Доклад из опыта работы по теме «Особенности формирования слоговой структуры речи у детей с ОНР-Ι, II.
план-конспект занятия по логопедии по теме

Рорбах Евгения Вячеславовна

Данный документ раскрывает осоенности формирования слоговой структуры речи у детей с ОНР-Ι, II уровня, сопровождается презентацией. Приложен конспект индивидуальнго занятия по теме "Автоматизация звука  Ж в слогах, словах" у ребёнка с ОНР-Ι, II уровня. К занятию приложена презентация.  Занятие содержит приёмы формирования слоговой структуры речи.


 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад компенсирующего вида №8 «Солнышко»г. Новоалтайск.

           Доклад из опыта работы

по теме «Особенности формирования слоговой структуры речи у детей с ОНР-Ι, II.

                                                             Составила: учитель – логопед

                                                             Рорбах Евгения Вячеславовна

                                                              Новоалтайск 2013г.

Прежде чем начать своё выступление, предлагаю вашему вниманию следующую диаграмму.(Слайд 2) На ней вы видите количество детей поступивших в детский сад за последние три года с ОНР-Ι, II. 2011г. – 17 детей, 2012 – 13 детей, 2013г. – 22 ребёнка. Как вы видите количество детей с ОНР-Ι, II растёт с каждым годом. Встаёт необходимость нарабатывать опыт коррекционной работы с этими детьми.

Для детей этой категории огромным тормозом в пользовании речью является нарушение слоговой структуры слова.

Нарушение слоговой структуры одно из наиболее трудных для коррекции из всех проявлений речевой патологии. Однако вопросы этиологии и патогенеза данного специфического нарушения фонетической стороны речи в литературе освещены недостаточно. Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова (например, мотоциклист, парикмахерская).

Кроме того недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии, а также вызывает появление так называемых вторичных психических наслоений, связанных с более или менее болезненным переживанием этих явлений, о чем свидетельствует повседневная логопедическая практика.

В чем же состоит сложность работы над данной проблемой с обозначенной категорией детей. Как правило, ОНР-Ι, II обусловлено алалией. А формирование экспрессивной речи у моторного алалика обусловлено нарушением аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора.

В анамнезе детей, страдающих нарушением слоговой структуры слов, отмечается задержка речевого развития в раннем возрасте и появление первых слов в усеченной форме. Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двух и трехсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.

Типы нарушений слоговой структуры слова выделяет А.К. Маркова. (слайд 4) Я думаю они вам хорошо знакомы. Останавливаться на них подробно я не буду.

♦ Усечение слогового контура слова за счет выпадения целого слога или нескольких слогов, или слогообразующей гласной (например, «весипед» или «сипед» вместо «велосипед», «прасоник» вместо «поросенок»).

♦ Инертное застревание на каком-либо слоге (например, «вввво-дичка» или «ва-ва-водичка»). Особенно опасна персеверация первого слога, поскольку может перерасти в заикание.

♦ Уподобление одного слога другому (например, «мимидор» вместо «помидор»).

♦ Добавление лишней слогообразующей гласной на стыке согласных, за счет чего увеличивается количество слогов (например, «дупело» вместо «дупло»).

♦ Нарушение последовательности слогов в слове (например, «чимхистка» вместо «химчистка»).

♦ Слияние частей слов или слов в одно (например, «персин» — персик и апельсин, «деволяет» — девочка гуляет).

 Давайте рассмотрим особенности нарушения слоговой структуры.

     На первом уровне речевого недоразвиия звуковое оформление речи очень нечетко и нестабильно. Дети владеют артикуляцией самых простых звуков, которыми заменяют отсутствующие у них. Характерным для их речи является отсутствие слов. Дети не способны воспроизвести их слоговую структуру. Как правило, это неговорящие дети. Их активная речь состоит из отдельных аморфных слов-корней (ма вместо мама, па вместо папа, ав — собака, би-би — машина и т.д.). У неговорящих детей, как правило, нет потребности подражать слову взрослого, а при наличии подражательной деятельности она реализуется в слоговых комплексах, состоящих из двух-трех плохо артикулируемых звуков: «согласный + гласный» или, наоборот, «гласный + согласный». В активном словаре неговорящих детей насчитывается от 5—10 до 25—27 слов.

На втором уровне речевого развития отчетливо выявляются затруднения в воспроизведении слоговых структур. Детям доступно воспроизведение односложных и лишь в некоторых случаях — двухсложных слов, состоящих из прямых слогов. Наибольшие затруднения вызывает произношение одно- и двухсложных слов со стечением согласных в слоге, а также трехсложных.

