Из опыта работы "Использование фольклора как средства повышения эффективности логопедической работы"
консультация по логопедии по теме

Использование малых фольклорных форм в коррекционно-логопедической работе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

МДОУ детский сад «Ромашка» комбинированного вида

Использование фольклора как средства повышения эффективности логопедической работы

                                                               Составила: учитель-логопед

                                                              первой квалификационной

                               категории

Илюшина Елена Васильевна

1.Актуальность

         Актуальность темы определяется той огромной ролью, которую играет пословица, поговорка и загадка в развитии речи ребенка. Они имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где чистое звукопроизношение, монологическая речь являются необходимым условием успешной учебы.

Художественное устное слово играет большую роль в жизни детей. Колыбельные песни, потешки, шуточные песни, забавные сказочки входят в жизнь ребенка, радуют, развлекают, утешают, учат его задолго до того, как он прочитает свою первую книжку. Считалки, скороговорки, игровые припевки, дразнилки – неотъемлемая часть детского быта.Именно в  период дошкольного детства с поразительной быстротой и активностью дети  начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средствами человеческого общения – речью.

Язык народных произведений лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их различия.

Большинство произведений устного народного творчества создавались в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их четкость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал, хранил и передавал из уст в уста эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания, дети легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаются пользоваться им в своей речи. В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема внедрения в речь детей старшего дошкольного возраста малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. Ребёнок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.).

2.Значение внедрения малых форм фольклора

в работу с детьми, имеющими речевые нарушения.

       

В процессе работы с детьми, имеющими речевые нарушения, используется разнообразные методы и приёмы. Но логопед может испытывать определённые трудности, связанные в основном с восприятием детьми этих приёмов. Если, например, задание даётся в виде монотонной инструкции, у ребёнка быстро рассеивается внимание. Теряется интерес к деятельности. Ввиду несформированности мотивационной сферы трудно вовлечь детей в активное участие в процессе, а это очень важно для достижения максимального результата.К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях 6-7 лет.

        При рассказывании пословиц, поговорок необходимо использовать авторские слова и выражения. Меткие, яркие, образные, они обращают внимание детей, запоминаются им. Сама природа произведений устного народного творчества располагает к тому, чтобы главное было подчёркнуто голосом, паузой, выразительной интонацией. Одновременно логопед отрабатывает семантику новых слов.

        Вывод: использование малых фольклорных форм в коррекционно-логопедической работе способствует освоению системы родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказывать собственную мысль. Работа с малыми фольклорными формами позволяет уменьшить количество речевых штампов, способствует активизации речевой деятельности ребенка с ФФНР, повышает эффективность логопедической работы.

3. Цели и задачи использования фольклора

в логопедической работе.

        К детскому фольклору как средству языковой характеристики народа обращались  К. Д. Ушинский, В.И. Даль, Д.К. Зеленин. Все они свидетельствуют о возможности использования малых форм фольклора для развития речи детей, ведь это то, что складывалось и проверялось временем, проросло и вызрело, впитав знания и мудрость многих поколений.

 В своей работе, поначалу, совершенно интуитивно, а  впоследствии осознанно,мы стали активно использовать плоды народного творчества, поставив перед собой следующие цели и задачи:

            Цель: оптимизация логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ФФНР посредством использования малых фольклорных форм.

     

           Задачи:

  • расширять речевые возможности детей с задержкой речевого развития;
  • развивать творческое мышление ребёнка, фантазию, воображение;
  • развивать чувство ритма, выразительность движений
  • оптимизировать работу с родителями  по закреплению изученного речевого материала;

       

 4. Использование фольклора в логопедической работе.

           Свою  работу  по развитию речи детей средствами детского фольклора мы строим  на следующих основных принципах:

интеграции работы на основе народного искусства в различные направления воспитательной работы и виды деятельности детей (ознакомление с природой, развитие речи, различные игры);

 активного включения детей в разнообразные художественно-творческие деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную;

 на основе принципа индивидуального подхода к детям, учета их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития той или иной детской  деятельности, индивидуальной работы с каждым ребенком в процессе коллективных занятий с детьми;

бережного и уважительного отношения к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.

