ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ НА РАЗВИТИЕ РАЗГОВОРНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ «КАК ЗВЕРИ ПОДРУЖИЛИСЬ»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Алексеева Ольга Александровна

Занятия, направленные на совершенствование навыков диалогического общения, крайне важны при работе с детьми с ОНР, так как диалог является  основной формой разговорной речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dialog_2.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

Занятия, направленные на совершенствование навыков диалогического общения, крайне важны при работе с детьми с ОНР, так как диалог является  основной формой разговорной речи. В зависимости от конкретных условий (наличия учебных и психологических проблем у детей, уровня речевого развития) применяются фронтальные или групповые занятия. В зависимости от педагогических целей работа по развитию диалогической речи либо проводится на отдельном занятии, либо включается в традиционно коррекционное.

Развитию навыков диалога способствует также театрализованная деятельность детей. При подготовке тематических представлений ребята в неформальной обстановке активно общаются и друг с другом, и с педагогом. При соблюдении взрослыми правил диалогического общения создаются условия для совершенствования коммуникативных умений и навыков детей.

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МБДОУ №16

ПОС. РЕММАШ

О.А. АЛЕКСЕЕВА

Тема:

ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ НА РАЗВИТИЕ РАЗГОВОРНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

«КАК ЗВЕРИ ПОДРУЖИЛИСЬ»

Цель занятия: развитие диалогической речи, обучение пересказу.

Задачи занятия:

  • Учить детей пользоваться разговорно-диалогической речью, точно и полно отвечать на вопросы, строя фразу из 4-6 слов.
  • Развивать интонационную выразительность речи.
  • Закрепить умение правильно употреблять притяжательные и относительные прилагательные.
  • Активизировать словарь  по теме «Дикие животные».
  • Развивать логическое  мышление  (отгадывание загадок, проблемные  вопросы, исключение лишнего), внимания, памяти.
  • Развивать творческие способности детей.
  • Воспитывать культуру межличностных отношений, вежливость, умению работать в коллективе.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: игрушки белка и заяц; предметные картинки мест обитания животных: нора, берлога, будка, ель, дупло; картинки детенышей белки и зайца. Предметы питания животных, шапочки белки и зайца, указка, корзинка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент. Дети входят в группу, здороваются с гостями, встают в круг.
  2. Формирование психологической базы речи.

Отгадывание загадок, подбор к отгадкам слов-признаков.

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу (белка).

Как можно это слово сказать ласково? Белочка.

Вы много раз видели этого зверька, читали про него сказки и рассказы, скажите какая белочка? Добрая, шустрая, быстрая, ловкая, заботливая, серая…

Летом у белочки шубка ярко рыжего цвета. Когда белка прыгает с ветки на ветку, то кажется,  что это огонь на деревьях. Так она отпугивает врагов.

Не барашек и не кот,

Носит шубку круглый год.

Шубка серая для лета,

Для зимы другого цвета (заяц).

(Заяц зимой белый, чтобы легче ему прятаться в снегу)

Как можно назвать этого зверька ласково? Зайчик.

Подбор слов признаков – трусливый, добрый, быстрый, пугливый, длинноухий, короткохвостый, белый…

Вы правильно отгадали загадки, можно посмотреть, кто сидит в моей корзине. «Сфотографируйте» их.

Сегодня мы услышим историю о том, как познакомились Белочка и Зайчик.