Как показали исследования Г. М. Ляминой, со стороны взрослого требуется от 70 до 90 повторений нового слова, прежде чем у ребенка закрепится самостоятельное употребление этого слова. Естественно предположить, что ребенок с недоразвитием речи на первом этапе обучения нуждается в большем числе повторений. Поэтому работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестись длительно, систематизировано, по принципу от простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности детей (занятия в игровой форме) и с применением наглядности.

Каждый логопед использует свои методы и приёмы в работе. Изучив литературу, я выделила наиболее интересные из них.

Ткаченко и Богомолова при формировании слоговой структуры в качестве вспомогательного средства используют зрительные и жестовые символы звуков.

Все авторы говорят о необходимости проводить обучение только восприятию и воспроизведению разнообразных неречевых ритмических контуров. С.Е. Большакова же считает (основываясь на А.Р. Лурия, А.В. Семенович, И.Т. Власенко, Т.В. Ахутина и др.), что к предпосылкам формирования слоговой структуры слова относят пространственный, динамический и ритмический факторы психической деятельности. Их зрелость проявляется в способности ребенка к последовательной переработке звуковых сигналов (при восприятии) и к линейному построению артикуляционных движений (при проговаривании) Провоту её слов вы мо жете видеть при выполнении детьми следующих упражнений. (Видео)

 Большой интерес представляют собой вибинары Т.Н. Новиковой-Иванцовой "Методы формирования языковой системы" В своей методике она объединила методы работы с глухими детьми и  алаликами. Широко использует жестовые и зрительные символы. Сопровождает проговаривание ритмичными последовательными движениями, подкрепляя тактильными ощущениями.

Изучив литературу, выбрала наиболее интересные методы и приёмы и выработала свою систему работы.

Выбору методов и приемов коррекционной работы по устранению нарушения слоговой структуры всегда предшествует обследование ребенка-логопата. Обследование состояния слоговой структуры слов провожу по традиционной схеме с обязательным учетом общего уровня речевого развития ребенка, его интеллектуальных возможностей и возраста.

В ходе обследования выявляю степень и уровень нарушения слоговой структуры слов в каждом конкретном случае и наиболее типичные ошибки, которые допускает ребенок в устной речи (нарушение количества и последовательности слогов в 2- 5-сложных словах, в словах со стечением согласных, замена слогов и т.д.). Это позволяет установить границы доступного для ребенка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.

Формирование слоговой структуры слова веду по двум направлениям (Слайд 5):

— развитие имитационной способности, т.е. формирование умений к отраженному воспроизведению слогового контура;

— постоянный контроль за звукослоговой наполняемостью слова.

К более сложному слоговому классу перехожу после отработки слов изучаемого продуктивного слогового класса во фразовой речи.

Непосредственно методика работы по данному разделу включает в себя пропедевтический и основной этапы. ( Слайд 6)

Ведущим на пропедевтическом этапе является обучение:

— восприятию и воспроизведению разнообразных неречевых ритмических контуров (отхлопывание, отстукивание, пропрыгивание и т.д.);

— различению на слух длинных и коротких слов;

— различению на слух слоговых контуров по длине.

Главная задача основного этапа — формирование навыка правильного произнесения слов.

Вся методика подробно описана в книге Большаковой. И я уверена, что вы её знаете. Поэтому я не буду говорить об этом.

А вот работа с неговорящими детьми имеет свои особенности. И я постараюсь вам о ней рассказать.

 В самом начале коррекционной работы  с неговорящими детьми основной задачей считаю — вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений и расширить объем понимания речи.

Если неговорящие дети имеют низкий уровень понимания речи, то в первую очередь начинаю логопедическую работу именно в этом направлении. Только при достаточно хорошем понимании речи ребенок может начать говорить.

Активизацию их речи или вызывание речевого подражания тесно связываю с практической деятельностью ребенка, игрой, наглядной ситуацией, что достигаю при соблюдении обязательных условий: эмоциональности контакта с ребенком, определенного уровня понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации.

В работе над речевой активностью (повторение звукоподражаний за логопедом) учитываю индивидуальные особенности детей. У одних легче вызываются губные звуки (ба-ба, му-му), у других — задненёбные (ка-ка, га-га), у третьих — переднеязычные (ди-ди, ти-ти). Удавшиеся звукоподобные комплексы необходимо в игровой форме повторить с ребенком до 5—6 раз в различной тональности. Произнести эти звукосочетания тихо, громко, быстро, медленно, сердито, нежно, ласково.