     

Занимаясь с детьми, часто используем чистоговорки в работе над чёткостью дикции. (Приложение 1)Как правило, они заучиваются наизусть, хотя можно применять и такой приём, как отражённая речь. Для более  более  быстрого запоминания чистоговорок дошкольниками мы используем зрительную опору, забавные рисунки, которые дети с удовольствием рассматривают. Нам не приходится повторять каждую чистоговорку, достаточно показать ребёнку картинку. Чтобы он вспомнил текст. Предлагаем несколько образцов карточек с чистоговорками и  рисунками к ним.

(Приложение 2)

            Также в своей работе используем жанр игрового детского фольклора- считалки. Эти словесные рифмованные формулы, часто комические, помогают нам определить очерёдность в игре.(Приложение 3) Пестушки — песенки, которыми мы сопровождаем деятельность ребёнка во время режимных моментов, используем при формировании у детей культурно- гигиенических навыков. Потешки — игры взрослого с ребёнком мы используем не только на занятиях, но и в свободной деятельности, а также вводим их в домашние задания. Заклички- обращения к явлениям природы ( к солнцу, ветру,

дождю, снегу, радуге, деревьям).Приговорки- обращения к насекомым, птицам, животным. Дразнилки — весёлые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности, в особенности поведения. Прибаутки, шутки. Перевёртыши- забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. Докучные сказочки- сказки без конца, которые можно обыгрывать множество раз, мы используем на экскурсиях, прогулках, в игровой деятельности.

                Все эти маленькие тексты обычно содержат максимальное количество «трудных», «скользких» мест для произношения, поэтому повторение вслед за взрослым или выучивание их наизусть служат целями автоматизации и дифференциации определённых звуков в самостоятельной речи детей.

Загадки служат тем же целям, что и потешки, чистоговорки и считалки, т. е. введению в речь ребёнка новых звуков. (Приложение 4) В нашей работе мы часто используем загадки-описания:

Длинная, гладкая

Оранжевая, сладкая.

Зайчики едят

И нам велят. (Морковка)

На первоначальном этапе дети лишь отгадывают загадки, но затем мы учим их самостоятельному составлению загадок-описаний, также используем мы и загадки с рифмующейся отгадкой:

Встаёт на заре,

Поёт на дворе,

На голове гребешок,

Кто же это? (Петушок)

Составлять загадки-рифмушки нам помогает игра «Рифмушки - нерифмушки». Сначала мы используем загадки недлинные. С небольшим количеством признаков, чтобы не запутать детей Когда дети научились выделять в предметах различные качества и свойства. Мы начинаем использовать загадки. В которых есть сравнения, метафоры, образы.

 Скатерть бела всю землю одела (снег).

 Пушистая вата плывёт куда-то.

 Чем вата ниже, тем дождик ближе (туча).

Подобные образцы понятны детям благодаря их внешнему сходству с предметом-отгадкой.

          В своей работ при проведении праздников и развлечений мы используем загадки-вопросы. Такие загадки и ответы на них, способствуют формированию у детей убеждений. Их можно найти в сказках и заучить с детьми. Например: «Что для человека дороже всего на свете?»

                                  -«нет ничего дороже Родины» («Сказка о барине и его работнике»)

Благодаря систематической работе ко второму полугодию дети логопедической группы могут использовать загадки, предполагающие несколько отгадок.

Без крыл летит,

Без ног бежит,

Без огня горит,

Без ран болит (ветер, туча, солнце, сердце).

В середине учебного года дети имеют более широкие представления о животном мире, о труде людей, явлениях природы. Это позволяет расширить тематику загадок. Дети начинают понимать смысл образных выражений, поэтому и загадки могут не отражать реальные признаки предмета. А только  создавать их образ.

Сидит девица в темнице,

А коса на улице (морковь).

    Широко используем мы и загадки, «расшифровка» которых строится на постепенном исключении неверных сопоставлений:

Чёрен,а не ворон,

Рогат, а не бык,

С крыльями, а не птица (жук).

     Используем в своей работе литературные загадки, которые имеют длинное описание, а также загадки, для отгадывания которых необходимо иметь развитую наблюдательность.

Молода- похожа на серп,

Поживёт- станет, как лепёшка (месяц, луна).

Загадки мы используем на литературных викторинах, посиделках, развлечениях. Нами предлагаются загадки по сказкам. Это не только помогает закрепит содержание сказки, которую читали в группе на занятии, но и развивает память детей, образное мышление, элементы логического мышления (сравнение, анализ, синтез) и конечно- самое главное для нас- речь.