  1. Чтение текста.
  2. Словарная работа: «пожалуйста». Когда говорят слово «пожалуйста»? Какие люди? Вежливые. Значит, Белочка какая? Зайчик какой? Что значит питаться? Кушать, есть пищу.
  3. Вопросы к тексту:
  • Кто встретился в лесу?
  • Когда зверьки знакомились, что  спросили друг друга?
  • Где живет Белочка? Как об этом спросил Зайчик?
  • Где живет Зайчик? Как об этом спросила Белочка?
  • Чем питается Белочка? Как об этом спросил Зайчик?
  • Что любит есть Зайчик? Как об этом спросила Белочка? (если бы ты был Зайчик, как бы ты ответил?)
  • Кто есть у Белочки?
  • Кто есть у Зайчика?
  • Что предложил Зайчик Белочке?
  • Что значит дружить?
  • Что делали на лесной полянке Зайчик и Белочка?
  • Может ли Зайчик подружиться с лисой, а с волком, почему (хищные и травоядные)?
  1. Образование притяжательных прилагательных. Игра «Чей это дом». На магнитной доске картинки – это места обитания животных - дупло, берлога, будка, елка, нора. Кто живет в этом доме? Чей это дом? Беличий, медвежий, собачий, лисий, заячий. 

Какая картинка лишняя? Собака – домашнее животное.

Чьи домики подходят к нашему рассказу?

  1. Динамическая пауза.

Вокруг себя повернитесь и в зайчиков превратитесь. Игра «Зайцы и хозяйка»

Дети бегут на свои места.

  1. «Угостим друзей. У детей на столах лежат картинки-угощения для зверей.

Вызываются дети, у кого угощенье для Белочки (шишку я дам Белочке).

Выходят дети, у кого угощенье для Зайчика. Какой частью  дерева угостим Зайчика? Уточняется кора деревьев – березовая, ивовая, осиновая.

  1. Согласование числительных и существительных.

Однажды Белочка и Зайчик отпустили своих деток погулять на полянку, а когда наступил вечер, стали их пересчитывать – все ли на месте. Давайте им поможем сосчитать.

Один бельчонок, два бельчонка, … пять бельчат.

Один зайчонок, два зайчонка, … пять зайчат (один зайчонок соседский).

  1. Пересказ рассказа. Жили в лесу Зайчик и Белочка дружно, а давайте вспомним, как они познакомились. О чем они спрашивали друг друга: Где они живут? Чем они питаются? Кто у них детеныши? (опорные картинки на доске)
  • Ребенок и логопед
  • Двое детей с игрушками;
  • Двое детей в шапочках.

11.    Итоги занятия.  Сегодня мы узнали, как познакомились Белочка и Зайчик. Пока мы занимались, нам напечатали фотографии. Домашнее задание – раскрасить фотографии и нарисовать угощение для друзей. Детям раздаются индивидуальные тетради.

Диалог Зайчика и Белочки.

Зайчик. Здравствуй, зверек. Как тебя зовут?

Белочка. Здравствуй, зверек. Меня зовут Белочка. А тебя как зовут?

Зайчик. А меня зовут Зайчик. Белочка, а скажи, пожалуйста, где ты живешь?

Белочка. Я живу в лесу. Вон на том высоком дубе в дупле. А ты, Зайчик, где живешь? Где твой дом?

Зайчик. Я живу под кустиком, под деревом. Белочка, а чем ты питаешься?

Белочка. Я питаюсь грибами, орехами, шишками, ягодами. Зайчик, а ты чем питаешься?

Зайчик. Я питаюсь сочной травой, морковкой, капустой, а зимой корой деревьев. Белочка, скажи,  пожалуйста, а у тебя есть детки?

Белочка. Да, у меня есть бельчата. Их пятеро.

Зайчик. А у меня зайчата. Их четверо.

Белочка. Зайчик, давай дружить.

Зайчик. Белочка, давай дружить.

Так подружились Белочка и Зайчик. Они часто играли на лесной полянке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Игра-драматизация как средство развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.

Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного д...

Игры-драматизации как средство развития речи детей

“Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)...

«Игры-драматизации как средство развития речи детей»

Одной из форм театрализованной деятельности являются игры-драматизации. Игры - драматизации включают в себя инсценирование песен,  сказок, литературных текстов, потешек, игровое творчество детей....

Игра-драматизация - это средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.

Игры-драматизации это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре малыш создает свой маленький мир и чувствует с...

Памятка для родителей "Игры драматизации, как средство развития речи"

Памятка для родителей "Игры драматизации, как средство развития речи"...