Далее начинаю работу по формированию первых форм слов

Следует помнить, что для нормального развития речи характерно очень раннее и исключительно точное воспроизведение интонаций (ещё на этапе гуления) о чём говорит Новикова на своих вибинарах, отчего место ударения в слове усваивается очень быстро. Отсутствие восприятия ритмичности построения речи приводит к тому, что ребенок с трудом овладевает ритмико-мелодической стороной слова, отчего оно долго не находит своего послогового выражения.

Поэтому прежде всего  добиваюсь от детей воспроизведения ударного слога, а затем интонационно-ритмического рисунка одно-, двух-, трехсложных слов (звуковой состав слова ребенок может воспроизводить приблизительно). Вначале допускаю проговаривание только ударного слога, в дальнейшем учу ребенка воспроизводить слова из двух слогов.

На данном этапе работы беру слова с правильно произносимыми звуками. Так, как исправление звуко-произношения может вызвать у некоторых детей речевой негативизм. Потому что на этом уровне развития речи они еще не в состоянии овладеть артикуляционными нормами. На данном этапе работы использую альбом Большаковой.

Формирование слоговой структуры слов со стечением согласных  имеет свои особенности.

Усложняя работу над слоговой структурой слова, в отрабатываемые слова ввожу стечения согласных звуков с учетом того, что звуки, составляющие эти стечения, уже правильно произносятся детьми. При переходе к словам со стечением учитываю, что деление слов на слоги должно происходить на стыке морфем, например: кош-ка (а не ко-шка).

Если ребенку по подражанию трудно произнести слог со стечением согласных, то предлагаю сначала повторить за мной слоги, но таким образом, чтобы между двумя согласными находился гласный звук [а], например: да-ва, даву, мано, ману и т.д. Затем два разных слога как бы сдвигаются, и между согласными звуками произносится не гласный звук полного образования, а редуцированный твердый гласный, нечто среднее между [а] и [ы], например: дъва, дъву, мъно, мъну. Наконец редуцированный гласный совсем опускается и стечения согласных произносятся без него: два, дву, мно, мну. После того как стечения согласных отработаны, с ними даю слова, которые обязательно проговариваю с ребенком по слогам (простукивая ладошками по столу, прошагивая пальчиками по столу или поднимаясь по ступенькам, или отхлопывая «замочком», как предлагает Новикова).

Ещё работая над словом считаю, что одно из главных условий логопедической работы с детьми, которым недоступно элементарное словоизменение, — проведение мероприятий, способствующих развитию смысловой стороны речи. В экспрессивную речь переводится только то, что ребенку понятно и имеется в его импрессивной речи.

Далее давайте рассмотрим особенности формирования слоговой структуры слова на материале фразовой речи

Постепенно данные слова ввожу во фразу. Составляю фразы со словами это, дай, на, вижу, притяжательными местоимениями. Как правило, дети с тяжелыми нарушениями речи не запоминают стихов, тем более в четыре и более строк, поэтому с ними следует начинать учить стихи не более чем в две строки. Заучивание двустиший провожу с обязательной опорой на предметные и несложные сюжетные картинки. При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании детьми их содержания, для чего к картинкам ставятся соответствующие вопросы. Например, по сюжетной картинке с двустишием: «Это киска. Она любит молоко из миски» — можно спросить: Кто это? Что любит киска? Покажи, где киска? А где миска?

Или  Дон-дон! Дон-дон!

Загорелся Кошкин дом!

Таким образом, формирование слоговой структуры сложный и трудоёмкий процесс.  Характер логопедического воздействия при развитии слоговой структуры слова определяется уровнем речевого развития ребенка-логопата, а также индивидуальными трудностями при овладении элементами речи. Как уже отмечалось, развитие слоговой структуры слов требует развития пространственной, динамической,  ритмической и психической деятельности. Ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фраз.

Исходя из вышесказанного, выделила ряд требований, которые необходимо соблюдать, проводя работу по формированию слоговой структуры:

 - Работу по формированию слоговой структуры слова необходимо проводить индивидуально, как часть занятия по коррекции звукопроизношения.

-     Большое значение в работе имеет дифференцированный подход к детям, который предполагает учет психических особенностей ребенка, его работоспособность, речевые возможности дошкольника и характер нарушения слоговой структуры слова.

-     Из лексического материала упражнения необходимо исключать слова, с дефектно произносимыми звуками, входящего в состав слова.

