Формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) по теме

Горелова Юлия Владимировна

Наиболее характерным для старшего дошкольного возраста является активное освоение ребенком речевых конструкций разного типа. Ребенок осваивает форму монолога. Его речь становится контекстной, независимой от наглядно-представленной ситуации общения. Параллельно с развитием связной речи происходит совершенствование грамматического строя, освоение смысловой стороны слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Статья составлена Гореловой Юлией Владимировной, учителем-логопедом.

Наиболее характерным для старшего дошкольного возраста является активное освоение ребенком речевых конструкций разного типа. Ребенок осваивает форму монолога. Его речь становится контекстной, независимой от наглядно-представленной ситуации общения. Параллельно с развитием связной речи происходит совершенствование грамматического строя, освоение смысловой стороны слова.

   На шестом году жизни в основном завершается освоение системы родного языка, однако многие единичные  традиционные формы пока еще остаются не усвоенными, особенно у детей с общим недоразвитием речи.

  В совершенствовании формирования коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи важную роль играет целенаправленное обучение, которое может осуществляться в игровой форме. В играх используются такие приемы: вопрос (проблемные вопросы почему? когда? А что если?…), распространение взрослым высказывания ребенка, обобщение взрослым начало фразы, образец по аналогии. Коммуникативную мотивацию задает предложение взрослого рассказать о чем-либо игрушке: Петрушке, утенке Кряке, кукле.

  Совершенствование в формировании у детей с общим недоразвитием речи навыков в самостоятельной коммуникативной деятельности, способность чувствовать и понимать другого человека способствуют игры-инсценировки и игры-драматизации по мотивам сказок и литературных произведений. Дети старшего дошкольного возраста охотно играют в русские народные сказки «Лиса, заяц и петух», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди», в сказку К.Чуковского «Муха-цокотуха». Нравятся им и сказки для малышей: «Волк и семеро козлят», «Репка», «Колобок». Дети заимствуют из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи.

  В коррекционной работе по формированию коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи большая работа уделяется словарной работе. Главное внимание уделяется накоплению и обогащению словаря на основе знаний и представлений из окружающей ребенка жизни, активному применению разных частей речи – не только существительных, но и глаголов, прилагательных, наречий. Уделяется внимание работе над смысловой стороной слова,  расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов,  формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

В процессе подготовки детей с общим недоразвитием речи к участию речевой ситуации используются такие игры:

Игра по развитию  существительных, обозначающих «вещественные», единичные предметы.«Разноцветный сундучок»

        Сундучок, предметные картинки: яйцо, печенье, варенье, яблоко, полотенце и другие предметы, обозначенные существительными среднего и женского рода, по количеству игроков.

    Ведущий ставит на стол сундучок с картинками. Предлагает игрокам  вынимать картинки по одной, задает при этом вопрос: «Что это?», все по очереди отвечают на вопрос, что кому досталось. Если играющий ответил не правильно, то картинка возвращается в сундучок. Выигрывает тот, кто наберет больше картинок.

Игры по развитию на понимания глаголов, обозначающие действие.

«Что ты делаешь?» (Русская народная игра)

  Взрослый  назначает всем играющим работы: варить обед, печь хлеб, ремонтировать автомобиль, шить, вязать и т.д. Затем  задает какую-нибудь общую работу, например, говорит: «Пеките все хлеб!» Все  начинают имитировать действие и громко повторять: «Хлеб пеку, хлеб пеку». В это время ведущий неожиданно обращается к кому – нибудь с вопросом: «Что ты делаешь?» Спрошенный должен немедленно назвать назначенную лично ему работу, например: «Платье шью». Если же он ошибается и назовет общую («Хлеб пеку») или замнется, то меняется местами с ведущим.

«Кто как двигается»

  Ведущий говорит: «Найдите на рисунке животных, которые одинаково двигаются, и назовите их движения.»

  Все смотрят на картинку, находят животных, птиц, насекомых, которые одинаково двигаются, например «Лягушка и кузнечик прыгают, воробей и ласточка летают, сороконожка и змея ползают, дельфин и кит плавают, волк и лиса бегают, заяц и кенгуру скачут»

  Ведущий просит рассказать, что делают эти животные. Что они могут еще делать?

  Игроки составляют предложения типа: Кошка сидит. Черепаха ползает. Петух клюет зернышки. Бабочка летает. Крокодил плывет. Кошка может мяукать, лакать молоко. Черепаха умеет плавать, есть капусту. Петух может взлететь на забор. Крокодил может укусить. Бабочка может садиться на цветы.