С образной загадкой мы начинаем любое занятие: ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка, аппликация, физкультурное занятие, это является хорошей мотивацией для эстетического и этического воспитания, проверки детей на сообразительность.

Загадки загадывают и сказочные персонажи, и сами дети. С загадками мы стараемся начинать каждую часть занятия, это способствует поэтапному разворачиванию его содержания. Дети отгадывают загадки индивидуально или хором. При индивидуальном отгадывании мы осуществляем обязательно поощрение детей и следим за тем. Чтобы во время занятия похвалы удостоились все дети группы (причём не обязательно за отгадку).

        При отгадывании загадок мы используем педагогический приём «Помоги»: дети помогают игрушке отгадать загадки.Ситуация успеха позволяет ребёнку чувствовать себя уверенным в себе.

Толстяк живёт на крыше,

Летает он всех выше. (Карлсон)

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок,

Покатился...(Колобок)

Загадки, как и потешки, чистоговорки и считалки мы используем на занятиях, в играх, в индивидуальной работе с детьми.

Неиссякаемую пищу для словесно-логических упражнений предоставляютхорошо знакомые детям и любимые ими сказки. С радостью и интересом дети отвечают на вопросы:

Почему семеро козлят открыли дверь волку?

Можно сказать, что мышка вытянула репку? А кто вытянул?

Почему Колобок от всех зверей убежал, а лисе на нос сам прыгнул?

   Большое влияние на развитие речи детей оказывает инсценировка какого-либо сюжета, так называемые игры-драматизации. Отбирая художественные произведения для драматизации, мы учитываем одно немаловажное обстоятельство: дети должны хорошо знать и содержание сказки, и представлять внешний образ и повадки животных. В проведении игр- драматизаций может участвовать вся группа: одни как действующие лица, другие в качестве зрителей.

Доступные по содержанию небольшие сказки («Репка», «Заюшкина избушка») рассказывают детям о дружбе, взаимопомощи, способствуют нравственному воспитанию. Во время игры все дети объединены общими переживаниями (радостью, заинтересованностью), что помогает сплотить детей группы. Посредством сказки мы учим детей самостоятельно находить способы образной выразительности. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка- всё это создаёт благоприятные условия для проведения игр-драматизаций на основе сказок.

     Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобные игры также формируют произвольное запоминание текстов и движений. «Слово и движение»- это не просто слово, а народная мудрость, не просто движение, а пластический образ, выражающий это слово.

Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные «жемчужины» - пестушки, потешки, прибаутки, песенки и сказки, в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и, что очень важно, понятно даже для самых маленьких.

         Разучивание новых песен, стихотворений, инсценировок мы не начинаем до тех пор, пока не будет проведена тщательная словарная работа и текст всех произведений не станет понятен каждому ребёнку.

Дети с речевыми нарушениями плохо усваивают речевой материал, у них недостаточно развито произвольное запоминание. Нередко то, что было только что заучено, быстро забывается, опираясь на наш опыт, мы можем сказать, что не надо упрекать детей в нерадивости: только поощрение, терпение, и конечно, правильно организованное систематические занятия помогут им достичь определённых успехов.

 В народных песнях часто поётся о различных цветах и растениях, поэтому всё, о чём говорится в хороводах и музыкальных играх, близко и доступно дошколятам.

Занимаясь с детьми, мы обратили внимание на то,  что у ряда детей с недоразвитием речи наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в виде плохой координации сложных движений, их недостаточной точности и ловкости, в виде выраженных затруднений при выполнении упражнений по словесной инструкции. Характерными являются некоторая скованность, отсутствие лёгкости и грациозности при выполнении упражнений. Наблюдая за тем, как ребёнок застёгивает и расстёгивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, мы видим недостаточную координацию пальцев, что позволяет нам судить об особенностях моторики пальцев.

         Правильная оценка недостаточности  в сфере моторной деятельности необходима для выявления закономерностей аномального развития детей с недоразвитием речи и построения системы коррекционных воздействий. В коррекционную работу мы включаем серию подготовительных упражнений, обеспечивающих формирование зрительно- моторной координации, а также развитие тонкой моторики пальцев рук. Тем самым мы стараемся формировать у ребёнка, одновременно, умение точно и ловко одновременно, умение точно и ловко выполнять те или иные движения.