-     Важно тщательно и последовательно отрабатывать каждый тип слоговой структуры даже, если ребенок не допускает в нем ошибок, так как классификация составлена по принципу наращивания и усложнения слогов. В последующем, любое многосложное слово может быть “разбито” ребенком на 2-3 более простых и изученных слоговых структур.

-     Характерной особенностью коррекционной работы будет являться многократная повторяемость ее видов на разном речевом материале.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доклад из опыта работы по теме «Особенности формирования слоговой структуры речи у детей с ОНР-Ι, II. Составила: учитель – логопед Рорбах Евгения Вячеславовна Новоалтайск 2013г.

Слайд 3

Типы нарушений слоговой структуры слова по А.К. Марковой . ♦ Усечение слогового контура слова за счет выпадения целого слога или нескольких слогов, или слогообразующей гласной (например, « весипед » или « сипед » вместо «велосипед», « прасоник » вместо «поросенок»). ♦ Инертное застревание на каком-либо слоге (например, « вввво-дичка » или « ва-ва-водичка »). Особенно опасна персеверация первого слога, поскольку может перерасти в заикание. ♦ Уподобление одного слога другому (например, « мимидор » вместо «помидор»). ♦ Добавление лишней слогообразующей гласной на стыке согласных, за счет чего увеличивается количество слогов (например, « дупело » вместо «дупло»). ♦ Нарушение последовательности слогов в слове (например, « чимхистка » вместо «химчистка»). ♦ Слияние частей слов или слов в одно (например, « персин » — персик и апельсин, « деволяет » — девочка гуляет).

Слайд 4

Формирование слоговой структуры слова ведется по двум направлениям: — развитие имитационной способности, т.е. формирование умений к отраженному воспроизведению слогового контура; — постоянный контроль за звукослоговой наполняемостью слова.

Слайд 5

Методика работы по данному разделу включает в себя пропедевтический и основной этапы. Ведущим на пропедевтическом этапе является обучение: восприятию и воспроизведению разнообразных неречевых ритмических контуров ( отхлопывание , отстукивание, пропрыгивание и т.д.); различению на слух длинных и коротких слов; различению на слух слоговых контуров по длине. Главная задача основного этапа формирование навыка правильного произнесения слов.

Слайд 6

Требования, которые необходимо соблюдать, проводя работу по формированию слоговой структуры: - Работу по формированию слоговой структуры слова необходимо проводить индивидуально, как часть занятия по коррекции звукопроизношения. - Большое значение в работе имеет дифференцированный подход к детям, который предполагает учет психических особенностей ребенка, его работоспособность, речевые возможности дошкольника и характер нарушения слоговой структуры слова. - Из лексического материала упражнения необходимо исключать слова, с дефектно произносимыми звуками, входящего в состав слова. - Важно тщательно и последовательно отрабатывать каждый тип слоговой структуры даже, если ребенок не допускает в нем ошибок, так как классификация составлена по принципу наращивания и усложнения слогов. В последующем, любое многосложное слово может быть “разбито” ребенком на 2-3 более простых и изученных слоговых структур. - Характерной особенностью коррекционной работы будет являться многократная повторяемость ее видов на разном речевом материале.



Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад компенсирующего вида №8 «Солнышко»г. Новоалтайск.

Конспект

Конспект логопедического занятия с подгруппой детей

 ОНР- II уровня по звукопроизношению.

Тема: Автоматизация звука [ж].

 Составила: учитель- логопед

Рорбах Евгения Вячеславовна.

Новоалтайск 2013

Образовательная область «Коммуникация».

Цель: автоматизация звука [ж] в слогах, словах.

Задачи:

1.Побуждать правильно произносить звук [ж] в слогах, словах.

2. Способствовать развитию слуховой памяти, фонематического восприятия.

3. Содействовать формированию умения выполнять несколько действий последовательно, ориентироваться в своём теле.

4.Способствовать формированию слоговой структуры речи.

5. Ввести в пассивный словарь слово ЛУГ.

6. Создать условия для речевой активности детей.

Оборудование:

Бабочки на ниточках, презентация, карточки с «кнопками» на каждого ребёнка, карта с окном и кнопками, салфетки, фишки, карточки с картинками: жаба, лыжи, жуки, ужи, ежи, ножи.

I. Организационный момент.

Ход занятия:

Ребята, проходите, посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. Скажите, почему мы пожелали доброго утра, а не дня? (Потому, что сейчас утро). Проходите за стол.

Мотивация к занятию.

