Занятие по развитию речи с детьми 4-5 лет с ОВЗ (психическое недоразвитие). Тема: «Домашние птицы. Куриная семейка».
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

Ефремова Наталья Анатольевна
Представленный конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми 4-5 лет может пригодиться учителям-дефектологам и учителям-логопедам дошкольных образовательных учреждений, работающим в группах компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятие тематическое, но имеет комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и коррекции грамматического строя речи, развития слухового анализа, моторики речевого аппарата, активизации высших психических функций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon domashnie_ptitsy.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи с детьми с ОВЗ

(психическое недоразвитие) в возрасте 4-5 лет.

Учитель-дефектолог

Ефремова Наталья Анатольевна

Тема занятия: «Домашние птицы. Куриная семейка».

Тип занятия: комбинированное.

Цели:

I. Образовательные.

  1. Обучать понимать простые инструкции, обусловленные ситуацией.
  2. Обучать узнавать и различать игрушки по их внешнему виду.

3. Расширять пассивный словарь детей по теме.

  1. Обучать отвечать детей на вопросы педагога.
  2. Формировать пространственную ориентировку.

II. Коррекционно-развивающие.

  1. Формировать начальный детский лексикон и мотивацию к активной речи.
  2. Развивать познавательные процессы (зрительное (восприятие цвета и размера) и слуховое восприятие, внимание, память, мышление).
  3. Развивать силу и высоту голоса;
  4. Развивать тонкие движения пальцев рук.

III. Воспитательные.

  1. Воспитывать активность детей.
  2. Воспитывать желание оказывать помощь.

Предварительная работа.

  1. Предварительное знакомство с темой.
  2. Разучивание игры.

Оборудование:

- игрушки: петух, курица, цыплята в шапочках (красного, синего, желтого цвета);

- миска с горохом, фасолью, семечками;

- маленькие мисочки для сбора семян.


I. Оргмомент

Дефектолог: Ребята, помогите мне, пожалуйста, расставить на полочке игрушки (дети помогают педагогу – подают игрушки, педагог будто бы случайно находит игрушку-курочку)

Дефектолог: Посмотрите, курочка, я ее искала, давайте с ней поиграем. Кто у нас сегодня хочет быть курочкой, а кто кошкой? (выбирает детей, раздает игрушки) Остальные будут цыплята. Но нам нужно вспомнить, как разговаривает курица?

Дети: Ко-ко-ко.

Дефектолог: Правильно, а как разговаривают цыплята?

Дети: Пи-пи-пи.

Дефектолог: Молодцы, начинаем игру:

Вышла курочка-хохлатка,

С нею желтые цыплятки,

Квохчет курочка: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко (ребенок)

Не ходите далеко! (дети ходят по комнате, кошка сидит в стороне)

На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет (дети гуляют по комнате, на последних словах ребенок-курица квохчет, дети ищут ее глазами, пищат  и бегут к ней, кошка пытается догнать детей-цыплят)

 

II. Основная часть

1. Сообщение темы.

Дефектолог: (дети садятся за стол) Как здорово мы поиграли! Но посмотрите (показывает игрушки петуха и цыплят)

Как у наших у ворот

Петух зернышки клюет.

Петух зернышки клюет,

Курочку, цыплят зовет

Как петушок зовет цыплят?

Ку-ка-ре-ку! (все вместе)

2. Задание на формирование начального детского лексикона.

Дефектолог: У нас получилась большая семья! Маша, покажи, где петух-папа (показывает). Коля покажи курицу-маму (показывает). Аля, покажи деток-цыплят. Молодцы! А сейчас я предлагаю вам поиграть-покричать: покажу цыплят – вы пищите пи-пи-пи; покажу петуха – вы кричите ку-ка-ре-ку; а когда покажу курицу – вы кричите ко-ко-ко (играют)

Дефектолог: Какие вы молодцы!

3. Пальчиковая гимнастика «Петушок и курочка»

Дефектолог: Посмотрите ребята, какой у нашего петушка большой красный гребешок, а у курочки маленький красный гребешок, давайте покажем пальчиками, как мы умеем делать петушка и курочку (показывает, дети повторяют движения)

Петя-петя-петушок,

Красный чудо-гребешок (ладонь понимается вверх, указательный палец опирается на большой – это «клюв», остальные пальцы расставлены в стороны и подняты вверх – это «гребешок»)

Зернышко за зернышком

Курочка клюет.

В клюве своим деткам

Зернышки несет (ладонь немного согнуть,  указательный палец опирается на большой – это «клюв», остальные пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении - это «гребешок»)

3. Задание на зрительное восприятие и токую пальцевую моторику «Собери зернышки»

Дефектолог: Любят цыплятки зернышки, хотите помочь курочке зернышки собирать?

Дети: Да!

Дефектолог: Тогда возьмите на полочке маленькие мисочки (дети подходят к полочке берут мисочки), вам нужно из большой миски (ставит миску с разным материалом: горох, фасоль, семечки) выбрать зернышки для цыплят. Коля выберет горох, Маша выберет фасоль, Аля выберет семечки (стоя у стола выполняют задание)

4. Задание на формирование цветового ощущения

Дефектолог: Молодцы с этим задание вы справились! Еда готова и я предлагаю вам отдать ее цыплятам. Коля – отдай горох цыпленку в красной шапочке (подходит к цыпленку ставит перед ним мисочку, садится за стол, аналогично задание выполняют другие дети)

III. Итог

Дефектолог: Понравилось вам играть с петушком, курочкой и цыплятами?

Дети: Да!

Дефектолог: Цыпляткам нравится еда, они радуется. Как пищат цыплята?

Дети: Пи-пи-пи!

Дефектолог: Радуется петух! Как он кукарекает?

Дети: Ку-ка-ре-ку!

Дефектолог: Радуется курица? Как она квохчет?

Дети: Ко-ко-ко!

Дефектолог: А еще когда они радуются, они машут крылышками, давайте мы тоже помашем руками как крылышками (выполняют задание)

Дефектолог:

На крылечке курица
близоруко щурится...
Ко-ко-ко - зовет цыплят,
желтых маленьких ребят.
Ко-ко-ко - пора домой!
ночка бродит за горой...
Малым детям спать пора,
наиграетесь с утра....

Дефектолог: И нам пора поставить наши игрушки на полочку, завтра мы еще сможем с ними поиграть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по развитию речи и обучению татарскому языку во второй младшей группе по теме: «Домашние животные и их детёныши»

Интегрированное занятие по развитию речи и обучению татарскому языку во второй младшей группе по теме: «Домашние животные и их детёныши» Цель: Уточнить и расширить словарь детей...

Конспект открытого занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Что мы знаем о зиме»

Конспект открытого  занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возрастас использованием здоровьесберегающих технологий.Тема: «Что мы знаем о зиме»...

Конспект занятий по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста использованием инновационных методик по теме "В гости к белочке":

Конспект занятий с детьми по развитию речи младшего возраста.В конспекте используются инновационные методики - пальчиковая  гимнастика, дыхательная гимнастика, упражнения на координацию слов с дв...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну умных игр» (по теме «Домашние животные»)

Конспект занятия по развитию речиВ старшей группе «Путешествие в страну умных игр»(по  теме «Домашние животные»)Цель: ·       зак...

Занятие по развитию речи с использованием различных видов театров во 2 мл. группе. Тема: "Домашние животные"

Тема: «Домашние животные».Цель:Продолжать закреплять и расширять знания детей о домашних животных, о том какую пользу они приносят человеку.Обогащать словарь детей глаголами, обозначающими...