Оптимальным является использование в указанных целях физкультминуток. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения с одного вида деятельности на другой, повышения работоспособности, снятия нагрузки. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Для детей логопедической группы проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной формой позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. В ходе физкультминуток детям предлагается как бы «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Дети изображают зайцев, собак, кошек, деревья. Такая необычная игровая деятельность у ребят вызывает ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. Это позволяет предельно мобилизовать их внимание. Желание детей быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулирует запоминание. Мы предлагаем родителям наших воспитанников проводить эти игры в семье. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе.

Повторяя наши движения в ходе пальчиковых игр, дети активизируют моторику рук. Тем самым мы вырабатываем у ребёнка ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Мы предлагаем несколько игр, наиболее полюбившихся нашим детям: «Снежки», «Гномики», «Наши пальчики» (Приложение5)

Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию, мы разделили их на группы и определили назначения:

  1. игры-манипуляци;
  2. сюжетные пальчиковые упражнения;
  3. пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой;
  4. пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»)
  5. пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук;
  6. театр в руке;

В логопедической группе пальчиковую гимнастику мы включили в режим дня:

  •  во время утренней гимнастики;
  • на физкультминутках
  • на физкультурных занятиях
  • перед обедом, когда дети ожидают приглашения к столу;
  • на прогулке в тёплое время;
  • в начале подвижной игры
  • на досугах, праздниках, развлечениях.

Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно, способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психологических процессов, а также коммуникативности.

Умения перевоплощаться формируются у детей в диалоге при использовании ими перчаточных кукол (кукол бибабо, театра на рукавичках, пальчикового театра). При проведении такой работы осуществляется активизация словаря, закрепляется правильное произношение звуков в свободной речи, отрабатывается возможность произвольно изменять темп речи, высоту, силу и модуляции голоса, использовать различные виды интонации для того, чтобы как можно более точно передать характер своего персонажа. Таким образом, мы постепенно подготавливаем детей к участию в театральных постановках, которые начинаются с представления небольших спектаклей (по русским народным сказкам, сказкам Маршака, специально написанным сценариям по мотивам сказок Ш.Перро). Эти спектакли содержат большое количество песен, танцев, много музыки, речи с движениями.

Воспитание театром способствует развитию эмоциональности, сопереживания, творческого воображения, коммуникации. Участие детей в театрализованной деятельности расширяет познавательные возможности, создаёт благоприятные условия для развития эстетического восприятия, нравственного воспитания детей. В театральных постановках дети проявляют активное отношение к действительности, передают внутренний мир персонажей, учатся критически оценивать поступки и чувства, которые значимы не только для них, но и для окружающих людей. Театрализованная деятельность предоставляет нам возможность использовать театральное искусство и как своеобразный инструмент речевой коррекции, обеспечивающий  гармоничное развитие личности ребёнка.

 Творческий характер деятельности, реализуемый в театральных постановках, поддержание положительного эмоционального настроя в их ходе и по окончании, необходимость совершенного владения речью, её выразительными средствами выступают в нашей работе как основные условия комплексного и разностороннего развития способностей детей. Театр учит детей находить оригинальные решения различных задач, достигать результата с наименьшими затратами и большей радостью, понимать множественность первопричин и последствий поступков и действий. Для этого используем решение сказочных задач «открытого» типа. Мы формируем их таким образом, чтобы ребёнок смог спроецировать, перенести на них свой жизненный опыт. И, самое главное, они не имеют единственно правильного решения.  Существует много методов, которые помогают нам в работе:

  • что было бы, если...
  • творческая ошибка
  • «перевирание» хорошо знакомой сказки
  • сказка «наизнанку»
  • а что было потом
  • салат из сказок

Самый простой метод, который мы используем на первом этапе работы - «договаривание» (Приложение 6)

В своей работе мы используем разнообразные сказочные задачи, а они, в свою очередь, отвечают следующим требованиям:

  • Задачу задаёт какое-либо сказочное существо- одна из кукол театра, игрушка...
  • Сказочные задачи являются испытаниями, а дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны: опыт работы, его мировосприятие, наиболее понятные для него способы взаимодействия с миром. Обычно дети не теряются и выдвигают совершенно неожиданные критерии выбора.
  • Образы, герои и события подбираются так, чтобы заинтриговать ребёнка, быть ему близкими.
  • Мы стараемся, чтобы ситуация содержала актуальную для ребёнка проблему, «зашифрованную» в образном ряду сказки.
  • Ситуацию и вопрос мы строим так, чтобы побудить ребёнка самостоятельно установить и проследить причинно-следственные связи.