(Слайд 1, изображение луга)

  •  Ребята, посмотрите, как красиво. Зеленеет трава, цветут цветы. Это место называется луг.
  • Нас с вами ждёт сегодня приятная прогулка по лугу.

II. Артикуляционная гимнастика. (Слайд 2 Бабочки на лугу)

  • На лугу дует лёгкий ветерок. Летают бабочки. Возьмите бабочек. Давайте на них подуем и посмотрим, как они  летают. (Выполняют упражнение на развитие направленного выдоха).
  • А едят бабочки сладкий нектар (Упражнение «Вкусное варенье»)
  • Нектар собирают в чашечки (Упражнение «Чашечка»)
  • Когда летают, они быстро машут своими крылышками (Упражнение «Индюк»)
  • А когда сядут на цветок, они медленно закрывают и открывают свои крылышки (Упражнение «Маляр»).

III.  Автоматизация изолированного звука .

(Слайд 3) ( На травинке сидит жук.)

  • А кто сидит на травинке? (Это жук)
  • Жуки - жужжат. (Логопед выставляет на магнитную доску символы артикуляции звука [ж].  Сопровождает показом жестовых символов и побуждает детей показывать жестовые символы).
  • Куда нужно поставить язык, чтобы произнести  [ж]. Вверх.
  • В форме чего стоит язык? Чашечки.
  • Как стоят зубы? Заборчиком.
  • Что делают губы? Округляются.

IV Пальчиковая гимнастика

А теперь давайте сделаем жуков из пальчиков и пожужжим, как жуки. Хотите? (Одной рукой. Затем другой. Двумя руками вместе).

V Автоматизация звука.

  • 1)В слогах.
  • Посмотрите «жук» и «Аня» вместе ЖА. Положили большой пальчик на первую кнопку, говорим Жа. Положили указательный пальчик на вторую кнопку, говорим Жа и т.д. все пальцы. Мы пели Жа.
  • Берём «жука» и «Олю». Поют слог  ЖО, нажимая «кнопки» поочерёдно всеми пальцами.
  • Берём «жука» и «Умника». Поют слог ЖУ, нажимая «кнопки» поочерёдно всеми пальцами.
  • 2)  в ряду открытых слогов. (Логопед помогает детям запомнить слоговые ряды с помощью ручных символов. Побуждает детей повторять движения рук)
  •  Ра-ро; ро-ру; ру-ры; ры-рэ.

VI Динамическая пауза (Слайд 4)

  • Мальчики посмотрите, кто пришёл на наш луг (Лунтик)
  • Лунтик очень любит играть с детьми, вот и с вами он тоже хочет поиграть. А вы хотите поиграть Лунтиком?
  • Лунтик назовёт две части тела человека, а вы  их покажите. (глаз-ухо; рот-нос; нос глаз) Теперь Лунтик  будет называть по три части тела, а вы показывайте. (глаз-рот-нос; ухо-глаз-рот; рот-нос-глаз).

VII. Автоматизация звука [ж] в словах.

Ребята вы же помните, что Лунтик попал на землю с луны. Поэтому он не знает ещё названия всех предметов. Лунтик просит ему помочь. Хотите помочь Лунтику. Давайте назовём эти предметы.

  • Логопед называет предмет, отхлопывая слово «замочком».
  • Скажем вместе. Дети повторяют, отхлопывая слово «замочком».(2 раза)
  • Ребята по очереди повторяют слова, отхлопывая  «замочком». (2 раза) Закрывают картинку фишкой.
  • Поочерёдно открывают фишки, произносят слова без деления на слоги.

VIII Итог занятия.

  • Пора возвращаться домой..
  • Скажите, вам понравилась прогулка по лугу?
  •  Какой звук гулял по лугу вместе с нами?

  • Покажите как вам понравилась прогулка очень понравилась, понравилась или не понравилась (использует шкалу успеха).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)».

Cтатья посвящена коррекции одного из наиболее стойкихнарушений речи - искажению слоговой структуры слова. Данное нарушение встречается как в устной речи дошкольников, имеющих рааазличную сречеву...

Опыт работы по теме «Развитие чувства ритма как средство формирования слоговой структуры речи у детей дошкольного возраста»

Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с самого раннего возраста. Не является исключением и возможность ра...

«Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)».

laquo;Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)»....

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя ...

Консультация на тему: "Особенности формирования слоговой структуры слова у дошкольников с нарушениями речи"

Нарушение слоговой структуры слова следует рассматривать как одно из следствий глубокого недоразвития фонематического восприятия, что говорит о наличии общего недоразвития речи. Работа над слоговой ст...