корнеплод.
  2. Д.И. «Четвёртый лишний».
  3. Подбор признаков к предмету – как можно больше слов к каждому овощу, фрукту, ягоде.
  4. Мелкая моторику рук – выложить из счётных палочек морковь по образцу.
  5. Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки» - вопросы по содержанию, краткий пересказ текста.

Формирование лексико – грамматических средств языка

 (подг. группа)

«Овощи, фрукты, ягоды». Составление рассказа – описания о помидоре, пересказ рассказа.

Цель: Развивать у дошкольников связную речь, умение грамотно выстраивать предложения.

Задачи: 1. Учить согласовывать все части речи в предложении между собой.

2. Продолжать учить детей правильно употреблять сущ. в Род. падеже.

3. Продолжать учить составлять рассказ – описания по наглядности.

4. Закрепить умение  согласовывать сущ. с числит.

5. Развивать все психические процессы, общую координацию, просодическую сторону речи.

6. Воспитывать умение выслушивать товарищей, интерес к занятию, адекватное отношение к дефекту.

Материалы: Картинки овощей, фруктов и ягод, помидор (настоящий).

Ход занятия:

  1. Орг. момент: Сейчас сядет на своё место тот, кто назовёт мне правильно: овощ, фрукт, ягоду. Для того, чтобы вам было проще, на доске показ, что за чем нужно называть. Дети называют и садятся на свои места.
  2. Д.И. «Посчитай» - Мы очень много уже знаем овощей, фруктов, ягод, поэтому я сейчас буду показывать картинку с изображением, а мы мне должны посчитать.

- Согласование существительных с числительными.

1 – 3 – 5 ( 1 кабачок, 3 кабачка, 5 кабачков….и т.д)

3. «Закончи предложение»

- Мама начистила картошки, ч.б…….

Мама помыла овощи, ч.б……..

Мама собрала в саду малину, ч.б……

Мама купила в магазине яблоки, ч.б…….

  1. Овощи, фрукты, ягоды бывают разным  - как вы думаете, чем они могут отличаться? – формой, вкусом, размером, цветом.

Д.И. «Скажи наоборот» - подбор антонимов.

Большой – маленький;             Сладкий – горький

Широкий – узкий;                     Толстый – тонкий

Крупный – мелкий;                 Кислый – сладкий

Сажать – собирать;                  Длинный – короткий

Рано – поздно;                          Гладкий – шершавый.

  1. Физ. минутка:

- Ваня шёл, шёл, шёл. Ваня ягодку нашёл, сорвал и съел и тихо – тихо сел.

5. Составление рассказа – описания о томате. Показываю детям помидор. Посмотрите внимательно и  ответьте на вопрос: Что это такое? – это помидор. Это овощ, фрукт или ягода? – это овощ. Как можно по-другому назвать этот овощ? – томат.

Сейчас мы его рассмотрим, а затем вы сами мне расскажите о нём рассказ и мы выберем лучший.

Ответь на вопросы:

- Какой формы этот овощ? (круглой формы). Какой размер, цвет, вкус? (кисло – сладкий, сладкий, если нет вкуса? - безвкусный, ароматный, сочный). Какие блюда с помидорами можно приготовить? – салат, кетчуп, соус……

1 помидор – много…..помидоров.

Что вы представляете, когда слышите слово помидор? (предположения детей). Далее дети по очереди составляют рассказ о помидоре.

  1. Оценка – выбираем лучший рассказ, хлопаем тем детям в ладоши. Итог занятия.

ЗАДАНИЯ НА ЛОГОЧАС:

  1. Закрепление согласования сущ. + числительные – 1, 3, 5.
  2. Д.И. «Скажи наоборот».
  3. Д.И. «Готовим блюдо» - набор картинок – овощи, фрукты, ягоды – дети для себя выбирают нужные и говорят, что приготовят из тех или иных овощей. фруктов, ягод.
  4. Составление описательного рассказа о любом овоще, фрукте, ягоде по схеме или плану:

- Название овоща, фрукта, ягоды – это яблоко – фрукт…и т.д.

- Форма, цвет, размер, вкус, запах.

- Что можно приготовить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы по формированию лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников в процессе изодеятельности

дан анализ теоретических исследований по проблеме, система работы, включающая разработку подходов к выбору форм и методов...

Формирование лексико - грамматических средств языка (подг. гр.) Конспект занятия "Откуда хлеб пришёл?"

Формирование лексико - грамматических средств языка (подг. гр.) Конспект занятия "Откуда хлеб пришёл?" - 2 занятия....

Формирование лексико - грамматических средств языка (подг. группа). Конспект занятия по теме "Ранняя осень в природе. Сезонная одежда".

Формирование лексико - грамматических средств языка (подг. группа). Конспект занятия по теме "Ранняя осень в природе. Сезонная одежда"....

Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. гр.) «Домашние животные, птицы и их детёныши».

Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. гр.) «Домашние животные, птицы и их детёныши». - 2 занятия....

Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. гр.) «Отлёт птиц».

Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. гр.) «Отлёт птиц» - 2 занятия + домашнее задание для детей....

Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. гр.). Конспект занятия по теме:«Дикие животные и их детёныши».

Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. гр.). Конспект занятия по теме:«Дикие животные и их детёныши». ...