    Процесс придумывания сказочных задач для детей несложен и интересен, и источником для их создания служат сказки (Приложение 7).

Мы широко используем в своей работе процесс группового решения-обсуждения. Это обогащает жизненный опыт ребёнка.

Участие родителей в коррекционном процессе.

Успешность исправления речевого дефекта напрямую зависит от активного участия родителей в образовательном коррекционном процессе, так как автоматизация и дифференциация звуков в речи требует постоянного внимания и осуществления контроля проговаривания каждого звука. Необходима систематичность в работе по формированию речевых знаний, умений и навыков. Что требует от родителей большого терпения и создания в семье необходимого микроклимата. Именно поэтому мы включаем элементы фольклора в домашние задания. Родители стали занимать более активные позиции в работе по развитию речи своих детей. Просмотр праздников, развлечений, коррекционных занятий, прослушивание лекций, консультации, совместные игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, поговорок и других жанров делают их ближе духовно, что необычайно важно для детей с недоразвитием речи.

 

Вывод

      Работая в этом направлении, мы пришли к выводу, что использование фольклора, сказки и театрализованных игр необходимо вводить в свои занятия и музыкальным руководителям, и преподавателям физкультуры, ведь оно способствует: развитию творческого мышления ребёнка, фантазии, воображения, развивать чувство ритма, выразительности движений, совершенствованию вербальных средств (ребёнок учится доходчиво и правильно формировать свои мысли), развитию способности к образному мышлению, установлению причинно-следственных связей, развитию эмпатии и умения слушать.

Дети стали больше знать чистоговорок, скороговорок, потешек, пословиц, поговорок,  употреблять их в речи, могут объяснить их смысловое значение.

Приложение №1

п,пь

«Уп-уп-уп, мама варит суп»

«Петя пилил пилой пень»

«Наш Полкан попал в капкан»

«Говорит попугай попугаю:

Я тебя, попугай, попугаю!

Попугаю в ответ попугай:

Попугай! Попугай! Попугай!»

р,рь

«Вэтой норке крот, норку стережёт»

«На горе на горке горько ревёт Егорка»

вь-фь

«Наш Филат небыл виноват»

д-дь

«Дед Даня дыню делил: Дольку- Диме, дольку-Дине»

О,А

Не по траве, а около катилось «о» и окало.

«О» охало, «о» окало...Не по траве, а около...

Б,П,В,Ф,Г,К,Д,Т,Х

Добыл бобов бобыль.

Вакул бабу обул, да и Вакулу баба обула.

От топота копыт пыль по полю летит.

Бык топогуб, тупогубенький бычок,

у быка бела губа была тупа.

Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

Верзила Вавила весело варил вилы.

Около кола колокола, около ворот коловорот.

Ткёт ткач ткани на платки Тане.

Наша голова вашева голову головой переголовит, перевыголовит.

Приложение №2

Приложение №3

Курочка-потарушка,

Кукушка, рябушка

Сели горели,

За море летели,

За морем горка

На горке дубровка,

В дубровке царица-

Красная девица.

Медок, сахарок,-

Поди вон, королёк!

Первенчики,

Друженчики,

Беребенчи,

Трынцы, волынцы,

Поповы ладонцы.

Цыкинь, выкинь!

«Зайчик белый,куда бегал?

В лес дубовый.- Что там делал?

Лыко драл.- Куда клал?

Под колоду.- Кто украл?

Родион.

Приложение №4

Сидит дед, в шубу одет,

Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)

Приложение №5

Ладушки

Ладушки,ладушки,

Курочки-рябушки.

Ладушки,ладушки,

Курочки-кладушки.

-ритмично хлопать

Напугать Санюшку хотели.

-качать головой с укоризной

Сели на лоб,

-положить руки на лоб

Крылышками хлоп, хлоп,

Слегка хлопать кончиками пальцев обеих рук по лбу

А Санюшка их

Хап!Хап!Хап!

И поймал.

Хватательные движения обеими руками

Тпрушки

Тпрушки,тпрушки,

Пекла баба преснушки.