   Кто из игроков  называет больше действий, тот и выигрывает.

Игра по развитию  понимания словесной инструкции.

«Прятки»

  Ведущий объясняет: «Сейчас я спрячу мишку, а вы по моей подсказке попытайтесь найти его, кто первый найдет, тот и выиграл».

«Подойти к окну», «Отодвинуть занавеску, взять на подоконнике ключ», «Закрыть занавеску, подойти к шкафу, открыть дверь ключом». В шкафу и спрятался мишка.

    Игра по развитию  понимания значений слов, обозначающих предметы, действия, признаки предметов, уточнения представления детей о названии предметов.

«Что вы видите вокруг?»

  Ведущий  называет  предметы, и задает вопросы? «Как мы отличаем один предмет от другого?» Игроки  должны ответить полным предложением.

    (За столом сидят, занимаются, едят, на стуле сидят).

  «Что значит слово ручка?» «Что ей делают?»   ( Пишут ).

   «У двери тоже есть ???»  (Ручка).

   «Почему эти предметы называют одним словом?» (Их держат руками).

  «Что значит слово «ручка», обозначающая этот предмет?» Ведущий показывает ручку которой пишут. «А что обозначает теперь слово ручка?» Показывает на дверную ручку.

  «Можете ли вы назвать слова, которые ничего не обозначают?» Послушайте стихотворение И.Токмаковой  «Плим»

Ложка – это ложка.

Ложкой суп едят.

Кошка – это кошка.

У кошки семь котят.

Тряпка – это тряпка.

Тряпкой вытру стол.

Шапка – это шапка.

Оделся и пошел.

А я придумал слово.

Смешное слово – плим.

Я повторяю снова –

Плим, плим, плим.

Вот прыгает и скачет –

Плим, плим, плим.

И ничего не значит –

Плим, плим, плим.

 Ведущий  просит придумать  такие слова, которые ничего не обозначают. (Трам –татам, ту-туру).

Игра  по развитию понимания предложных конструкций.

«Закончи предложение»

  Ведущий читает  предложения, затем просит рассказать о том, что произошло дальше: «Мальчик сначала подошел к дому, а потом от него …(отошел). Утром ребята пошли в гости, а вечером… (ушли). Мальчик вошел в комнату, вскоре он … (вышел), В лесу слышатся голоса птиц. Кто поет в лесу? (Птицы), Петя идет за Сашей. Кто идет первый? (Саша).

  Игра на развития связной монологической речи в предложениях, текстах.

«Больная белочка»

Каждый играющий должен индивидуально разложить  картинки, чтобы потом придумать по ним рассказ. Серия  из четырех картинок.

«День рождения»

  Эта серия из пяти картинок, на каждой из которых много персонажей. Последовательность изображенных событий трудно улавливается, поэтому от ребенка требуется большое внимание и сосредоточенность.

  Ведущий выставляет  первую картинку и предлагает  ребенку сказать, о ком будет рассказ, о каких персонажах.

  Ребенок составляет рассказ по этой картинке.

Затем спрашивает ребенка: «А может ли быть у этого рассказа продолжение?»

 Ведущий выставляет все картинки, но открывает их через одну, т.е. первую, третью и пятую. Ребенок  составляет рассказ с опорой на эти картинки.

 

 В эти игры можно играть дома – с близкими ребенку людьми – мамой, папой, бабушкой, дедушкой!!!

Все игры будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое нарушение происходит своевременно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Данная программа является системой коррекционно-развивающих игр, упражнений, занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, направлена на формирование адекватной сам...

Сообщение из опыта работы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придается большое значение. Разви­тие словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системы иг­рают важную роль в развитии...

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

цель: формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.задачи: 1. формировать у детей потребность в сотрудничестве, познавательном и личностном раз...

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Статья о  проблемах старших дошкольников с ОНР в коммуникации между сверстниками и взрослыми людьми ....

Презентация практических рекомендаций по коррекции коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи для практических работников

В старшем дошкольном возрасте дети стремятся общаться и со взрослыми и со сверстниками, стремятся к взаимопониманию с ними. Они способны воспринимать воздействия собеседника и реагировать на них, обра...

Конспект мероприятия практических рекомендаций по коррекции коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи для практических работников образовательной организации

Рекомендации для работников ДОУ по организации работы по развитию коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи:1.         Основное у...