-хлопать: то одна рука сверху, то другая

Всем по преснушке,

-развести руки в стороны

А две Ванюшке!

-показать два пальчика и обращаясь к одному ребёнку, перед ним развести руки в стороны

Приложение№6

Я хотела бы вам прочесть известную сказку, но в моей книжке исчезли почти все буквы. Так что мне придётся читать сказку, произнося лишь ту часть слов, которая осталась. Вы поможете мне восстановить сказку?

«Смасте... как-.. Ерё.. липово... коры.... Выш... хозяйка... во двор, увиде... коры..., обрадова...:

-Красо...-то какая! Не коры..., а чисто кораб...! Зав... же его в стир... испыта...

Загорди... коры... Сто... на крыль..., да высо... на всех посматрива... А тем неког...

гордить...- надоб... трудить...! Метла двор вычища.... Бадья крынки отмыва.... Вёд... с коромыслом по воду спе.... Топор дрова в зиму заготавлива... Даже старенькое коры... при деле- куро... и гусоч... зерном прикармлива...

-Не моё это дело на Ерё... спину гнуть- рассуди... коры...

На утренней заре уш... коры... со двора. Вплавь по ре... отправи... Тут ветер поднял..., раска... он коры... и надно отпра...

Ле... коры... на дне, Ерём... двор вспомина..., горьки... слеза... заливает...

Наш... коры... мальчиш..., ког... купать... на реку отправили... и принёс... на двор. Повинилось коры... и в тот же час за стирку принялось. А Ерё... си...на крыль... да приговаривала....

-Челном море не переплы..., корытом реку не осили... Своё дело зна..., чест... его выполняя...»

Приложение №7

Один раз задумался Иван-Царевич: правду ли говорят, что Баба Яга такая злая и коварная? А как вы думаете? Почему Баба Яга иногда бывает злой и коварной?

За лесами и морями, за крутыми берегами течёт молочная река с кисельными берегами. Как вы думаете, что будет с тем, кто в ней искупается?

Долго ехал Иван Царевич и, наконец, приехал к замку Кощея Бессмертного. В том замке, в плену Кощеевом, жила жена Ивана- Василиса Прекрасная. Но не просто войти в замок- ведь охраняет его злой Дракон. Как Ивану-Царевичу войти в замок?

Выехал Иван-Царевич из родного дома, чтобы белый свет посмотреть. Ехал,ехал, да почти всю еду, что из дома прихватил, и съел. Осталась только одна горбушка хлеба. Вдруг видит- навстречу ему идёт Старичёк-лесовичёк, от голода шатается. Что делать Ивану-Царевичу? Что будет с ним, если он отдаст последний кусок хлеба?

В одной сказочной стране есть река. Но течёт в ней не вода, а огонь. Как переправиться через реку?

Как вы думаете, почему Змей Горыныч дружит с Кощеем Бессмертным, а не с Иваном-Царевичем? С кем бы вы подружились?

Колобок долго катился по лесным тропинкам, прежде чем попасть к лисе на нос. Как вы думаете, что случилось с лисой, после того, как она съела «грязного» колобка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная деятельность специалистов ДОУ как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии

В статье обобщается опыт интегрированной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ по коррекции у детей отклонений в речевом развитии...

Использование ИКТ как средство повышения эффективности логопедической работы в ДОУ

На слайдах представлена информация по использованию ИКТ как средство повышения эффективности логопедической работы в ДОУ...

Информация из опыта работы : «Занимательная гимнастика для язычка как средство повышения эффективности логопедического занятия»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои м...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»

Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и ...

Использование информационно-коммуникативных технологий как средство повышения эффективности логопедической работы в дошкольном учреждении

В данной статье мною рассматривается использование информационно-коммуникативных технологий в  дошкольных учреждениях как одну из эффективных способов повышения мотивации и реальной перспективы р...

Программа Дополнительного образования (кружковая работа) Тема: «Су-Джок терапия как нетрадиционная форма повышения эффективности логопедической работы с детьми дошкольного возраста»

В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су-Джок метода. Су–Джок терапия является одним из эффекти...

Бизиборд как средство повышения эффективности логопедической работы

Бизиборд способен успешно решать не только задачи сенсомоторного, но и речевого развития детей. Поэтому он может стать отличным помощником в работе учителя-логопеда, в качестве интересного и нестандар...